Формы текущего контроля по теме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В том числе

Самостоятельная работа

Лекций Семинар Практич . Лаборатор . работа

1

 

Понятие, предмет, метод уголовного права. Задачи уголовного права. Принципы российского уголовного права.

 

КВ, РЗ*

 

 

 

 

11

 

 

2 Уголовный закон.   КВ, РЗ* 0,25   1   12

 

3 Преступление.   КВ, РЗ* 0,25   0,5   12

 

4 Состав преступления.   КВ, РЗ* 0,5   1   12

 

5 Объект преступления.   КВ, РЗ* 0,25   0,5   12

 

6 Объективная сторона преступления.   КВ, РЗ* 0,25   1   12

 

7 Субъективная сторона преступления.   КВ, РЗ* 0,25   1   12

 

8 Субъект преступления.   КВ, РЗ* 0,25   0,5   12

 

9 Соучастие в преступлении.   КВ, РЗ* 0,25   0,5   12

 

10 Множественность преступлений.   КВ, РЗ* 0,5   0,5   12

 

11 Обстоятельства, исключающие преступность деяния.   КВ, РЗ* 0,5   0,5   12

 

12 Понятие, виды, цели и система наказания.   КВ, РЗ* 0,5   0,5   12

 

13 Назначение наказания.   КВ, РЗ* 0,25   0,5   12

 

14

Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость.

 

КВ, РЗ*

КВ, РЗ*

0,5

 

0,5

 

12

 

 

 

15 Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.     0,25   0,5   12

 

16 Принудительные меры медицинского характера.   КВ, РЗ* 0,25   0,5   12

 

17 Конфискация имущества.   КВ, РЗ* 0,25   0,5   12

 

18 Основные вопросы общей части уголовного права зарубежных государств.   КВ, РЗ* 0,25       12

 

  ИТОГО 252 4 10 225

 

                     

*КВ – контрольные вопросы, РЗ – решение задач

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Уголовное право (Общая часть)

№ п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины

Коды формируемых компетенций

Планируемый результат обучения (знания, умения,

Владение компетенциями)

