Метолы и приемы музыкального воспитания и развитие дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

Для характеристики методов музыкального воспитания изберем одновременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста детей, задач воспитания и обучения, накопления детьми опыта самостоятельных и творческих действий. В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Однако и в младшем и в среднем дошкольном возрасте дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий.

Педагогические методы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. Рассмотрим содержание каждого из них в аспекте нарастания проблемности, конкретизируя каждый метод приемами.

Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Прямое сообщение педагогом необходимых знаний и показ способов действий быстрее достигают цели. Но, если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО — основное содержание этого метода.

Специфика музыкального искусства, как мы помним, состоит в том, что оно существует в триединстве процессов создания произведения композитором, воссоздания его исполнителем и восприятия слушателем (Б. В. Асафьев). Музыкальное произведение не может зазвучать без посредника — исполнителя, который оживляет нотную запись композитора, непосредственно доносит ее до аудитории. От его таланта и мастерства, так же как и от таланта и мастерства композитора, в большой степени зависит успех восприятия музыкального произведения слушателем. А. Г. Рубинштейн называл исполнение музыки вторым творением, сравнивая исполнителя с актером.

Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие.

Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии полностью его заменить. Но в качестве приема применение грамзаписи может быть эффективно, особенно когда она дается в сравнении с «живым» звучанием произведения.

Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его. Но возможно и создание проблемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д. Дети старшего возраста способны различать варианты исполнения педагогом одного и того же произведения.

Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т. д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе. До прослушивания музыкального произведения зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить и проиллюстрировать (например, показать изображение музыкального инструмента, который будет звучать). Навязывание детям каких-либо представлений о музыкальном произведении до его прослушивания в виде готовой картинки обедняет процесс восприятия музыки, излишне конкретизирует его. Поэтому использование зрительной наглядности более оправданно лишь после нескольких прослушиваний произведения, когда у детей уже сложились свои представления о музыкальном образе.

Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер (педагог может иллюстрировать, конкретизировать сказанное им). Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами). Перед детьми ставится задача выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два (три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам, подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке, и т. д.

Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. С помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным.

Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение — таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музыкальном воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что то такое, что приближало бы слово к музыке».

Педагог должен обладать речевой культурой, владеть грамотной, выразительной, образной речью. В беседе с детьми о музыке важно определить ее характер, настроения, переданные в ней, объяснить, с помощью каких средств музыкальной выразительности создан образ.

Яркая, живая речь педагога и детей на музыкальных занятиях имеет разновидности: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одно из направлений беседы — характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Характеристики музыки — веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная и т. д.— это слова-образы, они употребляются в переносном значении. Характеристики эмоционально-образного содержания музыки — это слова-качества, прилагательные. Известно, что в словаре дошкольников они представляют наименьшую группу слов. Если активно формировать «словарь эмоций», дополняя высказывания ребят, разъясняя новые слова-образы, используя приемы, побуждающие применить новое слово, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Ребенок начинает понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков — нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.

Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки.

Если в стихотворении содержатся поэтические выражения и образные слова, близкие музыке, можно воспользоваться ими для характеристики музыкального произведения.

Применение сказочного сюжета — знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно — объединяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, манера его общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и музыкальной деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмоциональные проявления, усиливая или ослабляя их.

Словесный метод не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснение, рассказ), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности, с помощью которых он создан, и т. д.).

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой).

В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности. Применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальной деятельности, осваивать различные виды исполнительства.

При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) педагог показывает детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования.

Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми.

Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваивают по подражанию.

Практический метод, так же как и другие методы музыкального воспитания, может содержать в себе элементы проблемности и не иметь их. Иногда требуются прямой показ способов действий, передача практического опыта педагога детям. Например, подражая действиям педагога (конечно, сопровождаемым объяснением), ребенок учится правильно держать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучше ударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можно выразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию.

Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог показывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.

Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки.

