Формирование имиджа - целенаправленный, управляемый процесс. Своим внешним видом мы информируем окружающих:
- о поле и возрасте;
- национальности;
- профессии;
- социальном положении;
- статусе;
- личностных особенностях и т.д.
С помощью правильно сформированного имиджа мы можем позициони-ровать определенные качества личности. Актуальность имиджа делового человека не вызывает сомнений, а знание технологии формирования имиджа, необходимо знать для построения успешной карьеры.
Имидж относится к группе социально-психологических феноменов. Следо-вательно, он подчиняется всем основным законам социальной психологии. Среди наиболее важных положений можно выделить следующее:
1. Человек существо социальное, он чрезвычайно зависим от своей группы и социального окружения;
2. Поведение человека в группе определяется стереотипами – обобщенно-упрощенными представлениями;
3. Отношение всей группы к конкретному человеку существенно влияет на то, как к нему будут относиться ее отдельные участники;
4. В различных группах один и тот же человек может иметь разную репута-цию и соответствующее ей поведение.
Структура имиджа
В структуре имиджа можно выделить следующие аспекты: габитарный, кинетический, вербальный, социальный, объективированный (материальный), коммуникативный.
Габитарный аспект имиджа. Стилевое решение - это базис, на котором строится габитарный имидж.
Деловой стиль. Если придерживаться этого стиля, можно позиционировать такие качества как практичность, уверенность в себе, надежность. Такой стиль присущ людям, которые хотят сделать успешную карьеру.
Принцип делового стиля – простота и элегантность. Одежду необходимо подбирать с учетом особенностей телосложения, роста, цвета и фактуры волос, качества кожи. Аксессуары не должны быть броскими, авангардными, в боль-шом количестве. С осторожностью применять сильно пахнущие парфюмерию и средства по уходу.
Кинетический аспект имиджа. По тому, как человек стоит, как ходит, как держит руки и ноги, также судят о его уважении или пренебрежении к окружа-ющим. Выбирая позу, необходимо помнить, что она должна быть кор-ректной, естественной и гармонировать с обстановкой. Проведенное исследо-вание зависимости жестов от социального или служебного положения людей показало, что человек, находящийся на вершине служебной лестницы, в разговоре больше использует слова, в то время как менее образованные люди больше полагаются на жесты. Следовательно, чем выше служебное или обще-ственное положение человека, тем меньше он делает жестов и телодвижений.
Имидж формируют не только манеры и позы, но и лицо. Одна из важнейших составляющих имиджа - мимика, т.е. выразительные движения мышц лица. В мимике первую роль играют глаза. Поэтому ваш взгляд должен как можно чаще (на протяжении 60-70% времени общения) встречаться со взглядом собеседника. В мимике очень важно положение губ. Растянутые в улыбке губы - показатель радости и дружелюбия; плотно сжатые - замкнутости; изогнутые — сомнения или сарказма. Опущенные уголки рта - свидетельство того, что человек расстроен. Нас оценивают по выражению лица: если мышцы его не напряжены, а губы все время готовы сложиться в улыбку, нас тут же зачисляют в число симпатичных людей.
Вербальный аспект имиджа. Вербальный аспект имиджа имеет две составляющие: аудиальную и речевую. Аудиальная составляющая указывает на то, как говорит человек, т.е. о темпе речи, тембре, интонации, дикции и т.п. Речевой компонент указывает на то, что говорит человек. От выбора правильного слова зависит сила его воздействия. Речь должна быть правильной и эффективной, внятной по передаче содержания, точной в выборе слов, понятных слушателю, должна соответствовать нормам и правилам языка.
Социальный аспект имиджа. К социальному аспекту имиджа относится принадлежность к определенному социальному кругу, история жизни, представленная в имидже, репутация (общественное мнение), амплуа (разыгрываемая социальная роль), философия и стиль жизни (жизненное кредо, образ жизни), миссия (социально важные цели, полезность для общества).
Объективированный (материальный) аспект имиджа. К объективирован-ному (материальному) аспекту имиджа мы отнесем - открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и, благодаря этому получить преимущества в отборе кандидатов, назначение на должность. Это могут быть статьи книги, дипломы, награды и т.п.
Коммуникативный аспект имиджа . Освоение способов делового общения обеспечивает наибольший успех. К ним, прежде всего, относится умение создать благоприятный психологический климат, производить хорошее впечатление о себе и выбирать линию поведения.
