Методы изучения истории России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………..4

2. История как наука……………………………………………………………..8

2.1 Функции истории……………………………………………………………...9

2.2 Методология истории……………………………………………………….10

2.3 Принципы истории как науки………………………………………………14

2.4 Методы изучения истории России………………………………………….15

2.5 Источники изучения истории России………………………………………17

2.6 Становление истории как науки……………………………………………18

2.7 Русская историография……………………………………………………...20

3. Особенности исторического развития………………………………………25

3.1 Понятие «цивилизация». Типы цивилизаций……………………………25

3.2 Восточный и западный типы цивилизации: исторические особенности………………………………………………………………………26

3.3  Периодизация мировой истории…………………………………………...27

3.4 Факторы самобытности российской истории……………………………29

3.5 Периодизация российской истории………………………………………34

4. Методические рекомендации для подготовки к экзамену…………………36

5. Виды самостоятельной работы………………………………………………38

5.1 Эссе. Структура эссе. Темы для эссе……………………………………….38

5.2 Контрольная работа. Темы для контрольных работ……………………41

5.3 Презентация………………………………………………………………….45

6. Экзамен. Примерные экзаменационные вопросы по дисциплине………...46

7. Список рекомендуемой литературы…………………………………………49

 

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые студенты! Достаточно часто в условиях технического университета я сталкиваюсь с вашим вопросом: «Зачем мы в техническом университете изучаем историю?». И сразу задаю встречные вопросы: «С какой целью Вы пришли учиться в университет? В чём для Вас заключается основной смысл университетского образования? Какие личностные качества Вы в себе хотите развить, чтобы быть успешными?». При этом выясняется, что студенты очень узко понимают и цель, и природу университетского образования, и те качества, которые способствуют личностному и профессиональному успеху.

Университет – это уникальное человеческое изобретение, его история насчитывает около 1000 лет. Согласно мнению автора знаменитого труда «Миссия университетов» испанского мыслителя Ортеги-и-Гассета (1883-1955), университеты – это, прежде всего, центры воспитания «интеллектуальной элиты». Философ выводит системность как основной принцип университетского образования и выступает противником узкого специализированного образования. «Причиной катастрофичности современной европейской ситуации», по его мнению, является то, что «английский врач, французский врач, немецкий врач бескультурны», потому что, у них нет жизненной системы представлений о мире и человеке, соответствующей времени.

Согласно мнению российского академика Д.С. Лихачева (1906-1999): «Университет - будь он для химиков, физиков, математиков, юристов - учит всегда многомерности жизни и творчества …».

Университетское образование призвано дать системное и многомерное представление об окружающем нас мире, обществе, человеческой природе. Поэтому любое университетское образование несостоятельно без социогуманитарных дисциплин, и прежде всего, истории.

История помогает мыслить глобально, масштабно. Ведь продолжительность жизни отдельной личности очень невелика по сравнению с историей развития всего человечества.

Изучая историю, Вы учитесь анализировать ситуацию и прогнозировать будущее. Знания истории и усвоение исторического опыта позволяет избежать ошибок в настоящем. Великий русский историк В.Ключевский (1841-1911) отметил: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Известный историк Р. Дж. Коллингвуд (1889-1943), размышляя над актуальностью исторического познания, подчеркнул: «История для человеческого самопознания. Принято считать, что человеку важно познать самого себя, причем под познанием самого себя понимается не только познание человеком его личных особенностей, его отличий от других людей, но и познание им своей человеческой природы. Познание самого себя означает, во-первых, познание сущностей человека вообще, во-вторых, познание типа человека, к которому вы принадлежите, и, в-третьих, познание того, чем являетесь именно вы и никто другой. Познание самого себя означает познание того, что вы в состоянии сделать, а так как никто не может знать этого, не пытаясь действовать, то единственный ключ к ответу на вопрос, что может человек, лежит в его прошлых действиях. Ценность истории поэтому и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал, и тем самым — что он собой представляет».

У многих народов есть поговорка, смысл которой сводится к тому, что человек, лишенный прошлого, не имеет будущего. Если не осознавать себя как последовательный элемент, звено цепи человеческих судеб, которые были до того и будут после, вы лишите себя корней, а это чревато такими моральными отклонениями, как отсутствие совести, стыда, чести, достоинства. Данная ситуация получила в литературе название манкуртизма.

Манку́рт — это термин из романа Чингиза Айтматова (1928-2008) «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»), повествующего о том, как человека превращают в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину, вытравливая из его сознания прошлое.

Каждый образованный гражданин должен знать не только историю своей страны, но и историю своей малой родины или семьи. Это важный показатель воспитания, ответственности, цивилизованности человека. Известному потомственному российскому врачу, кандидату медицинских наук, доктору медицины США, популярному телеведущему А.Л. Мясникову принадлежит замечательная фраза: «Давайте уважать нашу историю – тогда и вас будут уважать самих!».

История в современных условиях стала полем политической борьбы, где сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные и идеологизированные точки зрения. В итоге вместо одних исторических мифов появляются другие, вместо одной полуправды - другая. Поэтому очень важно знать реальную историю во всех ее сложностях и противоречиях, соблюдая объективность, историческую правду, чтобы не стать марионеткой в чьих-то недобросовестных играх.

