Раздел 1. « История анатомии ЦНС »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 1. « История анатомии ЦНС ».

Лекция № 1 - « Зарубежный этап развития анатомии ЦНС. Отечественный этап развития анатомии ЦНС »

Структура лекции:

1. Общие положения анатомии как науки.

2. Основная анатомическая терминология.

3. Краткий очерк истории анатомии.

Методы обучения – лекция, метод демонстраций.

Средства обучения – аудиовизуальные, символические.

Интерактивные формы обучения – дебаты.

 

Литература: Воронова Н. В. Анатомия центральной нервной системы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Н. В. Воронова, Н. М. Климова, А. М. Менджерицкий. -, 2005; М.: Аспект Пресс, 2005. – 127 с.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАТОМИИ КАК НАУКИ

Анатомия человека (греч. аnatomё - рассечение, расчленение)- наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой.

Старая описательная анатомия ставила перед собой только один вопрос - как устроен организм, изучала статические взаимосвязи и отношения, и не стремилась вскрывать законы развития организма. То есть, для старого подхода в анатомии характерен был метафизический подход. (Метафизикой в философии называется подход к явлениям природы и общества как к неизменным и изолированным друг от друга, т. е. метод, прямо противоположный диалектике, рассматривающей все явления в их развитии, изменении и взаимной связи).

Напротив, современная анатомия стремится выяснить не только - как устроен организм, но и почему он так устроен. Для ответа на этот второй вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма. Поэтому современная анатомия придерживается диалектического подхода, рассматривая организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, независимую от окружающей среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования. Диалектика в противоположность метафизике учит, что в природе все изменяется и развивается. Организм человека тоже не представляет собой нечто застывшее, он постоянно изменяется от момента зарождения до момента смерти. Кроме того, человек как вид является продуктом длительной эволюции, обнаруживающим черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но исследует - как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных - филогенез (фило - род, генезис - развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, которая сравнивает строение различных животных и человека.

2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенез (антропос - человек). Для этого используются преимущественно данные антропологии - науки о человеке. Антропология изучает естественную историю человека и его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой конкретно он принадлежит, и ведущей роли труда в процессе антропогенеза.

3. Рассматривается процесс развития индивида - онтогенез (онтос - особь) в течение всей его жизни:

- утробной, эмбриональной (эмбриогенез);

- внеутробной, постэмбриональной или постнатальной (пост - после, натус - рожденный), от момента рождения до момента смерти.

Утробный процесс развития изучает наука эмбриологии (эмбрион - зародыш). Постнатальный период - сфера интересов возрастной анатомии. Последний период онтогенеза - старение - составляет предмет геронтологии - науки о старости (герон - с греч. - старик).

В результате указанных подходов современная анатомия изучает организм человека как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних условий на протяжении всей его эволюции. Такое изучение строения человеческого организма составляет эволюционную черту анатомии.

Диалектика учит, что форма и функция находятся в единстве и взаимно обусловливают друг друга. В организме нет структур, не выполняющих какую-либо функцию, так же как нет функций, не связанных с какой-либо структурой. Каждый орган является в значительной степени продуктом той работы, которая им совершается. Поэтому анатомия изучает строение организма и его отдельных частей, органов в неразрывной связи с их функцией, что составляет функциональную черту анатомии.

Наконец, изучение анатомии человека является не самоцелью, а основано на принципе единства теории и практики и служит целям медицины, а также физической культуры (прикладная черта анатомии).

Следовательно, анатомия как наука накапливает факты и описывает их (описательная черта), эволюционная и функциональная черты ее дают возможность объяснять эти факты и устанавливать закономерности структуры, а действенность анатомии способствует овладению вскрытыми закономерностями для управления организмом. В итоге анатомия может решать все 3 указанные задачи и потому является наукой с большими перспективами.

В силу обширности материала и трудности изучения целостного организма последний - сначала рассматривается по системам, отчего анатомия получает также название систематической (системной). Рассматривая организм по системам, мы искусственно расчленяем его на части, пользуясь аналитическим методом. Но в живом организме отдельные части и элементы построения тела (системы, органы, ткани и т. п.) существуют не изолированно, а взаимодействуют друг с другом в своем возникновении, развитии и жизнедеятельности и оказывают друг на друга формообразующее влияние.

Поэтому для понимания организма в целом необходимо пользоваться также и методом синтеза. Синтез анатомических знаний проводится в процессе всего прохождения курса анатомии путем вскрытия связи формы с функцией и изучения структуры в аспекте ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов. В конце прохождения курса анатомии все системы изучаются вместе, как они существуют в живом организме. При этом обращается внимание на взаимоотношение их между собой и, особенно, с нервной системой, объединяющей организм в единое целое.

Существующие в целом организме связи могут быть изучены только при сопоставлении данных анатомии с данными других сопредельных дисциплин.

Так как человек является высшим продуктом развития живой материи, чтобы понять его строение, необходимо пользоваться данными биологии как науки о законах возникновения и развития живой природы.

Анатомия, изучая эволюцию развития систем и органов у животных - от низших до высших - использует данные палеонтологии и зоологии.

Используя методы вариационной статистики, анатомия изучает индивидуальную изменчивость форм и строения тела человека и всех составляющих его частей и органов. При этом устанавливаются крайние формы индивидуальных различий и наиболее часто встречающиеся индивидуальные анатомические особенности, выявляются корреляции, закономерности взаимоотношений индивидуальной изменчивости отдельных органов или частей тела и телосложения человека в целом. Следовательно, анатомия использует достижения математики и статистики.

Как человек является частью живой природы, так и наука, изучающая его строение, т. е. анатомия, является частью биологии. Однако «человек - это животное, делающее орудия». В этом классическом определении философа В.Франклина, отражены 2 стороны: биологическая («человек - это животное...»), указывающая на родство человека с животным миром, и социальная («...делающее орудия», то есть видоизменяющий окружающий мир), подчеркивающая его социальную природу. Следовательно, необходимо учитывать ведущее значение общественных условий в развитии человека. Поэтому анатомия человека выходит за пределы биологии и соприкасается с социальными науками, в том числе, психологией.

Исходя из вышеизложенного, трудно переоценить значение анатомических знаний в процессе овладения многими биологическими науками. Достаточно привести слова выдающегося московский врача А.П. Губарева, который утверждал, что «...без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предрассудки».

Анатомия имеет огромное значение для формирования мировоззрения не только врача, но и профессионального психолога. Она вооружает его фактами для диалектико-материалистического познания статики и динамики целого организма и отдельных органов в причинной зависимости от функциональных факторов, факторов окружающей среды, профессиональных факторов, воздействующих на человека в процессе жизнедеятельности.

В анатомии принято различать макроскопическую анатомию, сфера которой - изучение строения тела и органов, производимое либо невооруженным глазом, либо с помощью оптических приборов, дающих малое увеличение (лупы), и микроскопическую анатомию, которая изучает форму и строение органов и тканей на микроскопическом уровне с помощью светового микроскопа.

Еще более тонкое строение тела, клеточную организацию тканей изучает наука о тканях - гистология и наука о клетке – цитология.

Исходным и исторически первоначальным методом изучения строения тела человека и животных является расчленение, анализ, сопровождаемые тщательным описанием наблюдаемых картин. Преобладание описательного направления в практике исследований привело к выделению описательной анатомии.

Накопленный ею фактический материал явился фундаментом для разграничения нескольких форм описательной анатомии. В зависимости от плана изложения этого материала различают:

-систематическую;

-топографическую;

-патологическую;

-пластическую.

Систематическая анатомия описывает форму, строение и расположение органов по системам. Сначала излагается остеология (наука о костях), составляющих твердую основу тела; затем синдесмология, (наука о суставах и связках); потом миология (учение о мышцах).

