Практические (семинарские) занятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Форма обучения очно-заочная

Модуль Номер раздела Содержание практических (семинарских) занятий

2

9 1. Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки 2. Возникновение и диалектика развития категории «социально-культурная деятельность» 3.Методологические и методические проблемы социально-культурной деятельности. 4.Междисциплинарные связи как фактор развития теории социально-культурной деятельности.
10 1. Сущность социально-культурной деятельности. 2. Понятие «принцип». Принципы социально-культурной деятельности. 3. Понятие «функции». Функции социально-культурной деятельности. 4. Методы социально-культурной деятельности.
11 1. Категория содержания социально-культурной деятельности. Социально- экономические, психологические и педагогические требования к его отбору.  2. Проблемное поле социально-культурной деятельности. Сущность проблем как объективно фиксируемых фактов и явлений в социально-культурной среде. 3. Иерархия и классификация проблем в рамках единого социокультурного пространства. 4. Универсальные направления социально-культурных проектов и программ по доминирующему признаку.  5.Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков, взрослых в содержании социально-культурной деятельности. 6.Особенности, объем, перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества. 7.Форма как сочетание способа и средств организации процесса социокультурной деятельности. 8.Учет социально-демографических, профессиональных и социально-психологических характеристик аудитории в практике применения форм социально-культурной деятельности.
12 1.Понятие о психологическом и педагогическом компонентах в социально-культурной деятельности. Теория и практика организации досуга. 2.Педагогика сотрудничества и сотворчества как исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее методологический инструментарий. 3.Психологические условия и механизмы социально-культурной деятельности.  3.Сущность и содержание ее социальных установок и ценностных ориентаций. Методика изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых – участников социально-культурных процессов. 4.Педагогическая сущность социально-культурной деятельности. Выявление ее социальной направленности, целей и задач, наиболее эффективных путей ее реализации. Среда и факторы воспитания. Организация деятельности. Контроль и оценка ее результатов. 5.Социально-культурная деятельность как сфера обеспечения органического единства и взаимодействия целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов досуговых занятий в условиях свободного времени.
13 1.Понятие и сущность социально-культурной политики. 2. Объекты и субъекты социально-культурной политики. 3. Уровни социально-культурной политики.

3

14 1.Обусловленность различных значений понятия «социально-культурная сфера» наличием различных видов общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность. 2.Характеристика различных сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов как субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации, рекреации современного общества. 3.Сфера досуга и досуговой деятельности. Сфера народной художественной культуры и творчества. Сфера образования. Сфера социальной защиты и реабилитации. 4 Социальные институты, социальные группы и отдельные лица, которые сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей.
15 1. Досуг как сфера социально-культурной деятельности. 2. Современные проблемы досуга и пути их разрешения. 3. Современные концепции досуга. 4. Виды и формы досуга. 5. Место досуга в системе элементов социально-культурной среды.
16 1. Понятие «народная художественная культура» и его социокультурные и этнокультурные истоки. 2. Соотношение понятия «социально-культурная деятельность» с понятием «фольклор», «народное искусство», «народное творчество». 3. Народная культура как форма исторической памяти и самосознания народа. 4.  Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм. 5. Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества. 6. Реализация мероприятий по адаптации знаний и навыков профессионалов и непрофессионалов в области народной художественной культуры и творчества к изменяющимся условиям.
17 1.Сущность социальной защиты и реабилитации и сравнительный их анализ как сферы социально-культурной деятельности.  2.Культурно-исторические корни социальной работы. Социальная поддержка как традиционный элемент общечеловеческой культуры. Развитие традиционных и нетрадиционных институтов социальной поддержки и благотворительности в социокультурной сфере в России. 3.Социальная защита и реабилитация как специфическая форма в социокультурной деятельности, основные сферы ее распространения в современном обществе.  4.Цели и задачи социокультурной реабилитации. Объективные причины многообразия ее целей и задач. Их актуализация в современных условиях. 5.Общее и особенное в различных подходах к пониманию смысла, целей и задач социокультурной реабилитации. 6.Опыт социокультурной реабилитации в различных странах и сравнительная оценка.

