Понятие, признаки преступления. Состав преступления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Антиподом правомерного поведения является правонарушение (которое делится на проступки и преступления).

Преступление - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Преступление характеризуется следующими признаками:

- это такое поведение человека, кото­рое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, какими бы «черными» они ни были, до тех пор, пока они не выразились в конкретных противоправных действиях. Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные обязанности, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, если он обязан был это сделать, не выполнил служебные обязанности, не заплатил налоги и т. п.);

- противоречат нормам права;

- совершается только людьми. Это верно и тогда, когда ответственность несут организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, находящиеся в коллективе организаций;

- признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то деяние правонарушением не признается, хотя внешне оно и противоречит существующему правопорядку (например, случайное лишение жизни). Виновным человек будет признан, если установят, что в момент совершения общественно опасного противоправного деяния у него был выбор: совершать его или воздержаться от этого, что свидетельствует о том, что лицо осознанно совершило правонарушение, разумно руководило в этот момент своими действиями;

- обладает общественно опасным характером, т. е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом.

Состав преступления - совокупность его элементов. Структура преступления такова: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

1 Объектом преступления являются социальные блага, явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и др.

2 Субъектом преступления признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им может быть индивид или организация. Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью).

3 Объективная сторона преступления - это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения - очень сложный элемент состава Правонарушения, требующий для его установления очень много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются: деяние (действие или бездействие); противоправность; вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные и поэтому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.); причинная связь между деянием и наступившим вредом, т. е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред; место, время, способ, обстановка совершения деяния

4 Субъективная сторона преступления - ее составляют вина, мотив, цель. Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению имеет различные формы. Она может быть умышленной и неосторожной. Умысел бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность. Именно субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса (случая). Казус - это факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица. Казус может быть как следствием действия природных явлений (наводнение, пожар), так и результатом поступков других людей и даже результатом действий формального причинителя вреда, которые человек не осознавал либо не предвидел возможные их последствия. Казус - это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым своим формальным признакам случай сходен с правонарушением.            

Наказание в уголовном праве

  Наказание - это мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Признаки наказания.

- Наказание - это мера принуждения.

- Наказание - это мера государственного принуждения.

Задачи наказания:

Специальная превенция - ее адресатом является лицо, осужденное за преступление, целью наказания является исправление осужденного.

       Общая превенция, т. е. предупреждение совершения преступления. Среди законопослушных граждан обязательно есть такая категория лиц, которые хотя и не совершили еще преступления, но своим антиобщественным поведением в виде административных, дисциплинарных, просто аморальных проступков демонстрируют возможность и способность совершить также и преступление.

       По характеру причиняемых осужденному лишений виды наказания можно разделить на следующие группы:

а) виды наказания, связанные, главным образом, с моральным воздействием на осужденного (лишение воинского или специального звания);

б) виды наказания, связанные в основном с ограничением прав осужденного (лишение права занимать определенные должности);

в) виды наказания, связанные в основном с материальными лишениями (исправительные работы, штраф, конфискация имущества);

г) виды наказания, связанные в основном с ограничение или лишением свободы осужденного (лишение свободы, направление в дисциплинарный батальон и др.)

       Кроме того, существует иная классификация наказаний:

а) основные наказания - это те наказания, которые могут назначаться лишь как самостоятельные виды и которые нельзя присоединять в дополнение к другим (смертная казнь, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, исправительные работы, обязательные работы);

б) дополнительные наказания - это такие наказания, которые носят вспомогательный характер по отношению к основному наказанию для обеспечения целей наказания. Они не могут назначаться самостоятельно, а только присоединяются к основным видам наказания (лишение воинского, специального или почетно-

       Смертная казнь является исключительным, самым тяжким наказанием, поэтому она может, согласно УК РФ, применяться лишь к лицам, совершившим особо тяжкие преступления. На практике же она с 1997 г. не применяется, поскольку Президент своим Указом наложил на нее мораторий (таково было требование Совета Европы при вступлении в него России).

       Смертная казнь не может применяться к лицам, совершившим преступление до 18 лет, и ко всем женщинам, а также к мужчинам старше 65 лет.

       Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда осуществляется в местах лишения свободы: в колониях-поселениях, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности; в исправительных колониях общего режима для лиц, впервые осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также для лиц, осужденных за преступления ,совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет; в исправительных колониях строгого режима для лиц, впервые осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, а также для женщин при особо опасном рецидиве преступлений; в исправительно-трудовых колониях особого режима для лиц, признанных особо опасными рецидивистами, а также для лиц, отбывающих пожизненное заключение; в тюрьме могут отбывать наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний; в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года.

       Режим отбывания наказания - это установленный законом, другими нормативными актами порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

 

Методические указания

 к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов

по изучению дисциплины «Правоведение»

Для успешного освоения дисциплины студент обязан регулярно посещать и активно работать на каждом учебном занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому практическому занятию, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего.

В целях углублённого изучения отдельных, наиболее важных тем поощряется реферативная работа. Студент согласует с преподавателем тему реферата, перечень рекомендуемой литературы. Результаты оценки за реферат учитываются при выведении итоговой оценки.

Работа над рефератом способствует углубленному усвоению теоретического материла по дисциплине, выявляет способности студентов к самостоятельному изучению источников и специальной литературы, формирует навыки анализа и обобщения публикаций и материалов СМИ, в т.ч. Интернет

Задачами практических занятий и самостоятельной работы студентов являются:

- развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления и творческой активности студентов;

- закрепление теоретических знаний и практических навыков, формирование у студентов компетенций, предусмотренных ФГОС ВО.

Модуль 1. ПОНЯТИЕ ПРАВА

Тема 1. Понятие и система права

Обязательная терминология: право, система права, структура права, отрасль права, институт права, принципы права, функции права, норма права, нормативно-правовой акт.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие права

2. Понятие отрасли права. Основные отрасли российского права

3. Система права.

4. Структура права

5. Правовая норма: понятие, структура, виды

6. Правоотношение

Практико-ориентированные задания (задания на СРС).

1.Выпишите в словарь и уясните основные понятия: наука, теория, предмет, отрасль, государство, объект, право, концепция, теория.

2. Составьте таблицу, в которой покажите сходства и различия предмета теории государства и права и других юридических наук.

3. Составить таблицы: «Горизонтальная структура системы права», «Вертикальная структура системы права».

4.Охарактеризуйте научные методы изучения юридических дисциплин

Методические указания.

Важно уяснить, что система научного знания содержит три большие группы: философию, естественные науки и общественные науки. Юридическая наука относится к общественным наукам. Собственно юридические науки подразделяются на теоретико-исторические, отраслевые и специальные.

Обратить внимание на определение социальной нормы, также правовой нормы. Выявить отличия правовой нормы от других социальных норм.

Также необходимо изучить вопросы: правоотношение, состав правоотношения, классификация правоотношения.

Студенты должны усвоить, что знание основ права закладывает фундамент общей правовой культуры, юридического мышления, которая определяет систему отраслей права.

Тема 2. Источники права

Обязательная терминология: право, правовая система, норма права, правовой обычай, прецедент, нормативно-правовой акт, закон.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие и признаки права. Генезис права

2. Многообразие подходов к понятию и определению права

4. Классификация форм (источников) права

3. Основные формы (источники) российского права

4. Обычное право. Значение обычая в современном праве

5. Нормативно-правовой акт

6. Понятие «Закон»

Практико-ориентированные задания (задания на СРС).

1. Дайте самостоятельно определение понятия «источники права».

2. С помощью правовых систем (Официальный Интернет портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/ ; Гарант Информационно-правовой портал – доступ: www.garant.ru; Консультант-плюс - СПС - доступ: www.consultant.ru; Кодекс. СПС - доступ: www.kodeks.ru) составьте максимально полный хронологический перечень кодексов России.

4. Как вы думаете, актуальна ли для российского государства систематизация законодательства.

5. Дайте определение правовой системы. Сравните англо-саксонскую и романо-германскую правовые системы.

Методические указания.

Необходимо уяснить, что право как модель поведения в типичной жизненной ситуации, для того чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить официальное внешнее выражение. Формы, с помощью которых государственная воля становится юридической нормой, обозначаются условным термином "источники права". Необходимо вспомнить, какие формы права известны человеческому обществу с древних времен, дать их характеристику.

Следует обратить внимание на признаки закона как нормативного акта высшей юридической силы, уяснить основные виды законов: конституционный; органический; обыкновенный; программный; чрезвычайный. Знать отличия подзаконных нормативных актов от закона.

Завершая изучение темы, следует уяснить что такое: источники права, принципы права.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 221.