n Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
n Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
n "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
n "Гражданский кодекс Российской Федерации»;;
n "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
n "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 188-ФЗ;
n "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
n "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
n Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";
n Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
n Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
n Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
n Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“.
Законы Ставропольского края:
n Закон Ставропольского края от 29.07.2009 № 52-кз "О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних";
n Закон Ставропольского края от 11.11.2010 № 94-кз "О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства".
Одними из главных направлений работы института Уполномоченного являются:
1. Защита прав и интересов детей, правовое консультирование, содействие восстановлению нарушенных прав детей;
2. Усиление координации и взаимодействия органов государственной власти, правоохранительных органов, общественных организаций, занимающихся проблемами детства;
3. Правовое просвещение и воспитание детей и подростков, родительской и педагогической общественности;
4. Подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, касающихся положения детей в Ставропольском крае.
За 2010-2011 годы поступило более 1тыс обращений По составу заявителей:
400 – родители
93 – иные родственники
70 – опекуны и попечители
76 – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
150 – несовершеннолетние
16 – руководители образовательных учреждений
12 – представители общественных организаций
25 – должностные лица
14 – депутаты Государственной Думы
10 – иные лица
Характер обращений
44 % - жалобы на нарушение жилищных прав детей
8 % - жалобы на нарушение прав детей на социальное обеспечение
16 % - жалобы на нарушение прав детей в результате семейных конфликтов
15 % - жалобы на уклонение родителей от выполнения своих обязанностей
9 % - жалобы на нарушение прав детей в вопросах опеки и попечительства
4 % - жалобы на необоснованные отказы в паспортизации, регистрации несовершеннолетних
1 % - жалобы на нарушение имущественных и наследственных прав
3 % - иные обращения В результате принятых мер удалось добиться положительных результатов по 24,6 % обращений.
Формирующаяся сегодня модель нового института контроля за обеспечением прав и законных интересов детей на региональном уровне призвана дополнить уже существующие формы и средства защиты прав ребенка, не подменяя определенные российским законодательством структуры, в компетенции которых находятся те или иные компоненты обеспечения прав и законных интересов ребенка (органы образования, здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратуры). В целях обеспечения взаимодействия Уполномоченного по правам ребенка с общественными объединениями в области защиты прав, свобод и законных интересов детей, выработки предложений по совершенствованию данной деятельности, организации просветительской работы по вопросам прав ребенка, в ряде территорий России созданы Советы общественных объединений при аппарате Уполномоченного. С 2005 года функционирует Ассоциация Уполномоченных по правам ребенка.
Уполномоченный, защищая права детей, не связан узко юридическими соображениями, он контролирует не только соответствие действий органов власти закону, но и устанавливает факты несправедливости и формальности решений, а также предлагает способы исправления сложившейся ситуации.
Основной целью деятельности Уполномоченного должно стать не только разрешение конкретных дел, представление интересов детей в индивидуальном порядке, но и активное способствование глубинным (кардинальным) изменениям по улучшению положения отдельных групп детей и в интересах детей в целом на территории России и края в частности. Поэтому большое значение в деятельности Уполномоченного имеет организация мониторинга икоординации работы структур, в компетенцию которых входят мероприятия, направленные на защиту детства.
При осуществлении мониторинга прав детей рекомендуется активно использовать потенциал общественных помощников, деятельность которых необходимо организовать в каждом районе, городе. Инициатива назначения помощников Уполномоченного по правам ребенка вызвана тем, что одними из основных принципов организации деятельности Уполномоченного являются: открытость, информационная прозрачность в работе и доступность института Уполномоченного детям.
В целях независимого контроля за соблюдением прав детей и их государственной защиты и в дополнение к профессиональной деятельности Уполномоченного и его аппарата в ряде территорий созданы экспертные советы.
