Тема 1.1. Представления о карьере в современной науке
История формирования представлений о карьере в отечественном и зарубежном научном знании. Понятие карьера в современном обществознании и в психологии в частности. Виды карьеры. Зарубежные и отечественные периодизации карьеры. Факторы карьерного развития: субъективные и объективные факторы. Синтетическая модель карьеры.
Тема 1.2. Зарубежные и отечественные подходы к карьере
в современном научном знании
Психологические подходы к карьере американских ученых: Д. Сьюпера, Дж. Грипхауса. Основные отечественные подходы к понятию профессиональной карьеры: процессный подход к понятию профессиональной карьеры, статусный подход к понятию профессиональной карьеры, индивидный подход к понятию профессиональной карьеры, психолого-акмеологический подход к понятию профессиональной карьеры.
Тема 1.3. Научные теории, связанные с изучением карьеры
Дифференциально-диагностическое направление изучения карьеры, трейт-
факторная теоретическая концепция карьеры, психодинамическая теория карьеры, теории карьерного развития, социально-когнитивные теории карьеры.
Тема 1.4. Жизненный путь человека и профессиональные кризисы
Жизненный путь человека в понимании философов, социологов, психологов. Жизненный путь и профессиональная карьера. Профессиональное развитие как пожизненный необратимый процесс. Биографические кризисы и карьера (кризис нереализованности, кризис опустошённости, кризис бесперспективности).
Тема 1.5. Гендерные аспекты самодвижения человека в профессии
Особенности карьеры мужчин в России и за рубежом. Особенности карьеры женщин в России и за рубежом. Внутриличностные гендерные конфликты и карьера. Внутриличностные гендерные конфликты современных женщин (феномен «страх успеха», экзистенциально-гендерный конфликт, ролевой конфликт работающей женщины).
Резюме по модулю 1.
В современных условиях общественного развития России возрастает значимость планирования траектории профессионального и личностного развития, становятся востребованными знания технологий построения профессиональной карьеры. Каждая организация стремится привлечь в свои ряды не просто образованных людей, но нуждается в квалифицированных профессионалах, умеющих повышать эффективность деятельности, намечать точки профессионального и личностного роста.
В недавнем времени отношение в России к западным образцам сотрудников, успешно шагающих по ступеням карьерного роста, было негативно, да и само понятие «карьера» ассоциировалось с акулами бизнеса. Минули те времена, и на смену одной общественно-экономической формации пришла другая, открыто провозглашающая иные принципы, свободы и ценности. Если в середине 90-х годов прошлого столетия в нашей стране появилось обильное количество переводной литературы с Запада, то многие информационные потоки воспринимались с яростным желанием быстрей внедрить этот самый капитализм у нас, зачастую не учитывая местные особенности развития. Потом, спустя немного времени, большинство сотрудников, людей, занимающихся практической деятельностью поняли, что невозможно воплотить замысел другой культуры без адаптации к своей.
Перенос опыта иностранных компаний, где специалисты планируют свою профессиональную деятельность на десятилетия вперед, казался абсурдным: наши организации развивались спонтанно, не было ни каких планов развития для сотрудников. Жизнь относительно стабилизируется и западные технологии планирования карьеры находят применение у нас.
Таков был путь научных исследований в области развития карьеры, пришедших к нам из-за рубежа. Сначала был скепсис, затем - желание овладеть технологиями, а сейчас проводятся научные исследования, результаты которых помогают людям справляться с проблемами, обусловленными переменами в личной жизни, профессиональной деятельности и творчестве.
Уверенный карьерный рост и успешная карьера не делают человека абсолютно счастливым, хотя являются важными составляющими жизни. Ошибки в выборе и планировании карьеры могут привести к отрицательным последствиям. Овладение методами технологии карьеры уменьшает вероятность ошибки, помогает подготовиться к эффективной деятельности на рынке труда и добиться значительных результатов с меньшими затратами времени, сил и средств. Это значимо, поскольку, кроме карьеры, человеческая жизнь богата своими проявлениями.
Если мы будем искать трактовку слова «карьера» в словарях, то словарь французского языка (от франц. «сarriera») - нам даст следующие значения: профессия, поприще, жизненный путь, каменоломня. Испанский язык трактует «carrera» как беговая дорожка, гонки, движение звезд, путь следования, поприще, профессия.