История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации, поэтому исторический путь развития России изучается обязательно неразрывно от мировой истории. Но также необходимо учитывать, что российская история имела и имеет свои особенные условия и черты развития, обуславливающие её специфику. Каждого из нас как мыслящего человека не может не волновать вопрос: «Какой же будет будущая история России?». Отчасти ответ на этот вопрос скрывается в её опыте прошлого, историческом наследии.

В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен знать:

- общую методологию исторического познания;

- роль истории как мировоззрения;

- особенности общественного развития, вариативность и основные закономерности исторического процесса, роль сознательной деятельности людей

- этапы исторического развития России, место и роль России в мировом цивилизационном процессе;

- факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- возможные альтернативы социального и политического развития общества, появляющиеся на переломных этапах его истории.

Уметь:

1. Критически переосмысливать накопленную историческую информацию, вырабатывать собственное мнение;

2. Извлекать и систематизировать информацию из различных исторических источников;

3. Применять историческую информацию в решении вопросов, помогающих понимать социальную значимость своей будущей профессии;

4. Сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;

5. Оценивать альтернативы общественного развития с учетом исторических реалий.

Владеть:

1. Методами анализа исторических и современных событий и процессов, политического и экономического контекста образовательных, профессиональных и социальных ситуаций.

2. Навыками устного и письменного аргументированного изложения собственной позиции на исторические события;

История и занимательна, и полезна. Её изучение поможет Вам развить свой личностный, творческий потенциал, стать интересным собеседником, умным коллегой, мудрым руководителем. Успехов Вам!

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История с древнегреческого переводится как «повествование о том, что известно».

История – это:

- совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни;

- наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии;

- действительность в процессе развития.

Историческая наука стремится выявить закономерности развития человеческого общества в неразрывной связи с конкретными событиями.

Как любая наука, история имеет свой объект изучения - это человеческое общество.

Предмет её изучения - закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества как части мирового исторического процесса. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а не конкретным людям при объяснении причинности.

Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав.

Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах.

Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному накоплению фактов, сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы.

С течением времени появился ряд вспомогательных исторических дисциплин: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история древней письменности), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и другие.

 

Функции истории

К функциям истории относят:

- познавательную или интеллектуально-развивающую функцию, которая исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог — теоретического обобщения исторических фактов;

- практически-политическую функцию, которая выявляет закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс, способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

- мировоззренческую функцию, способствующую формированию в значительной степени научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

Одной из важных функций истории является воспитательная. Знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Методология истории России

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. Социальная структура общества, его политическое устройство и общественное сознание соответствуют господствующим отношениям собственности.

Согласно позитивистскому пониманию истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего, поэтому выявить ведущую группу общественных явлений представляется делом конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории.

Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества.

Согласно теории формаций (К.Маркс, Ф.Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества представляет собой дальнейшее развитие теорий «индустриального общества» французского философа Р. Арона и «стадий экономического роста» американского экономиста У. Ростоу. Ее наиболее известные представители - Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное, в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий. Само постиндустриальное общество понимается разными авторами далеко не одинаково. По мнению американского социолога и одного из создателей теории постиндустриального общества Д. Белла, оно будет характеризоваться переходом от производства товаров к экономике обслуживания, широким развитием теоретических знаний, информатики, моделирования, компьютеризации. Управление обществом будут осуществлять профессионалы–технократы и «большие ученые».

Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться, но мысль о повторяемости замкнутых циклов так или иначе присутствует во всех работах сторонников данной парадигмы. Цивилизационный подход так же, как и стадиальный, не является единым.

Английский историк и социолог А.Тойнби, изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует вариант цивилизационного подхода, который выделяют только две цивилизации: восточную и западную. Этого взгляда придерживался немецкий философ В.Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер. В настоящее время этот вариант цивилизационного подхода используют в качестве методологии многие историки, в том числе, российские.

В современной науке предпринимаются попытки объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Концепция основана на подтверждаемой историческим материалом закономерности чередование лидерства различных групп цивилизаций. Она свободна от европоцентризма. Но концепция недостаточно разработана. В ней отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. В периоды дестабилизации эта зона резко сокращается.

Типы мировых систем бывают разные. Примерно в 1500 году произошла смена мир-империи, основанной на политическом властвовании, мир-экономикой, и в настоящее время мы живем в мировой системе, определяемой И. Валлерстайном как капиталистическая мир-экономика. Смена мировых систем сопровождается глубоким кризисом и максимально возможной дестабилизацией.

В конце XX – начале XXI века человечество переживает этап, находящийся непосредственно перед периодом хаоса, из которого должна возникнуть новая мировая система. Однако глобальная структура мира не изменится: центр (Север) и периферия (Юг) не поменяются местами. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную концепцию, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран Запада.

Синтезный подход выявляет некоторые типы цивилизационного развития (Запад и Восток или Север и Юг) и представляет историю человечества как смену определенных стадий, каждая из которых характеризуется своеобразной формой взаимодействия цивилизационных типов.

Таким образом, все вышерассмотренные подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

 

Принципы истории как науки

Объективность - обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Следует опираться на факты в их истинном содержании, рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

Историзм - любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему оно возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах.

Социальный подход - под ним понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Принцип социального подхода к истории особенно необходим и существенен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

Всесторонность изучения истории - подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

 

Русская историография

Еще в Киевской Руси» в XI в. появились первые летописи. Это были перечни фактов, важных и не важных, исторических и не исторических, вперемежку с литературными сказаниями. С точки зрения современной науки, древнейшие летописи не представляют собою исторического труда; не говоря, о содержании — и самые приемы летописца не соответствуют современным требованиям.