Результаты социологических исследований показывают, что в настоящее время у населения крайне низкий уровень правовых знаний. Практика свидетельствует, что практически половина выявленных фактов нарушения прав и законных интересов детей обусловлена незнанием граждан действующего законодательства, механизмов их реализации и защиты даже в таких жизненно важных вопросах, как семья, образование, здоровье, собственность, социальное обеспечение и т.д. Как правило, заявители не знают, какими правами они могут пользоваться, исходя из имеющегося у них статуса. Поэтому очевидно, что правовое просвещение, как важнейший инструмент предупреждения нарушений конституционных прав и свобод граждан, формирования гражданского общества, остается одним из приоритетных направлений в работе Уполномоченного. В целях оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам по вопросам защиты прав несовершеннолетних приветствуется заключение соглашений о сотрудничестве с рядом высших учебных заведений области, имеющих юридические факультеты, на базе которых созданы юридические клиники (филиал МГГУ им. Шолохова). Основная цель соглашения – это предоставление гражданам возможности получения бесплатных юридических консультаций по защите прав и законных интересов детей, обеспечение доступности юридических услуг.
Основным источником о правах детей являются тексты нормативных документов. Однако все они обладают разной степенью доступности. Среди международных документов наиболее доступна Конвенция о правах ребенка, остальные международные документы (например: Декларация ООН о терпимости) можно найти с трудом. Федеральные законы – наиболее доступные источники для всех категорий населения, так как они публикуются в специальных официальных изданиях. Затруднен доступ к нормативно-правовым актам государственной власти края и органов местного самоуправления – его открывают только публикации в краевой и городской прессе. К сожалению, во многих образовательных учреждениях осложнен доступ к их Уставам, другим локальным актам, хотя ст. 9 п. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» обязывает образовательные учреждения вывешивать тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, иные локальные акты в местах, доступных для детей и их родителей. Вместе с тем, именно в Уставах общеобразовательных учреждений в большей мере должно быть уделено внимание правам и обязанностям школьников и других участников образовательного процесса, их взаимодействию и развитию демократических методов обучения, основанных на уважении прав учеников.
Правовое воспитание современных школьников не может ограничиваться рамками образовательного учреждения. Практика показывает, как важно научить ребёнка использовать правовые правила в реальной жизни, помочь преодолеть трудности и не совершать правонарушений. Хорошую помощь могут сыграть клубы юных правоведов, объединения юных психологов на базе УДОД, учреждений культуры, детские общественные объединения. В Республике Беларусь семейная политика, защита детей является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. В течение ряда лет в республике под эгидой министерства образования республики выпускается журнал «Защита и справедливость» (информационно-методический бюллетень для взрослых и детей, осваивающих нормы демократии).
Говоря о деятельности Уполномоченного по правам ребенка, нельзя не отметить необходимость его активной роли в создании и становлении правозащитных детских, молодежных общественных и государственных организаций, включении их представителей в коллегиальные органы по вопросам детства.
Поэтому инициирование развития детских и молодежных правозащитных и просветительских течений при Уполномоченных по правам ребенка будет способствовать как решению проблемы правового просвещения, так и повышению авторитетности органов государственной власти и влиянию правовых установлений на выработку жизненной позиции несовершеннолетних. Определённую помощь в этом могут оказать программы СПО- (ФДО) «Дети ради детей». Предлагаю вам послушать пожелания детей, участников сборов детей в 1991, 1994, 1995 годах в Артеке.
Образовательное учреждение является вторым после семьи социально значимым институтом, в котором ребенок проводит большую часть времени. Сегодня в них внедряются модели государственно-общественного управления и создание института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса (или школьных уполномоченных) может стать действенной и эффективной формой правового просвещения обучающихся.
Основной перспективой является оказание помощи родителям в решении проблем. К сожалению, те родители, которым наиболее требуется поддержка, обычно никогда не просят о помощи. Как свидетельствуют исследования учёных, многие семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, привыкают к своему состоянию безнадёжности и ожесточённости и не хотят из него выходить. А у детей из таких семей или детей - социальных сирот формируется установка: «Мне все должны». И самым трудным является воспитание у данной категории детей желания что-то делать самому, т.е. активная жизненная позиция. Это требует формирования определенного образа мышления у педагогов, работников социальной сферы и здравоохранения, специалистов органов опеки и попечительства, которые защищают права детей, находящихся в группе риска, в деликатной, но эффективной форме.
