Формы организации музыкального воспитания в детском саду
 

К формам организации музыкальной деятельности детей отно­сятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.

Музыкальные занятия- основная форма организации, в которой осуществ­ляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Эта форма организации базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность пе­дагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - выз­вать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обо­гатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и дру­гие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятель­ности в детском саду и семье.

На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пе­нии, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.

Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности.

На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку.

Музыка в повседневной жизни детского сада - еще одна фор­ма организации музыкальной деятельности детей. Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурси­ях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.

Музыка в повседневной жизни детского сада включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, са­мостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утрен­нюю гимнастику под музыку и т.д.), различные виды развле­чений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттрак­ционы их д.), праздничные утренники.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспита­теля. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомен­дует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на му­зыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные ут­ренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспи­тателей.

В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок исполь­зует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности.

Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта

Она возникает непосредственно по инициативе детей. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвен­ный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удастся самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

В самостоятельной деятельности качество исполнения произ­ведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она сви­детельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состояв­шемся развитии музыкальных способностей.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио- и телепередач, грампластинок и магнитофон­ных записей детских музыкальных сказок, песен из мультфиль­мов, фрагментов классической музыки; обучение детей игре на музыкальных инструментах; самостоятельное музицирование.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздей­ствия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наобо­рот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «лег­кой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.

Все формы организации музыкальной деятель­ности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музы­кального воспитания.Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в му­зыке, необходимо использовать возможности каждой формы орга­низации музыкальной деятельности.

Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.
Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.

Музыкальное занятие - основная форма обучения и музыкального развития детей (структура и вариативность проведения музыкальных занятий, роль воспитателя на занятии).

Музыкальные занятия— основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

На музыкальных занятиях осуществляется взаимосвязь в решении музыкально-эстетических и воспитательно-образовательных задач. В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств.

Задачи музыкального воспитания и образования решаются в ходе обучения. Детям рассказывают о музыке, знакомят с выразительными средствами, обращают внимание на форму произведения: на характер контрастных частей, фраз. Ребята запоминают некоторые понятия, например: «музыкальное вступление», «запев и припев», «музыкальная фраза» и т. д. Дети не просто говорят о музыке «весело — грустно», но и «нежно», «приятно», «ласково», «печально», «скучно», «сурово».

Главная задача — практическое овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движений и игры на инструментах. Дети легко справляются с заданием если понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения. Овладевая этим навыком, ребята одновременно получают некоторые сведения о содержании, характере музыки, ее исполнения.

Если сопоставить возрастные задачимузыкального воспитания, можно отметить следующее:

- в работе с детьми разных возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, и этим создается преемственность в музыкальном воспитании и развитии дошкольников;

- сфера основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества, игры на детских музыкальных инструментах, и появляется возможность обучать детей элементам музыкальной грамоты.

Музыкальные занятия подразделяются:

1. по составу и количеству детей:

- фронтальные - присутствует вся группа;

- по подгруппам (групповые) - 6-8 человек;

- индивидуальные;

- объединённые - 2-3 группы.

Групповые занятия. Включаются разные виды деятельности с отстающими и развитыми детьми, а также разучивание танцев, композиций.

Индивидуальные занятия. Подготовка детей к праздникам, работа с отстающими или одарёнными.

Объединённые занятия. Проводятся 1-2- раза перед праздниками, чтобы отрепетировать начало праздника, общие построения, познакомить детей с ведущим.

2. По видам и содержанию:

- типовые,

- доминантные,

- тематические,

- комплексные.

Музыкальные занятия по сравнению со всеми другими формами организации имеют свою специфику: отличаются своей структурой, т.к. в нее входит сразу несколько видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

музыкальное занятие может состоять из нескольких разделов:

1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки

3. Пение и песенное творчество.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

5. Танец 6. Игра

16. Особенности самостоятельной деятельности дошкольников.

Самостоятельная деятельность детей на третьем году жизни разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочнопознавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов труда в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд общих условий:

1. Освободить достаточно времени для деятельности. Это может быть достигнуто только при условии методически правильной организации режимных процессов, если четко соблюдается принцип постепенности. При этом высвобождается больше времени для самостоятельной деятельности ребенка.

2. Создать достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.

3. Обеспечить подбор материала для детей третьего года жизни по всем видам деятельности. Игровой материал необходимо время от времени менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Так, если воспитатель видит, что дети перестали играть с крупным строителем или пирамидками, эти игрушки целесообразно на некоторое время убрать.

4. Правильно расположить игровой материал в групповой комнате. Для каждого вида деятельности следует обязательно выделить определенное место: дети должны хорошо знать, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры. Однако это совершенно не означает, что малыши должны играть только в тех местах групповой комнаты, где находится данный материал. Взяв игрушку, малыши могут действовать с нею в любом месте, но воспитатель должен следить, чтобы ребенку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности. Если малыш взял мелкий строительный материал и стал заниматься с ним на полу, где играют другие дети с крупными игрушками, ему лучше предложить поиграть за столом, но, что должно являться обязательным, попросить после игры все убрать на отведенное место. Это приучает малыша к порядку.

5. Во время деятельности целесообразно, чтобы на данном возрастном этапе воспитатель использовал индивидуальное общение с ребенком; при этом он может использовать такой прием воздействия, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.

6. Необходимо обеспечить правильное руководство всеми видами деятельности.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель направляет свое внимание прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от их поведения и настроения педагог определяет, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент заняться. Особенно важно направлять деятельность тех, которые занимаются с недостаточным интересом, играют примитивно для своего возраста, однообразно или неустойчиво. В активном участии педагога нуждаются и дети, которые хотя и могут играть с интересом, но им требуются помощь, совет, указание взрослого. Например, ребенок начал строить что-то, делает перекрытие, а оно не получается. Воспитатель показывает, как лучше поставить кубики и какую форму выбрать для перекрытия. Но, помогая ребенку справиться с задачей, педагог должен учитывать, что в данном возрастном периоде развития ребенка ему не следует давать готовые рецепты к действию, как это делалось в предыдущей группе: надо побудить малыша выполнить знакомое действие, сообразить, как работать быстрее и качественнее.


Дата: 2018-12-21, просмотров: 311.