Строение органов пищеварения, дыхания, мочеотделения и половых органов входит в спланхнологию (учение о внутренностях). Особым разделом анатомии являются ангиология посвященная изучению сосудистой системы (кровеносные сосуды и лимфатические узлы); Наконец, крайне важная для нас: неврология -изучающая спинной и головной мозг и периферические нервы; эстезиология - наука изучающая органы чувств, наконец эндокринология (наука об органах внутренней секреции).

Топографическая анатомия описывает форму и строение органов по областям тела, причем особое внимание обращается на взаимное пространственное расположение органов, их отношение к кровеносным сосудам и нервам.

Патологическая анатомия, в отличие от изучения нормального здорового организма (нормальной анатомией) имеет дело с больным организмом и болезненными изменениями его органов.

Пластическая анатомия обращает главное внимание на статику и динамику внешних форм тела, а внутреннее строение рассматривает преимущественно, чтоб понять выразительность внешних форм тела человека. Изучая их, врач может судить об изменениях физического и психического состояния больного.

Пластическая анатомия имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, искусства кино (театра). Так, и Леонардо да Винчи и Микеланджело изучали анатомию, чтобы использовать полученные знания при создании своих бессмертных произведений.

Родоначальник советского кино Сергей Эйзенштейн также уделял очень большое значение пластической анатомии. Посредством знаний основных законов пластической анатомии он добивался в своих картинах большой выразительности и правдоподобия. Знания пластической анатомии используются в криминальной психологии, в медицинской психологии для оценки психофизиологического состояния человека.

Существуют также ответвления анатомии:

-динамическая;

-возрастная;

-типовая;

-рентгеноанатомия.

Динамическая анатомия (кинезиология), изучает всевозможные движения человеческого тела и те морфологические изменения в организме, которые при этом происходят. Полученные результаты используются в спортивной медицине, военной и авиационной медицине (например, при катапультировании летчика, при исследовании минно-взрывных ранений и др.).

Возрастная анатомия ставит целью изучить анатомические особенности организма в возрастном аспекте.

Типовая анатомия изучает соотношение между внешними формами и его внутренним строением.

Рентгеноанатомия - особый раздел анатомии, выделившийся в связи с применением открытых К.Рентгеном лучей для изучения организма человека и животных. Она опирается на данные, полученные как при посмертных исследованиях областей тела и органов, так и при диагностической рентгеноскопии (рентгенографии). Одним из первых (1896) применил рентгеновские лучи в практике анатомических исследований - выдающийся отечественный анатом В.Н.Тонков. В настоящее время достижения рентгеноанатомии широко применяются в практической медицине. Помимо традиционной рентгеноскопии и рентгенографии используются более совершенные техники, например, томография.

Классификация нейронов.

 По числу отростков.

1. Униполярные нейроны имеют 1 отросток. По мнению большинства исследователей, такие нейроны не встречаются в нервной системе млекопитающих и человека.

2. Биполярные нейроны – имеют 2 отростка: аксон и дендрит. Разновидностью биполярных нейронов являются псевдоуниполярные нейроны спинномозговых ганглиев, где оба отростка (аксон и дендрит) отходят от единого выроста клеточного тела.

3. Мультиполярные нейроны – имеют один аксон и несколько дендритов. Их можно выделить в любом отделе нервной системы.

По форме.

Веретеновидные, грушевидные, пирамидные, полигональные. Такой подход лежит в основе изучения цитоархитектоники мозга.

По выполняемой функции.

1. Чувствительный (афферентный) – помогающий воспринимать внешние раздражители (стимулы).

2. Ассоциативный (вставочный интернейрон).

3. Двигательные (эфферентные) – вызывающие сокращения и движе­ния. Именно эти нейроны получили наименование «мотонейроны», т.е. двигательные нейроны, сконцентрированные в двигательных ядрах передних рогов спинного мозга и стволовой части головного мозга.

По длине аксона.

В рамках этой классификации короткими считаются те аксоны, ветви которых остаются в непосредственной близости от тела клетки.

1. клетки 1-го типа Гольджи (эфферентные) – нейроны с длинным аксоном, продолжающимся в белом веществе мозга;

2. клетки 2-го типа Гольджи (вставочные) – нейроны с коротким аксоном, разветвления которого выходят за пределы серого вещества мозга.

По форме нервных клеток.

1. Пирамидные.

2. Звездчатые.

3. Веретеновидные.

4. Переходные формы.

Пирамидные нейроны в коре имеют различную величину. Они встречаются во всех слоях коры.

Наиболее крупные пирамидные нейроны находятся в слое IV зрительной области коры и в слоях III и V других корковых зон.

 Особо крупные пирамидные нейроны – нейроны Беца (по имени В.А. Беца, впервые их описавшего) обнаружены в области коркового конца двигательного анализатора.

В отдельных областях коры пирамидные нейроны особенно богато представлены в слое III; в местах деления этого слоя на три подслоя наиболее крупные пирамидные нейроны находят в третьем подслое. Они, как правило, имеют верхушечный (аликальный) дендрит со значительным разветвлением, направленный к поверхности коры. В большинстве случаев верхушечные дендриты доходят до слоя I коры, где и разветвляются в горизонтальном направлении. От основания пирамидного нейрона в горизонтальном направлении отходят базальные и боковые дендриты, также постепенно дающие разветвления различной длины. Единственный длинный аксон, отходящий от пирамидного нейрона, направляется вниз в белое вещество и дает разветвленные по разным направлениям коллатерали. Иногда его ответвления образуют дугу и направляются к поверхности коры, давая по пути отростки, образующие межнейронные связи.

Звездчатые клетки коры больших полушарий, особенно у человека, многообразны. Нейроны этого типа составляют значительную часть всех клеточных элементов коры больших полушарий мозга человека. Весьма разнообразны и богаты разветвлениями их дендритные и аксонные окончания, особенно в верхних слоях коры. Аксоны звездчатых нейронов, в отличие от аксонов пирамидных и веретеновидных клеток, как правило, не выходят за пределы коры больших полушарий, а зачастую и за пределы одного слоя. В коре больших полушарий наблюдаются значительные различия в сложности форм и многообразии дендритных и аксонных разветвлений звездчатых нейронов: особенно многообразны межнейронные связи.

Веретеновидные нейроны характерны в основном для VI-VII слоев коры. Однако веретеновидные нейроны нередко встречаются и в V слое. Наиболее характерной особенностью веретеновидных нейронов является наличие у них двух дендритов, направленных в противоположные стороны. Часто наряду с этими основными дендритами и их разветвлениями от тела веретеновидных клеток отходит еще боковой дендрит, идущий в горизонтальном направлении. Дендриты веретеновидных клеток обычно образуют немного разветвлений. Разветвления аксонов веретеновидных клеток также весьма незначительны по сравнению с разветвлениями звездчатых и пирамидных нейронов. Верхушечный дендрит веретеновидной клетки, поднимаясь вверх, может дойти до I слоя, однако в большинстве своем эти дендриты оканчиваются в слоях V, IV и III.

Греческое слово «глия» означает «клей». Глиальные клетки впервые описал в 1846г. Р. Вирхов, который считал, что они «склеивают», скрепляют нервные клетки, «придавая целому его особую форму».

Глиальные клетки выполняют в нервной системе множество еще не совсем ясных функций. В отличие от нейронов глиальные клетки сохраняют способность к делению в течение всей жизни.

Хотя они имеют мембранный потенциал, но способны генерировать потенциал действия — возбуждаться. Нейроглия составляет почти половину объема мозга, а число клеток глии значительно превышает число нейронов (по меньшей мере в 10 раз).

