Результат обучения | Уровень сформированности компетенции |
Знать | Пороговый: - имеет представление о сущности социально-культурной деятельности, ее месте и роли в жизни человека и общества; - понимает базовые термины социально-культурной деятельности; - знает основные факты истории социально-культурной деятельности в России; - имеет представление о функциях и принципах социально-культурной деятельности; - имеет представление о содержании, формах, методах социально-культурной деятельности; - знает сферы, субъекты социально-культурной деятельности; - имеет представление о государственной культурной политике. |
Стандартный: - сущность, место и роль социально-культурной деятельности в жизни человека и общества; - терминологическую систему социокультурной деятельности; - основные исторические этапы становления социально-культурной деятельности в России и за рубежом; - принципы и функции социально-культурной деятельности; - основные сферы социально-культурной деятельности, участников (субъектов) социально-культурной деятельности, ресурсную базу; - содержание, формы, методы, средства социально-культурной деятельности; - психолого-педагогические основы организации досуга населения; - актуальные проблемы социально-культурной деятельности в рамках учебной информации; - региональную социально-культурную среду и деятельность. | |
Эталонный: - соответствие и взаимосвязь между теориями смежных наук, границы применимости социокультурных теорий; - основные теоретические положения, лежащие в основе современной социально-культурной деятельности; - новейшие теории, формы, методы и технологии социально-культурной деятельности; - актуальные проблемы социально-культурной деятельности, выходящие за рамки учебной информации; - фундаментальные концепции социокультурной деятельности, необходимые для проведения исследований в профессиональной области. | |
Уметь | Пороговый: - самостоятельно получать и расширять знания, пользоваться различными источниками информации; - применять терминологию и лексику социально-культурной деятельности; - ориентироваться в основных исторических фактах социально-культурной деятельности; - излагать основные концепции современной социально-культурной деятельности. |
Стандартный: - ориентироваться в историко-культурном пространстве; - определять цели, задачи, принципы организации различных форм социально-культурной деятельности населения; - анализировать влияние субъектов на изменения в социально-культурной среде; - использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания. | |
Эталонный: - критически оценивать и интерпретировать информацию с различных точек зрения, выделять в ней главное, структурировать, представлять в доступном для других виде; - анализировать региональную социально-культурную среду и деятельность. - анализировать программы культурного развития в контексте федеральной и региональной культурной политики; - использовать базовые знания при решении профессиональных социокультурных задач. | |
Владеть | Пороговый: - основными терминами, принципами, закономерностями современной социокультурной деятельности на практике; - использовать социально-культурные знания для повышения культурного уровня всех категорий населения; - ориентироваться в потоке информации социокультурного содержания, представляемой средствами массовой информации, интернетом; - демонстрировать самостоятельность в процессе обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний; - командной работой, навыками анализа социально-культурной среды, деятельности. |
Стандартный: - базовыми знаниями по теории и истории социально-культурной деятельности; - технологиями социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания; - навыками определения результативности социально-культурной деятельности; - использовать возможности информационных технологий для решения исследовательских задач, самообразования. | |
Эталонный: - критически осмысливать социокультурные теории, концепции, подходы; - использовать разнообразные методы оценки современной социокультурной ситуации; - использовать различные методы исследований; методы обработки экспериментальных данных; - нести ответственность за результаты своих действий и качество выполненных заданий. |
3. Содержание дисциплины
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий
Форма обучения очная
Модуль
Номер раздела
Наименование раздела
Всего часов
Аудиторные занятия
СРС
Внеауд
ЛР
1
-
-
-
-
-
2
-
2
-
2
-
2
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
3
-
2
-
2
-
2
-
2
4
-
2
-
3
-
3
-
2
-
2
-
2
Экзамен
Итого:
-
48
Форма обучения за очная
Модуль |
Номер раздела |
Наименование раздела |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
СРС |
Внеауд | ||||
ЛК | ПЗ (СЗ) | ЛР | ||||||||
1 | 1 | Предмет, цели, задачи, понятийный аппарат и источники курса. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | ||