Семестры

Очная Заочная
1 Понятие, предмет, метод уголовного права. Задачи уголовного права. Принципы российского уголовного права. ОК-1 ПК-,9- ПК-17 Способен: сформулировать и объяснить понятие, задачи и систему уголовного права, место и значение уголовного права в системе права, его социальную ценность; правильно формулировать принципы уголовного права, разъяснить их содержание, значение и взаимодействие. 3 3  
2 Уголовный закон ОК-7 ПК-9 ПК15- 17 Способен: сформулировать и объяснить понятие уголовного закона, его основные черты и значение, его место среди источников права; определить момент вступления в силу конкретного закона и момент утраты законом силы; правильно применить нормы о действии уголовного закона во времени с учетом практики Конституционного Суда РФ; сформулировать и объяснить принципы действия уголовного закона в пространстве, правильно применить нормы о действии уголовного закона в пространстве; сформулировать и объяснить понятие и значение толкования уголовного закона и его видов; самостоятельно находить необходимую правовую информацию, отслеживать изменения законодательства и практики его применения по официальным и иным источникам, осознает объективную потребность в этом для юриста. Знает официальные и иные источники правовой информации. Способен грамотно ссылаться (в том числе и в устной речи) на уголовный закон, правильно называя этот закон, его статьи, их номера, части и пункты. 3 3  
3 Преступление. ПК-2 ПК-9- ПК-17 Способен: сформулировать и объяснить понятие преступления и его признаки; применить норму о малозначительном деянии (ч. 2 ст. 14 УК) и проверить правильность ее применения, юридически грамотно обосновать свою позицию по вопросу о ее применении; 3правильно определить категорию преступления и разъяснить последствия, с этим связанные. 3 3  
4 Состав преступления ПК-2 ПК-9- ПК-17 Способен: сформулировать и объяснить понятие, структуру и значение состава преступления; определить вид состава и объяснить значение вида состава; определить и объяснить правовые последствия выявления состава преступления и его отсутствия. 3 3  
5 Объект преступления ПК-2 ПК-9- ПК-17 Способен сформулировать и объяснить понятие и значение объекта преступления и его обязательного и факультативных признаков; установить объект конкретного преступления (родовой, видовой и непосредственный, основной и дополнительный), потерпевшего и предмет преступления; использовать знания об объекте преступления и его признаках при квалификации преступлений (проверке правильности квалификации). 3 3  
6 Объективная сторона преступления ПК-2 ПК-9- ПК-17 Способен: сформулировать и объяснить понятие и значение объективной стороны преступления и ее обязательного и факультативных признаков; сформулировать и объяснить признаки деяния (действия или бездействия) и использовать знания об этих признаках при квалификации преступлений (проверке правильности квалификации). Знает условия ответственности за бездействие и способен применить их при квалификации преступлений (проверке правильности квалификации). Способен: сформулировать и объяснить понятие и признаки причинной связи, использовать эти знания при квалификации преступлений (проверке правильности квалификации); способен определить и объяснить факультативные признаки объективной стороны преступления, раскрыть их значение, использовать знания о них при квалификации преступлений (проверке правильности квалификации). 3 3  
7 Субъективная сторона преступления ПК-2 ПК-9- ПК-17 Способен: сформулировать и объяснить понятие и значение субъективной стороны преступления и ее обязательного и факультативных признаков; определить, сформулировать и объяснить понятие, сущность и значение вины, ее форм и видов; использовать знания о вине при квалификации преступлений (проверке правильности квалификации); определить и объяснить факультативные признаки субъективной стороны преступления, их значение; использовать знания о мотиве и цели при квалификации преступлений (проверке правильности квалификации); определить и юридически грамотно обосновать, является ли деяние совершенным виновно, либо представляет собой субъективный случай (казус); различить фактическую и юридическую ошибку, сформулировать правила квалификации содеянного при фактической и юридической ошибке и применить эти правила при квалификации преступлений (проверке правильности квалификации), юридически грамотно мотивировать свою позицию по этому вопросу. 3 3  
8 Субъект преступления ПК-2 ПК-9- ПК-17 Способен: сформулировать и объяснить понятие и значение субъекта преступления, его признаков; использовать знания о субъекте преступления и его признаках (обязательных и факультативных) при квалификации преступлений (проверке правильности квалификации), юридически грамотно мотивировать свою позицию по этому вопросу; с учетом заключения эксперта сделать вывод о «возрастной невменяемости лица» (ч. 3 ст. 20 УК), грамотно его мотивировать, разъяснить правило, предусмотренное ч. 3 ст. 20 УК; с учетом заключения эксперта сделать вывод о вменяемости или невменяемости лица, грамотно его мотивировать, разъяснить критерии невменяемости и их значение; с учетом заключения эксперта сделать вывод об «ограниченной» вменяемости лица, грамотно его мотивировать, разъяснить критерии «ограниченной» вменяемости и ее последствия. Знает и может разъяснить особенности квалификации преступлений со специ3альным субъектом и способен применить эти знания на практике, юридически грамотно мотивируя свою позицию. 3 3  
9 Стадии совершения преступления ПК-2 ПК-9- ПК-17 Способен: сформулировать и объяснить понятия и значение стадий совершения преступления; отграничить приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление и юридически грамотно мотивировать свою позицию по этому вопросу. Знает понятие и признаки добровольного отказа и способен применить эти знания на практике. Способен: отличить добровольный отказ от деятельного раскаяния и объяснить различия в их значении; определить вид покушения, отграничить добровольный отказ от отказа повторить посягательство и квалифицировать содеянное с учетом вида покушения, грамотно мотивировать квалификацию содеянного с учетом вида покушения. 3 3  
10 Соучастие в преступлении ПК-2-ПК-9 Способен: сформулировать и объяснить понятие и признаки соучастия, применить эти знания на практике; сформулировать и объяснить понятие и признаки соучастников разных видов, установить вид соучастника в конкретной ситуации и правильно квалифицировать содеянное с учетом вида соучастника, юридически грамотно мотивировать свою позицию по этому вопросу; сформулировать и объяснить понятия и признаки всех форм соучастия, на этой основе установить форму соучастия в конкретном случае и правильно квалифицировать содеянное с учетом формы соучастия; сформулировать и объяснить основание уголовной ответственности соучастников и особенности их ответственности, применить эти знания на практике. 3 3  
