Для обучающихся по специальности
44.02.01 «Дошкольное образование»
Составитель:
Ким Максим Григорьевич
П. Белоярский, 2018
Содержание
Пояснительная записка. ………………………………………………...3
Раздел 1. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности в ДОУ.. ……………………………………………………4
Раздел 2. Интерактивные формы и методы работы с детьми ….44
Раздел 3. Информационные технологии в образовании. …………121
Раздел 4 Интерактивные формы работы с детьми как фактор повышения качества дошкольного образования в условиях новых организационных форм образовательной деятельности. ………..147
Тезаурус………………………………………………………………...148
Пояснительная записка
Учебное пособие разработано для обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
В учебном пособии рассматриваются Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста .
Содержание учебного пособия соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Новизна учебного пособия состоит в том, что оно направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической культуры, необходимых современному специалисту в области дошкольного образования. Учебно-методический комплекс разработан с целью создания новых форм работы с детьми дошкольного возраста и обеспечивающей качество образования.
Учебное пособие, может служить руководством к организации самостоятельной работы обучающихся очного, очно-заочного и заочного отделений, так как включает разнообразные задания образовательного и развивающего характера.
Раздел 1 Нормативно-правовые основы образовательной деятельности в ДОУ
1.1. Государственная политика в области дошкольного образования
1. Государственная образовательная политика дошкольного образования
1.1. Роль образования на современном этапе России
1.2. Отечественная система образования
1.3. Принципы государственной политики в области образования
2. Становление новой системы образования в России
2.1. Стратегическая цель государственной политики в области образования
2.2. Приоритетные задачи государственной политики в области образования
3. Развитие дошкольного образования
3.1. Новые ценностные ориентиры дошкольного образования
4. Основные направления развития дошкольного образования
4.1. Приоритетные направления развития системы дошкольного образования Ставропольского края
Государственная образовательная политика - это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она формируется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством законов, указов, постановлений правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Государственная политика в российском образовании нуждается в новом, целостном, системном осмыслении и корректировке, эффективных механизмах реализации, создающих возможность перехода от индустриального общества к информационному.
Образование является неотъемлемой частью экономического и культурного развития, будучи и результатом, и предпосылкой этого развития. Тогда всеобщая доступность образования становится важнейшей политической задачей, решение которой приведет к единству и равенству, благополучию и процветанию.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Отечественная система образования является важнейшим фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. На современном этапе развития России образование в его непрерывной, органичной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности
И благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.
В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характер образования в нашей стране:
· гуманистический характер образования;
· приоритет общечеловеческих ценностей;
· право личности на свободное развитие;
· единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур;
· общедоступность образования;
· адаптивность системы образования к потребностям обучаемых.
· светский характер образования в государственных учреждениях;
· свобода и плюрализм в образовании;
· демографический государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
В России неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции сближение, интеграция национальных систем образования.
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Приоритетные задачи государственной политики в области образования:
– обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями;
– создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики;
– обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми;
– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все се элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, продолжают неуклонную тенденцию к вхождению в мировую практику системы образования. Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатною образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого обучающегося, воспитанника осуществлялась из бюджета, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов станут распределяться на конкурсной основе между государственными и негосударственными образовательными учреждениями. Привлечение инвестиций в сферу образования, как и инвестиции в человека становятся государственной политикой.
Развивается нормативная правовая база в области образования. Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений.
Развитие образования в России происходит в сложнейшей ситуации, что вызывает возникновение большого числа проблем в этой сфере.
