С тех пор, как человек научился творчески и рационально мыслить, возник и интерес к прошлому. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому понятию, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». В самом раннем значении история отождествлялась с установлением подлинности событий. Позже этим словом стали обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
В настоящее время мы используем термин «история» в двух смыслах: во-первых, как рассказ, повествование об историческом прошлом, во-вторых, как науку и учебную дисциплину, изучающую исторического прошлое человечества.
История — одна из древнейших наук. Древние люди ценили историю и называли ее « magistra vitae » (наставница жизни), а историка уважительно именовали « translatortemporis » (передатчик времени). Основоположником истории считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), написавший труд «История».
Древние греки (Геродот, Фукидид) относили историю к области искусств Античные историки, под историей понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах. Задача историка состояла в том, чтобы передать слушателям и читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. Те же цели преследовало и искусство.
Таким образом, на первых порах суть истории определялась как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах. Миссия историков заключалась в изложении прошлой жизни человечества, которое бы объясняло настоящие события и задачи будущего, служило бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для других людей. Такой взгляд на историю сформировался в средние века и дожил до наших времен. Он, с одной стороны, сближал историю с моральной философией, с, другой, обращал историю согласно известной цитате русского историка Н.М. Карамзина в «скрижаль откровений и правил» практического характера.
Русский историк Н. Карамзин выразил мысль, что историю необходимо знать для того, «чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье».
С развитием западноевропейской философской мысли стали появляться новые определения исторической науки. Сообразно с различными философскими системами, так или иначе, определялись цели, и смысл самой истории. Итальянец Вико (1668—1744) задачею истории, как науки, считал изображение тех одинаковых состояний, которые суждено переживать всем народам. Известный философ Гегель (1770—1831) всю мировую жизнь объяснял как развитие «абсолютного духа» и в истории видел изображение того процесса, в котором «абсолютный дух» достигал своего самопознания. История должна изображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл.
Наукой история стала только в начале XIX в., когда стали распространяться идеи национализма, изучаться национальная история и господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно в естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. С этой точки зрения главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не деятельность выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.
Позже появились попытки понимать историю, как науку, раскрывающую общие законы развития общественной жизни вне приложения их к известному месту, времени и народу.
С точки зрения современного дня, история – это наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.
Для того чтобы дать научно-точную и цельную картину какой-либо исторической эпохи необходимо:
1) собрать исторический материал,
2) исследовать его достоверность,
3) восстановить точно отдельные исторические факты,
4) указать между ними прагматическую связь,
5) свести их в общий научный обзор.
Русская историография
Еще в Киевской Руси» в XI в. появились первые летописи. Это были перечни фактов, важных и не важных, исторических и не исторических, вперемежку с литературными сказаниями. С точки зрения современной науки, древнейшие летописи не представляют собою исторического труда; не говоря, о содержании — и самые приемы летописца не соответствуют современным требованиям.
В XVI в. сложилась и сформировалась Московская Русь. Тогда и появились зачатки историографии в России. Исторические сказания и летописи стали впервые сверять и сводить в одно целое.
В 1512 г. (по-видимому, старцем Филофеем) составляется хронограф, т. е. обозрение всемирной истории. Хронограф предоставляет достаточный запас исторических сведений.
В XVI в. появляются летописные своды, составленные по древним летописям и представляющие произведения с одной общей идеей. Первым таким произведением была «Степенная книга», получившая такое название потому, что она разделялась на «поколения» или на «степени», как их тогда называли. Она передавала в хронологическом, последовательном, т. е. «постепенном» порядке деятельность русских митрополитов и князей, начиная с Рюрика. В основании «Степенной книги» лежит тенденция и общая и частная. Общая проглядывает в желании показать, что власть московских князей есть не случайная, а преемственная, с одной стороны, от южнорусских, киевских князей, с другой — от византийских царей. «Степенная книга» может быть названа историческим трудом в силу известной системы изложения.
В начале XVI в. был составлен другой исторический труд — «Воскресенская летопись», более интересная по обилию материала. В основание ее легли все прежние летописи. «Воскресенская летопись» представляется самым ценным историческим произведением из всех, ей современных или более ранних, так как она составлена без всякой тенденции и заключает в себе много ценных сведений.
К середине XVI века появилась «Никоновская летопись». Свод содержит много сведений, заимствованных из греческих хронографов, по истории греческих и славянских стран, летопись же о русских событиях. Точность изложения пострадала от литературной переработки.
В 1674 г. появился в Киеве и первый учебник русской истории — «Синопсис» Иннокентия Гизеля.
Важным этапом в развитии истории стала последняя четверть XVII столетия, когда появились работы, основанные на критике источников и рациональном использовании причинно-следственных связей в рамках авторских концепций (Сильвестр Медведев, Андрей Лызлов и др.). Работы этих авторов заложили фундамент отечественной исторической науки.
