Все основные концепции управления персоналом можно систематизировать и изобразить в виде квадрата (А.П. Егоршин), представленного на рисунке 1.7.
По оси ординат показано разделение концепций по ориентации на экономическую или социальную систему, а по оси абсцисс – по рассмотрению человека как ресурса и как личности в процессе производства.
Современные концепции управления персоналом основаны, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой – на концепции всестороннего развития личности и теории человеческих отношений.
Рис. 1.7. Основные концепции управления персоналом.
В последние десятилетия управление персоналом не только выдвигается на одну из ведущих позиций, но и начинает приобретать более широкий смысл, трансформируясь в понятие «управление человеческими ресурсами» (УЧР).
Управление человеческими ресурсами – одно из важнейших направлений деятельности организации, которое входит в число основных условий ее экономического успеха. Если раньше главное внимание уделялось развитию и совершенствованию технического прогресса, внедрению прогрессивных технологий, модификации организационных структур, то сейчас приоритетом становится человеческий фактор, т.е. сущность и эффект бизнеса определяют люди. Начинает преобладать мнение, что в условиях острой конкуренции между производителями за рынки сбыта и потребителей при практически одинаковой технической и технологической оснащенности добиться успеха может только тот, кто лучше использует человеческие ресурсы.
Технология управления человеческими ресурсами сложилась на основе синтеза традиционных и современных подходов к управлению персоналом и объединяет достоинства большинства из них. Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами находит выражение в следующих основных тенденциях:
· устойчивом относительном и абсолютном росте численности работников кадровых служб;
· повышении статуса кадровых служб – в ряде корпораций руководители этих служб стали входить в состав правления и даже в состав советов директоров;
· значительном повышении внимания к уровню профессиональной подготовки руководителей по персоналу;
· развитии форм организационного и специального обучения персонала организации.
Для управления человеческими ресурсами (УЧР) характерно рассмотрение персонала как одного из важнейших ресурсов организации, необходимого для достижения всех ее целей, в том числе стратегических. Сотрудники – важнейшее достояние организации, которое надо сохранять, развивать и использовать для успеха в конкурентной борьбе. От характера персонала непосредственно зависят экономические и другие возможности организации. Поэтому к персоналу необходим интегрированный подход с точки зрения всей организации как системы. Интегрирование управления персоналом в общую стратегию организации – важнейшее отличие управления человеческими ресурсами от управления кадрами. При этом любые управленческие решения должны учитывать человеческий аспект, т.е. возможности людей и влияние на персонал.
Переход от традиционной технологии управления кадрами к технологии управления человеческими ресурсами способствует достижению необходимого эффекта только при соблюдении следующих условий:
· наличие в организации относительно хорошо развитой системы приспособления к внешнему и внутреннему рынку труда (индивидуальное планирование карьеры, подготовка и переподготовка персонала, стимулирование профессионального роста и ротации кадров);
· создание гибких систем организации работ (кружки качества, автономные рабочие группы);
· использование систем оплаты труда, построенных на принципах всестороннего учета персонального вклада (в том числе и самими работниками) и (или) уровня профессиональной компетентности (знаний, умений и навыков, которыми они реально овладели);
· поддержание достаточно высокого уровня участия отдельных работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, касающихся их повседневной работы;
· развитая практика делегирования полномочий подчиненным;
· функционирование разветвленной системы организационных коммуникаций, обеспечивающих двусторонние и многосторонние вертикальные, горизонтальные и диагональные связи внутри организации.
Основные отличия современного, более высокого этапа управления человеческими ресурсами от традиционного управления кадрами представлены в таблице 1.5.
Таблица 1.5.