11 Множественность преступлений ПК-2– ПК-17 Способен: сформулировать и объяснить понятие множественности преступлений и ее признаки, установить множественность преступлений в конкретной ситуации, отграничить множественность преступлений от единого преступления (в том числе сложного, продолжаемого и длящегося), юридически грамотно мотивировать свою позицию по этому вопросу; определить форму и вид множественности и квалифицировать содеянное с учетом формы множественности. Знает общие правила, позволяющие отграничить совокупность преступлений от конкуренции норм и способен применить их на практике, правильно мотивировать свою позицию по этому вопросу. Знает сложившиеся в судебной практике особенности квалификации «сопряженных преступлений» и преступлений, причинивших вред двум или более лицам, способен применить эти знания на практике при квалификации преступлений. 3 3  
12 Обстоятельства, исключающие преступность деяния ПК-2 ПК-9- ПК-17 Знает (способен перечислить и определить) обстоятельства, исключающие преступность деяния и их правовое значение. Знает (способен назвать и объяснить) условия правомерности при всех обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Знает проблемы и типичные ошибки, связанные с применением норм об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, на практике, способен совершать правильные действия по решению этих проблем, грамотно мотивируя свою позицию. Способен правильно квалифицировать содеянное при обстоятельствах, исключающих преступность деяния и при сходных обстоятельствах (при мнимой обороне, превышении пределов необходимой обороны, превышении мер, необходимых для задержания и др.), правильно мотивируя свою позицию. 4 4  
13   Понятие, виды, цели и система наказания ОК-1, ПК-3 ПК-9- ПК-17   Знает основные концепции наказания (абсолютные и утилитарные теории), способен изложить их основные положения. Способен: определить и объяснить понятие наказания, его сущность и содержание, его признаки; назвать и объяснить цели наказания. Способен: определить и объяснить, что представляет собой система наказаний; назвать все виды наказаний, предусмотренные УК; классифицировать наказания на основные и дополнительные, объяснить практическое значение такой классификации, использовать эти знания на практике; применительно к каждому виду наказания определить понятие этого наказания, выявить карательный элемент наказания (существо правоограничений), разъяснить особенности применения наказания; правильно определить в конкретной ситуации вид колонии, в которой должно и может быть назначено отбывание наказания; правильно применять нормы о замене наказаний при злостном уклонении от их отбывания (исполнения), правильно мотивировать свою позицию по этому вопросу. 4 4  
14 Назначение наказания ПК-3 ПК-5 ПК-9- ПК-17 Способен: сформулировать и объяснить общие начала назначения наказания, применить эти знания на практике; разъяснить значение отягчающих и смягчающих обстоятельств, а также перечней этих обстоятельств в законе. Способен сформулировать и разъяснить правила назначения наказания: при смягчающих обстоятельствах (ст. 62 УК); при вердикте присяжных о снисхождении; за неоконченное преступление; за преступление, совершенное в соучастии; при рецидиве преступлений; по совокупности преступлений и приговоров. Способен применить эти правила на практике и проверить правильность назначения наказания в конкретной ситуации, юридически грамотно и корректно обосновать свою позицию по этому вопросу. Способен разъяснить и применить (проверить правильность применения) правил назначения более мягкого наказания, нежели предусмотрено законом (ст. 64 УК), юридически грамотно и корректно обосновать свою позицию по этому вопросу; разъяснить и применить (проверить правильность применения) правил сложения наказаний, исчисления их сроков и зачета. 4 4  
15   Освобождение от уголовной ответственности и от наказания. Амнистия. Помилование. Судимость. ОК-9 ПК-3 ПК-5 ПК-17 Способен: определить и разъяснить понятие освобождения от уголовной ответственности, отграничив этот институт от освобождения от наказания; назвать и разъяснить основания (общие и специальные) и условия освобождения от уголовной ответственности; применить (проверить правильность применения) норм об освобождении от уголовной ответственности, юридически грамотно и корректно обосновать свою позицию; разъяснить правовые последствия освобождения от уголовной ответственности. Способен: определить и разъяснить понятие освобождения от наказания, отграничив этот институт от освобождения от уголовной ответственности; назвать и разъяснить основания и условия освобождения от наказания применительно к каждому из оснований; применить (проверить правильность применения) норм об освобождении от наказания, амнистии, помиловании и судимости, юридически грамотно и корректно обосновать свою позицию; разъяснить правовые последствия освобождения от наказания. Применительно к видам условного освобождения от наказания способен определить и разъяснить основания для отмены условного освобождения и последствия такой отмены. Способен применять (проверять правильность применения) норм об отмене условного освобождения от наказания и условно- досрочного освобождения, отсрочки исполнения приговора. 4 4  
16 Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. ОК-9 ПК-3 ПК-5 ПК-9- ПК-17 Способен: определить круг лиц, к которым применяются нормы об ответственности несовершеннолетних и разъяснить это; определить, какая норма применяется к лицу, не достигшему совершеннолетия на момент совершения преступления, а какая – на момент ее применения; сформулировать и разъяснить нормы об ответственности несовершеннолетних, особенности применения наказаний к несовершеннолетним и освобождения их от уголовной ответственности и наказания, основания и последствия применения принудительных мер воспитательного воздействия; применять эти нормы и проверять правильность их применения.  4 4  
17   Принудительные меры медицинского характера. Конфискация имущества. ПК-3 ПК-5 ПК-17 Способен: сформулировать и разъяснить нормы о применении принудительных мер медицинского характера, виды принудительных мер, цели и основания их применения и отмены, последствия их применения; применять эти нормы и проверять правильность их применения, юридически грамотно и корректно мотивируя свою позицию. Способен: сформулировать и разъяснить нормы о конфискации имущества, основаниях и порядке ее применения; применять эти нормы и проверять правильность их применения, юридически грамотно и корректно мотивируя свою позицию. 4 4  
18 Основные вопросы общей части уголовного права зарубежных государств. ОК-9, ПК-2 ПК-17 Способен: сформулировать и объяснить понятие, задачи и систему уголовного права зарубежных стран, место и значение уголовного права в системе права конкретного государства; формулировать принципы уголовного права зарубежных стран, разъяснить их содержание. Способен: раскрыть основные черты и особенности институтов общей части уголовных законодательств различных стран. 4 4  

