Особенности формирования детского музыкального творчества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие творческих музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста происходит успешно, если еще в младшем возрасте закладывались основы этой деятельности.

Чтобы помочь детям передать свои чувства в связи с музыкальными образами, необходимо развивать специальные способности и в первую очередь музыкально-сенсорные. Они лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального слуха, чувства ритма.

Музыкально-творческие способности формируются на особых заданиях, целью которых является создание ребенком простейших интонаций, различных музыкальных звучаний, придумывание характерных ритмов, движений при инсценировке песен.

Первоначальный этап формирования предпосылок к музыкально-творческим проявлениям строится на развитии музыкально-сенсорных способностей. Детям предлагают игру, в которой они комбинируют музыкальные звуки, различные по высоте, длительности, динамике. Это этап предварительный, имеющий целью ориентировать детей в различных свойствах музыкального звука.

Здесь могут быть использованы следующие упражнения:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;

3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

 

5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

2) импровизация музыкальных вопросов и ответов;

3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст;

4) сочинение попевок в определенном жанре.

Детям 2—3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию.

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4—5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к звукам, транспонирования мотивов.

Дети 5—6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

В 6—7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.

Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить,— задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей, например: «Пусть волк споет нам свою песню на звук -у-. Он голодный и злой: никак не может найти добычу. (Ребенок импровизирует.) А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку». Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица - хитрая. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа.

Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий, как показали специальные исследования и опыт работы детских садов, наилучшим образом способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

На втором этапе задания усложняются: происходит развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон», р.н.п; «Всем, Надюша, расскажи», бел.н.п., обр. А. Полонского; «Сапожник», чеш.н.п., обр. Ан. Александрова и т.д.) Происходит передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой; «К нам гости пришли», музыка Ан. Александрова; «У медведя во бору», р.н.м. и т.д.) Предлагают найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца («На мосточке», музыка А. Филиппенко; «Жили у бабуси», р.н.п.; «Кто построил дом?», музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Музыкальный руководитель дает детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

При этом эффективны парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой.

В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда).

В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию.

В старшем возрастезадания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого);

контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно);

контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).

Такие парные задания заостряют внимание детей на необходимости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.

Задания с различными видами контрастных сопоставлений применяются, как мы помним, и при слушании музыки. Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно - шумовой оркестр. Педагог обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться).

 

 

В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) дети способны запоминать и затем повторять свои импровизации, т. е. сочинять несложные мелодии. Как правило, ребенок стремится в своем сочинении передать какой-либо конкретный программный образ или черты определенного жанра (песня, танец, марш). Нужно побуждать детей сочинять мелодии и без определенной программы, названий. Помогать сделать им музыкальные импровизации, даже самые элементарные, выразительными, окрашенными настроением.

Характер руководства педагога инструментальным творчеством зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.

Степень участия педагога в творчестве детей меняется и в зависимости от возраста воспитанников. Прямое участие необходимо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировочными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, возможных вариантов импровизаций; создание игровой ситуации, побуждающей к творчеству, и т. д.).

В дальнейшем педагог только поощряет детей к занятиям, создает условия для них, поддерживает желание музицировать, отмечает удачно найденные мелодические интонации, просит сыграть их еще раз, спеть, чтобы закрепить, удержать в памяти. Помогая ребенку запомнить наиболее удачную мелодию, сочиненную им, взрослый пропевает ее сам, затем вместе с ребенком просит сочинить слова («чтобы получилась песенка»).

Один из приемов, стимулирующих и обогащающих творческие проявления детей, - аранжировка наиболее удачных сочинений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиано с сопровождением.

Интересно также инструментовать мелодии для детского оркестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумать различные варианты оркестровки.