Развитие образования имеет новые ценностные ориентиры дошкольного образования: ранний возраст (новый вид ДОУ), предшкольное образование (новый вид ДОУ), расширение прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (совместное образование), реабилитация детей-инвалидов во всех видах ДОУ, усиление воспитательного потенциала ДОУ, (воспитание гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье), создание условий в ДОУ для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации, обеспечение квалифицированной помощи семье (оказание консультативной и методической помощи родителям), открытие дошкольных групп на базе образовательных учреждений других типов (при наличии лицензии), определение 4-х приоритетов развития детей: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое, расширение режимов работы ДОУ, 12 часов, 8-10 часов, 14 часов, 3-5 часов, 24 часа (исключение режима «свободного посещения детьми ДОУ»), изменение наименования видов групп ДОУ, группы общеразвивающей направленности, группы компенсирующей направленности, группы оздоровительной направленности, группы комбинированной направленности, в группах компенсирующей направленности: (введены дети с аутизмом, определена формулировка УО – легкой степени, умеренной, тяжелой), разработка основной общеобразовательной программы ДОУ на основе федеральной Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с ФГТ), индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов (при наличии их в контингенте ДОУ любого вида).
В соответствии с реализацией Федеральной целевой программы по развитию сети дошкольного образования на 2011-2015 гг. осуществляются основные направления развития дошкольного образования:
• повышение уровня профессионализма педагогов детских садов;
• создание сети стажировочных площадок, задачами которых являются повышение квалификации и обмен инновационным опытом педагогов и педагогических коллективов детских садов;
• реализация проекта «Детский сад для всех и каждого», нацеленного на поддержку лучших программ развития дошкольных образовательных учреждений;
• организация конкурса «Воспитатель года», направленного на выявление и поощрение талантливых педагогов дошкольного образования;
• создание стандарта качества дошкольного образования;
• формирование в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка;
• широкое использование информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей;
• расширение социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона);
• реализация программ, обеспечивающих адаптацию и интеграцию детей-мигрантов в сообщество сверстников, обучению русскому языку как второму;
• расширение спектра дополнительных образовательных услуг;
• организация клубных форм сотрудничества с семьями воспитанников, включая семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья;
• развитие механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг.
В сфере дошкольного образования указаны приоритетные направления развития системы образования Ставропольского края:
• повышение уровня профессионализма педагогов детских садов;
• создание сети стажировочных площадок, задачами которых являются повышение квалификации и обмен инновационным опытом педагогов и педагогических коллективов детских садов;
• реализация проекта «Детский сад для всех и каждого», нацеленного на поддержку лучших программ развития дошкольных образовательных учреждений;
• организация городского конкурса «Воспитатель года», направленного на выявление и поощрение талантливых педагогов дошкольного образования.
Вопросы и задания для контроля:
1. Назовите ключевые проблемы обеспечения доступности и качества дошкольного образования.
2. Каким правом законодательной инициативы обладают субъекты Российской Федерации.
3. Перечислите основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования.
4. Назовите приоритетные направления развития дошкольного образования.
5. Информационная открытость дошкольного образования (определение).
6. Перечислите основные стратегические цели в сфере образования.
7. Назовите принципы государственной политики в области образования.
8. Создайте стандарт качества дошкольного образования в виде схемы.
Литература
Документы, законодательные материалы
1. Конвенция ООН о правах ребенка / Сб. международных и российских законодательных актов.- М, 1999.
2. Конституция Российской Федерации.-М.:Юрайт-М,2000.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. // Сайт Федерации Интернет-Образования http://www.fio.ru/
4. Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.06.2009 № 218.
5. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики» №712.
6. Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г. №1134 "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации". // Справочная правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru
7. Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. // Федеральный образовательный портал http://www.ecsocman.edu.ru
8. Федеральный закон «О высшем послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 №125 (c изменениями и дополнениями).
9. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1 (с изменениями и дополнениями).
Книги, учебники, монографии
1. Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблема воспитания / Под ред. В.С. Леднева, Н,Д, Никандрова, М.В. Рыжакова. -М.: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002.
2. Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения: Методическое пособие. - М.:Айрис-пресс, 2003.
3. Шамова Т.И., Худин А.Н., Анненкова Н.В., Поздняков А.В. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров. Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2006.
4. Широ С.В. Защита прав ребенка в Российской Федерации: Учебное пособие. – Волгоград, 2004.