Выбор карьеры - это важное решение, которое человек принимает в своей жизни, поскольку достижения человека зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.
Понятие карьеры существует в широком и узком смысле.
Карьера в широком смысле - последовательность развития человека в трудовой, творческой, семейной жизни, т.е. восхождение в социальной иерархии, известность, популярность, обогащение. Достижение успеха в любом из направлений, как правило, способствует успеху в других. Карьера характеризуется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности.
Карьера в узком понимании - подъём по служебной лестнице. Понятие «карьера» в основном связывается с трудовой, профессиональной деятельностью человека. Критерии профессионализма могут меняться в течение трудовой деятельности человека. Карьера понимается и как жизненный путь, который не всегда приводит к высокому положению.
Проблемы развития профессиональных качеств и умений, возможности формирования личности в профессии всегда остаются актуальными.
К числу наиболее распространенных подходов к исследованию психологии профессиональной карьеры относится подход с позиции понятия профессиональной пригодности, которое берет свое начало с работ Ф. Паркинсона. В рамках данного подхода профессиональная карьера рассматривается как формирование или достижение профессиональной пригодности, основными критериями которой считаются успешность в профессии и удовлетворенность трудом.
В зарубежной психологии распространенным является психодинамический подход к проблеме профессионализации, в рамках которого она рассматривается как одна из форм сублимации различных либидозных проявлений человека, фиксируемых в детстве.
Другой подход к психологии профессиональной карьеры - типологический. Его суть заключается в том, что профессиональная карьера рассматривается как поиск и обретение человеком форм профессиональной деятельности, которые адекватны некоторому устойчивому типу индивида. Наиболее известным представителем данного подхода является Дж. Голланд.
В рамках большинства психологических школ разрабатывались различные концепции, объясняющие направленность профессионального выбора и дальнейшие профессиональные достижения человека. Основа психодинамического направления была заложена работами 3. Фрейда, а в дальнейшем пополнена научными трудами К. Хорни, А. Адлера и др. В русле этого подхода профессиональный выбор рассматривается как процесс, обусловленный рядом факторов:
- структурой бессознательных потребностей и мотивов, складывающихся в раннем детском возрасте;
- опытом ранней детской сексуальности, который реализуется в дальнейшем в выборе специфических профессиональных объектов и занятий;
- проявлением ряда комплексов («комплекса маскулинности», «комплекса неполноценности», «зависти к материнству»);
- сублимацией как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека, когда определенные профессиональные цели и объекты служат частичными заместителями биологических целей и объектов. Сублимация выступает как механизм реализации сделанного выбора.
Особенностью психодинамического подхода в объяснении профессиональ-ного выбора и дальнейших профессиональных достижений является пристальное внимание к тендерным различиям процесса профессионального самоопределения. З. Фрейд в своих работах отмечал, что социальные интересы женщин слабее, а их способности к сублимации ниже, чем у мужчин. Хорни объясняла это, с одной стороны, влиянием культурных традиций, а с другой - завистью мужчин к материнству, которая побуждает их к более активному профессиональному труду.
Автором сценарной теории является американский психотерапевт Э. Берн, который объяснял процесс выбора профессии и профессионального поведения сценарием, формируемым в раннем детстве. Такой сценарий является своеобразной программой поступательного развития, жизненным планом человека. Сценарная теория описывает структуру личности тремя основными позициями (Родителя, Взрослого и Ребенка) и объясняет профессиональный выбор человека доминированием одного из состояний «Я».
По сценарной теории, наивысшие жизненные достижения связаны с согласованностью и автономностью всех трех структурных позиций. Относительная изоляция внутренних позиций Родителя, Взрослого и Ребенка позволяет каждой из них выполнять свои функции (контроль, поддержка, оценка, анализ, эмоциональное реагирование).
Значительное преобладание одной из этих позиций по сравнению с другими не обеспечивает полноценного удовлетворения основных потребностей. И хотя доминирование позиции помогает достичь карьерных успехов, другие области жизни (дружеские, семейные отношения) при таком варианте часто остаются не удовлетворяющими человека.
