Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Принцип концентрации Рассматривается в двух направ­лениях: · концентрация усилий работников отдельного подраз­деления или всей системы управления персоналом на реше­нии основных задач; · концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом для устранения дублирования. Принцип специализации Подразумевает разделение тру­да в системе управления персоналом (выделяется труд ру­ководителей, специалистов и служащих) и формирование подразделений, специализирующихся на выполнении групп однородных функций. Принцип параллельности Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, что повы­шает оперативность управления персоналом. Принцип адаптивности {гибкости) Означает приспо­собляемость системы управления персоналом к изменяю­щимся целям объекта управления и условиям его работы. Принцип преемственности Предусматривает общую ме­тодическую основу и стандартное оформление работ по совершенствованию системы управления персоналом, осуще­ствляемому на разных уровнях и разными специалистами. Принцип непрерывности Заключается в отсутствии пе­рерывов в работе сотрудников системы управления персона­лом, сокращении времени на обработку текущих документов, исключении простоев технических средств управления. Принцип ритмичности Подразумевает выполнение оди­накового объема работ в равные промежутки времени и ре­гулярность повторения функций управления персоналом. Принцип прямолинейности Предполагает упорядочен­ность и целенаправленность информации по выработке опре­деленного решения, которая может быть горизонтальной и вертикальной, отражая взаимосвязи между функциональными подразделениями и различными уровнями управления.

 

Теория и практика управления персоналом выработали специфический инструментарий изучения состояния действу­ющей системы управления персоналом организации, а также построения, обоснования и реализации новой системы. Наи­более распространены следующие методы (Н.Н. Шаш):

1. Системный анализ ориентирует исследователя на де­тальное рассмотрение компонентов системы управления персоналом: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов и технологии управления людьми, принципов принятия управ­ленческих решений. Использование системного подхода по­зволяет выявить многообразные типы связей различных ком­понентов между собой и с внешней средой и на этой основе составить единую, целостную картину.

2. Метод декомпозиции заключается в расчленении слож­ных явлений на их составляющие (компоненты), т.е. более простые явления. Например, систему управления персоналом можно разделить на подсистемы, которые в свою очередь делятся на функциональные структуры. После расчленения и анализа необходимо вновь сформировать систему как единое целое, т.е. синтезировать ее основные элементы. При этом целесо­образно применять метод декомпозиционного моделирова­ния с использованием логических, графических и цифровых моделей.

3. Метод последовательной подстановки исходит из того, что система управления персоналом складывается под воздействием ряда факторов. Использование метода позволяет изучить влияние каждого из факторов в отдельности на формиро­вание всей системы. При этом выявленные факторы ранжи­руются, после чего выбираются наиболее значимые.

4. Метод сравнения позволяет сопоставить существую­щую систему управления персоналом с подобными структу­рами наиболее успешных организаций, а также с норматив­ной моделью и состоянием подобной системы в прошлом периоде. Сравнение дает положительный результат при условии однородности исследуемых систем.

5. Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случай­ных отклонений так, чтобы построенный ряд отражал устой­чивые тенденции. Этот метод используется при исследова­нии количественных показателей, характеризующих систему управления персоналом.

6. Метод структуризации целей предусматривает необхо­димость количественного и качественного по­строения целей как всей организации, так и системы управ­ления персоналом с точки зрения соответствия ее целям организации. Анализ целей, развертывание их в иерар­хическую систему, установление ответственности подраз­делений организации за конечные результаты работы, опре­деление их места в системе производства и управления, устранение дублирующих рабочих операций – важнейшие предпосылки построения рациональной системы управления персоналом. Необходимо обеспечить координацию, сопоста­вимость и полноту целей разных уровней.

7. Экспертно-аналитический метод требует участия высококвалифицированных специалистов в данной области и руководящего состава организации. С помощью этого мето­да определяются основные направления совершенствования системы и оцениваются результаты анализа причин выяв­ленных недостатков. Однако он не всегда обеспечивает высокую степень точности и достоверности, поскольку у эк­спертов часто отсутствуют единые критерии оценок. В то же время применение указанного метода дает хороший эф­фект при проведении поэтапной экспертизы.

8. Нормативный метод предусматривает применение сис­темы нормативов, определяющих состав и содержание функ­ций по управлению персоналом, численность работников при выполнении различных операций, тип организационной струк­туры, а также критерии построения структуры аппарата уп­равления организацией и системы управления персоналом. К таким критериям относятся: норма управляемости, степень централизации управленческих функций, количество ступеней управления, число звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности, характер взаимосвязей подразделений. Этот метод исключительно эффективен при использовании в прак­тике совершенствования системы управления персоналом организации.