4

 

18 1.Деятельность личности в системе социально-культурных отношений. 2.Социально-культурная среда и формирование личности. 3. Человек как субъект социально-культурной деятельности.
19 1.Семья - традиционный социально-культурный институт. Роль и место семьи в социальных связях человека. 2.Типология современной семьи. Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого типа семьи. Типичные социально-педагогические проблемы современной семьи. 3.Характеристика социальных функций семьи. Понятия социокультурных ценностей, предпочтений и традиций в семье. 4.Семья как объект и субъект социально-культурной деятельности, инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально-бытовых и социально-психологических проблем, проблем семейного воспитания. 5.Семейные клубы и любительские объединения как субъекты социально-культурной деятельности. Их роль в кооперировании воспитательных возможностей родителей, создании условий для обмена производственным, семейно-бытовым и педагогическим опытом, организации богатой по содержанию и формам воспитывающей и развивающей социально-культурной среды. Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков и взрослых.
20 1.Понятие социальной группы по оценкам социологов. Малые и большие социальные группы.  2.Элита как социокультурная страта. Социологическая и культурологическая сущность стратообразующего понятия «элита». Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института. 3.Закон РФ «Об общественных объединениях (1995) и типология общественных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере. 4. Значение, современные проблемы и деятельность общественных организаций. 5. Сущность, виды, основные направления, формы работы общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений.
21 1.Характеристика средств массовой информации (телевидение, радио, печать, Интернет) как социального института. 2.Специфические особенности средств массовой информации, определяющие их назначение в обществе:  а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм, ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе. 2.Технический прогресс как источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ. 3.Использование Интернет-сети в распространении социально-культурной информации.
22 1.Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения, и организации, их общие признаки и различия. Принципы классификации традиционных и альтернативных учреждений культуры, образования, искусства, досуга, спорта. 2.Социально-культурные институты клубного типа. Социально-культурные комплексы и центры досуга. Парки и парковые учреждения и системы. Историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа. Санаторно-оздоровительные и курортные учреждения. Выставочные залы и комплексы. Театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения. Учреждения туризма и спорта. 3.Традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.      4.Учреждения и организации народного творчества. Центры народных промыслов и ремесел.
23 1.Сущность социально-культурной политики. 2.Этнография социально-культурной деятельности. 3. Международный обмен и сотрудничество в социально-культурной сфере. 4. Современный социальный и культурный статус, профессиональная этика специалиста социально-культурной деятельности.

3.4. Лабораторные занятия не предусмотрены

3.5. Организация самостоятельной работы

Форма обучения очно-заочная

Модуль Наименование раздела Содержание материала выносимого на самостоятельное изучение* Виды самостоятельной работы**

1

1 Источниковедческая и учебно-методическая база курса «Социально- культурная деятельность». составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию
2 Принятие христианства на Руси и его роль в духовном развитии общества. Новые тенденции в педагогической мысли ХII в. Последствия золотоордынского ига в развитии русской системы воспитания. составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию
3 Влияние реформ Петра I на культурно-досуговую деятельность. Дворянские салоны, клубы. Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции. Деятельность Вольного экономического общества (с 1765г.) составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию
4 Развитие легальных и подпольных рабочих и социал-демократических клубов. Особенности их культурно-просветительной, общественно - политической работы в конце 90-х и начале ХХ века. Революционные события в России в начале ХХ века и их влияние на культурно-просветительную и досуговую деятельность.   составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию
5 Усиление борьбы за ликвидацию неграмотности в конце 20-х – начале 30-х гг. Культпоход, его задачи, этапы и результаты проведения. Библиотечный поход. Клубное строительство в 30-е гг., развитие сети библиотек, парков молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Передвижные формы культурно-просветительной работы. Последствия насильственной коллективизации. Милитаризация труда в СССР. Трудовые почины, развитие соревнования, ударничество. Политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия репрессии. Начало переселения народов и его последствия. составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию
6 Народные праздники, гуляния и их значение в организации культурно- просветительной работы. Расширение системы подготовки и повышения квалификации кадров культурно-просветительных работников. Образование Министерства культуры СССР, министерств культуры союзных республик и органов управления учреждениями культуры на местах. Разоблачение культа личности и начало процесса демократизации культурно-просветительной работы. составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию
7. Начало глубокой перестройки культурно-просветительной работы (демократизация) системы управления и деятельности, ориентация на социально-досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно -просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма. Ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени. Начало осмысления необходимости подготовки педагогических кадров для СКС, первые исследования, их результаты. составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию
8 Возрастание роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. Особенности и проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, образования, социальной работы. Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга. составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию.