Особенности управления человеческими ресурсами
Традиционное управление кадрами | Управление человеческими ресурсами |
Вертикальное управление подчиненными. При этом управление кадрами – отдельная функция. | Горизонтальное управление и забота о всех ресурсах: акцент на формирование команды. |
Централизованная кадровая функция, которую выполняет «отдел кадров». Специалисты планируют, мотивируют и т.д., а персоналом управляют руководители подразделений. | Децентрализованная кадровая функция реализуется в подразделениях, которое отвечает за управление всеми ресурсами и за достижение целей. Специалисты по персоналу оказывают поддержку руководителям подразделений. |
Кадровое планирование – следствие производственного плана и реакция на него. Связь односторонняя. | Планирование человеческих ресурсов полностью интегрировано в корпоративное планирование. Связь двусторонняя. |
Цель – обеспечить наличие нужных людей в нужном месте в нужное время и освобождение ненужных людей. С сотрудниками обращаются как с «фактором производства», расставляя по рабочим местам. | Цель – совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и потенциалов со стратегией и целями компании. С сотрудниками обращаются как с объектом корпоративной стратегии и инвестиций, фактором преимущества в конкурентной борьбе. |
Кадровая политика направлена на достижение компромисса между экономическими и социальными партнерами. | Управление человеческими ресурсами нацелено на развитие целостной корпоративной культуры и на баланс между текущими потребностями интегрированной организации и окружающей деловой средой. |
В силу первостепенной важности персонала управление человеческими ресурсами обычно входит в сферу компетенции непосредственно президента компании или его первого заместителя. Высшая администрация и руководители структурных подразделений непосредственно участвуют в управлении персоналом, прямо соединяя данную функцию со всей стратегией организации. Это означает, что усилия руководителей, действующих в единстве со службой персонала, сосредоточиваются на привлечении, отборе, продвижении, стимулировании, рациональном использовании, развитии и сохранении в данной организации сотрудников, соответствующих ее потребностям и стратегических целям.
Наиболее важными элементами процесса управления человеческими ресурсами являются:
Ориентация на управление человеческими ресурсами меняет задачи управления, функции и структуру соответствующих служб организации. Так, одной из важнейших функций управления персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест. Эта задача, как и необходимость оценки целесообразности инвестиций организации в собственную рабочую силу, требует иного подхода к принятию управленческих решений.
Основными приоритетами процесса управления человеческими ресурсами являются (М. Альберт):
· занятие руководящих должностей в первую очередь сотрудниками своей компании;
· забота о качестве и гордость за достигнутые результаты;
· устранение статусного разрыва между руководителями и подчиненными (ликвидация различных привилегий: отдельных ресторанов, парковок и т.п. для руководителей);
· обеспечение благоприятных условий труда и окружающей среды;
· поощрение открытого делового общения, обоснованности и доказательности решений, участия работников в принятии решений;
· увязка увольнения с попытками найти сотруднику другую работу;
· обучение работе в команде и формирование соответствующей культуры;
· участие работников в прибыли компании (получение работниками определенной доли прибыли компании);
· повышение квалификации работников.
Опыт зарубежных фирм и практика работы отечественных организаций показывают, что руководителям службы управления персоналом необходимы знания, умения и навыки управления человеческими ресурсами, так как от этого зависит не только эффективность работы организации, но и ее выживание в условиях рынка и острой конкуренции.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что суть современного этапа в управлении человеческими ресурсами составляют:
1) управление персоналом (человеческими ресурсами) на высшем уровне руководства организацией;
2) вовлечение персонала в определение стратегии и организационной структуры компании;
3) участие всех руководителей подразделений в реализации единой политики и решении задач в области управления персоналом;
4) интеграция деятельности руководителей по персоналу и руководителей подразделений, постоянное участие первых в качестве советников вторых при решении вопросов, связанных с персоналом, во всех подразделениях и на всех уровнях организации;
5) системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех других стратегических задач на основе единой программы деятельности фирмы.
Движения от традиционного управления кадрами к управлению человеческими ресурсами – достаточно длительный процесс. Выделяют различные стадии в развитии управления персоналом организации от традиционного управления кадрами к управлению человеческими ресурсами и увязывают это с общей эволюцией предприятия (И. Мошолам и Л. Бэйрд). Развитие организации, соответствующее характеристикам управления персоналом приведено в таблице 1.6.