Доверительное взаимопонимание обеспечивается выполнением некоторых правил, которые призывают:
- приветствовать собеседника улыбкой, доброжелательным взглядом и крепким рукопожатием;
- постоянно высказывать желание понять собеседника;
- сразу же показывать, что вы оценили деловые качества собеседника,
- выразить заинтересованность в продолжении ваших взаимоотношений;
- выражать собственные чувства, учитывая эмоциональное состояние собеседника;
- вести себя уверенно, спокойно и доброжелательно, но без излишних уступок;
- поддерживать собеседника эмоционально, (показать, что внимательно слушаете, легкими кивками, доброжелательным выражением лица и т.п.).
Требования к имиджу. Выделяют следующие требования к имиджу:
- управляемость: недопущение стихийности в этом процессе. Важно не только проектировать имидж, но и постоянно его корректировать.
- результативность: отражает наличие успеха в достижении поставленных целей делового человека. Эффективный имидж должен соотноситься с требованиями конкретной деятельности человека и его имиджевой аудитории. Например, имидж менеджера по продажам определяется не только задачами, а также потребностями клиентов и ожиданиями клиентов, а также ожиданиями руководства.
На основе изучения литературы, посвященной имиджу, можно предложить следующую технологию формирования имиджа, включающую 6 этапов:
1. Определение стартовых условий - задач, подготовленности человека. Необходимо определить то, над чем нужно работать, чтобы сформировать свой привлекательный имидж.
2. Создание внешности (подбор одежды, макияжа, прически, жестов, походки, мимики).
3. Совершенствование в искусстве публичных выступлений, ведении переговоров и бесед и т.п.
4. Овладение эффективной поведенческой техникой (совершенствование культуры поведения, искусства оставлять хорошее впечатление о себе, изучение тактики действий в конфликтных ситуациях).
5. Изучение законов ортобиоза (т.е. здорового образа жизни, невозможного без рационального питания, систематических занятий спортом, освоения методов снятия напряжения и расслабления).
6. Совершенствование профессионализма (самообразование, участие в семинарах и т.д.).
Самопрезентация - осознанное целенаправленное и, как правило, тщательно подготовленный акт самопредставления индивида, когда он осознанно старается произвести благоприятное впечатление в особо значимых случаях. А также проинформировать другую сторону о тех своих качествах, которые имеют значение именно в данном случае.
Цель самопрезентации - сформировать желательный имидж.
Этапы самопрезентации:
1. Подготовка. Базовая и содержательная подготовка к предстоящей деловой встрече. Задача базовой подготовки состоит в создании позитивного отношения и принятия себя, своей профессии. В задачу содержательной подготовки входит: сбор информации, планирование действий. Психологическая подготовка осуществляется непосредственно перед контактом, а также в процессе контакта. Задача: создание необходимого настроя и коррекция своего состояния в необходимых случаях.
2. Проработка имиджа. Очень важно создать целостный образ, начиная с прически и заканчивая обувью.
3. Встреча. Установление контакта. Задачи этапа: привлечь внимание, заинтересовать, создать обстановку доброжелательности и доверия.
4. Поддержание контакта. В случае необходимости восстановление контакта. Содержательный и личностный аспект взаимодействия. Демонстрация коммуникативных навыков и саморегуляции.
Выделяют техники установления, поддержания, восстановления и выхода их контакта:
- организации пространства;
- настроя;
- определения намерений;
- настраивание на себя;
- презентаций;
- присоединения;
- отношения к чему-либо;
- объединения.
5. Завершение встречи. Правила выхода из контакта. В ситуации самопрезентации обязательно должны быть: спокойствие, уверенность в себе, новизна и оригинальность, энергетика, психологическая устойчивость, умение «держать удар», конкретные дела, о которых стоит рассказать другим
Технология карьерного менеджмента - это планирование карьеры и реализации карьерного потенциала сотрудника. Технология предполагает определение всего спектра личностных ресурсов для достижения целей и планов. В основе определения личностных ресурсов лежит диагностика карьерных компетенций.
Основы диагностики карьерных компетенций . Управление карьерой - активно развивающееся направление современного кадрового менеджмента. Высшее руководство многих компаний заинтересовано уже не только в отборе персонала и оценке деловых качеств сотрудников, но и в их росте и продвижении по служебной лестнице. Для этого необходимо создание эффективной системы управления карьерой - начиная с поиска нужных специалистов и заканчивая формированием команды топ-менеджеров.
Карьерная компетентность - способность четко осознавать собственный карьерный потенциал и в соответствии с ним эффективно выстраивать карьерный путь, преодолевая препятствия и затруднения.
Карьерный SWOT -анализ - определение сильных и слабых сторон относительно развития собственной карьеры, а также карьерных ограничений и
Дата: 2018-12-21, просмотров: 245.