 

 



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Уголовное право (Общая часть)

 

Тема 1. Понятие, предмет, метод уголовного права. Задачи уголовного права. Принципы российского уголовного права

Вопросы, выносимые на практические занятия:

1. Понятие уголовного права. 

2. Становление и развитие российского уголовного права.

3. Принципы уголовного права.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Предмет и метод уголовного права. Его специфические черты.

2. Наука уголовного права, ее содержание и задачи. Методы уголовно-правовой науки.

3. Задачи уголовного права.

4. Источники уголовного права.

5. Уголовная политика.

6. Уголовное право и смежные отрасли права (уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, криминология).

Основная литература:

 

1. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для прикладного бакалавриата / В.В. Сверчков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 630 с.

 

Дополнительная литература:

1. Александров А.И. Уголовная политика и уголовный процесс в Российской Федерации. СПб., 2003.

2. Аминов Д.И., Полищук Д.А. Несколько слов о роли мониторинга в современной уголовной политике // Российский следователь. 2013. N 12. С. 27 - 29.

3. Бородин С.В. Концепция уголовно-правовой политики через призму системного подхода // Российская юстиция. 2014. N 3. С. 51 - 54.

4. Зебницкая А.К. Уголовная политика современной России и международные стандарты // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 4. С. 29 - 32.

