В зависимости от специфики одни обязанности обращены к каждому, другие - только к гражданину России.
Определяя установки для надлежащего социального и личного отношения гражданина к интересам государства и общества, основные обязанности носят характер правовых категорий.
Основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства и других граждан.
Важнейшей обязанностью гражданина и любого лица, проживающего в России, является соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15).
Обязанность соблюдать Конституцию и законы не ограничивается негативным аспектом-требованием не нарушать их предписаний.
Конституционно закреплена обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Данная обязанность каждого человека и гражданина в прежних конституциях не закреплялась.
Конституция РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В статье 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
Признание Российского государства правовым означает подчинение любых действий государственных органов праву, прежде всего Конституции РФ. Основными признаками [принципами] правового государства являются: принцип верховенства закона, принцип соблюдения и охраны прав и свобод человека, принцип разделения властей, принцип взаимной ответственности государства и личности.
Принцип верховенства закона означает, что все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в правовом государстве также должны быть правовыми, а именно.
а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;
б) приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом;
в) приниматься в соответствии с законно установленной процедурой;
г) должна соблюдаться и иерархия законов: они не должны противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные подзаконные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.
Согласно принципу соблюдения и охраны прав и свобод человека государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике.
Принцип разделения властей предполагает раздельное функционирование трех независимых властей - законодательной, исполнительной и судебной, а также их взаимный контроль.
Принцип взаимной ответственности государства и гражданина означает, что за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, невзирая при этом на личность правонарушителя.
Все эти принципы нашли свое закрепление в гл. 1 Конституции РФ, а также в других ее главах.
Россия - федеративное государство. Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство. В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты РФ. Их общая территория составляет территорию Российской Федерации, которая также включает в себя внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На эту территорию и распространяется суверенитет Российской Федерации, который осуществляется в соответствии с нормами Конституции, федеральных законов и международного права. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.
Согласно Конституции на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Конституция РФ предусматривает, что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности. В соответствии с принципом целостности сецессия (отделение или выход каких-либо частей территории государства) не допускается. Более того, такой процесс должен вызвать применение необходимых мер в целях обеспечения целостности России, как это, например, произошло в Чеченской Республике в соответствии с указом Президента РФ. Односторонний (самовольный) выход субъектов РФ не только посягал бы на государственную целостность России, но и угрожал бы интересам других субъектов РФ. Отсутствие права на сецессию у субъектов РФ отличает ее от конфедерации и иных межгосударственных объединений (например, СНГ).
Однако ст. 5 Конституции РФ в качестве одной из основ федеративного устройства провозглашает равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение признается и международным правом, но вовсе не предполагает отделения от России: речь идет прежде всего о свободном социальном и культурном развитии в рамках Российской Федерации.
Российская Федерация - федеративное государство, образованное в соответствии с волей ее многонационального народа. Федерация в России возникла в 1918 году. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозгласила Советскую Российскую Республику как федерацию советских национальных республик. Исторически образование Российской Федерации основано не на заключенном самостоятельными государствами договоре об их объединении в федерацию, а на конституционно-правовом акте. В связи с этим Россия является конституционно-правовой, а не договорной федерацией. Конституция устанавливает собственный приоритет в отношении Федеративного договора 1992 г., поскольку она имеет учредительный характер и определяет основы конституционного строя, форму государственного устройства России, взаимоотношения Федерации с ее субъектами. Положения Федеративного договора действуют, если они не противоречат Конституции РФ.
Федеративное устройство России основано на единстве системы государственной власти. Сама государственная власть обладает рядом свойств: суверенностью, верховенством и самостоятельностью и является основным средством осуществления функций государства через систему органов, наделенных властными полномочиями.
В России разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Конституция выделяет предметы исключительного ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов указанных предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Одним из элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие единой федеральной системы права. Эта система включает в себя нормативные правовые акты Федерации, ее субъектов, а также местного самоуправления. Единство правовой системы Российской Федерации обеспечивается тем, что Конституция РФ имеет верховенство на всей территории Российской Федерации, она предопределяет содержание законодательства не только федерального, но и субъектов РФ. Принятые в соответствии с Конституцией федеральные акты обязательны для субъектов РФ, и для этого не требуется их согласия или подтверждения (ратификации). Таким образом, субъекты РФ не обладают правом нуллификации (отклонения, признания ничтожным) федерального правового акта, изданного в соответствии с Конституцией РФ.
