Музыкальное воспитание детей непосредственно осуществляется музыкальным руководителем с помощью воспитателей. Успех работы в большей степени зависит и от деятельности руководителеи дошкольного учреждения — заведующего и старшего воспитателя. В их обязанности входят административно-хозяйственные и организационно-методические функции управления дошкольным учреждением — планирование, организация, контроль и координация учебно-воспитательного процесса.
Функции заведующего и старшего воспитателя исследовались Л. В. Поздняк. Создана модель деятельности старшего воспитателя, его профессиограмма — выделены качества личности, знания и умения, которые обеспечивают успех его работы при планировании, организации, контроле и координации педагогического процесса в целом1.
Руководство музыкальным воспитанием детей — одно из направлений деятельности заведующего и старшего воспитателя. Личностные качества, знания и умения, необходимые для этого руководителю, специфичны. Прежде всего он должен обладать высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Характер деятельности руководителя во многом определяется его собственным отношением к музыкальному искусству, пониманием роли музыки в воспитании детей.
Для планирования учебно-воспитательного процесса в целом, включая раздел «Музыкальное воспитание», руководитель должен знать задачи музыкального воспитания, основные этапы музыкального развития дошкольников, диагностику музыкальных способностей, ориентироваться в разнообразных формах организации музыкальной деятельности детей, видах музыкальных занятий, методах музыкального воспитания, уметь оценивать художественные достоинства музыкального репертуара, используемого в работе с детьми, выделять вопросы, требующие наибольшего внимания педагогов, и отражать их в перспективном плане (составляется заведующим совместно с музыкальным руководителем и воспитателями), контролировать их постепенную реализацию в календарных планах (составляются музыкальным руководителем совместно с воспитателями).
В годовом перспективном плане задачи по музыкальному воспитанию можно включать в общие воспитательно-образовательные задачи, а затем конкретизировать. На итоговых педсоветах коллектив отчитывается в выполнении работы за полугодие, год.
Руководитель помогает музыкальному руководителю и воспитателям применять наглядно-доказательные средства музыкального развития детей: на основе наблюдений, диагностики развития музыкальных способностей детей, могут быть составлены диаграммы, карты выполнения программных требований. Под контролем руководителя проводятся анализ и самооценка деятельности музыкального руководителя и воспитателей.
Перспективное планирование осуществляется на основе анализа работы в предыдущем году, определения слабых сторон в музыкальном воспитании детей. Задачи годового планирования определяются на педсовете, при этом учитываются новые формы, методы работы с детьми, новые рекомендации и программы.
Руководитель дошкольного учреждения помогает музыкальному руководителю планировать работу с воспитателями — определить содержание индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, практикумов, кружковой работы.
В годовом плане предусматривается работа музыкального руководителя и воспитателей с родителями (индивидуальные и групповые консультации, тематические родительские собрания, беседы).
В нем отражается также оснащение педагогического процесса необходимым оборудованием, техническими средствами обучения, пополнение и систематизация литературы в методкабинете.
Чтобы правильно организовать (функция организации) учебно-воспитательный процесс, руководитель должен знать современный уровень развития теории и методики музыкального воспитания детей, уметь направлять работу всего педагогического коллектива на выполнение поставленных задач, поиск творческих форм и методов воспитания, внедрять передовые достижения науки и практики, создавать необходимые условия для работы по музыкальному воспитанию детей, обеспечивать современное оснащение занятий.
Руководитель заботится о том, чтобы педагоги имели в зале и группах достаточное количество пианино (обязательно хорошо настроенных), различных детских музыкальных инструментов, детских музыкальных игрушек, игр, музыкально-дидактических пособий, атрибутов, костюмов, а также оборудование для кукольного театра.
В зале для проведения музыкальных занятий отводится место для хранения ТСО, музыкальных инструментов, пособий, атрибутов. В музыкальном кабинете должно быть место для подготовки музыкального руководителя к занятиям. Здесь же находятся шкафы для хранения нотной и методической литературы, музыкальных инструментов, игрушек, музыкально-дидактических игр и пособий, костюмов, декораций, образцов праздничного оформления зала, ТСО, грампластинок, магнитофонных записей, озвученных диапозитивов и фильмов и т. д.
В группах оборудуются музыкальные уголки, выделяется место для свободного музицирования детей. В музыкальных уголках периодически обновляются музыкальные инструменты (доступные детям определенной возрастной группы), настольные музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки (в том числе с немой клавиатурой), костюмы для инсценировок. Группы оборудуются ТСО (диапроектор с диафильмами и диапозитивами, озвученными музыкой, проигрыватель, магнитофон, грампластинки и магнитофонные кассеты с записями музыкальных сказок из радиопередач, фрагментов народной и классической музыки и т. д.).
Руководитель дошкольного учреждения организует повышение квалификации музыкального руководителя и воспитателей: направляет на курсы, семинары в институт усовершенствования учителей, проводит обмен опытом между педагогами — открытые занятия, выступления на педсоветах, методических объединениях, а также подбирает специальную литературу, систематизирует ее.
