Реализуя закрепленные в Конституции политические права и свободы, граждане Российской Федерации участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством.
1. Свобода мысли и слова. Статья 29 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли - это свобода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Свобода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации.
Как и все другие права, свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями законодательного характера. Уже в самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные отраслевыми нормами. Уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, предусматривает ответственность за разглашение государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защищает честь и достоинство личности и т. д.
Конституционно-правовой гарантией свободы мысли и слова является положение Конституции том, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ч. 3 ст. 29).
2. Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с содержанием свободы мысли, слова и убеждений, но более формализовано. В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ свобода информации сводится к праву каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».
Ограничения права на свободу информации довольно широки. Одно из них содержится в названной статье Конституции, которая указывает, что «перечень сведении, составляющих государственную тайну, определяется федеральный законом». Право на свободу информации ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т.д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом.
В ч. 5 ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации и установлен запрет цензуры.
3. Право на создание общественных объединений. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).
Законодательное ограничение реализации этого права установлено ст. 13 Конституции РФ, запрещающей создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Существуют ограничения при реализации этого права для отдельных категорий граждан. Так, Закон «О статусе военнослужащих» закрепляет, что «военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».
4. Свобода собраний. Конституция Российской Федерации закрепляет в ст. 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.
Свобода собрания - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т. д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.
Митинги - разновидность собраний. Они проводятся, как правило, под открытым небом и завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.
Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам.
Пикетирование представляет собой выражение своего отношения группами людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений, и т. п.
Эти мероприятия осуществляются в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (например, за организацию массовых беспорядков).
5. Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Статья 32 Конституции РФ устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». В этой статье Конституции закреплены основные формы реализации этого права, главной из которых являются избирательные права. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Порядок реализации этого права детально регулируется избирательным законодательством.
Закрепляя право граждан на участие в управлении государством, Конституция устанавливает, что «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (ч. 4 ст. 32). Анализируя эту норму, следует подчеркнуть, что речь идет о равных юридических возможностях, а не о фактической реализации, которая зависит от ряда факторов.
В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закреплено также право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. д.), а также участия в отправлении правосудия в качестве заседателя и т. д.
6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно. Процедура рассмотрения обращений регламентируется специальными нормативно-правовыми актами общегосударственного и ведомственного характера.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 268.