Различают три типа глиальных клеток: астроглия, олигодендроглия и микроглия.

Астроглия. Происходит из спонгиобластов, развивающихся в клетки, имеющие множество отростков. Длинные извитые отростки астроцитов переплетаются с отростками нейронов. Значительное число отростков астроцитов представляют собой «ножки», плотно прилегающие к капиллярам и покрывающие собой почти всю поверхность сосуда (рис. 6, 4). Астроциты, расположенные в местах концентрации тел нейронов (серое вещество), образуют больше отростков, чем астроциты в белом веществе. Таким образом, астроциты — это клетки, располагающиеся между капиллярами и телами нейронов и осуществляющие транспорт веществ из крови в нейроны и обратно. Кроме того, астроглия связывает с кровеносным руслом спинномозговую жидкость.

Олигодендроглия. Олигодендроциты имеют то же происхождение, что и астроциты. По размерам они меньше, чем астроциты и имеют меньше отростков. Основная масса олигодендроцитов располагается в белом веществе мозга и ответственна за образование миелина. Эти олигодендроциты обладают длинными отростками. Олигодендроциты, расположенные в периферической нервной системе, называются Шванновскими клетками (см. рис. 2, 3; 3, 2). Те олигодендроциты, которые находятся в сером веществе, располагаются, как правило, вокруг тел нейронов, плотно прилегая к ним. Поэтому их называют клетками-сателлитами. Они характеризуются наличием коротких отростков (см. рис. 6, 3).

Микроглия. Клетки микроглии происходят из мезодермы. Как видно из названия, они отличаются небольшими размерами. Эти клетки могут активно передвигаться и выполнять фагоцитарные функции. Благодаря способности к активной миграции микроглия распределена по всей центральной нервной системе.

 

Методы обучения – лекция, метод демонстраций.

Средства обучения – аудиовизуальные, символические.

Интерактивные формы обучения – дебаты.

Литература: Анатомия центральной нервной системы: учебно-методический комплекс / ПГУПС. - СПб: ПГУПС, 2009 /адрес сайта http://pgups.com.

 

Оболочки спинного мозга

Снаружи спинной мозг окружен тремя оболочками.

Наружная - твердая оболочка спинного мозга фиксирована связочным аппаратом в позвоночном канале и отделена от надкостницы этого канала эпидуральным пространством, заполненным жировой клетчаткой и венозным сплетением.

Средняя - тонкая оболочка спинного мозга, прозрачная, называется паутинной (арахноидальной) оболочкой спинного мозга.

Внутренняямягкая оболочка спинного мозга, тесно прилегает к спинному мозгу и содержит кровеносные сосуды, питающие спинной мозг.

Твердая оболочка спинного мозга представляет собой продолговатой формы мешок с прочными и толстыми стенками, расположенный в позвоночном канале и содержащий спинной мозг с корешками и оболочками.

Внутренняя поверхность твердой оболочки спинного мозга отделена от паутинной оболочки узким щелевидным субдуральным пространством, которое пронизано большим количеством тонких соединительнотканных перекладин. Вверху субдуральное пространство спинного мозга свободно сообщается с аналогичным пространством в полости черепа. Внизу это пространство заканчивается слепо на уровне II крестцового позвонка.

Паутинная оболочка спинного мозга плотно прилегает к спинному мозгу. В ней различают два слоя - внутренний и наружный, между которыми располагаются кровеносные сосуды. Внутренний слой оболочки очень прочно сращен с тканью спинного мозга и в виде отростков внедряются в него вместе с кровеносными сосудами.

Кровоснабжение спинного мозга осуществляется позвоночной артерией - ветвью подключичной артерии, а также от задних межреберных, поясничных и латеральных крестцовых артерий спинного мозга.

Обонятельный мозг

Обонятельный мозг, является самым древним, и, вместе с тем, самой меньшей по объему частью рострального отдела ЦНС.

Обонятельный мозг состоит из периферической и центральной частей.

Периферическая часть обонятельного мозга  включает в себя:

-обонятельные луковицы (орган обоняния);

-обонятельный тракт;

-некоторые другие структуры.

Орган обоняния заложен в слизистой оболочке верхней и нижней части средней носовой раковины в виде обонятельного эпителия, состоящего из рецепторных и опорных клеток.

Особенность обонятельного тракта заключается в том, что его афферентные волокна не переключаются в таламусе (так как зрительные бугры в ходе эволюции образовались позже).

Выходящий из обонятельных луковиц обонятельный тракт состоит из нескольких пучков, которые направляются в разные отделы переднего мозга, и, в первую очередь, к обонятельному отделу гипоталамуса (сосковидным телам), который являются подкорковым центром обоняния. Затем уже обонятельный тракт заканчивается на структурах центральной части обонятельного мозга.

Центральная часть обонятельного мозга включает в себя гиппокамп (аммонов рог), серое вещество, которое покрывает мозолистое тело, миндалевидное тело и некоторые другие мозговые структуры. Обонятельный мозг включен в лимбическую систему, которая отвечает за эмоционально-адаптационные поведенческие реакции, за сон-бодрствование и многие другие биологические мотивации, которые эволюционно формировались вместе с обонятельными функциями животных организмов.

Базальные ядра полушарий

Базальные ядра расположены внутри больших полушарий между лобными долями и промежуточным мозгом.

Базальные (подкорковые) ядра отличаются чрезвычайно разнообразным клеточным составом. В них в большом количестве содержаться крупные нейроны, дающие начало быстропроводящим аксонам, которые заканчиваются на нервных клетках больших полушарий, ядрах промежуточного и среднего мозга. Кроме крупных нейронов, в подкорковых ядрах находятся большое количество мелких нейронов с большим количеством дендритов и тонких аксонов.

В ходе эволюции подкорковые структуры развивались раньше коры головного мозга, и на протяжении миллионов лет они направляли сложное поведение животных. В филогенетически древнем, «докорковом» мозге базальные ганглии играли центральную роль в инициировании действий и в управлении движениями животного.

У современных млекопитающих (и у человека в частности) базальные ядра являются главным ядерным аппаратом переднего мозга, неотъемлемым компонентом процессов интеграции двигательного поведения и ряда других сложных функций. Подкорковые (базальные) ядра играют крайне важную роль в процессе запоминания сложных двигательных программ. Раздражение (поражение) этой структуры приводить к нарушениям двигательных функций, процесса обучения и памяти.

Базальные ядра являются филогенетически старыми образованиями. В состав базальных ядер входят ядерные образования (скопления нервных клеток):

-чечевицеобразное ядро, с прилегающими к нему скорлупой и бледным шаром;

-полосатое тело;

-миндалевидное тело;

-ограду.

Чечевицеобразное ядро находится латеральнее таламуса и по форме напоминает зерно чечевицы. Двумя параллельными вертикальными прослойками чечевицеобразное ядро разделено на две части. Латерально располагается скорлупа (скорлупа - putamen), которая имеет более темный цвет по сравнению с другими частями чечевицеобразного ядра. Медиальное положение в составе чечевицеобразного ядра занимает бледный шар (бледный шар - globus pallidus).

Полосатое тело ( согрus striatum ) состоит из хвостатого ядра и чечевицеобразного ядра. Полосатым тело называется потому, что скопление серого вещества чередуются с прослойками белого вещества, расположенными между ними. По отношению ко всей гемисфере большого мозга объем полосатого тела достаточно небольшой (не более 2%).

С филогенетической точки зрения различают:

-старое полосатое тело;

-новое полосатое тело.

Старое полосатое тело включает только одно мозговое образование - бледный шар.

Новое полосатое тело включает хвостатое ядро и скорлупу.