2 | Протообразцы социально-культурной деятельности на ранних этапах развития общества. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
3 | Социально-культурный уклад России XV – ХVII вв. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в ХVIII в. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
4 | Общественно-просветительное движение и досуг в России в Х1Х – начале ХХ в. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
5 | Просветительная, политико-просветительная, социальная работа в период 1917 – 1941 гг. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
6 | Культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг.) и послевоенный период | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
7 | Культурно-просветительная работа и социальные процессы в 1956 –1990 гг. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
8 | Социально-культурная деятельность в современной России 1990-2018 гг. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
2 | 9 | Теория социально-культурной деятельности как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | ||
10 | Cущность, принципы, функции и методы социально-культурной деятельности. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
11 | Содержание и формы социально-культурной деятельности. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
12 | Психолого-педагогический аспект социально-культурной деятельности. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
13 | Социально-культурная политика, сущность и концептуальная основа | 5 | - | 1 | - | 4 | 2 | |||
3 | 14 | Социально-культурная деятельность как область общественной практики | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | ||
15 | Досуг и досуговая деятельность. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
16 | Народная художественная культура и творчество. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
17 | Социальная защита и реабилитация. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
4
| 18 | Человек как субъект cоциально-культурной деятельности | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | ||
19 | Семья как традиционный социально-культурный институт. | 6 | - | 1 | - | 5 | 1 | |||
20 | Социальные общности и творческие объединения. | 6 | - | 1 | - | 5 | 1 | |||
21 | Средства массовой информации | 9 | - | 1 | - | 8 | 1 | |||
22 | Отраслевые учреждения и организации | 11 | - | 1 | - | 10 | 1 | |||
23 | Современные тенденции развития социально-культурной деятельности. | 14 | - | 2 | - | 12 | 1 | |||
Экзамен | 72 |
| - |
| ||||||
Итого: | 216 | 16 | 16 | - | 112 | 24 | ||||
Лекционные занятия
Форма обучения очно-заочная
Модуль | Номер раздела | Содержание лекционных занятий |
1 | 1 | Объект и предмет курса. Цели, задачи. Междисциплинарные связи как фактор развития теории социально-культурной деятельности. Формирование понятийно-категориального аппарата теории социально- культурной деятельности. Источниковедческая и учебно-методическая база курса «Социально- культурная деятельность». |
2 | Основа воспитания и просвещения в догосударственный период. Древние славяне. Педагогические воззрения восточных славян. Социально-культурная деятельность на Руси в Х – ХIV вв. Формирование семьи как социального института. Х век. Принятие христианства на Руси и его роль в духовном развитии общества. Новые тенденции в педагогической мысли ХII в. Последствия золотоордынского ига в развитии русской системы воспитания. | |
3 | Просвещение в ХV –ХVIIвв. и духовная жизнь народа. Семья в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» ХVII века как свод житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни, как сумма признаков патриархальной культуры. Особенности проведения досуга различными сословиями населения России; традиционность и европейские новшества в культурно-досуговой сфере. Крестьянский досуг в России. Ориентация дворянства на западные образцы и формы досуга. Развитие европейских форм досуга в России. Влияние реформ Петра I на культурно-досуговую деятельность. Дворянские салоны, клубы. Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции. Деятельность Вольного экономического общества (с 1765г.) | |
4 | Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции в дворянский период освободительного движения. Особенности организации, форм, содержания, призрения в первой половине ХIХ в. «Закрытое» и «открытое» призрение. Начало женского образования в России. Влияние реформ 60-х гг. на экономическое и социально-культурное развитие общества, перестройка системы просвещения в стране после отмены крепостного права. Зарождение и развитие профессиональных союзов в России в года революции 1905–1907гг. Социально-политическая и культурно-просветительная деятельность союзов. Создание различных комитетов, обществ, попечительств (трезвости, грамотности, университетов, народных развлечений и гуляний и т.д.). Развитие легальных и подпольных рабочих и социал-демократических клубов. Особенности их культурно-просветительной, общественно - политической работы в конце 90-х и начале ХХ века. Революционные события в России в начале ХХ века и их влияние на культурно-просветительную и досуговую деятельность. | |