 

2

9 1.Ретроспективный анализ развития научных исследований по социально- культурной проблематике. 2.Методологические и методические проблемы социально-культурной деятельности. 3.Междисциплинарные связи как фактор развития теории социально-культурной деятельности.

составление конспекта;

составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);

подготовка сообщений и докладов;

выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах.

 

10 5. Сущность социально-культурной деятельности. 6. Понятие «принцип». Принципы социально-культурной деятельности. 7. Понятие «функции». Функции социально-культурной деятельности. Методы социально-культурной деятельности.
11 1.Категория содержания социально-культурной деятельности. Социально- экономические, психологические и педагогические требования к его отбору.  2.Проблемное поле социально-культурной деятельности. Сущность проблем как объективно фиксируемых фактов и явлений в социально-культурной среде. 3.Иерархия и классификация проблем в рамках единого социокультурного пространства. 4.Универсальные направления социально-культурных проектов и программ по доминирующему признаку.  5.Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков, взрослых в содержании социально-культурной деятельности. 6.Особенности, объем, перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества. 7.Форма как сочетание способа и средств организации процесса социокультурной деятельности. 8.Учет социально-демографических, профессиональных и социально-психологических характеристик аудитории в практике применения форм социально-культурной деятельности. составление конспекта ( составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах;  
12   1.Понятие о психологическом и педагогическом компонентах в социально-культурной деятельности. Теория и практика организации досуга. 2.Педагогика сотрудничества и сотворчества как исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее методологический инструментарий. 3.Психологические условия и механизмы социально-культурной деятельности.  4.Сущность и содержание ее социальных установок и ценностных ориентаций. Методика изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых – участников социально-культурных процессов. 5.Педагогическая сущность социально-культурной деятельности. Выявление ее социальной направленности, целей и задач, наиболее эффективных путей ее реализации. Среда и факторы воспитания. Организация деятельности. Контроль и оценка ее результатов. 6.Социально-культурная деятельность как сфера обеспечения органического единства и взаимодействия целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов досуговых занятий в условиях свободного времени.

составление конспекта;

составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);

подготовка сообщений и докладов;

выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах;

 

13 1.Понятие и сущность социально-культурной политики. 2. Объекты и субъекты социально-культурной политики. 3. Уровни социально-культурной политики.

3

 

14 1.Обусловленность различных значений понятия «социально-культурная сфера» наличием различных видов общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность. 2.Характеристика различных сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов как субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации, рекреации современного общества. 3.Сфера досуга и досуговой деятельности. Сфера народной художественной культуры и творчества. Сфера образования. Сфера социальной защиты и реабилитации. 4 Социальные институты, социальные группы и отдельные лица, которые сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей.

