Методы исследования проблем музыкального воспитания детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие методики музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционной ритмики как области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской рабо­ты в этой области. В организации научно-исследовательской рабо­ты очень важен правильный выбор форм и методов научного ис­следования. «Методы исследования — это инструменты, с помо­щью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира. Чем более совершенны методы исследования, чем лучше владеет ими исследователь, тем успешнее научная работа».

Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, которые ставит перед собой педагог, и правильно отражать специфику изучаемых явлений. Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, интервью, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др. Рассмотрим эти методы подробнее.

Метод наблюдения

Данный метод достаточно широко применяется в педагогиче­ских работах и определяется как «относительно длительное целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительно­сти на основе непосредственного восприятия».

Умение наблюдать — качество, которое в первую очередь не­обходимо педагогу-исследователю. Проводя исследование, он учится наблюдать за организацией процесса музыкального воспита­ния в детском саду в целом, за процессом проведения музыкальных занятий, за поведением, реакциями группы детей или одного ребенка и т.д. Для того чтобы наблюдение было целенаправленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ. Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднамеренным.

В практике педагогических исследований используются такие виды наблюдений, как непосредственное, опосредованное, открытое и скрытое.

Непосредственное наблюдение предполагает прямое или кос­венное участие педагога-исследователя в непосредственно происходящем педагогическом процессе. При этом сам исследователь становится либо его участником, либо свидетелем, либо руководителем. Разные позиции, занимаемые им во время наблюдения, позволяют ему рассматривать одно и то же явление с разных то­чек зрения, проникая в суть происходящих процессов, глубже изучать поставленные вопросы.

 Так, например, педагог может самостоятельно организовать и провести в дошкольном учреждении музыкальное занятие, развлечение, другие формы музыкального воспитания и обучения детей, наблюдая за их поведением как бы изнутри.

Опосредованное (или косвенное) наблюдение. Такое наблюдение могут проводить исследователи, апробирующие в условиях дошкольного учреждения, например, новые экспериментальные программы музыкального развития детей или специальные задания. При этом исследователь наблюдает процесс как бы со стороны и оценивает его.

Открытое наблюдение осуществляется, когда, например, педагог-исследователь открыто присутствует на музыкальном заня­тии, проводимом музыкальным руководителем. При этом дети чувствуют присутствие незнакомого человека и могут вести себя более скованно, неестественно. Это следует учитывать и не оценивать детские проявления на основании только такого наблюдения.

Скрытое наблюдение. Ценность этого наблюдения состоит в том, что испытуемые не ощущают его, поэтому ведут себя естественно, раскрепощенно, без напряжения. Это дает возможность получить более объективные данные об изучаемом процессе, поведении группы детей или одного ребенка и т.д. Такое наблюдение может осуществляться разными путями. Наиболее простой из них — наблюдение за деятельностью ребенка в естественных условиях, например во время проведения игр с пением. Более сложные пути — это использование телеустановок, зеркала Гелло и др.

Наблюдения дают исследователю ценный материал, но при использовании этого метода на первый план выступают внешние проявления происходящих процессов без взаимосвязи с другими их элементами. Поэтому метод наблюдения следует применять в комплексе с другими методами исследования.

Проведение наблюдений требует четко продуманной органи­зации, которая зависит от цели и задач исследования, от того, что в данный момент изучается. В связи с этим составляется план наблюдения, определяются его цель, задачи, объект, время, место, условия, длительность, ожидаемые результаты.

Во время проведения наблюдений обычно делаются протокольные записи, отражающие все, что смог увидеть наблюдатель, — выборочные, матричные (по заданной схеме). При длительных наблюдениях желательно вести дневниковые записи. Такие записи очень важны, например при наблюдении за музыкальным развитием ребенка в семье. Результаты наблюдений можно фиксировать не только в виде записей, но и в виде таблиц, графиков, диаграмм.

При проведении наблюдений могут широко использоваться технические средства — видеозапись, магнитофонная запись, фотосъемка, киносъемка. Они позволяют фиксировать наиболее важные процессы, отдельные моменты экспериментальной работы, мимику, движения детей, их творческие проявления,особенности поведения во время проведения экспериментального занятия и т. д. Применение технических средств дает возможность получить более объективную картину происходящих процессов и подтвердить эффективность применяемых методов и приемов обучения.

Педагогический эксперимент — «это научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых условиях». Он используется для изучения конкретных фактов, определенных зависимостей между педагогическими воздействиями, специально создаваемыми исследователем.

 Чаще всего ставится цель проверке эффективности различных педагогических воздействий (содержания, методов, приемов музыкального воспитания и обучения, организационных форм работы с детьми). С помощью эксперимента апробируется и совершенствуется разработанная ис­следователем методика, определяющая те условия, при которых данная система дает лучшие результаты.