В XVI в. сложилась и сформировалась Московская Русь. Тогда и появились зачатки историографии в России. Исторические сказания и летописи стали впервые сверять и сводить в одно целое.

В 1512 г. (по-видимому, старцем Филофеем) составляется хронограф, т. е. обозрение всемирной истории. Хронограф предоставляет достаточный запас исторических сведений.

В XVI в. появляются летописные своды, составленные по древним летописям и представляющие произведения с одной общей идеей. Первым таким произведением была «Степенная книга», получившая такое название потому, что она разделялась на «поколения» или на «степени», как их тогда называли. Она передавала в хронологическом, последовательном, т. е. «постепенном» порядке деятельность русских митрополитов и князей, начиная с Рюрика. В основании «Степенной книги» лежит тенденция и общая и частная. Общая проглядывает в желании показать, что власть московских князей есть не случайная, а преемственная, с одной стороны, от южнорусских, киевских князей, с другой — от византийских царей. «Степенная книга» может быть названа историческим трудом в силу известной системы изложения.

В начале XVI в. был составлен другой исторический труд — «Воскресенская летопись», более интересная по обилию материала. В основание ее легли все прежние летописи. «Воскресенская летопись» представляется самым ценным историческим произведением из всех, ей современных или более ранних, так как она составлена без всякой тенденции и заключает в себе много ценных сведений.

К середине XVI века появилась «Никоновская летопись». Свод содержит много сведений, заимствованных из греческих хронографов, по истории греческих и славянских стран, летопись же о русских событиях. Точность изложения пострадала от литературной переработки.

В 1674 г. появился в Киеве и первый учебник русской истории — «Синопсис» Иннокентия Гизеля.

Важным этапом в развитии истории стала последняя четверть XVII столетия, когда появились работы, основанные на критике источников и рациональном использовании причинно-следственных связей в рамках авторских концепций (Сильвестр Медведев, Андрей Лызлов и др.). Работы этих авторов заложили фундамент отечественной исторической науки.

Петр I очень заботился о составлении истории России и поручал дело различным лицам. Только после его смерти началась ученая разработка исторического материала и первыми деятелями на этом поприще явились ученые немцы, члены петербургской Академии.

Готлиб Зигфрид Байер (1694—1738) начал изучение российской истории с племен, населявших Россию в древности, особенно варягов, но далее этого не пошел. Байер оставил после себя много трудов, из которых два довольно капитальных произведения написаны на латинском языке и теперь уже не имеют большого значения для истории России, — это «Северная География» и«Исследования о Варягах».

Герард Фридрих Миллер (1705—1783) жил в России при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине II, хорошо владел русским языком, писал свои произведения по-русски. Он много путешествовал по России (прожил 10 лет, с 1733 по 1743 г., в Сибири) и хорошо изучил ее. Главною заслугою Миллера было собирание материалов по русской истории; его рукописи (Миллеровские портфели) служили и служат богатым источником для издателей и исследователей. Его основные труды: «Опыт новейшей истории России» и «Известие о дворянах Российских». Он стал первым ученым архивариусом в России и привел в порядок московский архив Иностранной коллегии, директором которого и умер в1783 г.

Среди академиков XVIII в. видное место трудами по русской истории занял М. В. Ломоносов. Он написал учебную книгу по русской истории и один том «Древней Русской истории» (1766). Его труды по истории были обусловлены полемикой с академиками — немцами. Последние выводили Русь Варягов от норманнов и норманнскому влиянию приписывали происхождение гражданственности на Руси, которую до пришествия варягов представляли страною дикою; Ломоносов же варягов признавал за славян и, таким образом, русскую культуру считал самобытной.

Первая попытка общего обзора российской истории принадлежит А.Н. Татищеву (1686-1750). Он сам собирал сведения по русской истории и занялся ее составлением. В 5-ти томах Татищев довел свою историю до Смутной эпохи. Его «История» не потеряла научного значения до сих пор, так как (в XVIII в.) Татищев обладал источниками, которых не дошли до наших дней.

Екатерины II написала первую популярную книгу по русской истории «Записки касательно Русской истории». Её труд был доведен до конца XIII в., но научного значения он не имеет.

Гораздо ценнее в научном отношении был труд князя М. Щербатова (1733-1790) «История Российская», который был доведен до Смутной эпохи. Впоследствии им пользовался И.М. Карамзин. «История» Щербатова имеет научное значение благодаря многим приложениям, включающим в себя исторические документы.

В начале XIX в. появилась известная «История государства Российского» И.М. Карамзина (1766—1826). Обладая цельным мировоззрением, литературным талантом и приемами хорошего ученого критика, Карамзин во всей русской исторической жизни видел один главный процесс — ««создание национального государственного могущества». К этому могуществу привел Русь ряд талантливых деятелей, из которых два главных — Иван III и Петр Великий. Они своей деятельностью ознаменовали рубежи основных исторических эпох. Древняя история - до Ивана III, Средняя - до Петра Великого, Новая - до начала XIX в.

Но основным взглядам Карамзина была характерна односторонность. История общества с его культурой, юридическими и экономическими отношениями историком основательно не рассматривалась. Журналист 30-х годов XIX в. Я.А. Полевой (1796—1846) упрекал Карамзина за то, что он, назвал свое произведение «Историей государства Российского», но оставил без внимания «Историю Русского народа».

