В рамках финансового менеджмента организации, наряду с инвестиционными решениями, определяющими степень увеличения активов и дополнительную потребность организации в денежных средствах, большое значение отводится дивидендной политике. Без учета особенностей дивидендной политики финансовые менеджеры не могут принять решения по структуре источников финансирования и направлениям инвестиционной политики организации.
Дивиденд — это часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям. Дивиденды являются вознаграждением акционерам за капитал, вложенный ими в организацию. Они начисляются и выплачиваются только по тем акциям, которые находятся в обращении, и не начисляются по акциям, выкупленным организацией и находящимся на ее балансе.
Дивидендная политика — это политика организации в области использования прибыли, по которой определяется, в каком режиме организации следует выплачивать дивиденды акционерам: выплатить сразу в полном объеме или реинвестировать прибыль с целью получения с нее дохода с последующей выплатой дивидендов в большем размере.
Дивидендная политика — часть финансовой политики организации. В ее основе лежит концепция распределения чистой прибыли, определяющая соотношение между потребляемой и капитализируемой частями. При определении данного соотношения учитываются следующие факторы:
· нормативные документы, регулирующие порядок выплаты дивидендов;
· наличие свободных денежных средств;
· доступность привлечения средств из других источников и их стоимость;
· интересы акционеров.
Гарантией, обеспечивающей права акционеров в Российской Федерации, является формирование обязательных резервов. Не менее важно наличие свободных денежных средств, поскольку использование в случае их недостатка краткосрочных кредитов для выплаты дивидендов приводит к дополнительным расходам.
Дивидендная политика разрабатывается и реализуется в следующей последовательности:
1) анализ дивидендной политики в предшествующем периоде;
2) анализ исходных факторов формирования дивидендной политики;
3) учет всех факторов формирования дивидендной политики;
4) выбор типа дивидендной политики исходя из внутренних и внешних условий функционирования организации на данном этапе ее жизненного цикла;
5) взаимоувязка дивидендной политики с прочими приоритетами экономической стратегии;
6) утверждение дивидендной политики собственниками организации;
7) распределение прибыли в соответствии с выбранной дивидендной политикой;
8) определение общего уровня дивидендных выплат;
9) принятие решения о размере выплат на одну обыкновенную акцию;
10) анализ эффективности дивидендной политики;
11) совершенствование и последующие корректировки дивидендной политики организации.
Решение о расширении деятельности организации всегда связано с выбором источников финансирования. И в этом случае предпочтение может быть отдано использованию в качестве источника нераспределенной прибыли.
И, наконец, с одной стороны, нельзя забывать об интересах акционеров, поскольку дивиденды являются текущим доходом акционеров. Выплата дивидендов и тенденция к их росту приводят к увеличению курсовой стоимости акций организации и, следовательно, к росту благосостояния ее владельцев. Однако чем больше чистой прибыли приходится на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на дальнейшее развитие организации, что приводит к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки от реализации продукции и соответственно платежеспособности.
С другой стороны, если акционеры не получат ожидаемых дивидендов, то привлекательность акций станет снижаться, и, как следствие, снизится рыночная стоимость данной организации, сегодняшние собственники могут утратить контроль над акционерным капиталом.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 322.