5 | Социальные проекты Временного правительства. Народные инициативы. Организация агитпропотделов в партийных органах в 1919г. Создание в 1920г. главполитпросвета как центра всей политико-просветительной и воспитательной работы в стране. Формирование системы партийного руководства через парткомы, парткомиссии, клубные, партийные фракции и т.д. Основные теоретические положения внешкольной, культурно-просветительной, политико-просветительной работы в трудах П.П.Блонского, А.А.Богданова, Б.О.Боровича, И.Гревса, Ф.Каптерева. Н.К.Крупской, В.И.Ленина, АВЛуначарского, АС.Макаренко, Е.Н.Медынского, В..Ф.Плетнева, М.А.Ростопчиной, М.Томского, Л.Троцкого, С.Т.Шацкого и др. Усиление борьбы за ликвидацию неграмотности в конце 20-х – начале 30-х гг. Культпоход, его задачи, этапы и результаты проведения. Библиотечный поход. Клубное строительство в 30-е гг., развитие сети библиотек, парков молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Передвижные формы культурно-просветительной работы. Последствия насильственной коллективизации. Милитаризация труда в СССР. Трудовые почины, развитие соревнования, ударничество. Политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия репрессии. Начало переселения народов и его последствия. | |
6 | Культурно-просветительная работа в Вооруженных силах СССР. Создание фронтовых, армейских Домов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных; походных клубов, библиотек, агитпоездов и др. Спасение культурных ценностей СССР. Основные направления культурно-просветительной работы в тылу; организация агитационно-пропагандистской, массово-политической, оборонно-массовой работы, проведение широкой справочной работы, участие культурно-просветительных учреждений в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий, помощь в развитии соцсоревнования. Культурно–просветительная и социальная работа в 1945 - 1955гг. (демографическая ситуация; положение семей погибших на войне, сирот, инвалидов, состояние жилищного фонда, учреждений образования, культуры). Деятельность культурно-просветительных учреждений по мобилизации народа на восстановление, дальнейшее развитие народного хозяйства и преодоление последствий войны. Возникновение общественной научно – просветительной организации – «общества по распространению политических и научных знаний», создание развитой сети этого общества в регионах страны. Народные праздники, гуляния и их значение в организации культурно- просветительной работы. Расширение системы подготовки и повышения квалификации кадров культурно-просветительных работников. Образование Министерства культуры СССР, министерств культуры союзных республик и органов управления учреждениями культуры на местах. Разоблачение культа личности и начало процесса демократизации культурно-просветительной работы. | |
7 | ХХ съезд КПСС и его значение для социально-культурной жизни общества, «оттепель» середины 50-х гг. Реабилитация репрессированных: ее политическое, нравственное, социально-культурное значение. Возрастание роли профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно – просветительной и социальной работе. Развитие досуговых форм деятельности. Нарастание негативных процессов в экономике, социальной мерах на рубеже 70 – 80-х гг. торможение процессов демократизации в обществе в т.ч. и в культурно – просветительной работе. Причины этого торможения. Развитие самодеятельного движения в стране. Развитие новых типов культурно-досуговых учреждений, Центров досуга эстетического развития детей и юношества, молодежных Культурных центров и др. Начало глубокой перестройки культурно-просветительной работы (демократизация) системы управления и деятельности, ориентация на социально-досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно -просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма. Ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени. Начало осмысления необходимости подготовки педагогических кадров для СКС, первые исследования, их результаты. | |
8 | Международные, федеральные, местные формы, программы социально – культурной поддержки и развития. Влияние Закона о культуре РФ (ноябрь 1992 г) на социально – культурную жизнь общества. Приватизация; её последствия для деятельности учреждений культуры, досуга. Развитие коммерческих начал в социально – культурной, досуговой сферах. Возрастание роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. Особенности и проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, образования, социальной работы. Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга. |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.