Для успешного контроля за музыкальным воспитанием детей и оказания им методической помощи руководитель дошкольного учреждения должен знать теорию и методику музыкального воспитания на современном уровне их развития, уметь выявлять сильные и слабые стороны работы педагогического коллектива.
Руководитель дошкольного учреждения постоянно контролирует выполнение задач музыкального воспитания детей, отраженных в плане. Контроль может быть фронтальным и тематическим. Осуществляя фронтальный контроль, руководитель наблюдает за работой по музыкальному воспитанию детей, анализирует ее в целом, в различных организационных формах (на занятиях, в быту, на праздниках и развлечениях). Тематический контроль позволяет проверить выполнение наиболее важных задач музыкального воспитания, ранее отстававших разделов работы, внедрение новых форм, методов воспитания и др.
Руководитель должен уметь разрабатывать схему наблюдений, позволяющую объективно оценивать результаты. При фронтальном контроле фиксируется качество выполнения основных задач музыкального воспитания детей. Руководитель посещает несколько занятий в одной возрастной группе, чтобы оценить вариативность их структуры, видов, применяемых методов и приемов, разнообразие репертуара, проследить степень усложнения заданий, динамику работы, полноту использования различных видов музыкальной деятельности.
В схеме наблюдений фиксируется и оценивается деятельность детей, музыкального руководителя, воспитателя на музыкальном занятии.
При оценке деятельности детей учитывается:
проявление интереса, эмоциональные реакции, предпочтения;
самочувствие, соответствие нагрузок;
степень активности;
желание и умение действовать самостоятельно, творчески;
уровень развития способностей;
качество знаний, умений и навыков.
При оценке деятельности музыкального руководителя учитывается:
качество используемого репертуара;
уровень его исполнения (игра на фортепиано, пение и т. д.);
качество пояснений музыки (их образность, знание методики ведения беседы);
эффективность использования разнообразных методов и приемов;
умение увлечь детей, заинтересовать их;
умение находить индивидуальный подход к детям;
умение использовать творческие задания;
тон речи, доброжелательность общения;
артистизм, изобретательность, находчивость;
умение использовать вариативность структуры занятия, разные его виды;
контакт с воспитателем;
владение оборудованием.
При оценке деятельности воспитателя учитывается:
заинтересованность, активность;
умение находить индивидуальный подход к детям (помогать овладевать музыкально-ритмическими движениями, действиями в игре и т. д.);
уровень исполнительских умений;
контакт с музыкальным руководителем.
При фронтальной (или тематической) проверке использования музыки вне занятий, в быту детского сада оценивается деятельность детей, воспитателя, а также согласованность работы музыкального руководителя и воспитателя, их взаимопомощь.
При оценке деятельности детей могут учитываться те же критерии, что и на музыкальных занятиях (с учетом того, что качество их самостоятельной музыкальной деятельности без непосредственного руководства музыкального руководителя, естественно, снижается).
При оценке деятельности воспитателя учитывается:
умение использовать в работе разнообразный репертуар (отбор с помощью музыкального руководителя фрагментов произведений классической и народной музыки, использование грамзаписи музыкальных сказок, повторное слушание знакомого репертуара, полюбившегося детям);
умение проводить беседу о музыке;
эффективность использования разнообразных методов и приемов;
умение увлечь детей, заинтересовать их;
умение находить индивидуальный подход к детям, учитывать их склонности, интересы, руководить различными видами музицирования;
умение использовать творческие задания в самостоятельной деятельности детей;
тон речи, доброжелательность общения;
артистизм, изобретательность, находчивость;
использование различных видов музыкальной деятельности детей (слушание музыки, игры, инсценировки и т. д.);
оборудование музыкального уголка;
контакт с музыкальным руководителем.
При фронтальной (или тематической) проверке проведения праздников, развлечений также оценивается деятельность детей, музыкального руководителя, воспитателя, согласованность работы педагогического коллектива.
Важнейшими критериями оценки деятельности детей являются:
интерес, увлеченность, непосредственность исполнения;
самочувствие, настроение, отсутствие перегрузок;
участие всех детей с учетом их индивидуальных склонностей, интересов.
При оценке деятельности музыкального руководителя и воспитателя учитывается:
умение увлечь детей, заинтересовать их;
качество используемого репертуара;
уровень исполнения произведений;
умение вести беседу о музыке (при проведении тематических бесед-концертов и т. д.);
тон речи, доброжелательность общения;
артистизм, изобретательность, находчивость;
оформление;
организационные моменты;
взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя.
Проанализировав результаты контроля, руководитель оказывает музыкальному руководителю, воспитателю методическую и организационную помощь.
Координация работы педагогического коллектива по музыкальному воспитанию предполагает знание руководителем передового опыта науки и практики, обязанностей музыкального руководителя, воспитателя, умение направить и согласовать их работу, регулировать выполнение намеченных задач. Руководитель должен уметь координировать общение педагогического коллектива с родителями, помогать совершенствовать работу по музыкальному воспитанию детей — проводить консультации, организовывать изучение и внедрение лучшего опыта дошкольных учреждений.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 479.