Создание подобных проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений, которые дети могут использовать по своему усмотрению и желанию в жизни.

Процесс формирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетания различных методов. В ряде случаев, как было сказано, необходим прямой показ. Но злоупотребление им может свести все обучение к обычному натаскиванию, муштре, и в результате угасает интерес к музыке и музыкальной деятельности. Такое обучение не обогащает детей, а наносит вред их музыкальному развитию. Важно помнить, что овладение навыками и умениями является не самоцелью занятий, а одним из средств формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальных способностей. Сформированные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию лишь в том случае, если у детей возникнет интерес к музыкальной деятельности и они захотят эти навыки и умения применить самостоятельно, по собственной инициативе, творчески.

Следовательно, прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности,— с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами. Использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений.

Не следует забывать и о приемах, которые способствуют закреплению освоенных детьми навыков. Они должны быть построены на подражательности, но в то же время содержать элементы занимательности, игры, стимулировать детей к творческому применению освоенного. Например, каждый ребенок может испытать себя в качестве «солиста», предлагая всей группе повторить под звучащую музыку его движения. Дети по очереди показывают найденные ими движения, соответствующие характеру музыки, а все остальные осваивают их, повторяют. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, старается предложить товарищам наиболее интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Такой прием взаимообогащает детей. Накапливая подобным образом движения, ребята могут их творчески применять, коллективно сочинять пляски, танцы, импровизировать под музыку, самостоятельно находя движения. Аналогичные приемы существуют и в пении: дети повторяют по-своему (с новой интонацией, эмоциональной окраской), какое-либо звукоподражание, поют свое имя, окрашивая его определенным настроением, и т. д.

Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание практических приемов, основанных на подражании, с проблемными заданиями.

Готовясь к занятию, педагог отбирает методы и приемы, с помощью которых он предполагает решить поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей, оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимания. Если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим. В этом проявляется мастерство педагога, умение видеть своих воспитанников и управлять ситуацией. Угасание у детей интереса к деятельности — это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар.

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить все лучшее, заложенное от природы, используя приемы индивидуально-дифференцированного подхода, задания различной степени сложности (обращенные к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Педагог должен учитывать интересы, склонности детей к разным видам музыкальной деятельности, общее и музыкальное развитие.

Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (в том числе наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще недостаточно развита. Роль педагога в развитии их речи (в том числе образной) возрастает. Он использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту возможность. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы,

которые помогают выбрать подходящую характеристику: «Музыка нежная или задорная? спокойная или грустная?» Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучания музыки) и зрительной. Для удержания внимания детей, создания интереса чаще используются игровые приемы, ситуации занимательности.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки).

На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами — наглядным, словесным.

На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Дети могут варьировать освоенные умения и навыки, применять их по собственному желанию, творчески. На этом этапе очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам. Образное слово также стимулирует их.

Таким образом, методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое, развивающее воспитание и обучение предполагает вариативность их применения.

Выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей, этапы работы над музыкальным произведением.

19. Вопросы планирования работы по музыкально-эстетическому воспитанию в дошкольном учереждении.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса является та программа, по которой работает дошкольное учреждение.

Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.

 

Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает

- видеть перспективу

- равномерно работать в течение года

- своевременно подготовиться к проведению любых форм работы по музыкально-эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом

- обдумать методические приемы педагогических воздействий.

Действенным руководством в работе музыкального руководителя являются календарный и перспективный планы.

Календарный план – это перспектива образовательной работы на короткий промежуток времени (1-2 занятия)

Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Репертуар, рекомендованный программой, распределен с учетом постепенного возрастания его сложности.

Календарный план работы составляется на одно - два занятия   в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам.

    При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное соотношение новых заданий по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям с повторными, незнакомого и знакомого материала, различных форм занятий и методических приемов обучения.

 

    В план одного занятия (кроме занятий по развитию творчества) можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. В группах детей двух-трех лет третий этап - самостоятельного исполнения - может отсутствовать.

