Анализ | Контракт | Окружающая среда | Потребность | Собеседование |
Благосостояние | Конфликт | Организация труда | Прием | Социальные вопросы |
Безработица | Компетенция | Оплата | Прогнозирование | Текучесть |
Должность | Мотивация | Персонал | Планирование | Увольнение |
Занятость | Набор | Переговоры | Профсоюз | Управление |
Имидж | Наем | Перемещение | Режим работы | Условия труда |
Карьера | Обучение | Подготовка | Ресурс | Финансирование |
Дисциплина | Культура организации | Оценка | Прогул | Цели |
Качество | Отбор | Политика | Структура | Численность |
Квалификация | Охрана труда | Потенциал | Стратегия | Эффективность |
Инструкция
Для проведения данной деловой игры необходимы:
· 5-6 комплектов «понятий» (в зависимости от количества подгрупп), напечатанных на отдельных листках и разложенных по конвертам;
· 5-6 больших листов бумаги;
· клей и фломастеры для каждой группы.
На первом этапе все студенты группы делятся на ряд подгрупп, каждой из которых выдается конверт с 50 понятиями, относящимися к процессу управления персоналом, а также другое техническое обеспечение деловой игры.
На втором этапе подгруппы подготавливают свой вариант схемы процесса управления персоналом, изображают это графически путем наклеивания предложенных понятий на листах. Студенты графически изображают процесс управления персоналом. Это может быть:
· решение по типу схемы управления организацией;
· алгоритм или последовательный переход от одной группы к другой;
· рисунок цветка, в центре которого расположено ключевое слово, или дерево, ствол которого составляют основные понятия и т.д.
Студентам предоставляется определенная свобода выбора. Главное – выработать в самом начале свой подход, логику расположения и взаимосвязь всех понятий и изобразить это графически. В общем перечне понятий заложена некоторая многозначность толкований. Так, термины «управление», «ресурс» могут быть отнесены к персоналу, а могут – ко всей организации. Стрелками надо показать, что и в какой последовательности под этим понимается.
На третьем этапе происходит обсуждение предлагаемых схем. С этой целью от каждой группы выступает ее представитель с обоснованием точки зрения подгруппы о процессе управления персоналом и предлагает свой вариант (наклеенные листочки с предложенными понятиями на большом листе бумаги и нарисованными взаимосвязями).
На четвертом этапе подгруппы совместно с преподавателем подводят итоги обсуждения, определяют наиболее продуманную и обоснованную схему процесса управления персоналом.
Деловая игра носит открытый характер, т.е. нет четко зафиксированного правильного или неправильного ответа. Преподаватель при составлении студентами схем может направить их обсуждение в сторону заранее известной схемы, а может предоставить им полную свободу творчества. Главная задача – знакомство студентов с категориями, относящимися к управлению персоналом, с тем, чтобы в дальнейшем было понятнее и интереснее воспринимать весь материал курса.
Резюме
· Персонал – это штатный (личный) состав работников организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
· Основными характеристиками персонала являются структура и численность.
· Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку.
· Выделяют статистическую и аналитическую структуры персонала; профессиональную, квалификационную, половозрастную структуры, а также структуру персонала по стажу и по уровню образования.
· Статистика характеризует движение персонала абсолютными и относительными показателями оборота и текучести кадров.
· Управление персоналом – это непрерывный процесс, направленный на целевое изменение мотивации людей, чтобы добиться от них максимальной отдачи, а, следовательно, высоких конечных результатов.
· Процесс управления персоналом включают подсистемы организации, планирования, регулирования, учета и контроля.
· Теория управления персоналом развивалась в русле основных концепций и школ научного управления, в которых выделялись два основных течения: административная школа и школа «человеческих отношений».
· Управление человеческими ресурсами – это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение возможностей персонала в соответствии с целями, стратегией и условиями ее развития.
· Система управления персоналом организации – это система, реализующая функции управления персоналом и включающая ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.
· Выделяют административные, экономические, социально - психологические методы управления персоналом.
· В основу формирования системы управления персоналом в организации положены две группы принципов: 1) определяющие требования к формированию системы управления персоналом; 2) определяющие направления развития системы управления персоналом.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение понятию «персонал».
2. Раскройте основные характеристики персонала организации.
3. Классифицируйте структуру персонала по различным признакам.
4. Охарактеризуйте абсолютные и относительные показатели оборота и текучести кадров.
5. Дайте определение понятию «управление персоналом».
6. В каких аспектах рассматривается категория «управление персоналом»?
7. Опишите процесс управления персоналом.
8. Какую роль играет управление персоналом на современном этапе развития общества?
9. Проанализируйте и опишите этапы развития направлений управленческой деятельности.
10. Охарактеризуйте основные концепции управления персоналом.
11. Раскройте особенности управления человеческими ресурсами.
12. Проанализируйте стадии развития управления персоналом.
13. Какие выделяют тенденции в эволюции управления человеческими ресурсами?
14. Дайте определение понятию «система управления персоналом организации».
15. Охарактеризуйте подсистемы управления персоналом.
16. Классифицируйте методы управления персоналом организации.
17. Какие выделяют этапы формирования системы управления персоналом?
18. Охарактеризуйте основные группы принципов формирования системы управления персоналом.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 572.