Хвостатое тело залегает кпереди от таламуса. В хвостатом ядре различают головку, тело и хвост. Головка хвостатого ядра является его передней, утолщенной частью, располагающаяся в лобной доле полушария. Головка хвостатого ядра суживается кзади и переходит в его тело. Сзади тело хвостатого ядра переходит в его хвост. Хвост постепенно истончается, образует изгиб книзу, и достигает миндалевидного тела, расположенного в передне-медиальном отделе височной доли больших полушарий. Латеральнее хвостатого ядра располагается скорлупа. В мозге млекопитающих базальные ганглии, и хвостатое тело в первую очередь, находятся под жестким контролем со стороны лобных долей и функционируют с ними в тесном сотрудничестве. Фактически, сотрудничество настолько тесное, что некоторые нейрофизиологи склоны считать хвостатое ядро частью лобных долей больших полушарий.

Это интересно Подергивания и подшучивания (синдром Туретта). Анатомам хорошо известно, что лобные доли большого мозга особенно тесно связаны с подкорковыми ядрами и, в частности, с хвостатыми ядрами. Эта функциональная близость столь тесна, что здесь вполне оправдана аналогия с большим городом и его городами-спутниками, составляющими собственно говоря, весь мегаполис. Дисфункция системы хвостатых ядер приводит к одному из наиболее известных и наиболее поразительных заболеваний - синдрому Туретта. Впервые описание данного синдрома было сделано французским невропатологом Жоржем Жилем де ла Туреттом в 1885 году. Это заболевание характеризуется неконтролируемыми моторными тиками лица и всего тела, принудительными хрюкающими звуками, непристойной речью и непрерывным «полевым» изучением окружающей среды. Эти симптомы проявляются в различных комбинациях, которые часто со временем меняются. Они могут быть легкими и замаскированными или, наоборот, бросающимися в глаза. В последнем случае они часто воспринимаются как оскорбительные или асоциальные. Наиболее шокирующим среди этих видов поведения является копролалия, от греческих слов «копра», что означает «фекалии», и «лалия» («высказывание»). Человек с синдромом Туретта делает грязные и оскорбительные замечания в социальных ситуациях, где они недопустимы. При этом он может гримасничать и делать непристойные движения всем телом. Симптомы Туретта обычно появляются в детстве, зачастую они возникают после психической травмы. С возрастом часто исчезают. Однако во многих случаях симптомы устойчиво сохраняются на протяжении всей жизни. Синдром Туретта встречается у мужчин чаще, чем у женщин. В некоторых случаях синдром Туретта имеет наследственную основу. С нейрофизиологической точки зрения представляется, что у людей хвостатые ядра запускают определенные виды поведения, однако лобная кора пропускает эти виды поведения через сложную систему когнитивных фильтров, «разрешая» некоторые из них и сдерживая другие. При синдроме Туретта хвостатые ядра каким-то образом уходят из-под контроля больших полушарий, продуцируя вышеприведенные поведенческие реакции индивида.

Миндалевидное тело находится в белом веществе передней части височной доли полушария. Миндалевидное тело непосредственно соприкасается с гиппокампом. К миндалевидному телу подходят нервные волокна из обонятельного тракта, волокна от таламуса и коры полушарий. Функционально миндалевидное тело относится к лимбической системе.

В свою очередь гиппокамп («морской конек») состоит из двух длинных структур, также граничащих с височными долями больших полушарий. Гиппокамп играет большую роль в пространственной ориентации и организации памяти животных и человека. Как и миндалевидное тело, гиппокамп функционально относится к лимбической системе.

Ограда ( claustrum ) располагается в белом веществе полушария, примыкая к скорлупе полосатого тела. Ограда представляет собой тонкую пластинку серого вещества. Ограда связана нервными путями с обонятельным мозгом, корой полушария большого мозга, таламусом. Функции ограды окончательно не выяснены.

Помимо перечисленных образований в состав гемисфер входят боковые желудочки мозга. Левый и правый (первый и второй) боковые желудочки является остаточными полостями первичных мозговых пузырей. Боковые желудочки находятся в толще правого и левого полушарий. Желудочки имеют сложную форму строения, соответствующую сложности строения полушарий головного мозга.

Боковые желудочки наряду с третьим и четвертым желудочками образуют систему полостей головного мозга. В желудочках мозга содержится около 5 мл бесцветной, прозрачной спинномозговой жидкости (ликвора). Общее количество жидкости во всех желудочках мозга и в подпаутинном пространстве головного и спинного мозга достигает 120 мл. Ликвор содержит жидкую часть, в основном состоящую из воды (около 99%), а также белков, неорганических веществ и растворенных в ликворе газов. Ликвор влияет на течение биохимических реакций в нервной ткани, поддерживает оптимальное осмотическое давление и механически защищает головной и спинной мозг от внешних механических воздействий.

Это интересно. С 50-х годов прошлого века во многих странах мира были начаты эксперименты по изучению нейрофизиологических механизмов психической деятельности человека и в первую очередь - роли базальных ядер. Работами: Heath, Sem-Jacobsen, Delgado и др. было установлено, что при электрическом воздействии на базальные ядра изменялось эмоциональное состояние человека. Это находило свое проявление в смене настроения, появлении внезапных эмоциональных вспышек позитивного или негативного типов, появлении чувства страха, зрительных галлюцинаций, амнезий и др. Другими исследователями, такими как: Сhapman, Bickford было показано, что воздействие слабого электрического тока на подкорковые ядра приводило к кратковременным расстройствам схемы тела, появлению иллюзий, а также к изменению и нарушению «шкалы времени». Нарушение временной шкалы чаще всего проявлялось развитием дезориентировки во времени, сопровождающейся резким ускорением или замедлением различных поведенческих действий. Penfield, воздействуя электрическим током на миндалевидное тело и гиппокамп, наблюдал явления активации памяти у человека с воспроизведением картин прошлого опыта, а также внезапного «переноса в прошлое». В нашей стране подобные исследования осуществлялись под руководством академика Н.П.Бехтеревой. В результате многих экспериментальных наблюдений была установлена угнетающая (тормозящая) роль хвостатого ядра в отношении различных видов деятельности человека. Полученные данные нашли свое применение в клинике. В настоящее время электрические воздействия на ряд подкорковых структур используются для купирования ряда заболеваний: фантомно-болевого синдрома, фобий, некоторых нервно-психических расстройств и др.  

Бехтерева Наталья Петровна (род.1924). Выдающийся отечественный нейрофизиолог. Академик. Бехтеревой Н.П. выдвинуты ряд теоретических положений о принципах деятельности мозга человека. В частности, ей сформулирована концепция об обеспечении психической деятельности корково-подкорковой системой. Теоретические представления послужили отправными пунктами для расширения лечебных возможностей нейрохирургии. Бехтеревой Н.П. исследованы физиологические механизмы психической деятельности человека, шифровка и дешифровка в мозге словесных сигналов и мозгового кода слов.

Базальные (подкорковые) ядра образуют экстрапирамидную систему. Под экстрапирамидной (внепирамидной) системой понимается совокупность подкорковых ядер головного мозга и их проекционных нисходящих проводящих путей, осуществляющих непроизвольную (автоматическую) регуляцию двигательных актов и мышечного конуса.

На определенных этапах эволюции экстрапирамидная система была высшим центром моторной регуляции и обеспечивала автоматизированные движения и миостатику. Дальнейшая морфофункциональная эволюция была связана с развитием пирамидной системы, а ведущая координирующая и регулирующая роль становится прерогативой коры больших полушарий головного мозга. Поэтому экстрапирамидная система перешла в подчиненное состояние, но не утратила своего значения.