    Когда в календарный план включается новое произведение, кроме его названия обязательно указываются фамилии композитора, автора текста песни, игры или пляски.

       При календарном планировании каждого занятия, необходимо указать его программное содержание, воспитательные задачи, основные методические приемы обучения, а также необходимые наглядные пособия. Воспитатель обязан внести планы всех музыкальных занятий в свой календарный план.

         Важным условием правильной организации музыкально - воспитательной работы детского образовательного учреждения является перспективное планирование.

Перспективное планирование – это перспектива образовательной работы на более длительный промежуток времени (1-3 месяца)

Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять музыкальному руководителю в течение года. Она включает:

· Работу с родителями и педагогическим коллективом (планируется совместно с руководителем дошкольного учебного заведения) с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей.

· Разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений.

· Формулировку специфических задач музыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением и связи с парциальным использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом специфики региона.

· Дополнительный музыкальный репертуар, подобранный музыкальным руководителем в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.

    Условиями успешного планирования работы с детьми являются:

- знание требований, определенных образовательной программой детского сада;

- знание требований той альтернативной программы, материал которой частично используется в работе коллектива;

- хорошее знание музыкального репертуара для всех возрастных групп детей и требований к его подбору;

- знание возрастных особенностей детей, осведомленность об уровне развития каждого ребенка;

- тесный контакт с членами педагогического коллектива, учет их интересов и возможностей

    Перспективный и календарный планы тесно взаимосвязаны.

 Общие формы деятельности, отраженные в перспективном плане, конкретизируются и уточняются в календарном.

     Знание педагогом программных требований, рекомендованных форм работы помогает возникновению взаимопонимания между ним и детьми, созданию доверительной, доброжелательной атмосферы во время процесса обучения, воспитания и развития детей.

 

 

    Таким образом, планирование в организации музыкальной работы с детьми играет огромную роль. Оно помогает видеть перспективу, равномерно работать в течении года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы с детьми по музыкальному воспитанию.

Организация работы по музыкальному воспитанию в детском саду зависит от тесного контакта всего педагогического коллектива, от взаимоотношений и взаимопонимания его членов.

Перспективное планирование (на месяц)

Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи Репертуар

Обеспечение интеграции образования

Группа, месяц

Подготовительная группа. Октябрь.

Цель

Петь песни в удобном диапазоне, исполняя выразительно, правильно передавая мелодию. Выразительно  двигаться в соответствии с характером музыки, четко передавать несложный музыкально-ритмический рисунок. Знакомить с творчеством Чайковского, русских и зарубежных композиторов

 

  Музыкальные занятия
  1. Слушание музыки:
а/ Восприятие музыкального произведения
Учить сравнивать музыкальные произведения, близкие по форме. Знакомить:                     -с характерными особенностями разных эпох, жанров;                  - творчеством Моцарта, Шуберта; - фортепьянными пьесами (соната – музыкальный момент); Воспитывать интерес к музыке русских и зарубежных классиков  

И.С. Бах «Шутка»;

П.И. Чайковский «Юмореска»;

Р.Щедрин «Юмореска»;

В.А. Моцарт «Сонаты»;

Ф.Шуберт «Музыкальный момент»

 

б/ Развитие слуха и голоса Развивать представления о регистрах. Совершенствовать  восприятие основных свойств звука.

