Судопроизводство должно осуществляться на основе равноправия и состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных законом, - с участием присяжных заседателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными функциями судебной власти в Российском государстве являются:

1) осуществление правосудия;

2) судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения;

3) толкование правовых норм;

Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

Перечисленные функции судебной власти имеют "внешний" характер. Наряду с ними могут быть выделены и внутренние функции, обращенные главным образом к системе судебных органов. В их числе - судебный надзор за решением судов, судебное управление, рассмотрение дисциплинарных проступков и др.

Республиканская форма правления является обязательной и для субъектов Федерации.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 11 декабря 2002 г.).

Образование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, а также их полномочия регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный орган, высший исполнительный орган, судебные органы государственной власти и иные органы государственной власти субъекта Федерации, образуемые в соответствии с его конституцией (уставом). Конституцией (уставом) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Как следует из самого названия, этот орган выполняет функции парламента субъекта РФ. Эти функции включают в себя представительство населения, принятие законов, утверждение бюджета, формирование некоторых государственных органов субъекта Федерации, осуществление контроля над деятельностью исполнительных органов, иное участие в руководстве делами субъекта РФ.

Наименование законодательного органа субъекта Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций. Перечень названий достаточно большой: Дума, Государственная Дума, Законодательное Собрание, Государственный Совет, Государственное Собрание, Собрание депутатов, Совет народных депутатов и др.

Как правило, в субъектах РФ устанавливается однопалатная структура законодательных органов. Конституцией (уставом) некоторых субъектов Федерации предусмотрен двухпалатный парламент (например, в Якутии - Палата Республики и Палата Представителей, в Свердловской области - областная Дума и Палата Представителей).

Число депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается его конституцией (уставом), Например, в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе численность депутатов - 11, в Москве - 35, а в Башкирии - 190.

Выборы в парламенты субъектов Федерации проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Не менее 50% депутатов (в двухпалатном органе - не менее 50% депутатов одной из палат) должны избираться по пропорциональной избирательной системе.

Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации ставятся условия деятельности депутата. Депутат может осуществлять свои функции на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности. Так, в Московской городской Думе все депутаты работают на профессиональной основе, а в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре допускается возможность совмещать депутатами парламентскую деятельность с выполнением других трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы.

Срок полномочий депутатов законодательного органа субъекта Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации, но не может превышать пяти лет. Например, срок полномочий Законодательного Собрания Ростовской области составляет пять лет, Алтайского краевого Совета народных депутатов - четыре года.

К основным полномочиям законодательного органа субъекта РФ относятся:

1) принятие конституции (устава) и поправок к ним;

2) законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;

Контроль соблюдения и исполнения законов субъекта Федерации, в том числе бюджета, распоряжения собственностью субъекта Федерации. Контрольные полномочия парламента субъекта Федерации включают право выражать недоверие отдельным руководителям органов исполнительной власти. Принятие такого решения влечет немедленное освобождение от должности указанных должностных лиц.

Законами, принимаемыми парламентом субъекта Федерации, в частности, регулируются:

1) утверждение бюджета;

2) основы организации и деятельности законодательного органа субъекта Федерации;

3) порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Федерации, порядок деятельности органов местного самоуправления;

4) утверждение программы социально-экономического развития субъекта Федерации;

5) налоги и сборы;

6) порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Федерации;

7) порядок назначения и проведения референдума;

8) порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта Федерации, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации;

9) административно-территориальное устройство и порядок его изменения;

Дата: 2018-12-21, просмотров: 243.