Форма обучения очно-заочная
Модуль | Номер раздела | Содержание практических (семинарских) занятий |
2 | 9 | 1. Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки 2. Возникновение и диалектика развития категории «социально-культурная деятельность» 3.Методологические и методические проблемы социально-культурной деятельности. 4.Междисциплинарные связи как фактор развития теории социально-культурной деятельности. |
10 | 1. Сущность социально-культурной деятельности. 2. Понятие «принцип». Принципы социально-культурной деятельности. 3. Понятие «функции». Функции социально-культурной деятельности. 4. Методы социально-культурной деятельности. | |
11 | 1. Категория содержания социально-культурной деятельности. Социально- экономические, психологические и педагогические требования к его отбору. 2. Проблемное поле социально-культурной деятельности. Сущность проблем как объективно фиксируемых фактов и явлений в социально-культурной среде. 3. Иерархия и классификация проблем в рамках единого социокультурного пространства. 4. Универсальные направления социально-культурных проектов и программ по доминирующему признаку. 5.Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков, взрослых в содержании социально-культурной деятельности. 6.Особенности, объем, перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества. 7.Форма как сочетание способа и средств организации процесса социокультурной деятельности. 8.Учет социально-демографических, профессиональных и социально-психологических характеристик аудитории в практике применения форм социально-культурной деятельности. | |
12 | 1.Понятие о психологическом и педагогическом компонентах в социально-культурной деятельности. Теория и практика организации досуга. 2.Педагогика сотрудничества и сотворчества как исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее методологический инструментарий. 3.Психологические условия и механизмы социально-культурной деятельности. 3.Сущность и содержание ее социальных установок и ценностных ориентаций. Методика изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых – участников социально-культурных процессов. 4.Педагогическая сущность социально-культурной деятельности. Выявление ее социальной направленности, целей и задач, наиболее эффективных путей ее реализации. Среда и факторы воспитания. Организация деятельности. Контроль и оценка ее результатов. 5.Социально-культурная деятельность как сфера обеспечения органического единства и взаимодействия целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов досуговых занятий в условиях свободного времени. | |
13 | 1.Понятие и сущность социально-культурной политики. 2. Объекты и субъекты социально-культурной политики. 3. Уровни социально-культурной политики. | |
3 | 14 | 1.Обусловленность различных значений понятия «социально-культурная сфера» наличием различных видов общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность. 2.Характеристика различных сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов как субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации, рекреации современного общества. 3.Сфера досуга и досуговой деятельности. Сфера народной художественной культуры и творчества. Сфера образования. Сфера социальной защиты и реабилитации. 4 Социальные институты, социальные группы и отдельные лица, которые сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей. |
15 | 1. Досуг как сфера социально-культурной деятельности. 2. Современные проблемы досуга и пути их разрешения. 3. Современные концепции досуга. 4. Виды и формы досуга. 5. Место досуга в системе элементов социально-культурной среды. | |
16 | 1. Понятие «народная художественная культура» и его социокультурные и этнокультурные истоки. 2. Соотношение понятия «социально-культурная деятельность» с понятием «фольклор», «народное искусство», «народное творчество». 3. Народная культура как форма исторической памяти и самосознания народа. 4. Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм. 5. Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества. 6. Реализация мероприятий по адаптации знаний и навыков профессионалов и непрофессионалов в области народной художественной культуры и творчества к изменяющимся условиям. | |
17 | 1.Сущность социальной защиты и реабилитации и сравнительный их анализ как сферы социально-культурной деятельности. 2.Культурно-исторические корни социальной работы. Социальная поддержка как традиционный элемент общечеловеческой культуры. Развитие традиционных и нетрадиционных институтов социальной поддержки и благотворительности в социокультурной сфере в России. 3.Социальная защита и реабилитация как специфическая форма в социокультурной деятельности, основные сферы ее распространения в современном обществе. 4.Цели и задачи социокультурной реабилитации. Объективные причины многообразия ее целей и задач. Их актуализация в современных условиях. 5.Общее и особенное в различных подходах к пониманию смысла, целей и задач социокультурной реабилитации. 6.Опыт социокультурной реабилитации в различных странах и сравнительная оценка. | |
4
| 18 | 1.Деятельность личности в системе социально-культурных отношений. 2.Социально-культурная среда и формирование личности. 3. Человек как субъект социально-культурной деятельности. |