Информационные Интернет-ресурсы
1. Международная федерация образования http://www.mfo-rus.org/
2. Образование:национальныйпроект http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
3. Российский образовательный форум 2006 http://www.schoolexpo.ru/
4. Сайт министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
5. Федеральное агентство по образованию http://www.ed.gov.ru/
6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
7. Центр «Педагогический поиск» http://www.poisk.ru
1.2. Дошкольное образование в контексте модернизации российского и регионального образования
1. Социально-экономические преобразования в обществе – основа для модернизации в системе дошкольного образования
2. Новый виток в модернизации дошкольного образования - введение ФГТ в практику дошкольных учреждений
3 Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ
4. Проблемы качества образования в дошкольном учреждении
В России, по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет. Но социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности.
Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Появились детские сады присмотра и оздоровления; компенсирующего вида; центры развития ребенка; образовательные учреждения “Начальная школа-детский сад”, группы «десант», «ясли + мама», группы кратковременного пребывания детей в детском саду и других учреждениях.
Модернизация (изменения) содержательной стороны дошкольного образования выражена в наметившейся тенденции отказа от учебно-дисциплинарной модели воспитания: педагогическая общественность стала ориентироваться на реализацию принципов гуманистической педагогики, личностно-ориентированного стиля общения с детьми.
Кроме того, в последнее десятилетие минувшего века дошкольные образовательные учреждения получили возможность работать по различным программам, которые пришли на смену прежде единственной в России универсальной типовой Программе воспитания и обучения детей в детском саду.
Позитивным содержательным изменениям в сфере дошкольного образования способствовало, в первую очередь, появление новой Концепции дошкольного воспитания (одобрена коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.1989 г. № 7/1). Данная Концепция впервые провозгласила идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, а не только как “этап подготовки к будущей жизни” — к школе: “Только отношение к детству, как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства”.
В настоящее время в связи с социально-экономическими, политическими, демографическими переменами, протекающими в обществе, перед образованием выдвигаются качественно новые общественные цели и задачи. Образование сегодня выступает как один из решающих факторов формирования интеллектуальных ресурсов общества, обеспечения его безопасности и устойчивого функционирования. Это обусловливает значимость проблемы эффективности и качества образования.
Модернизация образования влечет за собой пересмотр требований к целям, содержанию и качеству подготовки подрастающего поколения на всех уровнях образования. Данные требования предполагают децентрализацию системы образования, введение вариативности и дифференциации образовательных учреждений, ориентацию их на сохранение и повышение качества образования, соответствующего современным требованиям.
Новым витком в модернизации дошкольного образования стало введение ФГТ в практику дошкольных учреждений. Это связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, чтобы обеспечить ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в «жестких стандартных рамках».
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в рамках учебной деятельности, аналогичной школьной. Стандарт дошкольного образования отличается от школьного тем, что к дошкольному образованию не предъявляется жестких требований результатам усвоения программы.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ обязательным разделом является «Планируемые результаты освоения детьми ООП. В них описаны интегративные качества, а не зуны, которые ребенок приобретает в процессе освоения программы: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и т.д.
Ведущими видами деятельности станут: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Программа строится с учетом 10 образовательных областей, взаимопроникновение и взаимосвязь которых обеспечивают формирование у ребенка целостной картины мира.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса будет лидирующим. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по событийному принципу. Такими событиями станут Российские праздники, международные праздники (День доброты, Земли и др.). Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием, свидетельствующим о том, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Только активный человек может стать успешным.
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность – эффективный контекст развития ребенка в дошкольном возрасте.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями.
Важно, что основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было раннее.
Реализация ФГТ затрудняется на практике рядом обстоятельств:
- отсутствием примерной основной общеобразовательной программы; не определившимся статусом ДО – что это – уровень или ступень в системе непрерывного образования; дискуссионным остается вопрос и о содержании дошкольного образования. Практики поставлены в ситуацию, когда нужно разрабатывать основную общеобразовательную программу, ориентируясь на приказ № 655 от 23.11.2009 и классические программы, по которым работали раньше. Нестыковка в результатах выполнения программы в том, что все сводится к подготовке детей к школе, что противоречит основным педагогическим позициям развития ребенка. Задача подготовки детей к школе – это лишь одна из задач.