Следует заметить, что подкорковые ядра в первую очередь отвечают за бессознательные автоматические движения (инстинктивное поведение). Если многообразие произвольных и целенаправленных движений определяется прежде всего пирамидной системой, то такие параметры моторики, как точность, четкость, согласованность, координированность, пластичность и изящество движений зависят в первую очередь от экстрапирамидной системы.

Ядра экстрапирамидной системы заметно прогрессируют в процессе эволюции центральной нервной системы позвоночных, достигая особенно высокого совершенства у птиц и млекопитающих.

Помимо базальных ядер экстрапирамидная система включает в себя некоторые участки коры полушарий, часть ядер таламуса, многие ядра гипоталамуса, черную субстанцию и красное ядро среднего мозга, ядра ретикулярной формации, ядро оливы.

Функционально-системные объединения позволяют экстрапирамидной системе обеспечивать:

- сложные автоматизированные движения (ползание, лазание, плавание, потребление пищи и др.);

- поддержание мышечного тонуса;

- перераспределение мышечного тонуса при движении;

- мимические выразительные движения;

- организацию двигательного выражения эмоций;

- поддержание сегментарного аппарата в готовности к действию («предуготованность» к действиям);

Кроме того, в последнее время некоторые исследователи указывают также на участие подкорковых образований в организации речи.

В конце XIX века отечественным анатомом и физиологом В.Я.Данилевским было выдвинуто предположение о тормозной функции полосатого тела. В.Я.Данилевским, а затем и другими исследователями было установлено, что полосатое тело оказывает тормозящее влияние на различные проявления двигательной активности и на эмоциональные компоненты двигательного поведения человека, в частности на агрессивное поведение.

Принято считать, что в формирование агрессивного поведения большая роль принадлежит так называемой лимбической системе мозга. Свое название лимбическая система получила от латинского слова limbus (край, кайма). Лимбическая система представляет собой ряд нервных образований на медиальной поверхности в основании полушарий. Лимбика как бы опоясывает, окружает ствол мозга.

В настоящее время в состав лимбической системы включают большое количество нейронных образований и в первую очередь: гиппокамп, миндалевидное тело, зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярную формацию среднего мозга, центральную и периферическую части обонятельного мозга, полосатое тело и др. Все эти образования объединяют иногда под названием «круга Пейпеза», по фамилии исследователя, изучавшего деятельность лимбики.

Лимбическая система принимает участие в формировании эмоций (возникновение эмоций, оформление эмоции как субъективного ощущения). Несомненна связь лимбической системы с мнестическими функциями, так поражение гиппокампа сопровождаются нарушениями памяти.

Лимбическая система принимает участие в регуляции систем, обеспечивающих сон и бодрствование: она оказывает активирующее и синхронизирующее влияние на кору головного мозга, и ингибирующее - на таламокортикальную систему.

Раздражение электрическим током различных отделов лимбики вызывает ряд эмоциональных реакций: психомоторное возбуждение, ярость, агрессию, психическое напряжение и др.

Поражение лимбической системы обычно сопровождается эмоциональными нарушениями, чаще отрицательного характера: чувством агрессии, страха, напряжения, гнева и тоски. Отмечается склонность к депрессивным и ипохондрическим реакциям.

Дисфункции лимбической системы часто протекают с нарушением мотивированного, соответствующего обстановке поведения, с отсутствием плана действия, нарушением целенаправленного, осмысленного поведения и появлением неконтролируемых движений и действий.

Удаление у животных (или частичная резекция) круга Пейпеза приводит к полной утрате способности животного к агрессивному поведению.

Поражение базальных (подкорковых) ядер приводит к дисфункциям экстрапирамидной структуры. Клинические проявления патологии экстрапирамидных структур касаются по преимуществу двух параметров моторики: степени двигательной активности и мышечного тонуса. Эти нарушения находят свое проявление в виде заболевания, называемого паркинсонизмом.

Болезнь названа по имени английского врача Паркинсона (J.Parkinson, 1755-1824). Это медленно прогрессирующее заболевание, возникающее вследствии различных по этиологии поражений экстрапирамидной системы (атеросклероз сосудов головного мозга, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, опухоли, хронические отравления солями тяжелых металлов и др.). Чаще всего болезнь Паркинсона отмечается у людей старого и пожилого возраста и связана с общими инволюционными процессами организма.

Типичным для паркинсонизма является совокупность следующих симптомов:

- уменьшение движений (олигокинезия) и замедленность движений (брадикинезия);

- «поза просителя» и старческая походка (шаркающая, мелкие и медленные шажки);

- редкое мигание;

- гипомимия и тоническая фиксация мимических реакций (неадекватно пролонгированная улыбка и др.);

- медленная, тихая, монотонная, маломодулированная речь;

- тремор в покое (головы, нижней челюсти, пальцев рук - типа «катания пилюль» или «счета монет»);

- утрата координации движений (физиологические синкинезии);

- симптом «воздушной подушки»: длительное удержание головы (руки, ноги) в приданном им положении;

- уменьшение размеров букв при письме (микрография);

- брадикинезия взора; (бради – медленный, кинезия – движение)

- своеобразные нарушения психики: спонтанностъ эмоций, навязчивость, фиксация на внешних и внутренних проблемах и др.

Поражения экстрапирамидной системы могут проявляться не только в старческом, но и в детском возрасте в виде так называемых хорей (греч. choreia-танец, хоровод). Один из видов хорей, малая хорея, встречается главным образом у лиц школьного возраста. Развивается постепенно, часто на фоне ангины (хронического тонзиллита). Начало заболевания носит черты детских шалостей и недисциплинированности: непоседливость, неловкость, рассеянность, гримасничанье, манерная походка, снижение успеваемости. Постепенно некоординированность движений нарастает, двигательное беспокойство приобретает постоянный характер, речь становится невнятной, нарушается почерк, становятся очевидными нарушения в эмоциональной и интеллектуальной сферах.

 Серое вещество коры больших полушарий

Кора больших полушарий - наиболее молодая часть головного мозга, покрывающая полушария как бы плащом, откуда и произошло ее название плащ (мантия) или кора головного мозга. Более 90% поверхности полушарий большого мозга принадлежит новой коре (неокортексу). Филогенетически более ранние участки коры включают в себя старую кору (архикортекс) и древнюю кору (палеокортекс).

Появление новой коры радикально изменило способ переработки информации и наделило мозг значительно большей вычислительной силой и сложностью. Кроме того, появление новой коры радикально изменило соотношение мозговых структур. Древние подкорковые структуры, которые выполяли определенные функции независимо друг от друга, теперь оказались в подчинении у неокортекса и приняли на себя вассальные функции по отношению к новому уровню нейронной организации.

В структурном отношении кора головного мозга представляет слой серого вещества, толщина которого достигает в различных отделах от 1,3-5 мм., покрывающего весь мозг и благодаря наличию большого количества складок, борозд и валиков (извилины мозга) имеют большую суммарную поверхность. Кора на выпуклой поверхности извилин толще, чем на боковых поверхностях и в глубине борозд. Площадь поверхности коры больших полушарий составляет более 200 000 квадратных миллиметров. В коре содержится примерно 10-14 млрд. нейроцитов, каждый из нейронов формирует синапсы с 8-10 тыс. других нервных клеток. На долю нервных клеток приходится примерно 4% объема коры большого мозга. Около 8% объема коры принадлежит глиальным элементам, осуществляющим вспомогательные функции (поддерживающие и др.). 80-85% объема коры занимают отростки нервных клеток (аксоны и дендриты), а также проводящие пути.

При макроскопическом исследовании поверхности больших полушарий видно, что их поверхность неровная, бугриста, что значительно увеличивает площадь конечного мозга.