составление конспекта (

составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);

подготовка сообщений и докладов;

выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах;

 

15   6. Досуг как сфера социально-культурной деятельности. 7. Современные проблемы досуга и пути их разрешения. 8. Современные концепции досуга. 9. Виды и формы досуга. 10. Место досуга в системе элементов социально-культурной среды.
16   7. Понятие «народная художественная культура» и его социокультурные и этнокультурные истоки. 8. Соотношение понятия «социально-культурная деятельность» с понятием «фольклор», «народное искусство», «народное творчество». 9. Народная культура как форма исторической памяти и самосознания народа. 10.  Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм. 11. Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества. 12. Реализация мероприятий по адаптации знаний и навыков профессионалов и непрофессионалов в области народной художественной культуры и творчества к изменяющимся условиям. составление конспекта ( составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах. 13.
17   1.Сущность социальной защиты и реабилитации и сравнительный их анализ как сферы социально-культурной деятельности.  2.Культурно-исторические корни социальной работы. Социальная поддержка как традиционный элемент общечеловеческой культуры. Развитие традиционных и нетрадиционных институтов социальной поддержки и благотворительности в социокультурной сфере в России. 3.Социальная защита и реабилитация как специфическая форма в социокультурной деятельности, основные сферы ее распространения в современном обществе.  4.Цели и задачи социокультурной реабилитации. Объективные причины многообразия ее целей и задач. Их актуализация в современных условиях. 5.Общее и особенное в различных подходах к пониманию смысла, целей и задач социокультурной реабилитации. 6.Опыт социокультурной реабилитации в различных странах и сравнительная оценка. составление конспекта ( составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах.  

4

 

18 1.Деятельность личности в системе социально-культурных отношений. 2.Социально-культурная среда и формирование личности. 3. Человек как субъект социально-культурной деятельности.   составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов.
19   1.Семья - традиционный социально-культурный институт. Роль и место семьи в социальных связях человека. 2.Типология современной семьи. Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого типа семьи. Типичные социально-педагогические проблемы современной семьи. 3.Характеристика социальных функций семьи. Понятия социокультурных ценностей, предпочтений и традиций в семье. 4.Семья как объект и субъект социально-культурной деятельности, инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально-бытовых и социально-психологических проблем, проблем семейного воспитания. 5.Семейные клубы и любительские объединения как субъекты социально-культурной деятельности. Их роль в кооперировании воспитательных возможностей родителей, создании условий для обмена производственным, семейно-бытовым и педагогическим опытом, организации богатой по содержанию и формам воспитывающей и развивающей социально-культурной среды. Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков и взрослых.  
20   1.Понятие социальной группы по оценкам социологов. Малые и большие социальные группы. 2.Элита как социокультурная страта. Социологическая и культурологическая сущность стратообразующего понятия «элита». Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института. 3.Закон РФ «Об общественных объединениях (1995) и типология общественных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере. 4. Значение, современные проблемы и деятельность общественных организаций. 5. Сущность, виды, основные направления, формы работы общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений. составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов;  
21   1.Характеристика средств массовой информации (телевидение, радио, печать, Интернет) как социального института. 2.Специфические особенности средств массовой информации, определяющие их назначение в обществе:  а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм, ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе. 2.Технический прогресс как источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ. 3.Использование Интернет-сети в распространении социально-культурной информации. составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов;  
22   1.Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения, и организации, их общие признаки и различия. Принципы классификации традиционных и альтернативных учреждений культуры, образования, искусства, досуга, спорта. 2.Социально-культурные институты клубного типа. Социально-культурные комплексы и центры досуга. Парки и парковые учреждения и системы. Историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа. Санаторно-оздоровительные и курортные учреждения. Выставочные залы и комплексы. Театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения. Учреждения туризма и спорта. 3.Традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.      4.Учреждения и организации народного творчества. Центры народных промыслов и ремесел.

составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме);

подготовка сообщений и докладов;

 

23 1. Сущность социально-культурной политики. 2. Этнография социально-культурной деятельности. 3. Международный обмен и сотрудничество в социально-культурной сфере. 4. Современный социальный и культурный статус, профессиональная этика специалиста социально-культурной деятельности

Дата: 2018-12-21, просмотров: 221.