Политические права и свободы человека и гражданина

Реализуя закрепленные в Конституции политические права и свободы, граждане Российской Федерации участвуют в общественно-поли­тической жизни, в управлении государством.

1. Свобода мысли и слова. Статья 29 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли - это свобода каждого че­ловека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Сво­бода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средст­вах массовой информации.

Как и все другие права, свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями законода­тельного характера. Уже в самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или рели­гиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расо­вого, национального, религиозного или языкового превосходства».

Существуют и другие ограничения свободы слова, установленные от­раслевыми нормами. Уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, предусматривает ответственность за разглашение государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защищает честь и досто­инство личности и т. д.

Конституционно-правовой гарантией свободы мысли и слова является положение Конституции том, что «никто не может быть принужден к вы­ражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (ч. 3 ст. 29).

2. Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с со­держанием свободы мысли, слова и убеждений, но более формализовано. В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ свобода информации сводится к праву каждо­го «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Ограничения права на свободу информации довольно широки. Одно из них содержится в названной статье Конституции, которая указывает, что «перечень сведении, составляющих государственную тайну, определяется федеральный законом». Право на свободу информа­ции ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и т.д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защи­щенными законом.

В ч. 5 ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой инфор­мации и установлен запрет цензуры.

3. Право на создание общественных объединений. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в ка­кое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).

Законодательное ограничение реализации этого права установлено ст. 13 Конституции РФ, запрещающей создание и деятельность обществен­ных объединений, цели или действия которых направлены на насильствен­ное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание воо­руженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Существуют ограничения при реализации этого права для отдельных кате­горий граждан. Так, Закон «О статусе военно­служащих» закрепляет, что «военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их дея­тельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».

4. Свобода собраний. Конституция Российской Федерации закрепляет в ст. 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

Свобода собрания - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным осно­ваниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т. д.). Соб­рания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги - разновидность собраний. Они проводятся, как правило, под открытым небом и завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по ули­цам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражаю­щими позицию участников по политико-экономическим проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения груп­пами людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или обще­ственных объектов, правительственных учреждений, и т. п.

Эти мероприятия осуществляются в разрешительном или уведомитель­ном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привле­каться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (например, за организацию массовых беспорядков).

5. Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст. 3 Кон­ституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единствен­ным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Статья 32 Конституции РФ устанавливает: «Граждане Российской Фе­дерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». В этой статье Кон­ституции закреплены основные формы реализации этого права, главной из которых являются избирательные права. Граждане Российской Федера­ции имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референ­думе. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Порядок реализации этого права детально регулируется избирательным законодательством.

Закрепляя право граждан на участие в управлении государством, Кон­ституция устанавливает, что «граждане Российской Федерации имеют рав­ный доступ к государственной службе» (ч. 4 ст. 32). Анализируя эту норму, следует подчеркнуть, что речь идет о равных юридических возможно­стях, а не о фактической реализации, которая зависит от ряда факторов.

В ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закреплено также право граждан Россий­ской Федерации участвовать в отправлении правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия судебных должностей (при наличии соот­ветствующего образования, стажа работы и т. д.), а также участия в отправ­лении правосудия в качестве заседателя и т. д.

6. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или коллективно. Процедура рассмотрения обращений регламентируется спе­циальными нормативно-правовыми актами общегосударственного и ведом­ственного характера.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 63.