Строго научная цельность исторических воззрений впервые была достигнута в России в 40-х годах XIX в. Молодые профессора Московского университета Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879) и Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) полагали, что главным содержанием русской исторической жизни должна быть естественная смена одних законов общежития другими.

Развитие этнографии вызвало стремление создать историческую этнографию и с точки зрения этнографической рассмотреть вообще явления нашей древнейшей истории (Н. И. Костомаров,1817-1885).

Интерес к истории экономического быта выразился многими попытками изучения народнохозяйственной жизни в разные эпохи. Ярким представителем данного направления был В.О. Ключевский.

Корифеем исторической мысли XIX столетия признан С. М. Соловьев. Оригинальность в построении истории России была характерна для взглядов П.Н. Милюкова.

С позиций марксизма рассматривали исторический процесс Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, Н.А.Рожков, М.Н.Покровский.

Большой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли учёные XX в. (А.С. Лаппо-Данилевский, Н.И. Кареев, Г.Г. Шпет и др.). Научное значение и сегодня имеют исторические исследования С.Ф.Платонова, А.А. Кизеветтера, М.М.Богословского.

В советской исторической науке сложилось господство марксисткой идеологии и методологии. Историческая наука в этот период развивалась и в рамках Русского Зарубежья (Г.В. Вернадский, А.В. Карташёв, Б.И. Николаевский и др.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

Уважаемые студенты! Для подготовки к экзамену необходимо, прежде всего, получить на кафедре и изучить электронный вариант методических материалов по дисциплине. Здесь обратите внимание на лекции к.ист.н. Уфимцевой Г.Г.[2] Они дают общее представление истории России, о её наиболее важных, значимых этапах и особенностях развития.

Изучение истории России необходимо начать с изучения основных подходов, сложившихся в науке на сегодняшний день. Изучите раздел данного УМП 2.1 «Методология истории России»

Для успешного изучения истории России необходимо знать основные положения двух подходов, господствующих в изучении истории: формационного и цивилизационного, отчасти о них уже говорилось выше в п.2.1. Определить основные этапы развития мировой (п.3.3) и отечественной истории (п.3.5), а также факторы, обусловившие самобытность российской истории (п.3.4).

Формационный подход. Утверждает всемирный характер истории, наличие её общих объективных законов развития. Данный подход утверждает и общие этапы развития для всех народов и государств (формации), выделяя первобытнообщинный строй, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации. С одной стороны, этот подход создаёт универсальную картину мира, лишает её хаоса. С другой стороны, всё излишне схематизирует. В жизни каждого государства и каждого народа есть свои особенные черты. Формационный подход не учитывает и влияние природно-географических факторов, которые существенно и по-разному определяют развитие разных народов, регионов мира. К примеру, русский историк С.М .Соловьёв считал, что «природа для народов Западной  Европы была  матерью, для народов Восточной Европы — мачехой; там она содействовала  успехам цивилизации,  здесь — тормозила их; потому-то и русский народ позже западноевропейских собратий приобщился к греко-римской культуре и позже выступил на историческое поприще».

Цивилизационный подход. Актуализирует понятие «цивилизация», которое является многозначным. Оно стало использоваться с середины 18 столетия. Первоначально под цивилизацией понимали этап развития человечества, следующий за дикостью и варварством. Такое понимание утвердилось во взглядах Вольтера, А.Фергюссона, А.Р.Тюрго и др. Сейчас понятие цивилизация часто обозначает длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, обусловленное социокультурными причинами.

Данный подход понимает цивилизацию как живой организм, который проходит путь от рождения до смерти, постоянно воспроизводит себя и обладает неповторимыми качествами. Согласно А. Тойнби, каждая цивилизация проходит стадии возникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели).

Единой истории человечества нет, существует лишь история отдельных локальных образований, то есть цивилизаций. В качестве локальных цивилизаций выделяют древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время. Каждая из них развивается по своим внутренним законам и, здесь, отсутствуют внешние заимствования.

Большую роль в развитии истории играют отдельные личности.

К существенным недостаткам цивилизационного подхода можно отнести:

1) создание хаотичной картины мира, отсутствие какой-либо упорядоченности, закономерности;

2) недооценка роли социально-экономических факторов, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

3) выделение большого количества идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, по сути описывающих общество. Государство как политическая часть общества имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

Поэтому, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга.

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

БЕЗ СДАЧИ И ЗАЩИТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ К ЭКЗАМЕНУ.

Темы контрольных работ по дисциплине «История»

для студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки

1. Происхождение государства восточных славян. Норманнская теория, аргументы «за» и «против».

2. Особенности социально-политического развития Киевской Руси. (IX-начало XII вв.)

3. Религиозные верования и особенности культуры Древней Руси. Языческое и христианское начала.

4. Древняя Русь и Византия: политико-культурные связи.

4. Политическая раздробленность Руси. Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII вв.

5. Владимиро-Суздальская Русь. Начало объединения и превращение Москвы в центр русских земель (XIII-XV).

6. Завершение объединения русских земель в конце XV- начале XVI вв. Образование Московского государства.

7. Российское государство в XVI веке. Эпоха Ивана Грозного.

8. Смута в России на рубеже XVI-XVII веков.

9. Россия после Смуты. Социально-экономическое развитие страны. Внешняя политика.

10. Церковный реформа и раскол в XVII веке.

11. Реформы Петра I и европейская модель модернизации. Итоги и значение преобразований.

12. Эпоха дворцовых переворотов. Внешняя и внутренняя политика России (вторая четверть - середина XVIII века).