Большая роль принадлежит школьным уполномоченным по правам ребёнка. В настоящее время в крае их 200 человек. Открыто 2 пилотных площадки: г. Михайловск. Георгиевский район.
Что необходимо сделать школьному уполномоченному?
1) Определить место расположения уполномоченного по правам ребёнка (кабинет, общественная приёмная, график работы и т.д.).
2) Подготовить информационный стенд об уполномоченном по правам ребёнка:
· Положение об уполномоченном по правам ребёнка;
· приказ о назначении;
· план работы;
· телефоны, контакты (e-mail, сайт и т.д.);
· регламент рассмотрения обращений;
· контактные телефоны служб, куда может обратиться ребёнок;
· информация для родителей.
3) Провести мониторинг состояния дел с нарушениями прав несовершеннолетних в образовательном учреждении.
4) Оформить журналы, карточки.
5) Спланировать деятельность (совместно с классными руководителями, зам.директорами, социальными педагогами, школьными психологами).
6) Содействие в создании школьных служб примирения.
7) Пропаганда и продвижение Конвенции о правах ребёнка (КоПР), составление (согласование) программы правового обучения школьников (семинары, тренинги).
8) Определение схемы социальных сетей школы:
· КДН;
· правоохранительные органы;
· участковый;
· отдел образования;
· орган опеки и попечительства;
· общественный уполномоченный по правам ребёнка в районе (городе);
· отдел службы судебных приставов;
· общественные организации.
9) Банк неблагополучных семей.
10) Банк детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
11) План индивидуальной защиты детей.
Координирующую роль в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты прав и законных интересов детей и подростков, оказания помощи семье в её жизнеобеспечении, а также принятия конкретных мер к родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, играют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Как считают ведущие учёные и практики в данной области, сегодня назрела необходимость разработки федерального закона "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", продиктованная неопределенностью правовой природы комиссий.
Право на образование, по Конституции РФ, относится к числу прав и свобод человека и гражданина нашей страны. Соблюдение прав детей в системе образования имеет важнейшеезначение, как для каждого ребёнка, так и для общества в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования устанавливает нормативные основы конституционных прав граждан на общедоступное и бесплатное общее образование в интересах развития государства, общества и личности, определяет государственные требования
к структуре основной образовательной программы, условиям реализации и результатам её освоения. Таким образом, ФГОС является важнейшим инструментом гарантии прав детей на доступное и качественное образование.
Это возможно только при государственных гарантиях соблюдения прав личности в системе образования. Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, надзор за исполнением законодательства в области образования и контроль качества образования являются теми процедурами, которые позволяют, с одной стороны, создать предпосылки для реализации образовательных прав детей, а с другой стороны, проконтролировать их соблюдение.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите требования и принципы Конвенции.
2. Охарактеризуйте положения Конвенции.
3. С какого возраста необходимо начинать обучение правам человека (правовое воспитание)?
4. Какая педагогическая технология правового обучения и просвещения детей дошкольного возраста осуществляется Вами в ДОУ?
Литература
1. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
2. Маралов В.Г. Педагогики ненасилия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
3. Методические рекомендации. Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми. Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России от 10 марта 2009 г. № 09-224
4. Мячина Л.К. и др. Учебно- методическое пособие «Маленьким детям – большие права» «Детство – ПРЕСС 2007»
5. Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса общеобразовательного учреждения //Администратор образования – 2010- №
6. Сапогов В.М. Теоретические и практические аспекты формирования правового сознания дошкольников//Дошкольная педагогика, /октябрь/ 2008 г.
7. Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации //Администратор образования – 2009- № 12
Интернет источники:
1. Ассоциация Уполномоченных http://rfdeti.ru/predstav/
2. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, http://www.sirotstvo.ru/fond/
3. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка П.А. Астахов. http://www.rfdeti.ru/
1.4. Методологические аспекты развития современного дошкольного образования
1. Сущность и особенности Федеральных Государственных требований к основной образовательной программе дошкольного образования (ФГТ)
2. Особенности планирования основной общеразвивающей программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ
3. Концептуальные основы организации содержания и методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ
4. Реализация ФГТ в программах ДОУ. Конструирование содержания образования на основе требований ФГТ
5. Организация мониторинга освоения детьми основной образовательной программы дошкольного учреждения
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ пункт 6.2 статьи 9), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г., регистрационный номер 16299) утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральные государственные требования (далее – ФГТ ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Эта норма была введена в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей стране – качественного образования.
