Основания прекращения полномочий Президента РФ. Импичмент

Чтобы обеспечить непрерывность осуществления президентской власти, Конституция РФ предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий Президента и определяет их последствия (ч. 2 ст. 92 Конституция РФ). В соответствии с ч.2 ст. 92 Конституции РФ полномочия Президента РФ прекращаются досрочно в случаях:

1. его отставки (по инициативе самого Президента);

2. стойкой неспособности Президента осуществлять принадлежащие ему полномочия (по состоянию здоровья);

3. по инициативе Федерального Собрания – в случае принятия им решения об отрешении Президента от должности (импичмент).

Во всех указанных случаях обязанности Президента временно исполняет Председатель Правительства РФ, который не имеет право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Отставка – это добровольный уход с поста с подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка). Уход в отставку имеет окончательный характер: Президент не может отозвать свое заявление об отставке и вернуться к исполнению обязанностей. С объявлением об отставке Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента.

Механизм досрочного прекращения полномочий Президента РФ по мотивам стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия включает в себя два варианта: 1. Президент РФ серьезно болен, но находится в ясном уме и способен самостоятельно принять взвешенное решение. 2. Ситуация, когда Президент РФ не в состоянии сам принять решение (находится в бессознательном состоянии). В этом случае для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий требуется специальное авторитетное медицинское заключение.

Ст. 93 Конституции РФ называет в качестве оснований отрешения Президента РФ от должности государственную измену или совершение иного тяжкого преступления. Конституцией установлен весьма сложный порядок отрешения Президента от должности, т.к. отрешение Президента от должности – это высшая форма ответственности Президента. Процедура отрешения Президента от должности проводится в три этапа. 1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думой. 2. Заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден. 3. Третий этап процедуры включает принятие Советом Федерации решения по поводу отрешения Президента от должности. На заседание Совета Федерации приглашаются Президент РФ, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, члены специальной комиссии, Председатель Конституционного Суда и Верховного Суда РФ. Решение выносится на основании рассмотренных всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если решение не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается. Решение об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято в течение 3 месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными. Федеральный закон «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001 г. (он не распространяется на Президента, отрешенного от должности) устанавливает следующие правовые, социальные и иные гарантии: 1) пожизненно предоставляется государственная охрана; 2) сохраняется право на медицинское обслуживание в прежнем порядке (Президенту и членам его семьи); 3) Президент имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 % процентов месячного денежного вознаграждения Президента; 4) Президенту предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач; он может бесплатно пользоваться правительственной связью; 5) Президент имеет право за счет средств федерального бюджета аппарат помощников.

Статус Федерального Собрания РФ

Парламент РФ - это Федеральное Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1. Совета Федерации кантональная палата, объединяет по два представителя от субъекта РФ (законодательного и исполнительного органа).

2. Государственной Думы народная палата. 225 человек по спискам политических партии + 225 по выборам в одномандатных округах.

Палаты заседают раздельно, так как у них у каждой есть своя компетенция. Ранее (до 93-го года) палаты могли собираться вместе гораздо чаще, так как их полномочия были более схожими.

Ст.100 устанавливает случаи, когда палаты могут собираться на совместное заседание:

1. Заслушивание ежегодного послания Президента. Это необходимо чтобы сберечь время Президента, и также потому, что на основе послания выстраивается вся законопроектная деятельность.

2. Заслушивание посланий Конституционного Суда. Это также имеет прямое отношению к законопроектной деятельности, к примеру, Конституционный Суд признаёт тот или иной акт неконституционным, следовательно, палатам теперь необходимо вносить поправки в ряд законов, нормы которых воспроизводят неконституционные положения.

3. Выступления руководителей иностранных государств.

4. Президентская присяга (этот случай не предусматривается Конституцией, но он присутствует в реальной жизни).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности:

1. Принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними).

2. Принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Федеральное Собрание - это высший законодательный орган в РФ: акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой

Структура и состав палат Федерального Собрания РФ

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

- для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

- для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

- для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

а) Совета Федерации;

б) Государственной Думы.

Первую из них принято именовать верхней, вторую - нижней. Такая терминология в Конституции не употребляется, однако она является общепринятой как в конституционной теории, так и в политической практике.

Верхняя палата - это обычно орган представительства субъектов федерации (в федеративных государствах) либо регионов, территориальных образований (в унитарных государствах). Поэтому термин «верхняя палата» не означает, что она стоит над нижней, наделена большими полномочиями. Скорее наоборот, так как именно нижняя палата выполняет основное назначение представительного органа -осуществлять законодательную деятельность - является органом общенационального представительства. Именно через Думу обеспечивается отражение основных социальных, групповых, профессиональных интересов, политических и идеологических воззрений) существующих в обществе.

Главное отличие двухпалатной структуры Федерального Собрания от ранее существовавшей заключается в следующем:

- палаты заседают раздельно;

- за каждой из них закреплена собственная компетенция;

- общая компетенция Федерального Собрания как единого органа Конституцией не определяется;

- обе палаты образуют свои комитеты и комиссии, принимают свой отдельный, а не общий, как было ранее, регламент, избирают свои руководящие органы, председателей, их заместителей;

- действующей Конституцией не предусмотрено создание органа, объединяющего работу обеих палат, каким по прежней Конституции был Президиум Верховного Совета;

- не введена и должность Председателя Федерального Собрания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Различное функциональное назначение палат предопределяет и различный порядок их образования. Государственная Дума избирается сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок образования палат - формирования и выборов - устанавливается федеральными законами.

Сущность и порядок деятельности каждой из палат Федерального Собрания определяются содержанием полномочий Совета Федерации и Государственной Думы.

Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция РФ (ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой <13>;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Статус депутат Государственной Думы Федерального Собрания в РФ

Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены: 1) личный досмотр; 2) задержание; 3) арест (заключение под стражу); 4) обыск как уголовно– и административно-процессуальная мера.

Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения.

К парламентариям могут быть применены меры принуждения: 1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления; 2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания.

Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации РФ.

Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях: 1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий; 2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого несовместимы с полномочиями парламентария; 3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ; 4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства; 5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания; 6) вступления в законную силу судебного решения об ограничения дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным; 7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; 8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия; 9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 63.