13. Екатерины II – эпоха «просвещенного абсолютизма».

14. История крепостного права в России.

15. Русское военное искусство второй половины XVIII века. (Румянцев, Потемкин, Суворов, Ушаков).

16. Россия в первой половине XIX века: царствование Александра I. Выбор путей общественного развития.

17. Россия в первой половине XIX века: царствование Николая I.

18. Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX века.

19. Российские буржуазно-либеральные реформы 60-70-х годов XIX в., итоги и значение.

20. Смысл и роль народничества в истории России XIX века.

21. Россия на рубеже IX-XX веков. Особенности российского варианта буржуазного развития.

22. Манифест 17 октября и образование политических партий в России в начале XX в. (состав, идеология, программа, тактика).

23. Первая русская революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Итоги и значение первой русской революции.

24. История парламентаризма в России: деятельность Государственной думы (1906-1917 гг.)

25. Развитие России в 1907-1914 годах: деятельность и реформы П.А. Столыпина

26. Участие России в первой мировой войне.

27. Общенациональный кризис в России 1916 г. Февральская буржуазно-демократическая революция. Итоги и значение.

28. Октябрьская революция 1917 года. Проблемность оценки события и точки зрения.

29. Формирование большевиками новой государственно-политической и экономической системы (1918-1922).

30. Гражданская война в России.

31. Новая экономическая политика (НЭП).

32. Индустриализация и коллективизация в СССР.

33. Политическое развитие Советского государства в 1920-е – первой половине 1930-х годов.

34. Экономическое развитие и культурное строительство СССР в 1930-е гг.

35. Международное положение СССР в 1920-30-х гг. Глобальный кризис международных отношений накануне второй мировой войны.

36. Советский Союз после окончания Великой Отечественной войны. Начало холодной войны.

37. История холодной войны (1946-1991гг.)

38. Реформы Н.С.Хрущева, «хрущёвская оттепель».

39. СССР в середине 1960-х – середины 1980-х годов. Нарастание «застойных» явлений в политике, экономике, идеологии.

40. Политика перестройки: причины, этапы, итоги. Распад СССР.

41. Россия на путях новой государственности (1991-2000). Политические и экономические преобразования.

42. Россия в начале XXI в. Особенности политического и экономического развития страны.

43. Внешняя политика России на современном этапе (конец XX – начало XXI вв.).

 

Презентация

Внимание! По желанию можно сделать дополнительную работу. Взять тему на выбор и подготовить презентацию - раскрыть политический портрет одного из государственных деятелей России (Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван Калита, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, ИванIV Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр I, Александр II, Николай II, М.Сперанский, Петр Столыпин, В.Ленин, И.Сталин, Л.Троцкий, Н.С.Хрущев, Л.Брежнев, М.Горбачев, Б.Ельцин, В.Путин и др.)

Презентация состоит как минимум из 15 слайдов. Имеет структуру контрольной работы (титульный слайд, содержание, основная часть, выводы, список использованных источников). Тема дополнительной работы не должна совпадать с темой контрольной работы.

ЭКЗАМЕН. ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Формой промежуточной аттестации по дисциплине «История» является экзамен. Это форма оценки качества усвоения обучающими теоретических знаний учебного предмета или изучаемой дисциплины, их прочность и глубину усвоения, развитие творческого мышления, умения синтезировать, классифицировать и обобщать полученные знания и применять к решению задач практического и прикладного характера. Экзамен по дисциплине может проходить в традиционной форме, в форме тестирования или собеседования.

Ответ студента оценивается по традиционной шкале от 1 до 5.

 

Примерные экзаменационные вопросы по истории России

1. История как наука. Российские представители исторической мысли.

2. Факторы самобытности русской истории и культуры.

3. Восточные славяне в VI-VIII веках новой эры: происхождение, быт, нравы, религия.

4. Образование государства у восточных славян. Норманнская теория: за и против.

5. Принятие христианства.

6. Русь в XI-XII веках. Междоусобная борьба. Упадок Киевской Руси.

7. Русские земли в н. XIII века. Монголо-татарское нашествие на Русь.

8. Начало формирования Московского государства (Иван III, Василий III). Падение Византии. Политика первых московских князей.

9. Завершение формирования Московского государства (Иван III, Василий III). Падение Византии. Москва – III Рим.

10. Реформы Ивана IV. Внешнеполитические успехи России 50-х годов XVI века.

11. Опричнина, ее причины и последствия.

12. Россия на рубеже XVI-XVII в.в. Смутное время: причины, сущность, проявления, оценка в отечественной историографии.

13. Социально-экономическое развитие России после Смуты. Усиление централизации государства.

14. Внешняя политика России в середине XVII века. Воссоединение Украины с Россией.

15. Реформы патриарха Никона и церковный раскол.

16. Реформы Петра I: цели, содержание, характер, последствия.

17. Внешняя политика Петра I.

18. «Эпоха дворцовых переворотов» в России во второй четверти – середине XVIII века.

19. Россия во второй половине XVIII века. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

20. Россия в первой четверти XIX века. Проблема реформ в правительственной политике.

21. Общественное движение в России в первой половине XIX века.

22. Россия в эпоху правления Николая I .

23. Внешняя политика России в первой половине XIX века

24. Реформы 60-70-х г.г. в России: причины, цели, характер, итоги и последствия.

25. Отмена крепостного права. Суть крестьянской реформы.

26. Реформы Александра II в области местного самоуправления.

