Предмет- Теория и технология музыкального воспитания детей
Различные подходы к организации музыкального воспитания детей в зарубежной и отечественной педагогике ( система музыкального воспитания К. Орфа,З. Кодая,Д.Б. Кабалевского ). Отечественная система музыкально-эстетического воспитания детей.
Воспитательная система – развивающийся во времени и пространстве комплекс компонентов: исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельности, обеспечивающей реализацию концепции; субъектов деятельности, ее организующих и в ней участвующих; отношений, интегрирующих субъектов в некую общность; среды, освоенной субъектами; управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целостность. Основная ее цель – личностное развитие детей. Воспитательная система разворачивается из педагогической системы, выступающей ее основой. Воспитательная система – открытая система, взаимодействующая с социальным, природным, культурным окружением образовательного учреждения. Воспитательная система не статична: в ее развитии существует прошлое, настоящее и будущее. В ней действуют как механизмы сохранения и воспроизводства сложившихся способов жизнедеятельности, так и механизмы дезорганизации и обновления системы. Источниками развития воспитательной системы являются противоречия между тенденциями упорядоченности и хаоса – в форме противоречий между системой и личностью, традициями и инновациями (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).
В основе существующих систем музыкального воспитания лежат различные виды детской музыкальной деятельности. Эти системы направлены на развитие у детей как отдельных музыкальных способностей, так и всего комплекса музыкальности, формирование основ музыкальной культуры.
3. Зарубежные системы музыкального воспитания детей
Все виды детской музыкальной деятельности имеют свои специфические возможности в музыкальном развитии ребенка. В истории музыкальной педагогики существовали различные системы музыкального воспитания, которые опирались на отдельные виды музыкальной деятельности детей, которые в данной системе признавались ведущими.
Так, движение под музыку (синтез музыки и движения) стало основой для создания в начале 20 века системы музыкально-ритмического воспитания швейцарским композитором и педагогом Эмилем Жаком-Далькрозом (1865-1950). Основной целью использования его «Ритмической гимнастики» или «Ритмики» было воспитание, в первую очередь, чувства ритма детей, памяти, внимания, музыкального слуха и воображения. Далькроз впервые сумел объяснить активную, двигательную природу музыкально-ритмического чувства, впервые обосновал ритмику в качестве метода музыкального воспитания, развивал идею использования движений в качестве естественной возможности развития музыкального восприятия и музыкальных способностей человека, передачи образного содержания музыки в пластических движениях. Система базируется на следующих принципах: обучение ритмике возможно для всех и необходимо каждому ребенку; началом воспитания является глубокое погружение ребенка в музыку, активизация его воображения и умения выражать себя в движении; музыкально-ритмическое воспитание носит системный характер: упражнения и игры используются в системе; музыкальный репертуар – отрывки из произведений западноевропейских композиторов (в основном танцевальные). Им организовывались специальные занятия, на которых большое внимание уделялось выполнению ритмических движений под музыку, упражнений с предметами, дыхательным упражнениям. Занятия имели ярко выраженную гуманистическую направленность: «занятия должны приносить детям радость, иначе они теряют половину своей цены». Система Далькроза приобрела широкую популярность во всем мире, был организован Институт музыки и ритма в Хеллерау (недалеко от Дрездена), школы Далькроза были открыты в Москве и С.-Петербурге (1910-ые годы).
Становление отечественной методики приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям связано с использованием подходов, предложенных Далькрозом. Основоположники этой методики сами окончили Институт музыки и ритма, пропагандировали и развивали идеи Далькроза, в России был создан Институт ритмики.
Пение (хоровое) стало основой для системы, разработанной венгерским композитором, ученым-фольклористом и педагогом Золтаном Кодаем (1882-1967) (он также - президент венгерской Академии наук в 40-е годы, почетный президент Международного общества музыкального воспитания). Кодай считал музыку основным средством приобщения к добру, красоте, человечности. Хоровое пение, по мнению Кодая, воспитывает потребность как в индивидуальном самовыражении, так и в коллективном сопереживании. Эта система использовалась в детских садах, школах, педучилищах и вузах. Основные принципы системы: музыкальное искусство – центр образования человека; музыкальный вкус воспитывается с детства; систематические занятия должны начинаться с 3-ех лет; ежедневное пение развивает душу и тело; основа музыкального воспитания – музыкальный фольклор. Используемые в системе Кодая методы и приемы способствовали эффективному развитию музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства - Кодай разработал тщательно продуманную систему обучения пению по нотам на основе так называемой релятивной (относительной) сольмизации. В ней используются слоговые названия ступеней лада (йо, ле, ви, на, со, ра, ти) и условные обозначения длительностей звуков (та-четверть, ти-восьмая, па-пауза) и ручные знаки (определенное движение рукой обозначает каждую ступень лада). При использовании этой системы, по данным венгерских исследователей, 80-89% дошкольников при поступлении в школу умели чисто петь. Свои национальные аналоги этой системы существуют во многих странах мира (США, Великобритания, Япония), на постсоветском пространстве – в странах Прибалтики. Однако недостатком этой системы можно считать позднее знакомство детей с инструментальной музыкой и музыкой, не имеющей отношение к национальной венгерской культура – только в 3-4 классе общеобразовательной школы.
