Музыкальность – это свойство человека исторически обусловленное: люди постепенно привыкли различать в звуках своей речи, природы различные свойства – интонацию, высоту, длительность. Стала появляться интонационная выразительность, на основе которой возникли простейшие художественные образы, формировались музыкальные лады. Со временем способности человека к восприятию музыки, сочинению, исполнению совершенствовались. Сторонники биогенетической теории склонны считать, что дети в своем развитии проходят заново весь этот путь, что глубоко неверно. При развитии музыкальности ребенка педагог отбирает именно тот материал и в таком объеме, который усваивается ребенком каждого конкретного возраста наиболее успешно, знакомит его с уже выработанными приемами исполнительства.
Подчеркнем мысль Б.М. Теплова о том, что музыкальность человека, «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Например, К.В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий». Об этом же говорил А.Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обуславливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.
Дошкольный период – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного уровня развития значительно видоизменяется характер музыкальной деятельности ребенка-дошкольника.
Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет.
В начале первых месяцев жизни музыкальное звучание воздействует на ребенка чисто импульсивно, вызывая реакцию оживления или покоя. Постепенно с возрастом и по мере целенаправленного воспитания дети. Начинают воспринимать музыку соответственно эмоционально-смысловому содержанию, радуясь или грустя в зависимости от характера музыки, и лишь позднее воспринимает выразительность образа.
В период раннего детства (1 – 3 года) у ребенка наиболее ярко проявляется потребность в общении не только со взрослым, но и со сверстниками. Он овладевает ориентировочными действиями с окружающими предметами. У ребенка возникает стремление к музыкальной деятельность, малыш испытывает интерес к движению под музыку, к пению. Все это выступает как предпосылка к музыкальной деятельности. При восприятии музыки дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихой звучание. Проявляются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации. Дети охотно двигаются под музыку: хлопают, притопывают, кружатся.
На следующем возрастном этапе (3 – 7 лет) ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиями, в том числе и к музыкальной деятельности. У детей появляются музыкальные интересы.
У детей 3 – 4 лет появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.
Дети 4 – 5 лет проявляют большую самостоятельность и активную любознательность. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Но понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенку понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске. Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Налаживается вокально-слуховая координация. Дети способны запоминать последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.
Дети 5 – 6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свое музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения.
Дети 6 – 7 способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение. Они уже относят произведения к определенному жанру. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных, струнных, духовых детских музыкальных инструментах.
Короткий обзор возрастных особенностей музыкального развития детей можно закончить, подчеркнув их характерные черты.
Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости об общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе.
Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности.
Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу индивидуальных особенностей.
Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.
Процесс развития музыкальных способностей в общем виде можно представить следующим образом: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает у ребенка склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению, которые перестают в устойчивую потребность заниматься музыкой, участвовать в разных видах музыкальной деятельности, создавать вокруг себя музыкальную среду.
Таким образом, музыкальность рассматривается не только в плане ее ведущих компонентов (эмоция и слух), сенсорных способностей (ладовысотный слух и чувство ритма), но и в связи с конкретными видами детской деятельности: восприятие, исполнительство, творчество.
Влияние различных видов музыкальной деятельности на развитие музыкальных способностей.
Музыкальность как комплекс музыкальных способностей возникает и развивается в различных видах музыкальной деятельности ребенка.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 644.