«Повтори звуки», «Кто в домике живет?» Н.Г. Кононовой

  1. Пение
а/ Усвоение песенных навыков
Учить - исполнять песни со сложным ритмом, широким диапазоном; - самостоятельно подводить к кульминации; - петь легким, полетным звуком

«Осень» муз. Ю. Забутова, сл. В. Андреевой;

«По грибы» муз. и сл. И.В. Меньших;

«Все отлично» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта

б/ Песенное творчество Учить  самостоятельно импровизировать простейшие мелодии

«Спой имена друзей» (импровизация)

  1. Музыкально-ритмические движения
а/ упражнения
Закреплять умения: - различного шага; - самостоятельно выполнять упражнения с предметами; - держать осанку, руки

«хороводный шаг»р.н.м. «А я по лугу»;

«дробный шаг» р.н.м. «Ах, вы , сени»

«Упражнения с листьями, зонтиками» Е. Тиличеевой;

б/ пляски Подводить  к выразительному исполнению танцев. Передавать: - в движениях характер танца; - эмоциональные движения в характере музыки

«Танец с зонтиками»В.Костенко

«Танец грибов» Суворова (диск 3, №24)

«Осень » танец с шарфами (сми)                                            

в/ игры Учить проводить игру с текстом, ведущим Развивать активность, коммуникативные качества

«Банька» р.н.и.

«Домовой» Е. Железнова

г/ музыкально-игровое творчество Импровизировать в танце «листопад»

«Октябрь» П.И. Чайковского

д/ игра на музыкальных инструментах Побуждать самостоятельно подбирать попевки

«Андрей-воробей» р.н.п.

    2 Самостоятельная музыкальная деятельность Учить инсценировать любимые песни

«А я по лугу» р.н.п.

3 Праздники и развлечения Содействовать сплочению детей и родителей группы Воспитывать умение вести себя на празднике, радоваться самому и доставлять радость другим

«Новоселье» (Блок №9 б)

«Что нам осень принесла» А.В. Аджи, Н.П.Кудинова (открытые мероприятия)

4 Работа с воспитателями Познакомить воспитателей с их обязанностями в музыкальном воспитании детей

Консультация (по О.П. Радыновой) «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

   5 Работа с родителями Обратить внимание родителей на то, какую музыку ребенок слушает в семье

Консультация «Влияние музыки на психику ребенка»

6 Индивидуальная работа с детьми

Работать  над выразительностью движений солистов в танце «Грибы» (Утенышев С. «мухомор», Норкин В. «боровик»,); закрепить движения танца «Осень» (Клабукова А, Самарина О.)

Обеспечение интеграции образования

Познавательное развитие:

Переносить накопленный опыт слушания, исполнения, творчества в самостоятельную музыкальную деятельность

 

Физическое развитие: учить ритмично двигаться

 

Социально-коммуникативное развитие:

Учить общаться и взаимодействовать со сверстниками в совместной музыкальной деятельности, эмоционально откликаться на происходящее, проявлять эмоциональную отзывчивость

 

 

         

 

 

Календарное планирование

Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи Репертуар
Муз. ритм. движения Работать над ритмичностью дробного шага;   Учить выразительно тянуть носочек в хороводном шаге Следить за осанкой р.н.м. «Ах, вы, сени!»     р.н.м. «А я по лугу»
Слушание Познакомить с творчеством П. И. Чайковского; Побуждать  детей отзываться о характере музыкального произведения, используя различные прилагательные. Обогатить музыкальный словарь детей П.И. Чайковский «Юмореска»
Пение   Учить импровизировать простейшие мелодии; точно передавать ритмический рисунок; правильно передавать мелодию;  слушать себя и других     «Спой имена друзей»     «Осень» муз. Ю. Забутова, сл. В. Андреевой; «По грибы» муз. и сл. И.В. Меньших;    
Музыкально-ритмические движения Игра   Передавать в движениях характер танца, своевременно делать перестроения из колонны в круг, держать дистанцию     Развивать эмоциональное отношение к музыке через культуру движений, учить точно подбирать жесты, манеру для исполнения роли «Тани»       «Осень» танец с шарфами (сми)   «Банька» р.н.и.  

 

20. Задачи и содержание работы по формированию певческих навыков у детей.