Петр I очень заботился о составлении истории России и поручал дело различным лицам. Только после его смерти началась ученая разработка исторического материала и первыми деятелями на этом поприще явились ученые немцы, члены петербургской Академии.
Готлиб Зигфрид Байер (1694—1738) начал изучение российской истории с племен, населявших Россию в древности, особенно варягов, но далее этого не пошел. Байер оставил после себя много трудов, из которых два довольно капитальных произведения написаны на латинском языке и теперь уже не имеют большого значения для истории России, — это «Северная География» и«Исследования о Варягах».
Герард Фридрих Миллер (1705—1783) жил в России при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине II, хорошо владел русским языком, писал свои произведения по-русски. Он много путешествовал по России (прожил 10 лет, с 1733 по 1743 г., в Сибири) и хорошо изучил ее. Главною заслугою Миллера было собирание материалов по русской истории; его рукописи (Миллеровские портфели) служили и служат богатым источником для издателей и исследователей. Его основные труды: «Опыт новейшей истории России» и «Известие о дворянах Российских». Он стал первым ученым архивариусом в России и привел в порядок московский архив Иностранной коллегии, директором которого и умер в1783 г.
Среди академиков XVIII в. видное место трудами по русской истории занял М. В. Ломоносов. Он написал учебную книгу по русской истории и один том «Древней Русской истории» (1766). Его труды по истории были обусловлены полемикой с академиками — немцами. Последние выводили Русь Варягов от норманнов и норманнскому влиянию приписывали происхождение гражданственности на Руси, которую до пришествия варягов представляли страною дикою; Ломоносов же варягов признавал за славян и, таким образом, русскую культуру считал самобытной.
Первая попытка общего обзора российской истории принадлежит А.Н. Татищеву (1686-1750). Он сам собирал сведения по русской истории и занялся ее составлением. В 5-ти томах Татищев довел свою историю до Смутной эпохи. Его «История» не потеряла научного значения до сих пор, так как (в XVIII в.) Татищев обладал источниками, которых не дошли до наших дней.
Екатерины II написала первую популярную книгу по русской истории «Записки касательно Русской истории». Её труд был доведен до конца XIII в., но научного значения он не имеет.
Гораздо ценнее в научном отношении был труд князя М. Щербатова (1733-1790) «История Российская», который был доведен до Смутной эпохи. Впоследствии им пользовался И.М. Карамзин. «История» Щербатова имеет научное значение благодаря многим приложениям, включающим в себя исторические документы.
В начале XIX в. появилась известная «История государства Российского» И.М. Карамзина (1766—1826). Обладая цельным мировоззрением, литературным талантом и приемами хорошего ученого критика, Карамзин во всей русской исторической жизни видел один главный процесс — ««создание национального государственного могущества». К этому могуществу привел Русь ряд талантливых деятелей, из которых два главных — Иван III и Петр Великий. Они своей деятельностью ознаменовали рубежи основных исторических эпох. Древняя история - до Ивана III, Средняя - до Петра Великого, Новая - до начала XIX в.
Но основным взглядам Карамзина была характерна односторонность. История общества с его культурой, юридическими и экономическими отношениями историком основательно не рассматривалась. Журналист 30-х годов XIX в. Я.А. Полевой (1796—1846) упрекал Карамзина за то, что он, назвал свое произведение «Историей государства Российского», но оставил без внимания «Историю Русского народа».
Строго научная цельность исторических воззрений впервые была достигнута в России в 40-х годах XIX в. Молодые профессора Московского университета Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879) и Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) полагали, что главным содержанием русской исторической жизни должна быть естественная смена одних законов общежития другими.
Развитие этнографии вызвало стремление создать историческую этнографию и с точки зрения этнографической рассмотреть вообще явления нашей древнейшей истории (Н. И. Костомаров,1817-1885).
Интерес к истории экономического быта выразился многими попытками изучения народнохозяйственной жизни в разные эпохи. Ярким представителем данного направления был В.О. Ключевский.
Корифеем исторической мысли XIX столетия признан С. М. Соловьев. Оригинальность в построении истории России была характерна для взглядов П.Н. Милюкова.
С позиций марксизма рассматривали исторический процесс Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, Н.А.Рожков, М.Н.Покровский.
Большой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли учёные XX в. (А.С. Лаппо-Данилевский, Н.И. Кареев, Г.Г. Шпет и др.). Научное значение и сегодня имеют исторические исследования С.Ф.Платонова, А.А. Кизеветтера, М.М.Богословского.
В советской исторической науке сложилось господство марксисткой идеологии и методологии. Историческая наука в этот период развивалась и в рамках Русского Зарубежья (Г.В. Вернадский, А.В. Карташёв, Б.И. Николаевский и др.).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 546.