Педагогический эксперимент является комплексным методом научного познания и включает в себя целенаправленные наблюдения, беседы с испытуемыми, анкетирование, изучение творческих работ и др. Успешное его проведение требует понимания сущности его целей, задач, владения определенной суммой теоретических знаний, а также педагогического мастерства, организаторских способностей, владения различными методиками работы с испытуемыми.

В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента: естественный и лабораторный (клинический). Естествен­ный проводится в форме обычных занятий. Лабораторный эксперимент имеет вспомогательное значение и проводится в специально созданных условиях с небольшой группой испытуемых или с одним из них.

Чаще всего педагогический эксперимент включает в себя три этапа:

констатирующий;

формирующий;

контрольный (итоговый).

Констатирующий эксперимент имеет целью выявить начальный Уровень музыкального развития группы детей или одного ребенка, развития какой-либо определенной способности, умений, знаний в конкретном виде музыкальной деятельности и др. В ходе его обычно подтверждается необходимость исследования выбранной темы.

Формирующий эксперимент предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающейся от традиционных подходов, и ее апро­бацию с целью выявления эффективности.

Контрольный эксперимент (его еще называют заключительным или итоговым) завершает педагогический эксперимент. На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых или условий их музыкального развития. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.

Изучение и обобщение педагогического опыта

Под педагогическим опытом понимается практика обучения, воспитания, образования, изучение организованного, целенаправленного педагогического процесса. Особенно ценен для изуче­ния так называемый передовой педагогический опыт, поскольку именно он способствует дальнейшему развитию науки и практики. Передовой опыт содержит элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Обращение к нему позволяет исследователю при разработке собственной методики обучения учитывать то новое и ценное, что уже наработано практикой, и опираться на него. Благодаря изучению педагогического опыта исследователь может, например, проследить тенденции современного состояния и развития в массовой практике дошкольных учреждений компенсирующего вида различных вопросов, связанных с проблемами музыкального развития детей.

Изучение педагогического опыта может проводиться с помощью таких методов, как наблюдение, анкетирование, беседа, анализ детских работ (например, детских рисунков, выполненных во время прослушивания музыкальных произведений), документации учебно-образовательного учреждения и др. В последнее время все большее распространение стали получать статистические методы обработки, полученной в результате изучения педагогического опыта.

Анкетирование, беседа, интервью

Эти методы при правильном их применении могут дать интересные и ценные в научном отношении данные. Анкетирование — это письменный опрос. В его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета). С помощью анкетирования обычно изучают общественное мнение, отношение педагогов к той или иной проблеме воспитания, обучения и др. Метод анкетирования охватывает очень много людей, учреждений. Преимущество анкеты заключается в том, что она не требует личного контакта с опрашиваемыми и удобна для проведения статистики.

Виды анкет. Анкета составляется на основе специально подобранных вопросов. В зависимости от содержания и формы вопросов меняются структура и характер анкет. В анкете могут быть прямые вопросы (их содержание совпадает с объектом интереса исследователя); косвенные (такого совпадения не происходит).

Например, прямым будет вопрос: «Считаете ли вы необходимой помощь воспитателя музыкальному руководителю в организации работы по музыкальному воспитанию детей?» Косвенный вопрос может звучать так: «Согласны ли вы с утверждением о том, что помощь воспитателя музыкальному руководителю в ра­боте по Музыкальному воспитанию детей очень важна?» В проективных вопросах содержится предложение завершить небольшое высказывание.

По форме анкета может содержать открытые и закрытые вопросы. Вопрос считается открытым, если инструкция не ограничивает способ ответа на него, т. е. в данном случае не предполагается какой-то определенный ответ и испытуемый может дать на него ответ по своему усмотрению. В закрытых вопросах возможные ответы уже заданы, т. е. варианты ответов и их количество уже определены. Например, «Какой из видов музыкальной деятельности детей вы считаете наиболее значимым для их развития? (Выбери­те один из предложенных вариантов.)

Варианты ответов:

а) восприятие-слушание музыки;

б) пение;

в) музыкально-ритмическая деятельность;

г) игра на детских музыкальных инструментах;

д) все перечисленные виды деятельности». Преимущество закрытых анкет состоит в том, что они легко

подвергаются статистической обработке.

Метод анкетирования имеет много сходства с методом беседы (устный опрос): и в первом, и во втором случае перед испытуемым ставятся вопросы, предполагающие ответы. Но если в анкете конструкция вопросов неизменна и требует четкого ответа, то при проведении беседы возможна большая свобода в постановке вопросов, их последовательности, формулировке.

Вопросы для интервью следует заранее спланировать, составить вопросник, где необходимо оставить место для записи (протоколирования) ответа. При составлении вопросов должны учитываться следующие требования:

вначале задаются вопросы более легкие, затем — более трудные;

вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понят­ными для отвечающих;

вопросы должны задаваться тактично и профессионально.