9. Параметрический метод в последнее время получил широкое распространение. Его основная задача заключает­ся в установлении функциональных зависимостей между па­раметрами (показателями характеристик) элементов произ­водственной системы организации и системы управления персоналом для выявления степени их соответствия.

10. Метод функционально-стоимостного анализа позво­ляет выбрать такой вариант построения системы или выпол­нения той или иной функции управления персоналом, который потребует наименьших затрат и будет наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов. Использование этого метода позволяет выявить избыточные или дублиру­ющие функции управления, а также функции, которые по тем или иным причинам не выполняются. Кроме того, он дает возможность определить степень централизации и децентра­лизации функций управления персоналом.

11. Метод главных компонентов позволяет отразить в од­ном показателе (компоненте) свойства десятков других по­казателей. Использование этого метода дает возможность сравнивать не какое-то число различных показателей одной системы с таким же количеством показателей другой сис­темы, а провести сравнение на основе одного показателя, что на практике дает ощутимый положительный эффект.

12. Сравнительный метод заключается в сопоставлении нормативов с их фактическим выполнением. В этих целях используются, например, результаты обработки фотографий рабочего дня и технологических карт выполнения управлен­ческих операций и процедур (результаты хронометража).

13. Метод освоения практики базируется на опыте функци­онирования системы управления персоналом в предшеству­ющий период, а также на положительном опыте в данной области других организаций.

14. Метод аналогий заключается в применении организаци­онных форм, хорошо зарекомендовавших себя в успешно функционирующих системах управления персоналом с анало­гичными экономико-организационными характеристиками. Суть метода заключается в разработке сходных решений (например, однородной организационной структуры управле­ния персоналом) и определении границ и условий их приме­нения.

15. Метод типизации линейно-функциональных подсистем и программно-целевых структур эффективен при использова­нии типовых решений. Типовые блочные решения увязыва­ются вместе с оригинальными находками в единой органи­зационной системе управления персоналом. Использование этого метода ускоряет процесс формирования новой систе­мы и повышает эффективность ее функционирования с наи­меньшими затратами.

16. Метод творческих совещаний («мозговая атака») пред­полагает коллективное обсуждение направления развития сис­темы управления персоналом группой ведущих специалистов и руководителей. Суть этого метода заключается в том, что идея, высказанная одним человеком (ни в коем случае не подвергаясь критике), вызывает у других участников совеща­ния новые идеи, которые, в свою очередь, рождают следующие, что обеспечивает непрерывный поток идей. Проведение твор­ческих совещаний может выявить гораздо больше вариантов путей совершенствования системы управления персоналом организации.

17. Метод коллективного блокнота («банк идей») позволя­ет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспер­том с их последующей коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы.

18. Метод контрольных вопросов заключается в активиза­ции творческого поиска вариантов решения задачи, направ­ленной на совершенствование системы управления персона­лом, с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов. В содержании предлагаемых вопросов должна быть своеобразная «подсказка» о том, что и как следует сделать для решения поставленной задачи.

19. Метод 6–05–3 предназначен для систематизации про­цесса нахождения и отбора идей, направленных на развитие системы управления персоналом. Его суть заключается в том, что каждый из шести членов экспертной группы запи­сывает на отдельном листе бумаги три идеи и передает чле­нам группы, каждый из которых на основе предложенных записывает еще по три идеи, ни разу не повторяя ни одну из своих прежних идей. При соблюдении этого условия по окон­чании процедуры на каждом из шести листов будет записа­но по 18 вариантов решений, а общее количество предложен­ных вариантов решения проблемы достигнет 108.

20. Морфологический анализ является средством изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных реше­ний, предлагаемых для осуществления отдельных функций управления персоналом. Если записать все функции, а затем напротив каждой из них построчно указать различные варианты ее реализации, то получится морфологическая матри­ца. Цель данного метода заключается в том, чтобы при по­мощи ее построения разбить сложную задачу на множество мелких подзадач, которые гораздо легче решить. При этом надо учитывать, что решение сложной задачи должно скла­дываться в результате решения подзадач.

Наибольшей эффективности и наивысшего качества сис­темы управления персоналом можно достичь только в слу­чае применения всего комплекса указанных методов. Это позволяет оценить систему в целом и избежать принятия и реализации ошибочных решений в процессе ее совершен­ствования.

 

 

Практическое задание

 

Деловая игра

«Процесс управления персоналом»

 

Студентам, разбитым на подгруппы, предлагается из набора, включающего 50 понятий, составить схему, отражающую процесс управления персоналом, а также графически изобразить взаимосвязь всех понятий, обосновав предложенный каждой подгруппой вариант (см. табл. 1.10). При завершении занятия происходит обсуждение полученных схем, определяется подгруппа, представившая и доказавшая наиболее логичную схему процесса управления персоналом.

 

 

Таблица 1.10

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 476.