Развитие эмоциональной сферы, как основы формирования творчества детей   

Изучение природы детского творчества показало, что развитие творческой активности идет в тесной взаимосвязи с развитием эмоциональной сферы (Л. С. Выготский, Сл. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов). В их исследованиях выявлено, что без эмоциональности собственно креативности не наблюдается. Музыкальное искусство, являясь мощным средством эмоционального воздействия на сферу индивидуального сознания, создает предпосылки для активной деятельности и возможности «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве (рисунке, напеве, движении).

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих прогрессивных изменений не всегда уделяется достаточное внимание развитию эмоциональной сферы, как одному из путей формирования творческой индивидуальности детей.

Раскрытие творческой индивидуальности ребенка в процессе музыкальной деятельностивключает в себя следующее:

· Создание положительного фона, эмоционального комфорта.

· Повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.

· Формирование способности к импровизации, осознания своей собственной уникальности.

· Формирование позитивного отношения к своему «Я».

· Овладение ребенком «языком» эмоций, как способом выражения собственного состояния.

· Расширение круга переживаний, связанных с сопереживанием в музыке эмоционально-образного содержания.

· Развитие эмпатии.

 

 

Современный ракурс проблем, связанный с развитием творческого потенциала детей, требует изменения подхода к организации совместной деятельности с детьми, уход от простого воспроизведения исполнения музыкального репертуара к творческой самореализации ребенка. Успешность развития творческих способностей детей может обеспечиваться только при таких педагогических условиях, как:

· Гуманизация отношений между педагогом и детьми;

· Обеспечение ситуации успеха на занятии;

· Создание условий для психологического раскрепощения, эмоциональной увлеченности детей;

· Использование коррекционных методов психологии и педагогики в синтезе с музыкальной деятельностью;

· Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

· Создание предметно-пространственной среды, оказывающей стимулирующее воздействие на развитие музыкального творчества детей.

Выполнение этих условий позволяет осуществить личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, выражающийся, с одной стороны, в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, с другой – дающий детям возможность выразить свое «хочу», «могу», проявить активность, творчество, выразить эмоциональное устремление.

Музыкально-творческие игры

Цель данных игр - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника.

Это достигается путем решения следующих задач:

· развитие творческого воображения (образных высказываний о

музыке, проявлений творческой активности).

· побуждение детей к выражению своих музыкальных впечатлений в исполнительской и творческой деятельности.

· развитие природной музыкальности детей, способности к спонтанному творческому поведению.

· побуждение дошкольников к различным проявлениям творчества: певческим импровизациям, музыкально-ритмическим движениям, ритмопластике, игре на детских музыкальных инструментах.

· создание предпосылок к формированию творческого мышления.

Существует множество классификаций музыкальных игр. В данной работе за основу взята классификация Т. Образцовой:

· игры на формирование образного мышления и развитие эмоциональности (творческое восприятие).

· игры на развитие музыкальной памяти и способности к воспроизведению (творческое исполнительство).

· игры на формирование навыков совместного музыкального творчества.

Можно также выделить различные формы игры:

· игра - драматизация (сказка, инсценировка)

· игра - импровизация (самостоятельное варьирование мелодии, ритма, текста)

· игра – ритмизация (хлопки, притопы, ритмическая декламация, использование ударно-шумовых музыкальных инструментов)

· игра – танец (хороводы, пляски)

Методические рекомендации по организации

музыкально-творческих игр.

Игра требует от ребенка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, творчества в опоре на фантазию, интуицию, воображение, проявления способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки.

 

 

 

Педагог должен максимально ограничить свое участие в творческом процессе. При затруднениях, возникающих в игре, можно побуждать ребенка к активизации творческого мышления путем наводящих вопросов и создания проблемных ситуаций, помогающих ребенку разработать сюжет и логику развития музыкально-игрового образа.

Педагог должен поддерживать творческую инициативу ребенка, создавать ситуацию «жизни ребенка в образе», в ходе которой он сравнивает, соотносит, выбирает и на­ходит то, что наилучшим образом, по его мнению, может выразить именно его слышание и видение того или иного явления.