Игра на детских музыкальных инструментах, так называемый «метод элементарного музицирования» лежал в основе педагогической системы австрийского композитора (автор кантаты «Кармина Бурана») педагога, драматурга и актера Карла Орфа (1895-1982). Огромное внимание в системе Орфа уделялось и музыкально-творческому развитию детей. В музыкально-театрализованных играх широко использовались и пение, речь, жест, пантомима, танец, игра на музыкальных инструментах. Гораздо меньше внимания уделялось восприятию музыки. Основные положения следующие: активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей; важна коллективная деятельность, совместное музицирование; используются первоэлементы музыки: щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки; результат начального музыкального образования - импровизационный спектакль.Им было создано 5-ти томное пособие для занятий с детьми «Шульверк» («Школа действия»), в котором предлагались разнообразные народные песни (от немецких, австрийских, до французских, каталонских и др.), широко представлены пословицы, поговорки, дразнилки, считалки. Ритмические и мелодические упражнения часто связаны со словом – его метрической структурой, мелодико-интонационным произнесением. Орф (совместно с К. Заксом) усовершенствовал конструкции детских музыкальных инструментов, создал институт Карла Орфа (Зальцбург, 1962 год), в котором педагоги могли пройти курсы по изучению этой методики работы с детьми, до сегодняшнего дня это крупнейший центр подготовки педагогов - музыкантов для детей. Аналоги системы Орфа существуют сегодня в разных странах мира.
В СССР существовала система, предложенная советским композитором, общественным деятелем и педагогом Дмитрием Борисовичем Кабалевским (1904-1987) (действительный член Академии пед наук СССР, доктор искусствоведения, профессор). Система изначальна предназначалась для детей школьного возраста. Он считал, что главная задача педагога – научить ребенка эмоционально воспритимать музыку как целостное явление, чувствовать ее, указывал на необходимость формирования музыкальной культуры школьников как неотъемлимой части их духовной культуры. В основе системы - восприятие музыки, но такое, чтобы ребенок не только слушал, но и слышал ее. Один из характернейших принципов системы - принцип тематизма, подразумевающий изучение музыки в контексте определенной темы (например: «Песня, танец, марш», «Интонация в музыке»), и позволяющий идти от простого к сложному - например, от понимания темы «Три кита» (песня, танец, марш) к пониманию песенности, танцевальности, маршевости в музыке. Программа для школы опиралась и на принцип цикличности – закрепление и освоение нового материала в ряде схожих тем в разные годы обучения в школе. При построении беседы о музыкальном произведении раскрываются три вопроса: «Какие чувства в музыке», «О ком (о чем) рассказывает музыка», «Как рассказывает музыка». Положительные стороны системы использовались и в музыкальном воспитании дошкольников. Основы методики раскрыты в книгах Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», «При трех китов и про многое другое» и др. Данные подходы отражены в современной авторской программе «Музыкальные шедевры» Ольги Петровны Радыновой (Москва).
Каждый из видов музыкальной деятельности имеет свои специфические возможности в развитии музыкальности ребенка. Комплексное же их использование позволяет создавать наиболее благоприятные условия для этого развития. В практике работы советских детских садов все виды детской музыкальной деятельности находили свое отражение. Разработка такой системы музыкального воспитания дошкольников, признанной во всем мире, связана с именем доктора педагогических наук, профессора Натальи Алексеевны Ветлугиной (1909-1995) и созданной ею научной школы. Ею доказано уникальное значение музыкальной деятельности в развитии дошкольника, заложен фундамент музыкальной педагогики от теоретических основ до практических технологий. Музыкальное воспитание рассматривалось ею как музыкально-эстетическое, способствующее воспитанию эстетического отношения к окружающей действительности, было призвано влиять на нравственный облик, умственную и физическую активность ребенка. Основные принципы: связь музыкального воспитания с жизнью и современностью; постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка; преемственность музыкального развития на разных возрастных этапах; сочетание музыкальной и деятельности с другими видами детской деятельности; качественность музыкального репертуара для детей. Автор программ и методических пособий для детских садов, педагогических училищ и вузов («Музыкальный букварь», «Музыкальное развитие ребенка», «Музыкальные занятия в детском саду», «Детский оркестр», «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр» и др.)
Исследованиями Ветлугиной заложен комплексный подход к музыкальному воспитанию, который актуален и в современной практике.
Методы обучения в семье
Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.
Наглядно-слуховой метод — основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей, музыкой.
Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.
К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке*.
Педагог должен суметь убедить родителей, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомились, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.
Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.
Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного учреждения необходимо рассказывать об опыте музыкального воспитания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома, давать рекомендации по применению доступных и эффективных методов и приемов музыкального воспитания детей в семье.
Предмет- Теория и технология музыкального воспитания детей
Дата: 2018-12-21, просмотров: 689.