Специфика музыкального искусства и его влияние на развитие ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Положительное влияние занятий театральной деятельностью на детей с задержкой психического развития, качественные изменения в развитии воображения, знаково-символической функции мышления, внимания, возможности коррекции отклонений в развитии личностной сферы раскрыты в исследованиях Е.А. Медведевой. Особое значение в данном виде художественной деятельности играет музыка, оживляющее театральное действие, наполняющая его мелодикой, усиливающая эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на зрителей.

Проведенный анализ тенденций в современных исследованиях объективно подтверждает, что специальная психология и коррекционная педагогика на современном этапе находятся в поиске эффективных средств коррекции и все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В процессе занятий музыкой, пением у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, слушание музыки, музыкально-ритмические занятия более эффективно влияют на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с нарушением слуха. Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях (с движениями, с театрализованной деятельностью) по отношению к ребенку с проблемами в развитии проявляются, прежде всего, в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.

Рассмотрим особенности музыкального искусства. В музыкальных образах, в отличие от пространственного искусства (живопись, скульптура и т.п.), обладающего средствами объективного изображения действительности, передаются прежде всего чувства, эмоции, настроения, мысли людей. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, настроений, переживаний. Музыка может изображать конкретные явления окружающей жизни с помощью звукоподражания: шум волн, пение птиц, стук колёс и др. Однако же, ярко изобразительная музыка всегда имеет определенную эмоциональную окраску: например, пение птиц может быть и радостным, и встревоженным. Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность всегда имеет вспомогательное значение и не всегда присутствует в музыкальном произведении.

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.

Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Она воплощает то, что социально характерно в эмоциональной жизни народов и исторических эпох, способствует познанию внутреннего мира человека. Влияние музыки связано прежде всего с ее огромными возможностями эмоционального воздействия, что особенно важно в детском возрасте, когда эмоции являются важнейшими генетическими формами регуляции поведения ребенка, формирования всех его сторон личности. С помощью музыкальных произведений ребенок эмоционально познаёт мир и себя. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Б.В. Теплов подчёркивал, что "музыка не может дать новых фактических или идейных знаний, но она может в высокой степени углубить имеющиеся знания, дав им новое качество, сделав их знаниями эмоционально насыщенными. Музыка есть эмоциональное познание" .

Музыкальное воспитание способствует качественному становлению человека. Уже в одном из трактатов античного периода отмечалось, что тот, кто приобщился к музыке, не запятнает себя никаким неблагородным поступком, но, стяжав благодаря музыке величайшую пользу, будет полезен и себе, и родине, всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок".

Подчеркнем, что музыкальное воспитание признано одним из основных направлений формирования нравственной личности. А.В. Сухомлинский писал: "Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека"

Важнейшей задачей музыкального воспитания в общеобразовательной школе признано "воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность" .

Трудно переоценить роль музыки в эстетическом развитии детей. В процессе музыкального воспитания обостряется восприимчивость ко всему миру эстетических ценностей, к прекрасному в жизни и искусстве. Дети учатся не только правильно, но и эмоционально, выразительно выполнять танцевальные движения, петь, передавая характер музыки и смысл текста. Они становятся грамотными и благодарными слушателями, глубоко чувствующими и понимающими хорошую музыку.

С помощью музыкального воспитания совершенствуются творческие способности детей. Все виды музыкальной деятельности - восприятие музыкальных произведений, их исполнение, создание - по своему психологическому механизму связаны с развитием воображения и творчества.

Восприятие музыкального произведения всегда является отражением определенного логического процесса, организованного в звуковом материале, что развивает чувство формы, способность эстетического осмысления музыкальных произведений, внутренних связей элементов целого. Слушая музыку, ребенок сопоставляет, анализирует звуковой материал. Пытаясь понять язык музыки, ребенок учится думать.

Таким образом, музыка, как и другие виды искусства, развивает не только "специфическую", но "всеобщую, универсальную способность человека, …которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания…"

Подчеркнем, что музыка широко используется в лечебных и коррекционных целях. Известно, что внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию всего организма. Это позволяет применять музыкальные средства в системе психосоматических и психотерапевтических мероприятий (Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, А.Н. Борисов, И.М. Догель, Е.П. Жиляев, С.С. Корсаков, Ю.П. Лисицын, В.И. Петрушин, И.В. Темкин, К. Рюгер, Г.П. Шипулин, В.С. Шушурджан и др.). Музыкотерапия, как один из видов арттерапии, оказывает влияние на регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма, психоэмоционального состояния, на приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекцию коммуникативных функций, активизацию творческих проявлений. Музыка широко применяется в специальной педагогике в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями детей с нарушениями в развитии.

Музыкальное развитие, как подчеркивает Н.А. Ветлугина в книге "Музыкальное развитие ребенка", явление сложное многозначное. Музыкальное воспитание как педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, учитывая внутренние законы развития ребенка и влияние на это развитие внешних условий. Движущими силами музыкального развития являются прежде всего воздействия обучения и воспитания, обстоятельства внешней жизни, а также качественные изменения в психических процессах, вызываемые музыкальными переживаниями ребенка. На основании накопленного опыта и сформированного уровня музыкального развития ребенок сам активно участвует в процессе дальнейшего развития. Его музыкальность зависит от врождённых индивидуальных задатков, но она есть и результат развития в процессе обучения и воспитания /Н.А. Ветлугина, 1968 с.69/.

Таким образом, музыкальное развитие и воспитание взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Обучение способствует развитию, Но и уровень развития определяет успешность обучения. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, у них формируется музыкально-эстетическое сознание. Развитие у детей эмоций, интересов, вкусов способствует приобщению их к музыкальной культуре, что важно для их общего духовного становления.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 974.