Конституционно-правовой статус субъектов РФ характеризуется рядом основных признаков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовой статус республики устанавливается Конституцией РФ и конституцией республики. Статус субъектов Федерации остальных видов определяется также Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта Федерации. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, субъект РФ не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус.

Так как компетенция всех видов субъектов РФ в основном совпадает, то и их основополагающие правовые акты: конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - имеют одинаковую юридическую силу.

Провозглашается равноправие субъектов РФ между собой и равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ). Этим обеспечивается юридическое равенство, несмотря на разницу в численности населения, территории, экономическом развитии субъектов Федерации и т.д.

3. Вместе с тем положение некоторых видов субъектов Федерации имеет свои особенности. Прежде всего можно выделить те конституционные признаки республик, которые отличают их от других субъектов РФ:

а) Конституция РФ называет республики (хоть и в скобках) государствами (ст. 5). Однако термин "государство" не дает оснований для их отождествления с Российской Федерацией в целом в силу отсутствия у республик признаваемого федеральной Конституцией государственного суверенитета. Республики могут иметь свои государственные символы: герб, флаг, гимн, выражающие самобытность и традиции их народов;

б) устанавливается, что республики имеют собственные конституции, которые принимаются ими самостоятельно. Конституция 1993 г. предусматривает полномочие Конституционного Суда РФ разрешать дела о соответствии конституций республик Конституции РФ;

в) республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые используются в государственных органах, учреждениях и органах местного самоуправления наряду с русским языком, который является государственным языком Российской Федерации. В ряде республик установлено по два и более государственных языка (в Кабардино-Балкарской Республике - два языка, а в Республике Дагестан - 12 языков);

г) действующий Закон о гражданстве в отличие от прежнего Закона РФ от 28 ноября 1991 года "О гражданстве Российской Федерации" не признает гражданство республик в составе России. Конституция также не предусматривает наличия республиканского гражданства. Однако гражданство республик пока фактически сохраняется, но не влечет за собой никаких правовых последствий. В силу принципа единого гражданства республиканское гражданство как бы поглощается гражданством Российской Федерации. Каждый гражданин республики является одновременно и гражданином РФ.

Конституция РФ устанавливает некоторые особенности правового статуса автономных округов и автономной области. Предусматривается возможность дополнительного определения правового статуса автономной области, автономного округа путем принятия по представлению законодательных и исполнительных органов округа (области) федерального закона об автономной области, автономном округе. Правда, пока такой акт не принят.

Будучи субъектом Федерации, автономный округ тем не менее может входить в состав другого субъекта Федерации - края, области. Так, например, в состав Тюменской области входят сразу два - Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Только Чукотский автономный округ непосредственно входит в состав Российской Федерации. Этот округ вышел в 1992 г. из состава Магаданской области в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 г. "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации".

Вхождение автономного округа в состав края, области не нарушает принцип равноправия субъектов РФ. Вхождение одного субъекта РФ в состав другого есть конституционно-правовое состояние, которое означает включение территории и населения одного субъекта Федерации в состав территории и населения другого, допускает распространение на него полномочий органов государственной власти края, области. В связи с этим их взаимоотношения отличаются от отношений с другими субъектами РФ. Обе стороны обязаны строить свои отношения с учетом интересов друг друга.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области. Такие договоры, например, могут устанавливать делегирование некоторых полномочий органов государственной власти автономных округов органам государственной власти края, области.

Москва, являясь одним из субъектов РФ, одновременно наделена Конституцией РФ статусом столицы Российской Федерации. Статус столицы устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует Закон РФ "О статусе столицы Российской Федерации", принятый в 1993 г. до вступления в силу Конституции РФ.

Этот Закон определяет некоторые особенности в положении Москвы, в частности компенсацию из федерального бюджета расходов в связи с осуществлением городом столичных функций, обязанность предоставления земельных участков, зданий, жилищного фонда, жилищно-коммунальных и транспортных услуг федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов РФ, дипломатическим представительствам иностранных государств в России, установление городскими актами особенностей проведения массовых акций, въезда в Москву, движения транспорта, санитарно-эпидемиологических мер и др.

Конституция РФ (ст. 72) определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в виде перечня, насчитывающего 14 пунктов. Предметы совместного ведения по их содержанию можно разделить на три группы.

Сфера государственного строительства включает обеспечение соответствия актов субъектов РФ федеральным, защиту прав и свобод человека и гражданина, кадры судебных и правоохранительных органов, административное, семейное, жилищное, трудовое и другое законодательство.

К экономической сфере отнесено владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения и сборов и др.

В социально-культурной сфере находятся здравоохранение, социальная защита, общие вопросы образования, науки, культуры и др.

По этим вопросам могут приниматься федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой области федеральное право имеет приоритет: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Если принимается федеральный закон, то закон субъекта Федерации должен быть приведен в соответствие с ним.

Конституция РФ напрямую не устанавливает вопросы исключительного ведения субъектов РФ, как это она делает применительно к исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Такое конституционное закрепление компетенции называют остаточным, т.е. к ней относится то, что не перечислено ни в одном из имеющихся перечней предметов ведения и полномочий. Компетенция субъектов РФ по остаточному принципу вытекает прежде всего из норм ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ. Так, к вопросам исключительного ведения субъектов Федерации вполне могут быть отнесены присуждение государственных наград субъектов Федерации, управление государственной собственностью субъектов Федерации и др.

Вне пределов исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции субъекты Федерации, согласно ст. 73 Конституции РФ, обладают "всей полнотой государственной власти". Таким образом, Конституция РФ и федеральные законы, определяя полномочия Российской Федерации в области исключительной совместной компетенции, решают тем самым и вопрос о пределах полномочий субъектов РФ. Однако с учетом обширности исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции положение о полновластии выглядит довольно декларативно.

Вся полнота государственной власти субъектов РФ в указанных пределах не означает, что такую власть они осуществляют в качестве суверенных государств. Соответствующие полномочия и предметы ведения, в сфере которых они реализуются, проистекают не из волеизъявления субъектов Федерации, а из Конституции РФ как высшего акта всего многонационального российского народа.

Из этого, например, следует, что субъект РФ не вправе объявить своей собственностью природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. При этом Конституция РФ (ст. 76) установила правило: в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах собственной компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Конституция РФ (ст. 78) предусматривает возможность передачи осуществления части полномочий от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации, и наоборот. Такая передача не должна противоречить Конституции и федеральным законам. Иначе соглашения фактически разрушали бы верховенство конституционного регулирования и превратили конституционно-правовую Федерацию в договорную.

Основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий устанавливаются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. от 20 мая 2002 г.).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 237.