Верхнелатеральная поверхность полушарий разграничена на доли посредством трех борозд:

-латеральная борозда (Сильвиева борозда) идет горизонтально и отделяет височную долю от лобной, расположенной сверху;

-центральная борозда (Роландова борозда) идет вертикально и служит границей между лобной (спереди) и теменными долями;

-теменно-затылочная борозда является границей, отделяющей теменную долю от затылочной доли.

Глубокие и постоянные борозды разделяют полушария на большие участки-доли. Доли в свою очередь разделяются на дольки и извилины.

В каждом полушарии 5 долей:

-лобная;

-теменная;

-височная;

-затылочная;

-островок (долька, скрытая на дне боковой борозды)

В лобной доле находятся центры ответственные за мышление человека, там же расположен моторный центр речи.

В теменной доле находится ассоциативная зона речи и зона трудных навыков. Кроме того, в теменной доле осуществляется тактильное и соматосенсорное восприятие. Между лобной и теменной долями находится двигательная соматическая зона (ответственная за управление ступней, ног, туловища, рук и лица).

В височной доле находятся центры памяти, а также слуховая сенсорная и ассоциативная зона.

В затылочной доле находятся зрительная сенсорная и зрительная ассоциативная зоны.

Островок, островковая доля. Островок можно увидеть, только удалив прикрывающие его участки лобной, теменной и височной долей (покрышку островка). Островок разделяется на переднюю и заднюю части (доли) и его поверхность покрыта короткими извилинами. Предполагается, что островок участвует в речевых функциях человека.

Это интересно В настоящее время не у кого не вызывает сомнение положение о том, что именно в лобных долях заложена интенциональность индивидуума, они принципиально важны для высшего сознания, суждения, воображения, эмпатии, идентичности. И, как считает известный нейропсихолог Элхонон Голдберг (ученик А.Лурия), «без колоссального развития лобных долей человеческого мозга никогда не могла бы возникнуть цивилизация». Исследования функций лобных долей были начаты в средине XIX века. В то время научной общественности стал широко известен трагический случай, произошедший с Финеасом Гейджем. В 1848 году этот железнодорожный мастер пострадал при неожиданном взрыве взрывчатой смеси, которую он закладывал. Почти 2-х футовая железная заглушка пробила его лобные доли. Гейдж остался жив. После проведенного лечения он сохранил интеллект, а также способности двигаться, говорить и видеть. Однако, как личность Гейдж претерпел глубокие изменения: он стал безрассудным и непредусмотрительным, импульсивным, вульгарным. Он более не мог планировать будущее или думать о нем, и для тех, кто знал его ранее, он перестал быть «прежним Гейджем». Он потерял себя, центр своего существа, однако он (как и все другие пациенты с серьезными повреждениями лобных долей) не догадывался об этом. Такого рода «анозогнозии» являются одновременно и благодеянием (такие пациенты не страдают, не мучаются, не жалуются на свою утрату), и главной проблемой, ибо она нарушает понимание и мотивацию и делает намного более сложными попытки улучшить положение больного.  

 

 

Это интересно

Доказательством того, что именно в височной доле находятся центры памяти могут служить исследования канадского нейрофизиолога и нейрохирурга У. Пенфилда. В конце 50-х годов прошлого века этим исследователем экспериментально было установлено, что функция памяти локализована в коре боковой и верхней поверхностей височных долей головного мозга. Во время нейрохирургических операций больным производились раздражения поверхности височной доли слабым электрическим током. Прямо на операционном столе у больных возникали чрезвычайно яркие, эмоционально насыщенные воспоминания. Характерно, что эти воспоминания не были беспорядочными, не наслаивались друг на друга, а развертывались постепенно и продолжались, пока длилось раздражение. Больные ярко представляли себе знакомые места, разговоры со знакомыми им людьми, вспоминались куплет за куплетом слышанные когда-то песни. Раздражение одной и той же точки мозга не обязательно вызывало одни и те же воспоминания, иногда они были другими, однако всегда носили сценический (панорамический) характер.

При микроскопическом исследовании можно увидеть, что различные нервные клетки в коре располагаются неравномерно, отличаются размерами, формой и имеют разное функциональное значение.

Вид и взаиморасположение нервных клеток неодинаковы в разных участках коры. Эти участки различают по цитоархитектонике (распределение клеток) и миелоархитектонике (распределение волокон). Для старой и древней коры типично 2-3-слойное строение. Новая кора состоит из 6 слоев.

Нейроны коры чаще всего представляют собой мультиполярные весьма разнообразные по форме клетки: звездчатые, веретенообразные, паукообразные, горизонтальные и пирамидные.

Пирамидные клетки составляют основную и наиболее специфическую для коры головного мозга форму. В коре головного мозга располагаются пирамидальные клетки различных размеров (от 10 до 140 мкм). Мелкие пирамидные клетки, находящиеся во всех слоях коры, являются ассоциативными или комиссуральными вставочными нейронами. Более крупные клетки генерируют импульсы для произвольных движений мышц. Эти импульсы через двигательные ядра головного и спинного мозга направляются к скелетным мышцам.

Нейроны коры расположены слоями. Каждый слой характеризуется преобладанием какого-либо вида клеток. В двигательной коре различают 6 основных слоев.

1 слой (наружный молекулярный). Для наружного молекулярного слоя коры типично расположение в нем мелких, мультиполярных ассоциативных нейронов и многочисленных волокон. Эти волокна являются отростками нейронов нижележащих слоев.

2 слой (наружный зернистый). Этот слой образован мелкими нейронами (около 10 мкм) угловатой, звездчатой и пирамидальной формы. Их дендриты направляются в молекулярный слой, аксоны нейронов тоже идут в молекулярный слой или участвуют в образовании белого вещества полушария.

3 слой (наружный пирамидный, слой малых пирамид). Наружный пирамидный слой наиболее широкий. Он содержит нейроны пирамидной формы разных размеров (от 10 до 40 мкм), увеличивающийся в размерах в направлении снаружи вовнутрь. Аксоны мелких нейронов этого слоя не покидают кору. Аксоны крупных нейронов покрыты миелиновой оболочкой и направляются в белое вещество, образуя ассоциативные и комиссуральные проводящие пути. Крупные дендриты, отходящие от верхушки пирамидных клеток, идут в молекулярный слой. Мелкие дендриты образуют синапсы с нейронами этого же слоя.

4 слой (внутренний зернистый). В некоторых полях хорошо развит, в некоторых - отсутствует. Этот слой образован мелкими звездчатыми клетками.

5 слой (ганглионарный слой или слой больших пирамид) выполнен крупными пирамидными клетками (от 80 до 125 мкм. в диаметре), богаты хроматофильной субстанцией. Причем в центральной извилине он содержит гигантские клетки, открытых в 1874 г. отечественным анатомом В.А.Бецем (клетки Беца). От верхней части этих клеток отходит толстый отросток-дендрит, разветвляющийся в поверхностных слоях коры. Аксоны больших пирамид уходят в белое вещество и направляются к подкорковым ядрам, красным ядрам среднего мозга, ретикулярной формации, ядрам моста заднего мозга и оливам.

6 слой (слой полиморфных клеток). Образован различными по форме и размерами нейронами (преимущественно веретенообразными нейронами). Их аксоны идут в белое вещество, а дендриты - в молекулярный слой.

Функциональное значение клеток коры различно. Выделяются три группы клеток.

К первой группе относятся клетки, на которых оканчиваются специфические афферентные пути. Они обеспечивают восприятие чувствительных сигналов, приходящих в кору. Это в основном звездчатые и пирамидные нейроны, которых особенно много в 3 и 4 слоях.

Ко второй группе относятся клетки, посылающие импульсы к расположенным ниже отделам головного мозга. К ним относятся клетки Беца, сконцентрированные в основном в 5 слое.