5. Полищук Д.А. К вопросу об основополагающих идеях современной уголовной политики // Российская юстиция. 2013. N 5. С. 45 - 49.

 

Тема 2. Уголовный закон

Вопросы, выносимые на практические занятия:

1. Понятие уголовного закона. Его основные черты и задачи.

2. Структура уголовного закона. Общая и Особенная части. Единство положений Общей и Особенной частей. Структура статей Особенной части.

3. Понятие диспозиции и санкции уголовно-правовой нормы. Виды диспозиций и санкций.

4. Действие уголовного закона в пространстве. Территория Российской Федерации.

5. Действие уголовного закона во времени. Вступление в силу и прекращение действия уголовного закона.

6. Время совершения преступления.

7. Обратная сила уголовного закона.

8. Толкование уголовного закона. Виды толкований.

Вопросы для самостоятельной работы:

Значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда России для правильного применения уголовного закона в судебной практике.

 

Основная литература:

1. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для прикладного бакалавриата / В.В. Сверчков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 630 с.

Дополнительная литература:

1.    Абашидзе А.Х. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров и др. / Под ред. Р.М. Валеева. М., 2011.

2.    Андрусенко С.П. Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Российской Федерации: научно-практическое пособие / С.П. Андрусенко, Н.А. Голованова, А.А. Гравина / Отв. ред. В.П. Кашепов. М., 2012.

5.    Есаков Г.А. Обычное международное право как источник уголовно-правовых запретов // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 10. С. 1271 - 1276.

6.    Кауфман М.А. Некоторые проблемные вопросы определения времени совершения преступления // Российская юстиция. 2012. N 11. С. 19 - 22.

7.    Кибальник А.Г., Шибков О.Н. Формы влияния международного права на российское уголовное право // Общество и право. 2011. N 4. С. 157 - 160.

8.    Кленова Т. В. Кодификация и текущее уголовно-правовое регулирование. Самара, 1995.

9.    Клюев А.А. Правовая природа дипломатического и иного иммунитета в уголовном праве // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. N 4. С. 3 - 5.

10.  Костенко Н.И. Проблемы имплементации в международном уголовном праве // Международное право и международные организации. 2014. N 1. С. 43 - 63.

12.  Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации: Монография. М.: Норма, Инфра-М, 2011.

13.  Петрова И.А. Некоторые особенности правового и уголовно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства // Миграционное право. 2012. N 1. С. 13 - 16.

14.  Пудовочкин Ю.Е. Обратная сила уголовного закона: частный случай и общая проблема // Уголовное право. 2012. N 5. С. 107 - 111.

15.  Решняк М.Г. Некоторые проблемы действия уголовного закона в пространстве // Российский следователь. 2013. N 1. С. 20 - 21.

16.  Решняк М.Г. О некоторых принципах действия уголовного закона во времени // Российская юстиция. 2014. N 8. С. 16 - 19.

17.  Решняк М.Г. Сравнительно-правовой анализ норм Уголовного кодекса Республики Беларусь, регламентирующих его действие во времени и в пространстве // Международное уголовное право и международная юстиция. 2014. N 3. С. 21 - 23.

18.  Феоктистов М.В. Некоторые проблемы правового регулирования действия уголовного закона во времени // Российский следователь. 2012. N 23. С. 11 - 14.

20.  Францифоров Ю.В., Несмачная Н.В. Институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Российская юстиция. 2013. N 11. С. 14 - 17.

Тема 3. Преступление

 

Вопросы, выносимые на практические занятия:

1. Понятие преступления и его признаки.

2. Категории преступлений.

3. Малозначительное деяние.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Материальное и формальное определение преступления.

2. Отличие преступления от иных правонарушений, аморальных поступков.

3. Классификация преступлений.

4. Исторически-изменчивый круг преступных деяний.

 

Основная литература:

1. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для прикладного бакалавриата / В.В. Сверчков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 630 с.

Дополнительная литература:

1. Винокуров В.Н. Малозначительность деяния в уголовном праве: признаки и формы // Журнал российского права. 2014. N 4. С. 74 - 83.