Работая с детьми над развитием музыкальных навыков и умений, постоянно имею дело с новыми обстоятельствами, новыми отношениями, развивающей природой ребёнка и поэтому каждый раз ищу новые способы контакта, использую оптимальные возможности каждого метода и приёма. Свободно ориентируюсь в новых психолого-педагогических достижениях, творчески использую необходимые виды профессиональной деятельности (мониторинг, коррекция, анализ нестандартных психолого-педагогических задач, результатов деятельности, синтезирую педагогические технологии).

Работа музыкального руководителя – это путешествие с детьми в чудесный мир музыки; это развитие творческого потенциала детей, удовлетворение их естественной потребности в общении с музыкальным искусством и повышение интереса к его изучению.

В каждом ребенке заключена неповторимость и индивидуальность в восприятии искусства и мира в целом, поэтому для меня важен поиск нужного «ключа» для понимания, как эта индивидуальность «пропускает» через себя музыку, как чувствует, воспринимает и преподносит в окружающий мир свое представление об искусстве.

На занятиях я использую игровую музыкальную методику. Также организую праздники, концерты, культурно-массовые мероприятия, где дети выступают как настоящие артисты. Это и исполнение (вокал, игра на музыкальных инструментах, музыкальный театр), и изучение музыки, и творчество (спонтанное музицирование).

Своими важными человеческими чертами, помогающими в профессии, я считаю позитив, коммуникабельность, ответственность, целеустремленность. Кроме того, я люблю детей и легко нахожу с ними общий язык. Владение голосом и инструментом (фортепиано) позволяет мне быстро налаживать контакт с детской аудиторией, которая очень интересуется живым исполнением.

Считаю, что музыка имеет огромные возможности для нравственного, эстетического воспитания человека, и в этом вижу ее большую ценность для воспитания детей.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня, музыкального руководителя с 20-летним стажем привлекает раздел музыкального воспитания – пение Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является пение. Природа музыкальной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.
В течение последних 5 лет я работаю по теме «Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного творческого развития ребенка и необходимый для раннего музыкального образования.

Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом – все это способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. Поэтому развитие певческих навыков у детей, считаю актуальной темой, требующей решения уже с дошкольного возраста.

Каждый ребенок требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все налету, другим для достижения успехов надо приложить немало усилий; третьи «требуют» длительной, кропотливой работы без быстрых результатов. Развитие певческой деятельности актуально на сегодняшний день. Музыкально одаренные дети продолжают занятия музыкой в школах искусств. Участие детей в районных смотрах, конкурсах позволяет детям проявить свою творческую активность, превращает маленький мир ребенка в бесконечно разнообразный окружающий мир.

Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему), помогает устранению дефектов речи. Если ребенку в разговорной речи сложнее поставить тот или иной согласный звук, то в пении он сможет и не заметить, как с легкостью он этот звук пропел. В пении происходит общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции, развивается речь улучшается физическое состояние. Все эти факты, определили выбор темы

« Развитие вокально –певческих навыков у детей дошкольного возраста» для углубленной работы.

Опираясь на эти факты, и проведя диагностику детей по программе

« Гармония» К.В. Тарасовой, я для себя определила цель.

Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач.

Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.

Они заключаются в следующем:

1. Развивать музыкальные способности:

· эмоциональную отзывчивость на музыку;

· ладовое чувство;

· музыкально – слуховые представления

· чувство ритма

2. Формировать основы певческой и общественной культуры:

· эстетические эмоции;

· интересы, оценки;

· вокально-певческие умения и навыки.

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Поэтому я учу детей петь именно для того, чтобы достичь главной цели . Пение – ведущий способ музыкальной деятельности, так как певческая деятельность – единственный общедоступный в настоящее время способ музицирования. Для успешной работы по данной теме я создала необходимые условия . Для того, чтобы дети захотели петь, надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны. Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Изучив множество приёмов и упражнений для развития вокальных навыков, разных авторов я разработала определённую систему этих приёмов и упражнений Методологической основой своей педагогической деятельности считаю программу « Гармония» К. В. Тарасовой Развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных видах музыкальной деятельности.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 478.