19 | 1.Семья - традиционный социально-культурный институт. Роль и место семьи в социальных связях человека. 2.Типология современной семьи. Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого типа семьи. Типичные социально-педагогические проблемы современной семьи. 3.Характеристика социальных функций семьи. Понятия социокультурных ценностей, предпочтений и традиций в семье. 4.Семья как объект и субъект социально-культурной деятельности, инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально-бытовых и социально-психологических проблем, проблем семейного воспитания. 5.Семейные клубы и любительские объединения как субъекты социально-культурной деятельности. Их роль в кооперировании воспитательных возможностей родителей, создании условий для обмена производственным, семейно-бытовым и педагогическим опытом, организации богатой по содержанию и формам воспитывающей и развивающей социально-культурной среды. Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков и взрослых. | |
20 | 1.Понятие социальной группы по оценкам социологов. Малые и большие социальные группы. 2.Элита как социокультурная страта. Социологическая и культурологическая сущность стратообразующего понятия «элита». Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института. 3.Закон РФ «Об общественных объединениях (1995) и типология общественных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере. 4. Значение, современные проблемы и деятельность общественных организаций. 5. Сущность, виды, основные направления, формы работы общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений. | |
21 | 1.Характеристика средств массовой информации (телевидение, радио, печать, Интернет) как социального института. 2.Специфические особенности средств массовой информации, определяющие их назначение в обществе: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм, ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе. 2.Технический прогресс как источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ. 3.Использование Интернет-сети в распространении социально-культурной информации. | |
22 | 1.Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения, и организации, их общие признаки и различия. Принципы классификации традиционных и альтернативных учреждений культуры, образования, искусства, досуга, спорта. 2.Социально-культурные институты клубного типа. Социально-культурные комплексы и центры досуга. Парки и парковые учреждения и системы. Историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа. Санаторно-оздоровительные и курортные учреждения. Выставочные залы и комплексы. Театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения. Учреждения туризма и спорта. 3.Традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования. 4.Учреждения и организации народного творчества. Центры народных промыслов и ремесел. | |
23 | 1.Сущность социально-культурной политики. 2.Этнография социально-культурной деятельности. 3. Международный обмен и сотрудничество в социально-культурной сфере. 4. Современный социальный и культурный статус, профессиональная этика специалиста социально-культурной деятельности. |
3.4. Лабораторные занятия не предусмотрены
3.5. Организация самостоятельной работы
Форма обучения очно-заочная
Модуль | Наименование раздела | Содержание материала выносимого на самостоятельное изучение* | Виды самостоятельной работы** |
1 | 1 | Источниковедческая и учебно-методическая база курса «Социально- культурная деятельность». | составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию |
2 | Принятие христианства на Руси и его роль в духовном развитии общества. Новые тенденции в педагогической мысли ХII в. Последствия золотоордынского ига в развитии русской системы воспитания. | составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию | |
3 | Влияние реформ Петра I на культурно-досуговую деятельность. Дворянские салоны, клубы. Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции. Деятельность Вольного экономического общества (с 1765г.) | составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию | |
4 | Развитие легальных и подпольных рабочих и социал-демократических клубов. Особенности их культурно-просветительной, общественно - политической работы в конце 90-х и начале ХХ века. Революционные события в России в начале ХХ века и их влияние на культурно-просветительную и досуговую деятельность. | составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию | |
5 | Усиление борьбы за ликвидацию неграмотности в конце 20-х – начале 30-х гг. Культпоход, его задачи, этапы и результаты проведения. Библиотечный поход. Клубное строительство в 30-е гг., развитие сети библиотек, парков молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Передвижные формы культурно-просветительной работы. Последствия насильственной коллективизации. Милитаризация труда в СССР. Трудовые почины, развитие соревнования, ударничество. Политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия репрессии. Начало переселения народов и его последствия. | составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию | |
6 | Народные праздники, гуляния и их значение в организации культурно- просветительной работы. Расширение системы подготовки и повышения квалификации кадров культурно-просветительных работников. Образование Министерства культуры СССР, министерств культуры союзных республик и органов управления учреждениями культуры на местах. Разоблачение культа личности и начало процесса демократизации культурно-просветительной работы. | составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию | |
7. | Начало глубокой перестройки культурно-просветительной работы (демократизация) системы управления и деятельности, ориентация на социально-досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно -просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма. Ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени. Начало осмысления необходимости подготовки педагогических кадров для СКС, первые исследования, их результаты. | составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию | |
8 | Возрастание роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. Особенности и проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, образования, социальной работы. Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга. | составление конспекта, анализ текста, составление словаря, подготовка к собеседованию. |
2 | 9 | 1.Ретроспективный анализ развития научных исследований по социально- культурной проблематике. 2.Методологические и методические проблемы социально-культурной деятельности. 3.Междисциплинарные связи как фактор развития теории социально-культурной деятельности. | составление конспекта; составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах.
|
10 | 5. Сущность социально-культурной деятельности. 6. Понятие «принцип». Принципы социально-культурной деятельности. 7. Понятие «функции». Функции социально-культурной деятельности. Методы социально-культурной деятельности. | ||
11 | 1.Категория содержания социально-культурной деятельности. Социально- экономические, психологические и педагогические требования к его отбору. 2.Проблемное поле социально-культурной деятельности. Сущность проблем как объективно фиксируемых фактов и явлений в социально-культурной среде. 3.Иерархия и классификация проблем в рамках единого социокультурного пространства. 4.Универсальные направления социально-культурных проектов и программ по доминирующему признаку. 5.Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков, взрослых в содержании социально-культурной деятельности. 6.Особенности, объем, перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества. 7.Форма как сочетание способа и средств организации процесса социокультурной деятельности. 8.Учет социально-демографических, профессиональных и социально-психологических характеристик аудитории в практике применения форм социально-культурной деятельности. | составление конспекта ( составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах; | |
12 | 1.Понятие о психологическом и педагогическом компонентах в социально-культурной деятельности. Теория и практика организации досуга. 2.Педагогика сотрудничества и сотворчества как исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее методологический инструментарий. 3.Психологические условия и механизмы социально-культурной деятельности. 4.Сущность и содержание ее социальных установок и ценностных ориентаций. Методика изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых – участников социально-культурных процессов. 5.Педагогическая сущность социально-культурной деятельности. Выявление ее социальной направленности, целей и задач, наиболее эффективных путей ее реализации. Среда и факторы воспитания. Организация деятельности. Контроль и оценка ее результатов. 6.Социально-культурная деятельность как сфера обеспечения органического единства и взаимодействия целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов досуговых занятий в условиях свободного времени. | составление конспекта; составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах;
| |
13 | 1.Понятие и сущность социально-культурной политики. 2. Объекты и субъекты социально-культурной политики. 3. Уровни социально-культурной политики. | ||
3
| 14 | 1.Обусловленность различных значений понятия «социально-культурная сфера» наличием различных видов общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность. 2.Характеристика различных сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов как субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации, рекреации современного общества. 3.Сфера досуга и досуговой деятельности. Сфера народной художественной культуры и творчества. Сфера образования. Сфера социальной защиты и реабилитации. 4 Социальные институты, социальные группы и отдельные лица, которые сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей. | составление конспекта ( составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах;
|
15 | 6. Досуг как сфера социально-культурной деятельности. 7. Современные проблемы досуга и пути их разрешения. 8. Современные концепции досуга. 9. Виды и формы досуга. 10. Место досуга в системе элементов социально-культурной среды. | ||