К третей группе относятся нейроны, осуществляющие связь между зонами в коре головного мозга.

Составной частью нервной ткани головного мозга, кроме самих нейронов, является нейроглия. Нейроглиальных клеток в структурах головного мозга примерно в 2 раза больше, чем собственно нейронов.

Различают три вида клеток нейроглии:

-эпендимоциты, которые образуют плотный слой клеток, выстилающий спинномозговой канал, все желудочки мозга и принимают участие в образовании спинномозговой жидкости;

-астроциты - мелкие клетки с многочисленными отростками - создают опорный аппарат в ЦНС (выполняют арматурную функцию);

-олигодендроглиоциты - наиболее распространенные клетки нейроглии. Они выполняют трофическую функцию и участвуют в процессах рецепции и передачи нервных импульсов. В последнее время установлено, что эти клетки играют определенную роль в механизмах памяти.

Каждый клеточный слой коры содержит нервные волокна. Строение и плотность распределения волокон неодинаковы в различных участках коры. С учетом волоконного строения в коре насчитывается более 150 миелоархитектонических участков. Волокна коры полушарий большого мозга подразделяются на комиссуральные, ассоциативные и проекционные. Комиссуральные волокна соединяют однотипные участки коры обоих полушарий. Ассоциативные волокна соединяют различные функциональные участки коры в пределах одного полушария.

Проекционные волокна соединяют кору большого мозга с нижележащими его отделами и со спинным мозгом.

К средине XX века нейрофизиологами с помощью электрофизиологической аппаратуры было установлено, что в коре находятся области трех типов в соответствии с теми функциями, которые выполняют расположенные в них нейроны:

1. Сенсорные зоны, получающие импульсы от рецепторов (входные сигналы). Они занимают отдельные участки коры, связанные с определенными видами ощущений.

2. Ассоциативные зоны, которые интерпретируют и хранят информацию и вырабатывают ответ с учетом сходности прошлого опыта. То есть ассоциативные зоны участвуют в процессах запоминания, научения и мышления и результаты их деятельности составляют то, что называется интеллектом.

3. Двигательные зоны, посылающие импульсы к эффекторам (выходные сигналы). В этих зонах возникают двигательные импульсы, идущие к поперечно-полосатым мышцам по нисходящим путям, которые начинаются в белом веществе больших полушарий.

В кора больших полушарий головного мозга осуществляет анализ всех внутренних и внешних раздражений. Поэтому кора больших полушарий рассматривается как сплошная воспринимающая поверхность. Кора-это совокупность корковых концов анализаторов (по И.П.Павлову). Анализатор-сложный комплекс анатомических структур. Анализатор включает в себя:

-периферический воспринимающий аппарат (рецептор);

-проводящую часть (нервные волокна);

-центральную часть (корковый конец анализатора).

Корковый конец анализаторов - это не какая-либо строго очерченная зона. В коре большого мозга находятся ядра и рассеянные элементы. Ядра - это место концентрации нервных клеток коры, составляющих точную проекцию всех элементов определенного периферического рецептора. Именно в ядрах происходит высший анализ, синтез и интеграция функций.

Рассеянные элементы могут располагаться как по периферии ядра, так и на значительном удалении от него. В них совершаются более простые анализ и синтез. Наличие рассеянных элементов позволяет частично компенсировать функцию, при разрушении ядра. Площади, занимаемые рассеянными элементами различных анализаторов, могут наслаиваться друг на друга, перекрывать друг друга, при необходимости частично компенсируя утраченные функции.

Таким образом, кору полушарий большого мозга схематично можно представить, как совокупность ядер различных анализаторов, между которыми находятся рассеянные элементы, относящиеся к разным (смежным) анализаторам. Это позволяет говорить о динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга.

Корковые концы анализаторов расположены в определенных областях мозговой коры, куда поступает информация из внешней и внутренней среды организма. Эти сигналы и составляют первую сигнальную систему действительности (по И.П.Павлову), проявляющуюся в форме конкретно-наглядного мышления (ощущения и комплексы ощущений - восприятие). Условно эти корковые концы анализаторов условно можно разделить на:

-корковые концы внутренних анализаторов;

-корковые концы анализаторов окружающего мира.

Корковые концы внутренних анализаторов - включают в себя ряд образований (ядер), располагающихся в коре и отвечающих за переработку информации, идущую от анализаторов, находящихся внутри организма.

1). Ядро двигательного анализатора, то есть анализатора, проприоцептивных (кинестетических) раздражений, поступающих от суставов, связок, скелетных мышц и сухожилий. Это ядро находится в передней центральной извилине. Клетки ядра двигательного анализатора заложены в средних слоях коры моторной зоны. В глубоких ее слоях (5-м и частично в 6-м) лежат гиганские пирамидные клетки Беца, представляющие собой эфферентные нейроны, которые И.П. Павлов рассматривает как вставочные нейроны, связывающие кору мозга с подкорковыми гангиями, ядрами головных нервов и передними рогами спинного мозга, то есть с двигательными нейронами.

Именно здесь замыкаются двигательные условные рефлексы. Поэтому, возникающие при поражении двигательной зоны двигательные параличи, И.П. Павлов объяснял не повреждением двигательных эфферентных нейронов, а нарушением ядра двигательного анализатора. Вследствие этого кора не воспринимает кинестетические раздражения и движения становятся невозможными.

2) Ядро анализатора согласованного поворота головы и глаз в противоположную сторону помещается в задних отделах средней лобной извилины (в премоторной области). Согласованный поворот головы и глаз происходит при поступлении в кору лобной извилины проприоцептивных импульсов от глазодвигательных мышц, а также импульсов от фоторецепторов сетчатки, поступающих в затылочные доли.

3) Ядро двигательного анализатора, контролирующего синтез всех сложных (комбинированных) целенаправленных движений. Это ядро находится в левой (у правшей) нижней теменной дольке. Эти координированные движения, образованные по принципу временных связей и выработанные практикой индивидуальной жизни, управляются передней центральной извилиной. При поражении заинтересованных участков коры сохраняется способность к движению вообще, но появляется неспособность совершать целенаправленные движения и действия (апраксия).

4) Ядро анализатора положения и движения головы - статический анализатор (вестибулярный аппарат). Локализация этого ядра в коре мозга еще точно не определена. Есть основания полагать, что вестибулярный аппарат проецируется в ту же области коры что и улитка внутреннего уха, то есть в височную долю. Так, при поражении участков коры, лежащих в области средней и нижней височных извилин, наблюдается атаксия (расстройство равновесия при стоянии и ходьбе).

5) Ядро анализатора импульсов, идущих от внутренних органов и сосудов. Данное ядро отвечает за регуляцию многих вегетативных функций и находится в нижних отделах передней и задней центральных извилин. Центростремительные импульсы от внутренних органов, сосудов, гладкой мускулатуры и желез кожи поступают в этот отдел коры, откуда начинаются центробежные пути к подкорковым вегетативным центрам.

Корковые концы анализаторов окружающего мира. Корковые концы анализаторов осуществляют анализ информации, получаемой от контактных и дистантных анализаторов, об окружающем нас мире.

1) Ядро слухового анализатора. Это ядро лежит в глубоких слоях средней части верхней височной извилины, на поверхности, обращенной к островку, где спроецирована улитка. Повреждение ведет к корковой глухоте.

2) Ядро зрительного анализатора находится на медиальной поверхности затылочной доли. На внутренней поверхности затылочной доли заканчивается зрительный путь. Здесь спроецирована сетчатка глаза, причем зрительный анализатор каждого полушария связан с полями зрения и с одноименными половинами сетчатки обоих глаз (например, левое полушарие связано с латеральной половиной левого глаза и медиальной правого). При поражении ядра зрительного анализатора наступает слепота.