Дошкольное образование и обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
В настоящее время система дошкольного образования представлена как государственными и муниципальными, так и негосударственными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования. Развивается также система детских центров, игровых клубов, социальных комнат. Серьезный акцент делается именно на создание системы раннего развития детей в возрасте до трех лет в форме семейного воспитания.
Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
Именно с этим и связано введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какое содержание реализовать для достижения каждым ребенком максимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
До принятия федеральных государственных требований были только временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, изданные в качестве приложения к приказу Министерства Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448.
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:
1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей:
n «Физическая культура»,
n «Здоровье»,
n «Безопасность»,
n «Социализация,
n «Труд»,
n «Познание»,
n «Коммуникация»,
n «Чтение художественной литературы»,
n «Художественное творчество»,
n «Музыка».
2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
3) решать поставленные цели и задачи предлагается:
n максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;
n в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).
Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий урочного типа , требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Таким образом, на смену временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения (далее – Временные (примерные) требования), реализуемым в дошкольном образовательном учреждении пришли федеральные государственные требования, которые определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее Программы) и условия ее реализации. Пока уполномоченным федеральным государственным органом, или Министерством образования и науки РФ, обеспечена разработка первой части - федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Осуществлял разработку Институт стратегических исследований в образовании РАО совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН и ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».
Проведем сравнительный анализ временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«В целом новые требования, с нашей точки зрения, имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития системы в целом. Вектор движения – к реальному, (а не декларативному!) учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования» ( Нина Владимировна Федина, к.п.н., руководитель проекта по разработке ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
Таким образом, ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования. Они достаточно четко разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы обеспечить каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития.
Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования, получив особый уникальный статус внутри данной системы.
Требования к содержанию дошкольного образования учитывают особенности современного состояния дошкольного детства в России; актуальные проблемы системы дошкольного образования (упор на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые
формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендера при организации педагогического процесса в детском саду, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования) вносят в содержание программ необходимые изменения.
Документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования, для учителей начальной школы (следует подчеркнуть, что до принятия настоящего документа они сильно расходились).
Необходимо также отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от образования на других ступенях (в частности, от общего образования) заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность; основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Поэтому не имеет смысла и неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам освоения программы дошкольного образования и к ребенку, который «окончил» детский сад и поступает в первый класс школы.
Нужно очень четко понимать, что если будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального общего образования, то при государственной аккредитации ДОУ мы будем вынуждены проводить не только экспертизу содержания программ, но и экспертизу качества подготовки выпускников данного учреждения.
Итак, в отличие от федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для дошкольного образования предъявляются только две группы требования (а не три, как в стандарте общего образования): к структуре программы дошкольного образования и к условиям ее реализации. Но, чтобы задать педагогам ориентир, конкретную цель их деятельности в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем прописаны такие интегративные качества (а не знания, умения и навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решить интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, и др. При этом в новом стандарте начального общего образования (в отличие от стандартов 2004 и 1998 гг.) очень четко обозначены требования к результатам реализации программ общего образования – предметным, метапредметным и личностным, которых каждый ребенок, обучающийся должен достичь по завершении соответствующей ступени общего образования.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.
В настоящее время Программа «Успех» является первой примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Название Программы отражает основную миссию всей системы образования – формирование успешных граждан России. УСПЕХ: Успешность маленьких Россиян – это результат их полноценного развития по направлениям: Социально-личностное развитие, Познавательно-речевое развитие, Единство физического развития и воспитания культуры здоровья, Художественно-эстетическое развитие.
Основная общеобразовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Основная общеобразовательная программа состоит из двух частей:
n Обязательной части;
n Части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
n образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
n образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
n самостоятельную деятельность детей;
n взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы.
Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:
"Физическая культура",
"Здоровье",
"Безопасность",
"Социализация",
"Труд",
"Познание",
"Коммуникация",
"Чтение художественной литературы",
"Художественное творчество",
"Музыка";
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:
n видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
n специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Объем части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, составляет не более 20% времени, от общего объема Программы.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Итак, перечислим эти 10 образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье»,
«Безопасность»,
«Социализация,
«Труд»,
«Познание»,
«Коммуникация»,
«Чтениехудожественной литературы»,
«Художественное творчество»,
«Музыка»
Традиционные области являлись в свое время соответствующими или аналогичными разделами типовых программ воспитания и обучения в детском саду, а впоследствии (с 90-х годов ХХ века) и большинства вариативных (базисных, комплексных) программ.
«Нетрадиционность» других образовательных областей весьма условна. Так, например, область «Безопасность» уже в течение 15-20 лет целенаправленно и системно реализуется большинством детских садов России, но, в основном, через соответствующие парциальные программы, то есть в дополнение к базисным и комплексным.
«Художественное творчество» интегрирует в одну образовательную область опять-таки традиционные для российского дошкольного образования «предметы»: лепку, аппликацию, рисование и художественное конструирование. Основанием для их объединения является понятие продуктивной деятельности детей.
«Коммуникация» - это не только и не столько традиционное «Развитие речи» детей дошкольного возраста, сколько развитие общения, в том числе и речевого. Учитывая, что основной целью работы по развитию речи детей в ДОУ всегда было формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, традиционная система работы по развитию речи естественно включается в образовательную область «Коммуникация». Однако происходит серьезное смещение акцентов (!): развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, развитие связной речи являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения. Соответственно и итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования фиксируется не только в виде показателей речевого развития ребенка, но и в виде конструктивных способов взаимодействия дошкольника с другими детьми и взрослыми (умения договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т.п.).
Задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Социализация» в той или иной степени решаются во всех действующих образовательных программах, что также позволяет говорить об определенной представленности этой области в содержании дошкольного образования. Однако структурно они, как правило, не оформлены, что приводит к определенной «размытости» направления социально-личностного развития детей и его вторичности по отношению, в основном, к познавательно-речевому развитию (физическое и художественно-эстетическое развитие как направления деятельности учреждения в действующих образовательных программах представлены достаточно равномерно и равноценно).
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна:
n соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
n соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
n обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
n сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
n строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
n основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе;
n предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
n предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.
Очень важно, что ФГТ преемственны Концепции дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.1989 г. № 7/1), провозгласившей идею самоценности дошкольного периода, и Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.).
Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время, а также самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Таким образом, «сборную модель» построения образовательного процесса, предложенную Михайленко, Н.А. Коротковой, которая состояла из трех блоков: блок специально организованного обучения, блок совместной взросло-детской партнерской деятельности, блок самостоятельной деятельности детей нам предлагают заменить на комплексно-тематическую модель, которая включает в себя:
n блок совместной деятельности взрослого и детей, включающего в себя: образовательную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов,
n блок самостоятельной деятельности детей.
Следовательно, замена учебного блока на блоки образовательной деятельности осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей, является одним из принципиальных отличий новой структуры образовательного процесса от старой.
Рассмотрим основные отличия новой «программной» политики:
1. В компетенцию и ответственность каждого образовательного учреждения включена разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе федеральных государственных требований и примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.
Необходимо отметить, что ранее значительная часть ответственности лежала на плечах авторского коллектива комплексной или базисной программы, которую реализовывало ДОУ. К примеру, если в комплексной программе отсутствовали задачи по развитию трудовой деятельности, соответственно, учреждение могло и не решать их в ходе реализации данной программы. Никакими нормативными документами подобные моменты не регулировались. Теперь все изменилось: если в ФГТ установлены 10 образовательных областей в обязательной части программы и в каждой из них сформулированы основные задачи, то образовательное учреждение ответственно за реализацию всех образовательных областей в полном объеме, какую бы при этом комплексную (авторскую) программу оно не использовало.
2. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования выступают не комплексные и парциальные (авторские) программы, а ФГТ и примерная основная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Они, по сути, определяют всю обязательную часть основных образовательных программ дошкольного образования (80% от общего объема), в том числе задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса, целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства РФ в сфере дошкольного образования.
3. Впервые в нормативном правовом документе установлен ряд концептуальных требований к основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в их числе:
n соответствие принципам развивающего образования;
n интегративный подход к образованию дошкольников как альтернативы предметному;
n комплексно-тематический принцип построения как особая организация образовательной деятельности, стимулирующая «принятие» ребенком образовательной программы;
n сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
n использование адекватных форм работы с детьми;
n осуществление образования через организацию детских видов деятельности
(исключая учебную) и др.
Соблюдение данных норм всеми пользователями федеральных государственных требований обеспечит единство стратегического направления развития дошкольного образования!
4. Вариативность, как явление в целом положительное, остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования. В обязательной части программы, разрабатываемой на федеральном уровне и реализуемой всеми образовательными учреждениями дошкольного образования, она отражается через самостоятельный выбор каждым учреждением программных тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников. В части, формируемой участниками образовательного процесса, - через дополнительные объем и содержание дошкольного образования при реализации приоритетных направлений деятельности и специфику осуществления образовательного процесса.
Иными слова, сколько в России учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, столько должно быть и основных общеобразовательных программ, как отпечатков пальцев – и внешне, и внутренне (структурно) похожих, но все-таки разных.
При этом соблюдение всеми разработчиками программ единства требований концептуального характера обеспечит постепенное «изживание» хаотичности современной вариативности: когда она действительно будет пониматься как множественные видоизменения одного и того же явления, а не как множество явлений, вступающих в противоречие друг с другом.
5. Нина Владимировна Федина , к.п.н., руководитель проекта по разработке ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечает, что: «В целом новые требования, с нашей точки зрения, имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития системы в целом. Вектор движения – к реальному, (а не декларативному!) учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования»
Вопросы и задания для контроля:
1. Назовите основные отличия между Примерной программой и основной образовательной программой дошкольного образования.
2. Научно-методическое обеспечение ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
3. Основные изменения построения образовательного процесса в ДОУ соответствии с новой программной политикой в сфере дошкольного образования и ФГТ.
4. Особенности организации взаимодействия взрослого и ребенка по реализации и освоению основной образовательной программы ДОУ.
5. Особенности проведения мониторинга усвоения детьми основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
Практическое занятие: практикум по планированию образовательной деятельности работы с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Основные формы и средства взаимодействия взрослого и ребенка в процессе организации образовательной деятельности.
2. Принципы проектирования образовательной деятельности с детьми.
в соответствии с ФГТ.
3. В чем отличие планирования образовательной деятельности с детьми. в соответствии с ФГТ от планирования занятий по вариативной программе.
4. Составить модель взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.
5. Составить комплексно-тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста на 1 квартал учебного года.
Литература
1. Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учетом федеральных государственных требований//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- № 9.-2010.-с.6-15
2. Дошкольное учреждение: стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры//Дошкольное воспитание. - № 5, № 7, № 8 -2010.-с.47-56, с. 12-19, с. 6-15
3. Н. Федина. О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» //Дошкольное воспитание.- № 1.-2011. -с. 6-12.
4. О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- № 12.-2010.-с. 4-11.
5. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-№ 5.-2010.-с 36-39.
6. О. Скоролупова, Н. Федина. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании//Дошкольное воспитание.- № 5.-2010.-с 40-45.
7. О. Скоролупова, Н. Федина. Организация деятельности взрослы и детей по реализации и
освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- № 8.-2010.-с 6-15.
8. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция//Дошкольное воспитание.- № 7.-2010.-с 4-11.
9. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание.- № 4.-2010.-с 4-11.
10. Э. Емельянова. Проблемы внедрения Федеральных государственных требований и пути их решения//Современное дошкольное образование.- № 5.-2010.-с. 28-32
Дата: 2018-12-21, просмотров: 270.