16 | 7. Понятие «народная художественная культура» и его социокультурные и этнокультурные истоки. 8. Соотношение понятия «социально-культурная деятельность» с понятием «фольклор», «народное искусство», «народное творчество». 9. Народная культура как форма исторической памяти и самосознания народа. 10. Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм. 11. Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества. 12. Реализация мероприятий по адаптации знаний и навыков профессионалов и непрофессионалов в области народной художественной культуры и творчества к изменяющимся условиям. | составление конспекта ( составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах. 13. | |
17 | 1.Сущность социальной защиты и реабилитации и сравнительный их анализ как сферы социально-культурной деятельности. 2.Культурно-исторические корни социальной работы. Социальная поддержка как традиционный элемент общечеловеческой культуры. Развитие традиционных и нетрадиционных институтов социальной поддержки и благотворительности в социокультурной сфере в России. 3.Социальная защита и реабилитация как специфическая форма в социокультурной деятельности, основные сферы ее распространения в современном обществе. 4.Цели и задачи социокультурной реабилитации. Объективные причины многообразия ее целей и задач. Их актуализация в современных условиях. 5.Общее и особенное в различных подходах к пониманию смысла, целей и задач социокультурной реабилитации. 6.Опыт социокультурной реабилитации в различных странах и сравнительная оценка. | составление конспекта ( составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; выполнение исследовательских заданий в индивидуальных и групповых формах. | |
4
| 18 | 1.Деятельность личности в системе социально-культурных отношений. 2.Социально-культурная среда и формирование личности. 3. Человек как субъект социально-культурной деятельности. | составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов. |
19 | 1.Семья - традиционный социально-культурный институт. Роль и место семьи в социальных связях человека. 2.Типология современной семьи. Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого типа семьи. Типичные социально-педагогические проблемы современной семьи. 3.Характеристика социальных функций семьи. Понятия социокультурных ценностей, предпочтений и традиций в семье. 4.Семья как объект и субъект социально-культурной деятельности, инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально-бытовых и социально-психологических проблем, проблем семейного воспитания. 5.Семейные клубы и любительские объединения как субъекты социально-культурной деятельности. Их роль в кооперировании воспитательных возможностей родителей, создании условий для обмена производственным, семейно-бытовым и педагогическим опытом, организации богатой по содержанию и формам воспитывающей и развивающей социально-культурной среды. Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков и взрослых. | ||
20 | 1.Понятие социальной группы по оценкам социологов. Малые и большие социальные группы. 2.Элита как социокультурная страта. Социологическая и культурологическая сущность стратообразующего понятия «элита». Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института. 3.Закон РФ «Об общественных объединениях (1995) и типология общественных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере. 4. Значение, современные проблемы и деятельность общественных организаций. 5. Сущность, виды, основные направления, формы работы общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений. | составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; | |
21 | 1.Характеристика средств массовой информации (телевидение, радио, печать, Интернет) как социального института. 2.Специфические особенности средств массовой информации, определяющие их назначение в обществе: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм, ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе. 2.Технический прогресс как источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ. 3.Использование Интернет-сети в распространении социально-культурной информации. | составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов; | |
22 | 1.Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения, и организации, их общие признаки и различия. Принципы классификации традиционных и альтернативных учреждений культуры, образования, искусства, досуга, спорта. 2.Социально-культурные институты клубного типа. Социально-культурные комплексы и центры досуга. Парки и парковые учреждения и системы. Историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа. Санаторно-оздоровительные и курортные учреждения. Выставочные залы и комплексы. Театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения. Учреждения туризма и спорта. 3.Традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования. 4.Учреждения и организации народного творчества. Центры народных промыслов и ремесел. | составление терминологической системы (словаря, глоссария, тезауруса по теме, проблеме); подготовка сообщений и докладов;
| |
23 | 1. Сущность социально-культурной политики. 2. Этнография социально-культурной деятельности. 3. Международный обмен и сотрудничество в социально-культурной сфере. 4. Современный социальный и культурный статус, профессиональная этика специалиста социально-культурной деятельности |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 221.