В ФГТ не представлено одно из магистральных направлений модернизации - это формирование субъектной позиции у ребенка, таких качеств, как самостоятельность, инициативность, которые, безусловно, важны для становления личности. Важно, каким содержанием насыщена каждая форма взаимодействия взрослого и ребенка. Под содержанием понимается способ взаимодействия взрослого и ребенка, наличие развивающего взаимодействия, с учетом сочетания учебных и творческих задач.
Есть опасение, что интеграция выльется в механическое комплексирование разных образовательных областей. Интеграция – это установление системных связей в образовательном процессе и в основе лежит результат, на который ориентируем качество – любознательность, коммуникативность и т.д.
Работа по реализации нового документа ФГТ требует хорошей психологической подготовки, умения ориентироваться не только на диагностику, но, и на психологическое сопровождение образовательного процесса. Сейчас ведется интенсивная работа по созданию нового учебного комплекта. Он будет расширен: издание развивающих игр, использование ИК технологий, расширение наглядного материала, издание специальной познавательной литературы.
В последние годы стало уделяться большое внимание проблеме качества образования в дошкольных учреждениях. Становится актуальной разработка различных моделей и технологий оценки качества образовательной деятельности. Проблемами качества образования в дошкольном учреждении занимаются такие педагоги, как Микляева Н. В., Третьяков П. И., Белая К. Ю., Фалюшина Л. И. Панкратовой Л. В., Майер А. А., Богословец Л. Г. и др. Они выделяют несколько концептуальных подходов к современному пониманию качества образования. Фалюшина Л. И. подчеркивает то, что качество, с одной стороны, должно определяться не какими-то абстрактными положениями, которые выберет для учреждения его руководитель, а реальным качеством выполнения учреждением своих основных функциональных задач. Понкратова Л. В. рассматривает качество образования как совокупность трех компонентов: качество образовательного процесса, качество условий осуществления образовательной деятельности и качество результатов.
Однако в научных исследованиях по данной тематике наблюдается не только отсутствие единства в понимании основных терминов, но и неоднозначность целого ряда исходных положений. Проанализировав различные подходы к понятию термина «качество», в нашем исследовании мы решили остановиться на определении, которое дал Богословец Л. Г. Он рассматривает качество как совокупность свойств и характеристик продукта, характеризующего их способность удовлетворять существующие или будущие потребности покупателя. Традиционно качество образования понимается как его соответствие какому-либо стандарту, и основной акцент ставится на формирование стандарта и разработку процедур его измерения. Достижением такого подхода в дошкольном образовании стала модель личности и деятельности выпускника — ребенка дошкольного возраста. Эта модель была достаточно продуктивной в качестве ориентира образовательной деятельности, но, к сожалению, она не была обеспечена должным измерительным инструментарием и, по сути, была несколько идеалистичной, а если и подлежала реформированию, то была слишком громоздкой и фактически с трудом поддавалась целостному описанию. Вопросами качества образования сегодня занимаются самые различные общественные организации: учебно-методические объединения, научно-методические советы, профессиональные ассоциации разного рода (в частности, ассоциации работодателей), которые в последнее время стали принимать участие в оценке качества работы учебных заведений. Вообще качество образования определяется его соответствием принятой образовательной доктрине, социальным нормам, требованиям общества, государства и личности. В этом смысле существуют три разновидности требований, предъявляемых к качеству образования: идущие от личности, общества и государства. Каждый субъект образовательного процесса (педагог, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества дошкольного образования. Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:
• родители, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;
• качество для педагогов может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного методическими образовательными материалами;
• для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко — ценностями воспитанников, которые в будущем найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в гуманистической направленности их профессиональной деятельности.