27. Судебная, образовательная, военная реформы Александра II.

28. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Расширение российской империи.

29. Контрреформы 80-90-х-г.г. XIX века в России.

30. Смысл и роль народничества в истории России в XIX веке.

31. Россия на рубеже XIX-XX веков. Особенности российского варианта развития капитализма.

32. Возникновение партий в России в конце XIX - начале XX века.

33. Причины, характер, особенности и значение революции 1905-1907 годов.

34. Классы и партии в революции 1905-1907 г.г. Три политических лагеря.

35. Возникновение российского парламента: структура, место в системе органов власти, особенности. Политическая борьба в Государственной Думе и ее влияние на общество.

36. Суть и значение Столыпинских реформ в начале XX века.

37. Предвоенный политический кризис. Участие России в первой мировой войне.

38. Падение самодержавия и проблема политического выбора.

39. Кризис Временного правительства. Победа вооруженного восстания в Петрограде, провозглашение Советской власти.

40. Формирование большевистского государственного строя в России в 1917-1920 годах.

41. Экономическая и социальная политика большевиков в 1918-1920-х годах. Военный коммунизм.

42. Гражданская война в 1918-1920 г.г. Причины победы сторонников советской власти.

43. Кризис системы большевистской власти в конце 1920 – начале 1921г. НЭП, его противоречия и результаты.

44. Внешняя политика СССР в 20-30-е годы.

45. Основные направления сталинских реформ, результаты индустриализации  СССР в 30-е годы.

46. Формирование и развитие тоталитарного режима в 30-е годы. Истоки сталинизма.

47. СССР во второй мировой войне.

48. Основные этапы взаимоотношений России и Запада во второй мировой войне.

49. СССР в период Великой Отечественной войне.

50. СССР после окончания Великой Отечественной войны, поздний сталинизм. Смерть И.В. Сталина.

51. Послевоенное развитие СССР. Международные отношения в 40-х-начале 50-х годов. Начало «холодной войны».

52. СССР в середине 50-х-середине 60-х годов. Хрущевская «оттепель» и причины ее краха.

53. Хозяйственная реформа в СССР второй половины 60-х годов, причины ее неудач. Консервация административно-командной системы управления.

54. Советское общество в 70-е-первой половине 80-х годов.

55. Советская внешняя политика в конце 50-х-начале 80-х годов.

56. Общественно-политические и экономические процессы в СССР в период перестройки 1985-1991 годов.

57. Суть нового политического мышления в годы перестройки. Преобразования в Восточной Европе. Конец «холодной войны».

58. Основные проблемы внешней политики России в 1991-1996 годы.

59. Форсирование социально-экономических реформ в России с конца 1991 года. Противостояние власти и оппозиции. События 3-4 октября 1993 года.

60. Россия на путях новой государственности (конец 1993-1996 г.г.)

 

Список рекомендуемой литературы

1. История России [Текст]: учебник / А.С. Орлов [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 528 с.

2. Ключевский, В.О. О русской истории [Текст] / В.О. Ключевский. - М.: [без издательства], 1993.

3. Ключевский, В.О. Краткое пособие по русской истории. [Текст] / В.О. Ключевский. - М., 1992.

4. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. [Текст] / Н.И. Костомаров: - М.: [без издательства], 1998. – Т.1.

5. Кузнецов, И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К°, 2013. – 496 с. – Доступ из электронно-библиотечной системы «Инфра-М».

6. История России [Текст]: учебник / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2009. – 637 с.

7. Скворцова, Е.М. История Отечества [Текст]: учебник / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с.

8. История России [Текст]: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 684 с.

9. Платонов, С.Ф. Учебник русской истории [Текст] / С.Ф. Платонов. – СПБ.: [без издательства], 1993.

10. Скворцова, Е.М. История Отечества [Текст]: учебник / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с.

11. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебник / Н.В. Шишова [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 462 с. – Доступ из электронно-библиотечной системы «Инфра-М».

12. История России [Текст]: материалы к семинарским занятиям / под ред. Г.Н. Сердюкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. – 560 с.

 

Консультации для студентов заочной формы обучения проводятся по субботам согласно графику консультаций, утверждённому на кафедре.

Желаю удачи!

 


[1] Здесь см. раздел данного УМП «Методология истории России».

[2] Уфимцева Г.Г. Отечественная история: учебное пособие. – Уфа: изд-во УГНТУ, 2012.

[3] Словарь литературоведческих терминов. litem.ru›slovar-literaturovedcheskich-terminov.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………..4

2. История как наука……………………………………………………………..8

2.1 Функции истории……………………………………………………………...9

2.2 Методология истории……………………………………………………….10

2.3 Принципы истории как науки………………………………………………14

2.4 Методы изучения истории России………………………………………….15

2.5 Источники изучения истории России………………………………………17

2.6 Становление истории как науки……………………………………………18

2.7 Русская историография……………………………………………………...20

3. Особенности исторического развития………………………………………25

3.1 Понятие «цивилизация». Типы цивилизаций……………………………25

3.2 Восточный и западный типы цивилизации: исторические особенности………………………………………………………………………26

3.3  Периодизация мировой истории…………………………………………...27

3.4 Факторы самобытности российской истории……………………………29

3.5 Периодизация российской истории………………………………………34

4. Методические рекомендации для подготовки к экзамену…………………36

5. Виды самостоятельной работы………………………………………………38

5.1 Эссе. Структура эссе. Темы для эссе……………………………………….38

5.2 Контрольная работа. Темы для контрольных работ……………………41

5.3 Презентация………………………………………………………………….45

6. Экзамен. Примерные экзаменационные вопросы по дисциплине………...46

7. Список рекомендуемой литературы…………………………………………49

 

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые студенты! Достаточно часто в условиях технического университета я сталкиваюсь с вашим вопросом: «Зачем мы в техническом университете изучаем историю?». И сразу задаю встречные вопросы: «С какой целью Вы пришли учиться в университет? В чём для Вас заключается основной смысл университетского образования? Какие личностные качества Вы в себе хотите развить, чтобы быть успешными?». При этом выясняется, что студенты очень узко понимают и цель, и природу университетского образования, и те качества, которые способствуют личностному и профессиональному успеху.