2. Гонтарь И. Я. Преступление и состав преступления как явления и понятия в уголовном праве. Владивосток, 1997.

3. Дядькин Д.С. Уголовно-правовые проблемы применения ч. 6 ст. 15 УК РФ // Уголовное право. 2015. N 2. С. 22 - 29.

4. Жариков Ю.С. Уголовно-правовое регулирование и механизм его реализации. М., 2009.

5. Звечаровский И. Отграничение преступного от непреступного в уголовном законе: материальные последствия и процессуальная форма // Уголовное право. 2013. N 3. С. 97 - 101.

6. Иванчин А.В. Теоретическая модель предписаний Уголовного кодекса РФ об основании уголовной ответственности и малозначительности // Lex russica. 2015. N 6. С. 16 - 29.

7. Кругликов Л.Л. Понятие, основания и виды дифференциации ответственности за преступления и иные правонарушения // Lex russica. 2014. N 3. С. 305 - 313.

8. Ляпунов Ю. И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права. М., 1989.

9. Михаль О.А., Власов Ю.А. Об уголовном проступке в российском уголовном праве // Современное право. 2014. N 3. С. 110 - 115.

10. Пионтковский А. А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961.

11. Уголовно-правовое воздействие: монография / Г.А. Есаков, Т.Г. Понятовская, А.И. Рарог и др.; под ред. А.И. Рарога. М., 2012.

12. Яни П.С. Противоправность как признак хищения // Законность. 2014. N 6. С. 22 - 26.

 

Тема 4. Состав преступления

Вопросы, выносимые на практические занятия:

1. Понятие состава преступления.

2. Признаки состава преступления.

3. Виды составов преступлений.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Соотношение состава преступления и преступления.

2. Значение состава преступления.

3. Состав преступления и квалификация преступлений.

 

Основная литература:

 

1. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для прикладного бакалавриата / В.В. Сверчков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 630 с.

 

Дополнительная литература:

1. Атальянц М. Значение факультативных признаков состава преступления // Российский следователь. 2009. N 18. С. 7 - 9.

2. Безверхов А.Г., Решетникова Д.В. О классификации конструкций составов преступлений по моменту их юридического окончания // Общество и право. 2010. N 5. С. 79 - 83.

3. Винокуров В.Н. Объект преступления как элемент его состава // Журнал российского права. 2010. N 2. С. 53 - 61.

4. Гонтарь И. Я. Преступление и состав преступления как явления и понятия в уголовном праве. Владивосток, 1997.

5. Карпушин М. Л., Курляндский В. И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1974.

6.  Кленова Т.В. О разграничении смежных и конкурирующих составов преступлений (на примере мошенничества) // Уголовное судопроизводство. 2014. N 1. С. 25 - 30.

7. Козаченко И. Я., Костарева Т. А., Кругликов Л. Л. Преступления с квалифицированными составами и их уголовно-правовая оценка. Екатеринбург, 1994.

8. Маркунцов С.А. О соотношении понятий "состав преступления" и "уголовно-правовой запрет" // Российская юстиция. 2012. N 7. С. 19 - 22.

9. Маслова Е.В. Факультативные признаки субъективной стороны состава преступления в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российский судья. 2015. N 1. С. 38 - 41.

10. Тарасова Ю.В. Специальный субъект преступления как элемент основных составов преступлений // Российский следователь. 2007. N 5.

11. Шевелева С.В. Свобода воли и субъективные признаки состава преступления // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 3. С. 423 - 433.

12. Ширяев А.Ю. Понятие "состав преступления": сравнительно-исторический очерк // Российский юридический журнал. 2011. N 5. С. 104 - 110.

13. Ширяев А.Ю. Предметное содержание вины в преступлениях с формальным составом // Законность. 2011. N 8. С. 51 - 55.

 

Тема 5. Объект преступления

 

Вопросы, выносимые на практические занятия:

1. Понятие объекта преступления.

2. Виды объектов преступлений по вертикали и по горизонтали.