Теория Э. Берна строится на утверждении того, что жизненный сценарий закладывается в детстве (в первые 6 лет жизни), совершенно очевидно, что на формирование такого сценария существенно влияют жизненные сценарии родителей, преобладание у них той или иной структурной позиции. Характерной особенностью сценарной теории является то, что человек в ней не рассматривается как субъект выбора профессии, т.е. акт такого выбора происходит не благодаря его осознанной активности, а под влиянием сформировавшегося в детстве сценария и мотивы выбора остаются неосознанными. Хотя в теории указывается на большую, по сравнению с генетической определенностью, гибкость и подвижность сценарного аппарата и изменчивость его под воздействием внешних факторов, сценарий не позволяет человеку стать подлинным субъектом собственной жизни.
Теория профессионального развития Д. Сьюпера заключается в том, что главное влияние на выбор и дальнейшую самореализацию индивида в той или иной профессиональной деятельности оказывает имеющаяся у него потребность осуществить формирующуюся Я-концепцию. Конкретика профессионального выбора обусловлена содержанием такой Я-концепции, а устойчивость выбора и удовлетворенность предпочтенной профессией определяются совпадением Я-концепции с требованиями профессии. Профессиональная Я-концепция может быть получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии человека за утверждение его Я-концепции.
По мнению Сьюпера, субъект выбирает профессию, требования которой обеспечивают ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли. Удовлетворенность сделанным выбором во многом зависит от точности и реалистичности знаний о тех требованиях, которые профессии предъявляют к личности человека. Поэтому процесс профессиональной ориентации имеет, с точки зрения Сьюпера, огромное значение для правильного выбора и позитивного отношения к выбранной профессии. Карьера, по его мнению, - это последовательность профессий, рабочих занятий, мест и позиций в течение жизни человека, где особое место отводится профессиональным пробам.
Процесс профессионализации Сьюпер разделил на 5 стадий (пробуждение, исследование, консолидация, сохранение, спад). В норме развития профессиональные пробы совершаются на стадии исследования (в возрасте от 15 до 24 лет), когда человек пытается реализовать себя в различных профессиональных ролях, ориентируясь на свои реальные возможности. Это позволяет выстроить профессиональную Я-концепцию.
С точки зрения типологической теории Дж. Голланда профессиональный выбор как важнейшее жизненное решение детерминируется сформировавшимся типом личности. Он характеризует личностный тип как продукт взаимодействия внешних и внутренних факторов, среди которых наиболее важными являются социальное окружение, семейное влияние, культурные традиции и наследственность.
В рамках концепции профессионального выбора Голланд выделил шесть основных типов личности (реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский, конвенциональный) и описал профессиональные предпочтения каждого.
Существенный вклад в развитие общей теории профессионализации в отечественной психологии внесли Е.А. Климов, В.А. Шадриков, А.К. Маркова, Т.В. Кудрявцев, А.А. Смирнов и др.
В ХХ веке, изучая профессионализм, выделяют четыре этапа. Каждый из
них характеризуется своими особенностями, в первую очередь ведущими направлениями исследований и их теоретической ориентацией.
На I этапе (1920-1930-е гг.) вопросы профессиональной деятельности разрабатывались в рамках новой области психологии – психотехники. Ее основные положения были впервые сформулированы в работах немецких психологов В. Штерна (1903) и Г. Мюнстенберга (1910).
II этап психологических исследований профессионализма, методологической основой которого является положение о единстве сознания и деятельности, характеризуется научно-практическим изучением уже не столько трудовой деятельности, сколько возможности подготовки высококвалифицированных специалистов.
Начавшаяся в середине века научно-техническая революция (НТР), определившая III этап и изменившая содержание и характер трудовой деятельности, во многом определила смену акцента в психологических исследованиях профессиональной деятельности. На первый план стала выступать задача по изучению творческого потенциала работающего человека, возможности более высокого развития его интеллектуальных способностей.
На IV этапе (с 1980-1990-х гг. по настоящее время) проблемы профессионализма активно разрабатываются в контексте изучения проблем личности. В качестве факторов успешности и эффективности профессиональной деятельности сегодня рассматриваются те особенности личности, которые являются профессионально важными качествами (ПВК).
На современном этапе развития общества выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением ставить и системно решать разноплановые задачи.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 309.