Университет – это уникальное человеческое изобретение, его история насчитывает около 1000 лет. Согласно мнению автора знаменитого труда «Миссия университетов» испанского мыслителя Ортеги-и-Гассета (1883-1955), университеты – это, прежде всего, центры воспитания «интеллектуальной элиты». Философ выводит системность как основной принцип университетского образования и выступает противником узкого специализированного образования. «Причиной катастрофичности современной европейской ситуации», по его мнению, является то, что «английский врач, французский врач, немецкий врач бескультурны», потому что, у них нет жизненной системы представлений о мире и человеке, соответствующей времени.

Согласно мнению российского академика Д.С. Лихачева (1906-1999): «Университет - будь он для химиков, физиков, математиков, юристов - учит всегда многомерности жизни и творчества …».

Университетское образование призвано дать системное и многомерное представление об окружающем нас мире, обществе, человеческой природе. Поэтому любое университетское образование несостоятельно без социогуманитарных дисциплин, и прежде всего, истории.

История помогает мыслить глобально, масштабно. Ведь продолжительность жизни отдельной личности очень невелика по сравнению с историей развития всего человечества.

Изучая историю, Вы учитесь анализировать ситуацию и прогнозировать будущее. Знания истории и усвоение исторического опыта позволяет избежать ошибок в настоящем. Великий русский историк В.Ключевский (1841-1911) отметил: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Известный историк Р. Дж. Коллингвуд (1889-1943), размышляя над актуальностью исторического познания, подчеркнул: «История для человеческого самопознания. Принято считать, что человеку важно познать самого себя, причем под познанием самого себя понимается не только познание человеком его личных особенностей, его отличий от других людей, но и познание им своей человеческой природы. Познание самого себя означает, во-первых, познание сущностей человека вообще, во-вторых, познание типа человека, к которому вы принадлежите, и, в-третьих, познание того, чем являетесь именно вы и никто другой. Познание самого себя означает познание того, что вы в состоянии сделать, а так как никто не может знать этого, не пытаясь действовать, то единственный ключ к ответу на вопрос, что может человек, лежит в его прошлых действиях. Ценность истории поэтому и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал, и тем самым — что он собой представляет».

У многих народов есть поговорка, смысл которой сводится к тому, что человек, лишенный прошлого, не имеет будущего. Если не осознавать себя как последовательный элемент, звено цепи человеческих судеб, которые были до того и будут после, вы лишите себя корней, а это чревато такими моральными отклонениями, как отсутствие совести, стыда, чести, достоинства. Данная ситуация получила в литературе название манкуртизма.

Манку́рт — это термин из романа Чингиза Айтматова (1928-2008) «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»), повествующего о том, как человека превращают в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину, вытравливая из его сознания прошлое.

Каждый образованный гражданин должен знать не только историю своей страны, но и историю своей малой родины или семьи. Это важный показатель воспитания, ответственности, цивилизованности человека. Известному потомственному российскому врачу, кандидату медицинских наук, доктору медицины США, популярному телеведущему А.Л. Мясникову принадлежит замечательная фраза: «Давайте уважать нашу историю – тогда и вас будут уважать самих!».

История в современных условиях стала полем политической борьбы, где сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные и идеологизированные точки зрения. В итоге вместо одних исторических мифов появляются другие, вместо одной полуправды - другая. Поэтому очень важно знать реальную историю во всех ее сложностях и противоречиях, соблюдая объективность, историческую правду, чтобы не стать марионеткой в чьих-то недобросовестных играх.

История нашего Отечества всегда была частью мировой цивилизации, поэтому исторический путь развития России изучается обязательно неразрывно от мировой истории. Но также необходимо учитывать, что российская история имела и имеет свои особенные условия и черты развития, обуславливающие её специфику. Каждого из нас как мыслящего человека не может не волновать вопрос: «Какой же будет будущая история России?». Отчасти ответ на этот вопрос скрывается в её опыте прошлого, историческом наследии.

В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен знать:

- общую методологию исторического познания;

- роль истории как мировоззрения;

- особенности общественного развития, вариативность и основные закономерности исторического процесса, роль сознательной деятельности людей

- этапы исторического развития России, место и роль России в мировом цивилизационном процессе;

- факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- возможные альтернативы социального и политического развития общества, появляющиеся на переломных этапах его истории.

Уметь:

1. Критически переосмысливать накопленную историческую информацию, вырабатывать собственное мнение;

2. Извлекать и систематизировать информацию из различных исторических источников;

3. Применять историческую информацию в решении вопросов, помогающих понимать социальную значимость своей будущей профессии;

4. Сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;

5. Оценивать альтернативы общественного развития с учетом исторических реалий.