3. Предмет преступления.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Общественное отношение как объект преступления.

2. Значение объекта преступления для определения характера и степени общественной опасности.

3. Теории объекта преступления.

4. Отличие предмета преступления от орудия и средства совершения преступления.

 

Основная литература:

 

1. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для прикладного бакалавриата / В.В. Сверчков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 630 с.

 

Дополнительная литература:

1. Башков А.В. Сложные вопросы квалификации преступлений против собственности с учетом особенностей предмета // Российский юридический журнал. 2011. N 2. С. 150 - 161.

2. Винокуров В.Н. Аксиологический и функциональный подходы к определению объекта преступления // Современное право. 2014. N 8. С. 100 - 106.

3. Винокуров В.Н. Квалификация преступлений при ошибке в наличии потерпевшего и предмета преступления // Российская юстиция. 2009. N 8. С. 44 - 45.

4. Винокуров В.Н. Классификация отношений как объектов преступлений и применение уголовного закона // Российский юридический журнал. 2014. N 1. С. 78 - 84.

5. Глистин В.К. Проблема уголовно-правовой охраны общественных отношений (объект и квалификация преступлений). Л., 1979.

6. Дрожжина Е.А. Объект преступления и его влияние на квалификацию преступлений // Уголовное право. 2015. N 3. С. 30 - 34.

7. Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. М., 1980.

8. Кругликов Л.Л. К вопросу о классификации объектов преступления. Уголовная ответственность: основания и порядок реализации. Самара, 1990.

9. Мальцев В. Понятие общего объекта преступления // Уголовное право. 2012. N 4. С. 25 - 30.

10. Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., 1960.

11. Панько К.К. Правила и приемы российского уголовного законотворчества // Lex russica. 2014. N 3. С. 294 - 304.

12. Петин И.А. Цель как структурный элемент выявления предмета и объекта преступления // Российский следователь. 2011. N 5. С. 10 - 13.

13. Таций В.Я. Объект и предмет преступления по советскому уголовному праву. Харьков, 1982.

14. Яни П.С. Легализация преступно приобретенного имущества: предмет преступления // Законность. 2012. N 9. С. 28 - 33.

15. Яни П.С. Легализация преступно приобретенного имущества: предмет преступления // Законность. 2012. N 10. С. 20 - 24.

 

Тема 6. Объективная сторона преступления

Вопросы, выносимые на практические занятия:

1. Понятие и уголовно-правовое значение объективной стороны преступления.

2. Общественно-опасные деяния. Понятие и виды.

3. Общественно-опасные последствия. Понятие и виды.

4. Причинно-следственная связь. Признаки причинно-следственной связи в уголовном праве.

5. Факультативные признаки объективной стороны преступления.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Непреодолимая сила, физическое или психическое принуждение.

2. Теории причинности.

Основная литература:

 

1. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для прикладного бакалавриата / В.В. Сверчков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 630 с.

 

Дополнительная литература:

1. Абызов Р.М., Землюков С.В. К вопросу о понятии вербального преступления // Российский следователь. 2014. N 24. С. 34 - 37.

2. Акоев К.Л., Кауфман М.А. и др. Объективная сторона преступления (факультативные признаки). М., 1995.

3. Борков В.Н. Незаконное обогащение: преступление без деяния? // Известия вузов. Правоведение. 2011. N 6. С. 161 - 169.

4. Бушуев Г.В. Способ совершения преступления и его влияние на общественную опасность содеянного. Омск, 1988.

5. Землюков С.В. Уголовно-правовые проблемы преступного вреда. Новосибирск, 1991.

6. Кауфман М.А. Некоторые проблемные вопросы определения времени совершения преступления // Российская юстиция. 2012. N 11. С. 19 - 22.

7.  Ключевые слова: специальные виды хищения, специальные виды вымогательства, объективная сторона преступления, способ хищения, форма хищения, законодательная дефиниция.

8. Ковалев М.И. Проблемы учения об объективной стороне состава преступления. Красноярск, 1991.

9. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960.