В рамках единой правовой системы России сосуществуют и взаимодействуют несколько правовых систем: федеральная и правовые системы субъектов РФ. Наличие одновременно нескольких правовых систем вызвано тем, что наше государство имеет федеративную природу.
Российская Федерация также характеризуется единым федеральным гражданством для всех граждан РФ. Российская Федерация определяет их правовой статус, а также статус иностранцев, лиц без гражданства. Каждому гражданину России на территории любого субъекта РФ предоставляются те же права, какими обладают проживающие там граждане.
Важной характеристикой конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие государственной собственности Российской Федерации. Государство определяет правовой режим форм собственности, условия и порядок их возникновения, объекты. Государственная собственность разграничивается на федеральную и собственность субъектов РФ. Россия характеризуется также единым экономическим пространством и единой финансовой системой. Последняя обеспечивается единой денежной единицей (российским рублем) и сочетает федеральные и региональные налоги. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц не допускается.
В состав Российской Федерации входит 83 субъекта. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Со временем состав субъектов РФ может измениться. Порядок изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства (его части) или образования на территории субъектов РФ нового субъекта РФ устанавливается Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Например, в соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом уже в начале 2003 г. было направлено предложение Президенту РФ об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта: объединиться решили Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. Окончательное решение по этому вопросу должно быть принято на референдуме этих двух субъектов Федерации.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации проявляется также в реализуемых государственными органами предметах ведения Российской Федерации, которые предусмотрены в ст. 71 Конституции РФ. Перечень предметов исключительного ведения Российской Федерации можно разделить на несколько сфер.
В сфере прав и свобод человека и гражданина Российская Федерация регулирует права и свободы человека и гражданина, решает вопросы гражданства, защищает права национальных меньшинств. Помимо Федерации эти вопросы могут регулировать субъекты РФ, но только в тех случаях, когда такое регулирование направлено на расширение этих прав и свобод, укрепление гарантий их реализации.
В сфере государственного строительства к ведению Российской Федерации отнесено федеративное устройство и территория, установление и регулирование федеральных государственных органов, а также общих принципов организации государственных органов субъектов Федерации, государственная граница, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, федеральная государственная служба.
К ведению Российской Федерации отнесено принятие и изменение федеральной Конституции, контроль над ее соблюдением, а также присуждение федеральных государственных наград и почетных званий.
В экономической и социально-культурной сфере в исключительном ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею, денежная эмиссия (выпуск в обращение денежных единиц), федеральные банки. Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка, основы ценовой политики, принимает федеральный бюджет, финансовое и валютное законодательство, устанавливает федеральные налоги и сборы, таможенное регулирование и т.д.
Часть производственных систем и отраслей экономики, которые имеют общегосударственное (стратегическое) значение, находится в ведении Российской Федерации: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, информация и связь, космическая деятельность и др.
В социально-культурной сфере к ведению Федерации отнесено немного вопросов: установление основ федеральной политики и федеральные программы развития в этой области.
В сфере обороны, безопасности и внешней политики только Федерация вправе иметь свои вооруженные силы, заниматься вопросами оборонного производства, определять порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, производить ядовитые вещества, наркотические средства, устанавливать порядок их использования.
Особая область федеральной юрисдикции - различные виды безопасности государства (конституционная, экономическая, экологическая и др.), внешняя разведка.
К числу иных предметов исключительного федерального ведения относятся установление различных стандартов и эталонов, исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, статистический и бухгалтерский учет.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории России. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Если все же такое противоречие возникнет, то в этом случае будет действовать федеральный закон.
Среди 83 субъектов РФ Конституция РФ выделяет: республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономную область. Таким образом, субъектами Федерации провозглашены: 1) национальные государства (республики), 2) территориальные образования (края, области, города федерального значения) и 3) национально-территориальные (автономные) образования (автономная область и автономные округа). Следовательно, Российская Федерация включает в свой состав субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному признаку.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 286.