В ходе выполнения игровых заданий педагог должен постоянно давать положительную оценку действиям детей. Так как ситуация успеха является одним из основных методов эмоционального стимулирования, а эмоциональные переживания, связанные с ней, становятся действенными мотивами для успешного их выполнения.

Рекомендуется чаще проводить игры, во время которых дети находятся в кругу. Такая форма общения создает ощущение целостности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Слушая музыкальные произведения, которые затем будут включены в музыкально-творческие игры, необходимо использовать:

· метод контрастных сопоставлений, помогающий сравнить музыкальные произведения между собой и сопоставить средства музыкальной выразительности;

· метода моделированиямузыкальных произведенийкарточками «цвет-настроение»,знаками-символами, способствующий осознанному восприятию музыки;

· метода эмпатии, дающий возможность глубже прочувствовать различные эмоциональные состояния.

Задания на музыкальные импровизации лучше подбирать по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два разных по характеру марша, два разных по настроению звукоподражания и т. д.). Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определенное настроение.

Песни на небольшой текст можно сочинять тогда, когда дети хорошо его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, загадки, пословицы

Рекомендуется давать творческие задания в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

Рекомендуется использовать наглядность в виде пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний. Это помогает освоить язык жестов, мимики и пантомимики. Такие приобретенные навыки позволяют детям полнее и качественнее проявить себя уже в исполнении танцев.

Отсутствие принуждения, поощрение детской инициативы, создание проблемных ситуаций, вариативность методов и приемов, форм организации творческой деятельности выступают важнейшими условиями формирования музыкально - игрового творчества детей.

26. Вопросы методики преподавания курса « Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже.

Программа и содержание курса. Задачи курса. Методика преподавания курса. Особенности построения разных типов занятий со студентами. Характеристика, задачи, содержание практических и лабораторных занятий. Оформление отчётной документации.

Выписка из государственного образовательного стандарта

Теоретические основы музыкального воспитания и развития. Музыка как вид искусства, ее влияние на гармоничное развитие ребенка. Задачи музыкального воспитания детей. Понятие музыкальности, ее структура и пути развития. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания. Виды музыкальной деятельности детей. Восприятие музыки, детское музыкальное исполнительство. Творчество в различных видах музыкальной деятельности детей. Формы организации музыкальной деятельности детей. Виды и типы занятий. Музыка в повседневной жизни детского сада и семьи. Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, заведующего дошкольным образовательным учреждением в реализации задач музыкального воспитания. Преподавание курса «Методика музыкального развития детей» в педагогическом колледже и училище.

Учебная программа

 Введение

Актуальность данного курса заключается в необходимости всестороннего развития будущих воспитателей, способных к осуществлению эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства. В системе профессионально-педагогической подготовки студентов факультета Дошкольного воспитания изучение курса «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» приобретает особое значения, поскольку решает важнейшую задачу целостного, духовно-нравственного воспитания студентов, что в современных социокультурных условиях чрезвычайно актуально.

Курс рассчитан на заочную форму обучения, предполагает общую трудоемкость 180ч., из них – аудиторных – 42 ч., на самостоятельную работу – 138ч; осваивается в течение трех семестров. В связи с тем, что данная дисциплина читается студентам, не имеющим базового музыкального образования, его содержание включает в себя теоретический раздел, в котором раскрываются вопросы теории музыкального воспитания; простые средства музыкальной выразительности, их семантические возможности. Центральное место в процессе профессиональной подготовки воспитателей, способных к музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников занимает методический раздел, в котором рассматриваются основные виды музыкальной деятельности и методика их реализации как в рамках музыкального занятия, так и в свободное от занятий время.

Межпредметная связь данной дисциплины осуществляется при освоении таких курсов как философия, история, анатомия и физиология, педагогика, общая и возрастная психология. Главными гранями между ними выступают основные концептуальные положения об эстетической природе музыкального искусства и его влиянии на ребенка.