3) Ядро обонятельного анализатора помещается в филогенетически самой древней части коры мозга, в пределах основания центральной части обонятельного мозга.

4) Ядро вкусового анализатора располагается в ближайшем соседстве с корковым концом обонятельного анализатора, чем объясняется тесная связь обонятельных и вкусовых ощущений.

5) Ядро кожного анализатора (осязательное, болевая и температурная чувствительность) находится в задней центральной извилине и в поверхностных слоях коры верхней теменной области.

Кожная чувствительность - узнавание предметов на ощупь (стереогнозия) связан с участком коры верхней теменной дольки перекрестно: левое полушарие соответствует правой руке, правая - левой руке. При поражении поверхностных слоев утрачивается способность узнавать предметы на ощупь при закрытых глазах.

Таким образом, различается две корковые системы: первая и вторая сигнальные системы действительности. При этом, филогенетически более древней является первосигнальная, которая хорошо развита у животных и более молодая - второсигнальная, являющаяся словесной системой и присущая человеку. Для понимания анатомического субстрата второсигнальной системы необходимо знать организацию корковых концов анализаторов речи и письма.

Это интересно История развития цитоаритектоники коры головного мозга. Анатомов и физиологов давно интересовала локализация тех или иных функций, представленная к коре больших полушарий. Начало изучению локализации функций в коре головного мозга было положено в начале XIX столетия таким направлением в науке как френология. Отцом френологии считается Франц Йозеф Галль, который опубликовал френологические карты, оказавшие большое влияние на научную общественность. Основная идея френологии заключалась в том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в которых локализованы определенные способности человека. При сильном развитии этих способностей соответствующий центр также сильно развит, что отражается на конфигурации черепа. Френологи изучали особенности строения черепа человека, сопоставляя шишки и неровности на поверхности черепа с индивидуальными умственными способностями и чертами личности. На основе этих соотношений были сконструированы сложные карты, где специфические умственные атрибуты помещались в специфические части мозга. Например, Франц Йозеф Галль в определенных участках мозга локализовал: «остроумие», «справедливость», «скромность», «стяжательство», «разрушительные инстинкты» и др. С точки зрения современной науки френология является предысторией нейронауки, оказавшей определенное влияние на развитие нейропсихологии: в частности, была востребуема идея о локализации функций в коре головного мозга. Переломом в научном понимании проблемы стал XIX (особенно его вторая половина). Была установлена связь отдельных территорий коры с определенными функциями, что находило закономерное подтверждение в клинической практике и воспроизводилось в эксперименте. Представление о локализации функций в коре головного мозга высказал в 1874 г. российский исследователь, киевский анатом В.А. Бец. Он утверждал, что каждый участок коры отличается по строению от других участков коры и обладает определенными функциями. Этими исследованиями было положено начало учению о разнокачественности коры головного мозга - цитоархитектонике. Примерно в это же время исследованиями Брока и Вернике были выявлены центры, ответственные за экспрессивность и импрессивность речи, центры, ответственные за зрительное узнавание. Другими исследователями: Фричем и Гитцигом были открыты психомоторные центры в разных частях мозга, что во многом подтвердило концепцию В.А.Беца. Уже в начале XX столетия выдающимся отечественными и зарубежными исследователями: С.А. Саркисовым, Клейстом, Бродманом, Экономо и др. удалось выявить более 50 различных участков коры - корковых цитоархитектонических полей, на основе чего были созданы карты корковой локализации функций, нашедшие свое практическое применение в клинике.

Для понимания анатомического субстрата второй сигнальной системы необходимо знать строение корковых концов анализатора речи.

Известно, что речь является средством коммуникации людей в процессе их жизнедеятельности. Поэтому двигательные анализаторы речи в процессе филогенеза образовались в непосредственной близости от ядра общего двигательного анализатора.

Двигательный анализатор артикуляции речи (речедвигательный анализатор) находится в задней части нижней лобной извилины (центр экспрессивной речи, центр Брока). В нем происходит анализ раздражений, приходящих от мускулатуры, участвующей в процессе артикуляции (мышц губ, языка, гортани и др.). При поражении этой зоны мозга возникает двигательная афазия, проявляющаяся утратой возможности произносить слова.

Так как развитие устной речи связано с органом слуха, то в непосредственной близости к звуковому анализатору образовался слуховой анализатор устой речи. Его ядро помещается в задней части верхней височной извилины, в глубине латеральной борозды (импрессивный центр речи, центр Вернике). Благодаря слуховому анализатору различные сочетания звуков воспринимаются как слова, означают различные предметы и явления и становятся сигналами их (вторыми сигналами). При поражении этого участка мозга теряется способность понимать слова (сенсорная афазия).

На более высокой ступени антропогенеза образовалась письменная речь. Двигательный анализатор письменной речи помещается в заднем отделе средней лобной извилины, вблизи зоны передней центральной извилины (центр письменных знаков, центр графии). При поражении этого мозгового участка сохраняются все виды движений, но полностью утрачивается способность к производству тонких движений, необходимых для начертания букв или других знаков (аграфия).

Развитие письменной речи связано с органом зрения, поэтому в непосредственной близости от зрительного анализатора в процессе антропогенеза сформировался зрительный анализатор письменной речи.

Зрительный анализатор письменной речи располагается в нижней теменной дольке. При повреждении этого участка сохраняется зрение, но теряется способность к чтению (алексия), то есть анализировать написанные буквы и слагать из них слова и целые фразы.

Анализаторы устной и письменной речи воспринимают словесные сигналы и составляют вторую сигнальную систему действительности (по И.П. Павлову), проявляющуюся в форме абстрактного мышления (общие представления, понятия, умозаключения, обобщения), которые свойственно только человеку.

 Белое вещество полушарий

Все пространство между серым веществом мозговой коры и базальными узлами занято белым веществом. Оно состоит из большого количества нервных волокон, идущих в различных направлениях и образующих проводящие пути конечного мозга.

Нервные волокна могут быть разделены на три вида:

- ассоциативные волокна, связывающие между собой различные участки коры одного и того же полушария.

- комиссуральные волокна, входящие в состав так называемых мозговых комиссур или спаек, соединяющие симметрические части обоих полушарий.

- проекционные волокна, связывающие мозговую кору с лежащими ниже отделами ЦНС до спинного мозга включительно. Одни из этих волокон проводят возбуждение центростремительно (по направлению к коре), другие наоборот - центробежно.

Оболочки головного мозга. Оболочки головного мозга являются непосредственным продолжением оболочек спинного мозга:

-твердой;

-паутинной;

-сосудистой.

Твердая мозговая оболочка сращена с внутренней поверхностью крыши мозгового черепа. Она образует отростки, проникающие в щели между отдельными частями мозга. Местами твердая оболочка расщепляется и образует пазухи и синусы с неспадающимися стенками. Благодаря этому оттекающая кровь течет свободно и не испытывает сдавливания.

Паутинная оболочка лежит под твердой оболочкой и покрывает головной мозг в виде мешка.

Ниже паутинной оболочкой лежит сосудистая оболочка. Она срастается с веществом мозга и заходит во все щели и борозды.

Между паутинной и сосудистой оболочками находится подпаутинное пространство, заполненное цереброспинальной жидкостью.

 

Вопросы, отводимые на самостоятельное изучение обучающимися:

1. Цитоархитектоника коры мозга.

2. Базальные ядра конечного мозга.

Методы обучения – лекция, метод демонстраций.

Средства обучения – аудиовизуальные, символические.

Интерактивные формы обучения – дебаты.

Литература:

1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.

 

 

Раздел 1. « История анатомии ЦНС ».

Дата: 2018-11-18, просмотров: 298.