10. Кузнецова Н.Ф. Значение преступных последствий. М., 1958.

11. Мальцев В.В. Категория "общественно опасное поведение" в уголовном праве. Волгоград, 1995.

12. Мальцев В.В. Проблема уголовно-правовой оценки общественно опасных последствий. Саратов, 1989.

13. Михлин А.С. Последствия преступления. М., 1969.

14. Панов Н. И. Уголовно-правовое значение способа совершения преступления. М., 1991.

15. Рогова Н.Н. Особенности квалификации преступлений при конкуренции уголовно-правовых норм // Российский следователь. 2011. N 23. С. 22 - 25.

16. Статья: Законодательное описание объективной стороны специальных видов хищения и вымогательства: проблема его совершенствования
(Дербок З.Г.)
("Российский следователь", 2014, N 13)

17. Тарбагаев А. Место совершения преступления // Уголовное право. 2009. N 3.

18. Тер-Акопов А.А. Бездействие как форма преступного поведения. М., 1980.

19. Тимейко Г.В. Общее учение об объективной стороне преступления. Ростов-на-Дону, 1977.

20. Церетели Т.В. Причинная связь в уголовном праве. М., 1963.

21. Шевелева С.В. Свобода воли и объективные признаки состава преступления // Lex russica. 2014. N 7. С. 853 - 861.

 

Тема 7. Субъективная сторона преступления

 



Вопросы, выносимые на практические занятия:

1. Понятие и значение субъективной стороны.

2. Понятие вины. Формы вины.

3. Понятие и виды умысла.

4. Неосторожность и ее виды.

5. Мотив, цель, эмоции.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Интеллектуальный и волевой момент умысла.

2. Волевой и интеллектуальный моменты неосторожности.

3. Смешанная форма вины.

4. Невиновное причинение вреда (случай (казус)).

 

Основная литература:

 

1. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для прикладного бакалавриата / В.В. Сверчков. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 630 с.

 

Дополнительная литература:

1. Барышева В. Уголовно-правовое значение "аномального аффекта" // Законность. N 12. 2003.

2. Гарбатович Д.А. Реализация принципа вины в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российский судья. 2014. N 4. С. 20 - 22.

3. Гонтарь И.Я., Коваленко Т.С. Содержание преступлений с двумя формами вины // Адвокат. 2012. N 10. С. 9 - 25.

4. Зелинский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. Харьков, 1986.

5. Иванов Н.Г. Мотив преступного деяния. М., 1997.

6. Кашепов В.П. О значении мотива преступления при его квалификации // Комментарий судебной практики / под ред. К.Б. Ярошенко. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. Вып. 18. С. 111 - 128.

7. Квашис В.Е. Преступная неосторожность: социально-правовые и криминологические проблемы. Владивосток, 1986.

8. Козаченко И.Я., Сухарев Е.А., Горбуза А.Д. Понятие вины в уголовном праве (исторический и психолого-правовой анализ). Екатеринбург, 1993.

9. Козельская Н.Л. Институт вины в отечественном уголовном законодательстве: исторический аспект // История государства и права. 2014. N 1. С. 53 - 58.

10. Нерсесян В.Л. Неосторожные преступления (уголовная ответственность и наказуемость). М., 1990.

11. Пинаев А.А. Особенности составов преступлений с двойной и смешанной формой вины. Харьков, 1984.

12. Рарог А.И. Проблемы субъективной стороны преступления. М., 1991.

13. Сидоров Б.С. Аффект. Его уголовно-правовое и криминологическое значение (социально-психологическое и правовое исследование). Казань, 1978.

14. Трухин А.М. Вина как субъективное основание уголовной ответственности. Красноярск, 1992.

15. Шевелева С.В. Свобода воли и субъективные признаки состава преступления // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 3. С. 423 - 433.

16. Якушин В.А. Ошибка и ее уголовно-правовое значение. Казань, 1988.

17. Ярошенко О.Н. Убийство, совершенное в состоянии аффекта, особенности квалификации // Российский следователь. 2011. N 5. С. 18 - 20.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 338.