Таблица 1.6
Стадии развития управления персоналом
Стадии развития организации | Основные характеристики организации | Основные характеристики управления персоналом |
I Зарождение организации | Организация только создана, отличается предпринимательством и управляется собственником | Ведение личных дел, оплата труда, наем и увольнение. Управление персоналом часто не формальное, размытое. Все дела ведутся вручную. |
II Функциональный рост | Происходит техническая специализация, растут подразделения, производственные линии и рынок. Организационная структура формализована. | Поиск нужных работников для поддержки роста. Тренинг для специфических должностей. Появляется начальник отдела кадров. Автоматизируется часть обработки данных. Корпоративная культура еще не становится частью управления персоналом. |
III Контролируемый рост | Рациональная администрация. Профессионализация управления дефицитными ресурсами. Покупаются другие фирмы, диверсифицируется производство, усиливаются конкуренция за ресурсы и контроль за инвестициями. | Управляющий персоналом с более высоким статусом. Большая автоматизация кадровой информации, включая квалификационные профили. Рост профессионализма. Кадровая функция постепенно интегрируется в окружающую деловую среду. Управление персоналом становится более ориентированным на конечные результаты бизнеса. |
IV Функциональная интеграция | Диверсификация, децентрализация, структура организации строится вокруг продуктов и центров прибыли. Больше внимания уделяется интеграции. Организационная структура более плоская и горизонтальная. | Управление персоналом ориентировано на интеграцию различных функций (тренинг, стимулирование, наем и увольнение и т.д.). Расширение кооперации с другими руководителями. Долгосрочное планирование. Акцент на производительность, эффективность, гибкость. Широко применяется автоматизация в планировании, анализе и оценке. Внешние колебания деловой среды известны и интегрированы в управление изменениями. Практика управления персоналом отработана. |
V Стратегическая организация | Сотрудничество, групповая культура. Межфункциональная горизонтальная интеграция. Большая адаптируемость к частым изменениям. Стратегическое планирование. Структура строится вокруг центров прибыли, обслуживания местными и функциональными руководителями и их командами. | Управление персоналом построено вокруг стратегии организации и является ее составной частью. Систематический анализ внешней среды и оценка ее возможного воздействия. Активная роль в принятии управленческих решений. Долгосрочное планирование развития персонала. Управление человеческими ресурсами входит в компетенцию президента фирмы или его первого заместителя. |
По оценкам специалистов, современные западные компании соответствуют примерно III стадии развития, восточно-европейские – II стадии развития. Большая часть эффективных западных фирм находится между III и V стадиями, а предприятия Россия и Восточной Европы – в основном между I и III стадиями.
Таким образом следует подчеркнуть наличие существенного разрыва между концептуальными положениями теории «человеческих ресурсов» и их практической реализацией, что определяется рядом причин:
1. Практика управления человеческими ресурсами в разных странах не только отражает многообразие национальных школ и традиций управления персоналом, но и свидетельствует об отсутствии единой концепции.
2. Попытки внедрения передовой технологии управления человеческими ресурсами в практическую деятельность сталкиваются со значительными трудностями, в частности с ростом затрат на подготовку и переподготовку персонала.
3. Отсутствует объективная информация, подтверждающая позитивное влияние внедряемой технологии управления человеческими ресурсами на морально-психологический климат в организации.
Процесс трансформации функций управления персоналом продолжается и сегодня. Выделяют целый ряд тенденций в эволюции управления человеческими ресурсами, которые отчасти повторяют некоторые уже рассмотренные особенности современного этапа управления персоналом (И. Прокопенко). Эти тенденции представлены на рисунке 1.8.
Рис. 1.8. Основные тенденции в эволюции управления
человеческими ресурсами
1. Переход от управления кадрами к управлению человеческими
ресурсами, т. е. от вертикального управления, централизованной кадровой функции и традиционного отдела кадров к горизонтальному управлению, децентрализованной функции управления персоналом, вовлекающей руководителей подразделений; от планирования персонала как реакции на производственные планы к планированию человеческих ресурсов, полностью интегрированному в корпоративное планирование.
2. Трансформация управления человеческими ресурсами из инструментальной кадровой функции в стратегический компонент корпорации. Главный акцент кадровой политики смещается с подбора и расстановки кадров к участию в формировании и реализации стратегии организации.