Данная программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В учебно-методическом комплексе имеются: введение, объем дисциплины и учебная работа, содержание дисциплины, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, содержание семинарских занятий, списки литературы, вопросы к зачету, перечень тем рефератов, глоссарий.

Литература:

  Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников. - М., 1988.
  Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М., 1989.
  Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., 1973.
  Бабаджан Т.С. Музыкально – ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. - М., 1930.
  Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. - М., 1967.
  Беляева - Экземплярская С.Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте. - М., 1925.
  Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства. - М., 1916.
  Васина - Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах. - М., 1986.
  Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.
  Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., 1968.
  Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
  Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. М., 1958.
  Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М., 1983.
  Викат М.Ю. Индивидуально - дифференцированный подход к певческой деятельности детей 6 - 7 лет в процессе коллективных занятий в детском саду. - М., 1983.
  Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М., 1967.
  Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.
  Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.
  Дзержинская И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников. - М., 1962.
  Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. - М. - Л., 1966
  Зимина А.Н. Музыкально - ритмическое воспитание детей 5 - 6 лет в детском саду. - М., 1964.
  Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? - М., 1982.
  Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. - М., 1976.
  Катинене А.И. Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5 - 7 лет. - М., 1974.
  Кононова Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников. - М., 1982.
  Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1990.
  Линкявичус К.А. Содержание обучения и методы приобщения дошкольников (4 - 7 лет) к игре на детских музыкальных инструментах. - М., 1983.
  Медведева М.А. Система упражнений для формирования певческих навыков у детей 5 - 7 лет. - М., 1986.
  Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.
  Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ /Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1989.
  Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. - М., 1986.
  Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5 - 6 лет //Авт. Сост. С.И. Бекина и др. - М., 1983.
  Музыкальная энциклопедия: В 6 т. /Гл. ред. Ю.В. Келдыш. - М., 1973 - 1982.
  Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.
  Палавандишвили М.Л. Формирование чувства ритма у детей 5 - 7 лет на занятиях по ритмике в детском саду. - М., 1972.
  Радынова О.П Слушаем музыку. - М., 1990.
  Радынова О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов. - М., 1985.
  Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М., 1989.
  Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей //Изб. Тр.: В 2 т. - М., 1985. - т.1.
  Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3 - 5 лет /Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. - М., 1986.
  Ходькова А.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6 - 7 лет. - М., 1974.
  Чичерина Н.А. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5 - 6 лет. - М., 1987.
  Шацкая В.Н. Музыка в детском саду. - М., 1923.
  Шелепенко А.И. Формирование первоначальных знаний о музыке у детей 6 - 7 лет. - М., 1981.
  Шоломович С.М. Формирование восприятия музыки у детей 6 - 7 летнего возраста. - М., 1971.
  Шоломович С.М., Руденко И.Н., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. училищ. - Киев, 1985.
  Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., 1985.
  Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. - Киев, 1988.

 

ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Вопросы для обсуждения:

Русская педагогика о музыкальном воспитании и развитии ребенка. Исторический аспект.

Пути развития теории и методики музыкального воспитания и развития детей.

Современное состояние теории и методики музыкального воспитания. Исследования последних лет.

Литература:

Асафьев. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Изд. «Музыка», 1965.

Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. Лекции по психологии. /Под ред. Леонтьева, Лурия. - Изд. АПН, 1960.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968.

Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М., 1983

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1978.

Запорожец. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. /Сб. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Усовой. - Изд. АПН, 1963.

Сохор. Воспитательная роль музыки. - М., «Музыка», 1962.

Шацкий. Избранные педагогические сочинения. - М., 1962.

музыкальное воспитание дошкольников. - М., «Просвещение», 1994.

Из истории музыкального воспитания. Сост. Апраскина О.А. - М., «Просвещение», 1990.

Задания:

1.Ознакомитесь с методическими пособиями, сборниками музыкального репертуара, изданными в различные годы (на выбор), сравните их и оцените тематику, содержание методических указаний.

2.Покажите значение работы Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» в развитии теории музыкального воспитания ребёнка.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 579.