Учитывая столь широкий интерес к данной проблеме, можно сделать вывод, что качество образования является одной из главнейших проблем дошкольного образования в новых социокультурных условиях. На сегодня каждое дошкольное учреждение должно завоевать свое место под солнцем, занять свою индивидуальную нишу в общем дошкольном образовательном пространстве, постоянно доказывая свою привлекательность, оригинальность и необходимость. Это, конечно же, в первую очередь достигается высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Анализ научно-методической литературы по проблеме качества образования, позволяет выделить основные ценностные ориентиры, определяющие качество современного дошкольного образования. Это: возможность удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; сохранение самоценности дошкольного детства, обеспечение благополучия ребенка, его комфортность пребывания в ДОУ; готовность ДОУ к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития; ориентированность на успешность ребенка на следующей ступени образования в школе; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение; рост профессионального мастерства педагогических кадров. Многие исследователи утверждают (Н.В.Федина, Т.Н. Доронова, Гризик и др.), что если говорить о качестве дошкольного образования, то необходимо определить стандарты образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Но на данный момент существуют множество противоречий, которые не дают возможности определить стандарты качества дошкольного образования, так как, во-первых, дошкольное образования не является обязательным, в отличие от образования, которое дети получают в школах; во-вторых, многовариативность дошкольных образовательных учреждений; в-третьих, разнообразие программного обеспечения образовательного процесса, в-четвертых, социальный заказ общества на образовательные услуги, который зависит от изменения экономической ситуации в стране и т.д.
Таким образом, в итоге можно сказать, что дошкольное детство называют особым «национальным ресурсом». Существует множество проблем, на которые предстоит найти ответы педагогам практикам и ученым. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема модернизации в России и регионе требует дальнейшего глубокого изучения, так как качество дошкольного образования в немалой степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в России.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем вызвана необходимость изменений в дошкольном образовании?
2. В чем особенности современного дошкольника, ребенка XXI века?
3. ФГТ и этапы его внедрения?
4. Решит ли ФЦПРО 2011 -2015 года проблемы доступности дошкольного образования?
5. Какие альтернативы детскому саду выдвигает время для удовлетворения потребностей в развитии и воспитании детей дошкольного возраста?
6. Чем отличаются государственные дошкольные учреждения от негосударственных?
7. Какова структура основной образовательной программы?
8. Из чего складывается качество дошкольного образования?
Литература
1. Богословец Л. Г., Майер А. А. Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с. – Приложение к журналу «Управление ДОУ») (3) .
2. Едакова И. Б. Оценка качества дошкольного образования //Управление ДОУ №1.2008.– 40.
3. Скоролупова О.А., Федина Н.В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. - № 5. – С.40-45.
4. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. - № 7.
5. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. - № 8.
6. Соловьева Е.В. Нужен ли дошкольному образованию стандарт? // Дошкольное воспитание. 2011. - № 5.
7. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Из-во: ТЦ Сфера, 2007, 240 с.
8. Федина Н.В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: история вопроса и проблемы разработки // Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 4-5 июня 2008 года, Москва / Сост.Н.А.Песняева. – М.: АПКиППРО, 2008.
– С.25-29.
9. Федина Н.В. Дошкольное образование в Федеральной программе // Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение». 2008. – выпуск 1(16).- С.4.
10. Федина Н.В. Концептуальные основы определения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы. // Инновационные технологии предшкольного образования: Материалы научно-практической конференции.– Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ – М., 2008. – С.15-22
11. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 7-12.
12. Федина Н.В. Место и статус дошкольного образования в системе непрерывного образования России // Перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2008. - № 3. – С. 26-36.
13. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2008. - № 8. – С. 13-15.
14. Федина Н.В. О концептуальных подходах к разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. – Том № 1. – С. 10-20.
15. Федина Н.В. О проекте федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. - № 1. – С.45-51.
16. Федина Н.В. Основные концепты проекта федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Региональное образование: современные тенденции. Информационный и научно-методический журнал. 2010. - № 1. – С.104-109
Дата: 2018-12-21, просмотров: 266.