3. Переход от фрагментарной, служебной кадровой деятельнос ти к интеграции функций руководства и кадровых функций. Сохраняя ряд прежних кадровых функций, УЧР добавило себе новую важную функцию – оказание помощи руководителям подразделений в развитии и лучшем использовании подчиненных ему сотрудников. Специалисты в области УЧР все больше становятся высококвалифицированными советниками и консультантами руководителей разных уровней, помогающими им решать общие проблемы при подборе сотрудников, их мотивации, развитии карьеры и осуществлении различных организационных изменений.
4. Профессионализация функции управления человеческими ресурсами. Стратегический характер функции управления персоналом, более широкое вовлечение в ее осуществление руководителей подразделений, а также повышение ее консультативного характера приводят к необходимости профессионализации управления человеческими ресурсами. Если раньше начальником отдела кадров мог быть практически любой ответственный человек (часто из военных-отставников), способный управлять небольшим штатом служащих невысокой квалификации, то сегодня растущая и интегрирующая роль УЧР, повышение его статуса до высшего звена управления, усложнение техники подбора, расстановки, развития, мотивации, продвижения и использования человеческого потенциала делают эту профессию одной из важнейших для выживания и успеха организации.
5. Повышение значимости управления изменениями функций управления персоналом. Способность к изменениям обычно требует как от рядовых сотрудников, так и, в первую очередь, от руководителей и специалистов служб персонала более высокого уровня образования, творчества и склонности к нововведениям, более широкой квалификации, способности переучиваться.
6. Интернационализация функции управления человеческими ресурсами. Глобализация производства, развитие международных связей, кооперации и интеграции делают необходимым развитие многонациональных коллективов с различной системой ценностей и культур. Это требует формирования небольшой, но динамичной элитной группы специалистов-космополитов, обладающих развитыми коммуникационными и лингвистическими способностями, могущих работать в интернациональных коллективах и в разных странах.
7. Ворзрастание в управлении человеческими ресурсами удельного веса функций углубления социального партнерства и регулирования трудовых отношений. Социальное партнерство означает прежде всего признание различия и взаимозависимости интересов предпринимателей, с одной стороны, и наемных работников – с другой, необходимости солидарности всех участников производства для достижения общих корпоративных целей. Управление человеческими ресурсами играет важнейшую роль в развитии этого процесса и в использовании его как инструмента повышения эффективности управления персоналом.
8. Изменение принципов и системы мотивации. Система мотивации эволюционирует от принципов эгалитаризма, оплаты за должность и за явку на работу к принципу оплаты за результат, за конкретный вклад в достижение целей организации. Эффективное использование новых принципов мотивации предполагает более высокий уровень управления персоналом.
9. Переход от повышения квалификации к развитию человеческих ресурсов. Традиционный тренинг или такая функция, как повышение квалификации, уже не способны решать новые задачи в области подготовки компетентных работников, поэтому развитие сотрудников становится все более важной задачей управления персоналом.
Все отмеченные тенденции свидетельствуют об обогащении функции управления персоналом в обозримом будущем и возрастании ее значимости в управлении в целом.
Практическое задание
Ситуация
«Концепция управления персоналом»
Инструкция
Характеристика японского и американского подходов к управлению персоналом приведены в таблице 1.7.
Таблица 1.7
Японский и американский подходы к управлению персоналом организации
Критерии организации работы | Японский подход | Американский подход |
Основа организации | Гармония | Эффективность |
Отношение к работе | Главное – выполнение обязанностей | Главное – реализация заданий |
Конкуренция | Практически нет | Сильная |
Гарантии для работников | Высокие (пожизненный наем) | Низкие |
Принятие решений | Снизу вверх | Сверху вниз |
Делегирование власти | В редких случаях | Распространено |
Отношение с подчиненными | Семейные | Формальные |
Метод найма | После окончания учебы | По деловым качествам |
Оплата труда | В зависимости от стажа | В зависимости от результатов |
В чем заключается специфика российского подхода к управлению персоналом? Опишите основные черты такого подхода, используя критерии, приведенные в таблице.
Приведите два варианта: в условиях СССР и в настоящее время.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 496.