Владеть:

1. Методами анализа исторических и современных событий и процессов, политического и экономического контекста образовательных, профессиональных и социальных ситуаций.

2. Навыками устного и письменного аргументированного изложения собственной позиции на исторические события;

История и занимательна, и полезна. Её изучение поможет Вам развить свой личностный, творческий потенциал, стать интересным собеседником, умным коллегой, мудрым руководителем. Успехов Вам!

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История с древнегреческого переводится как «повествование о том, что известно».

История – это:

- совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни;

- наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии;

- действительность в процессе развития.

Историческая наука стремится выявить закономерности развития человеческого общества в неразрывной связи с конкретными событиями.

Как любая наука, история имеет свой объект изучения - это человеческое общество.

Предмет её изучения - закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества как части мирового исторического процесса. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, семьи, частной жизни.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу, а не конкретным людям при объяснении причинности.

Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав.

Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах.

Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Благодаря постепенному накоплению фактов, сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, политическая история, история государства и права, история хозяйства, военная история, археология, история культуры, музыки, языка, литературы.

С течением времени появился ряд вспомогательных исторических дисциплин: источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников), палеография (история древней письменности), геральдика (гербы), сфрагистика (печати), нумизматика (монеты, медали, ордена), топонимика (изучение названий географических пунктов) и другие.

 

Функции истории

К функциям истории относят:

- познавательную или интеллектуально-развивающую функцию, которая исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог — теоретического обобщения исторических фактов;

- практически-политическую функцию, которая выявляет закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс, способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

- мировоззренческую функцию, способствующую формированию в значительной степени научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

Одной из важных функций истории является воспитательная. Знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Методология истории России

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии, исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным. Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. Социальная структура общества, его политическое устройство и общественное сознание соответствуют господствующим отношениям собственности.

Согласно позитивистскому пониманию истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего, поэтому выявить ведущую группу общественных явлений представляется делом конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории.

Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества.

Согласно теории формаций (К.Маркс, Ф.Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества представляет собой дальнейшее развитие теорий «индустриального общества» французского философа Р. Арона и «стадий экономического роста» американского экономиста У. Ростоу. Ее наиболее известные представители - Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное, в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий. Само постиндустриальное общество понимается разными авторами далеко не одинаково. По мнению американского социолога и одного из создателей теории постиндустриального общества Д. Белла, оно будет характеризоваться переходом от производства товаров к экономике обслуживания, широким развитием теоретических знаний, информатики, моделирования, компьютеризации. Управление обществом будут осуществлять профессионалы–технократы и «большие ученые».

Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться, но мысль о повторяемости замкнутых циклов так или иначе присутствует во всех работах сторонников данной парадигмы. Цивилизационный подход так же, как и стадиальный, не является единым.

Английский историк и социолог А.Тойнби, изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует вариант цивилизационного подхода, который выделяют только две цивилизации: восточную и западную. Этого взгляда придерживался немецкий философ В.Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер. В настоящее время этот вариант цивилизационного подхода используют в качестве методологии многие историки, в том числе, российские.

В современной науке предпринимаются попытки объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Концепция основана на подтверждаемой историческим материалом закономерности чередование лидерства различных групп цивилизаций. Она свободна от европоцентризма. Но концепция недостаточно разработана. В ней отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. В периоды дестабилизации эта зона резко сокращается.

Типы мировых систем бывают разные. Примерно в 1500 году произошла смена мир-империи, основанной на политическом властвовании, мир-экономикой, и в настоящее время мы живем в мировой системе, определяемой И. Валлерстайном как капиталистическая мир-экономика. Смена мировых систем сопровождается глубоким кризисом и максимально возможной дестабилизацией.

В конце XX – начале XXI века человечество переживает этап, находящийся непосредственно перед периодом хаоса, из которого должна возникнуть новая мировая система. Однако глобальная структура мира не изменится: центр (Север) и периферия (Юг) не поменяются местами. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную концепцию, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран Запада.

Синтезный подход выявляет некоторые типы цивилизационного развития (Запад и Восток или Север и Юг) и представляет историю человечества как смену определенных стадий, каждая из которых характеризуется своеобразной формой взаимодействия цивилизационных типов.

Таким образом, все вышерассмотренные подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

 

Принципы истории как науки

Объективность - обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Следует опираться на факты в их истинном содержании, рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

Историзм - любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему оно возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах.

Социальный подход - под ним понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Принцип социального подхода к истории особенно необходим и существенен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

Всесторонность изучения истории - подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

 

Методы изучения истории России

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований.

Хронологический метод - явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий.

Хронологически-проблемный метод - предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них — по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях.

Проблемно-хронологический метод - применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффектив­но извлечь практический опыт.

Метод периодизации - основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании.

Описательно-повествовательный метод - описание - это не хаотичное перечисление сведений об историческом объекте, событии, явлении, а связное изложение, имеющее логику и смысл. Без описания повествование о прошлом представляло бы собой схематизацию, набор обобщающих положений.

Историко-генетический метод - означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии.

Сравнительно-исторический (историко-сравнительный) метод - основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран.

Историко-типологический метод - предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии.

Историко-системный методэто анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация.

Ретроспективный метод - основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени.

Статистический метод - состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные.

Метод социологических исследований - применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Приемы этого метода — анкетирование, опрос, интервью и др.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 575.