В процессе интервью следует придерживаться следующих общих правил:

интервьюер должен находиться наедине с опрашиваемым;

задаваемый вопрос необходимо читать без изменений, точно так, как он сформулирован в опросном листе;

порядок следования вопросов должен четко соблюдаться;

продолжительность интервью — не более 5 — 7 мин с детьми, не более 30 мин со взрослыми;

во время интервью нельзя каким-либо образом воздействовать на отвечающего, например пытаться подсказывать ответ, делать знаки одобрения или неодобрения и т.д.

Изучение детских творческих работ и документации учебно-образовательного учреждения

Данный метод является дополнительным, вспомогательным. Тем не менее и он может дать исследователю важную и интересную ин­формацию об изучаемом объекте. Так, изучение и анализ детского песенного творчества в аудиозаписи или в нотном оформлении либо анализ возможностей детей с проблемами в развитии (какой-либо одной категории), проявленных в музыкально-ритмической деятельности и оформленных в видеозаписи, может дать представление о динамике развития музыкальных способностей детей.

Изучение документации музыкального руководителя (кален­дарного и перспективного планов, конспектов музыкальных за­нятий, сценариев праздников и развлечений и др.) дает представление об уровне работы по музыкальному воспитанию, о квалификации музыкального руководителя, об организации процесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

Работа с литературными источниками

Приступая к выполнению научно-исследовательской работы, связанной с музыкальным воспитанием детей с проблемами, следует уделить внимание сначала поиску, а затем анализу той лите­ратуры, которая необходима для изучения темы исследования. Это может быть не только теоретическая и методическая литература по проблемам музыкальной педагогики, но и литература по музыковедению, философии, психологии, педагогике и др.

Анализ литературы должен быть направлен на то, чтобы определить актуальность разрабатываемой темы, степень ее исследованности, методологию своей работы. При этом важно выделить те направления в работах ученых, которые непосредственно относятся к теме исследования.

При анализе литературных источников особое внимание следует обратить на основные психолого-педагогические понятия, что даст возможность сравнить трактовки отдельных понятий разными авторами и определить собственную позицию по отноше­нию к ним или же взять за основу те научные понятия, которые в большей степени соответствуют собственным взглядам и убеждениям исследователя.

Работа с литературными источниками необходима для форми­рования научной проблемы и задач исследования. Важно выделить и те вопросы, которые уже изучены, и те, которые необходимо изучить. Чтобы эта работа была целесообразной, лучше всего вести конспекты, в которых отмечаются основные положения авторов. Наиболее важные мысли автора можно выписать в виде цитаты, указав нужную страницу в источнике.

Конспектируя литературу, педагог-исследователь должен четко выписывать выходные данные книги: фамилию, инициалы автора, название книги, место и год издания, номер страницы в книге, если мысль автора выписана без изменений. Конспекты удобнее всего делать на отдельных листах бумаги, используя только одну сторону листа и оставляя поля. На полях обычно делаются различные пометки, уточнения.

Перед конспектированием проводится предварительная работа с текстом: сначала просматривается весь материал в целом, затем в тексте делаются закладки с пометками, выделяются отдельные наиболее существенные для исследователя фрагменты текста, важные мысли автора, касающиеся изучаемой темы, цитаты.

Анализу литературных источников по музыкальному воспитанию детей с проблемами предшествует составление библиографии. Для этой цели удобно использовать библиотечные карточки, которые можно взять в библиотеке или сделать самим. На лицевой стороне карточки даются библиографические сведения (фамилия, инициалы автора, название работы, в каком журнале, сборнике и т.д. издана статья, книга и др., место издания, название издательства, год издания, количество страниц в книге или с какой по какую страницу расположена статья, тезисы в сборнике и т.д.). На оборотной стороне карточки выписываются дословно цитата или наиболее важные мысли из данной работы и делается пометка о том, на какой странице следует их искать. С картотекой будет удобно работать, если карточки расположить по темам, проблемам или в алфавитном порядке.

Искать литературные источники следует в библиотечных каталогах, в последних номерах журналов за каждый год, где помещаются перечни всех статей, опубликованных за год. Для этой цели можно использовать также списки литературы, приведенные в конце монографий, научно-методических пособий, диссертационных исследований по направлению выполняемой научной работы.

Список литературы располагается в конце научной работы в алфавитном порядке. В тексте самой работы автор делает ссылку на тот или иной источник, указывая соответствующий номер в списке литературы и заключая его в квадратные скобки (например,). При оформлении списка литературы обычно соблюдается библиографический стандарт, т. е. выполняются определенные требования, предъявляемые к составлению списка литературы.

В последнее время развивающиеся компьютерные технологии, в частности Интернет, значительно расширяют возможности поиска нужных источников и облегчают работу с ними.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 579.