В современных учебных пособиях по управлению персоналом выделяется аспект «субъективного осознания» профессионального пути. Карьера определяется как «индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека» и «не означает иного успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении индивида». Акцент в определении успешной карьеры смещен с объективных внешних критериев (социальных, экономических и т.д.) на внутренние (психологические, внутриличностные).
Для определения карьеры используется ряд ключевых терминов: «перемещение», «мобильность», «продвижение».
«Перемещение» - наиболее широкое понятие, вместе с тем оно может быть и территориально-пространственным.
«Мобильность» - термин, введенный социологами и характеризующий «изменение положения индивида в обществе», т.е. изменение его социального статуса.
Большинство исследователей, при разнообразии подходов и точек зрения, объединяет идея карьеры как постепенного продвижения человека по служебной лестнице, сопровождающегося изменением навыков, способностей, квали-
фикационных возможностей работника.
В ряду английских эквивалентов понятия «карьера» стоят рядом «career» (карьера) и «promotion» - «продвижение по службе, повышение в звании, производство в чин». Карьера определяется как «путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения».
Система психологии профессиональной карьеры характеризуется следующими основными положениями.
1. Учет ожиданий и установок самих студентов - будущих молодых специалистов. Для достижения карьерного успеха современным выпускникам, по их оценкам, требуется обладать более широкими и глубокими знаниями, нежели те, что заложены в программах обучения в рамках государственных стандартов высшей школы. Знания должны сочетаться с профессиональной мобильностью, карьерной гибкостью и адаптивностью, готовностью «отдаваться работе, выбранному делу на все 100%». Начинающие специалисты реально оценивают свое положение на рынке труда, обладают первоначальным профессиональным опытом, владеют современными технологиями, в том числе информационными.
2. Мониторинг качественных изменений в личности выпускника. Выпускник вуза становится субъектом рыночных отношений, осуществляет профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде размера заработной платы, условий труда, возможности для развития своих способностей и карьерного роста. Важно организовывать активную поддержку карьерных устремлений выпускников, как со стороны организации-работода-теля, так и со стороны вуза. При этом вуз берет на себя социальную ответственность за успешное начало профессионального пути и благоприятный стартовый уровень карьеры молодого специалиста. Он проводит маркетинговые исследования рынка, гибко перестраиваясь в выборе основных направлений подготовки, повышая конкурентоспособнсть молодых специалистов за счет введения специальных курсов по обучению технологиям карьеры и т. д.
3. Сопровождение адаптации учащейся молодежи. Основное внимание уделяется профориентированию и профконсультированию, формированию про-фессиональной идентичности, развитию мотивации к достижениям с помощью организации консультирования по проблемам выбора индивидуальной траектории карьерного продвижения. На первый план выходят психологические факторы адаптации: формирование стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, закрепление установки на ведущую роль личностного ресурса.
4. Активное включение студентов в проектную деятельность. Умение включаться в проект, нести ответственность за свою часть проектной деятельности - одна из ключевых компетенций, обеспечивающих успех выпускника вуза.
5. Обучение технологиям самооценки и реализации делового и личностного потенциала. После проработки содержательной стороны профессиональной карьеры - т.н. «базиса карьерного развития» - стоит переходить к формированию технологических умений - навыков уверенного поведения при трудоустройстве, ведения телефонных переговоров, эффективной самопрезентации и т.д.
6. Организация внутривузовского шефства. Привлечение студентов старших курсов, реализация модели наставничества, обеспечение адаптация студентов к рынку труда с первого года обучения в ВУЗе.
7. Карьерный тьюторинг. Создание системы профориентации можно при помощи создания системы сопровождения карьеры, важным элементом чего является работа карьерных тьюторов (от англ. tutor - учитель, наставник).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 233.