Сила воздействия музыки на человека во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с искусством. Поэтому задача учителя музыки – обращаясь к чувству и разуму учащихся, подготовить их к восприятию, а значит – к пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, развивать их музыкальные творческие способности. В связи с этим важное значение имеет владение педагогом методикой музыкального воспитания, знание истории ее становления и развития.
Методика музыкального воспитания входит в систему педагогических наук и занимает в ней свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов. Значение методики обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения.
История музыкального воспитания показывает, что развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы.
Методика музыкального воспитания тесно связана с музыкознанием, которое оказывает непосредственное влияние на разработку содержания и методов музыкального воспитания. Она также опирается на психологию, особенно в решении вопросов восприятия музыки, развития творческих и музыкальных способностей. Важную основу для развития методики музыкального воспитания составляет и физиология, которая позволяет изучать в частности особенности строения детского голосового аппарата. Методика подчиняется закономерностям общей педагогики и принципы общей дидактики, активно применяет ее методы.
Предметом методики музыкального воспитания является теория и практика музыкального воспитания детей, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих интегративный процесс музыкального обучения, развития и воспитания.
Цель методики музыкального воспитания детей - обеспечение формирования музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры.
Как педагогическая наука методика музыкального воспитания младших школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерностями дидактическими принципами:
- обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;
- соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
- связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
- комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
- взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;
- сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- обусловленность общего развития личности младшего школьника характером и способами обучения и воспитания.
Наряду с вышеуказанными принципам методика музыкального воспитания подразумевает следующие закономерности:
- социологические – зависимость эффективности обучения и воспитания от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;
- коммуникативные – зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и ученика;
- физиологические – зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;
- организационные – зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;
- психологические – зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей: степени стойкости внимания, уровня развития памяти.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 605.