Теория и история социально-культурной деятельности
На 216 часов, 6 зачетных единиц
для направления подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность
составлена в соответствии с ФГОС ВО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «11» августа 2016 г. № 995
профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности»
Форма обучения очно-заочная
Организационно-методический раздел
1.1. Цель и задачи дисциплины (модуля)
Цель изучения дисциплины (модуля) – дать представление об основах теории социально-культурной деятельности, этапах её развития и современных тенденциях.
Задачи изучения дисциплины (модуля):
- Изучить и обобщить исторический опыт возникновения и развития социально-культурной деятельности в России.
- Ознакомить с теоретическими основами социально-культурной деятельности как процесса, интегрирующего данные смежных наук с обоснованием категориального аппарата и правомерностями использования новых дефиниций в соответствии с современными условиями.
- Охарактеризовать важнейшие сферы общественной практики, в которых находит отражение социально-культурная деятельность.
- Выявить и изучить реально существующие системы социально-культурных институтов (учреждений, объединений, организаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-культурной политики на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях.
- Раскрыть многообразие и многозначность технологической базы социально-культурной деятельности, существующие возможности дальнейшего совершенствования современных социокультурных технологий в сфере искусства, досуга, спорта, рекламы и других отраслей.
1.2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП
Дисциплина Б1.Б9 «Теория и история социально-культурной деятельности» относится к модулю Б1. Базовая часть ООП. В структуре данной образовательной программы дисциплина «Теория и история социально-культурной деятельности» направлена на решение задачи применения полученных знаний в профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
1.3. Объем дисциплины (модуля) с указанием трудоемкости всех видов учебной работы
Форма обучения очно-заочная
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Форма обучения очная
Виды занятий | Распределение по семестрам | Всего часов | ||
Семестр 1 | Семестр 2 | Семестр 3 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общая трудоемкость | 216 | |||
Аудиторные занятия, в т.ч. | 72 | |||
Лекционные (ЛК) | 18 | - | - | 18 |
Практические (семинарские) (ПЗ, СЗ) | - | 18 | 36 | 54 |
Лабораторные (ЛР) | - | - | - | - |
Самостоятельная работа студентов (СРС) | 18 | 18 | 36 | 72 |
Внеаудиторная работа со студентами (ВРС) | ||||
Форма контроля в семестре | 36 | - | 36 |
Форма обучения за очная
Виды занятий | Распределение по семестрам | Всего часов | |||
Семестр 3 | Семестр 4 | Семестр 5 | Семестр 6 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Общая трудоемкость | 216 | ||||
Аудиторные занятия, в т.ч. | |||||
Лекционные (ЛК) | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Практические (семинарские) (ПЗ, СЗ) | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Лабораторные (ЛР) | - | - | - | - | |
Самостоятельная работа студентов (СРС) | 28 | 28 | 28 | 28 | 112 |
Форма контроля в семестре | зачет | 36 | 36 | 72 |
2. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Индекс компетенции | Содержание компетенции |
ОК 2 | Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК 2 | Готовность к использованию технологий социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания |
Модуль
Номер раздела
Наименование раздела
Всего часов
Аудиторные занятия
СРС
Внеауд
ЛР
1
-
-
-
-
-
2
-
2
-
2
-
2
2
-
2
-
2
-
2
-
2
-
2
3
-
2
-
2
-
2
-
2
4
-
2
-
3
-
3
-
2
-
2
-
2
Экзамен
Итого:
-
48
Форма обучения за очная
Модуль |
Номер раздела |
Наименование раздела |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
СРС |
Внеауд | ||||
ЛК | ПЗ (СЗ) | ЛР | ||||||||
1 | 1 | Предмет, цели, задачи, понятийный аппарат и источники курса. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | ||
2 | Протообразцы социально-культурной деятельности на ранних этапах развития общества. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
3 | Социально-культурный уклад России XV – ХVII вв. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в ХVIII в. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
4 | Общественно-просветительное движение и досуг в России в Х1Х – начале ХХ в. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
5 | Просветительная, политико-просветительная, социальная работа в период 1917 – 1941 гг. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
6 | Культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг.) и послевоенный период | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
7 | Культурно-просветительная работа и социальные процессы в 1956 –1990 гг. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
8 | Социально-культурная деятельность в современной России 1990-2018 гг. | 6 | 2 | - | - | 4 | 1 | |||
2 | 9 | Теория социально-культурной деятельности как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | ||
10 | Cущность, принципы, функции и методы социально-культурной деятельности. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
11 | Содержание и формы социально-культурной деятельности. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
12 | Психолого-педагогический аспект социально-культурной деятельности. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
13 | Социально-культурная политика, сущность и концептуальная основа | 5 | - | 1 | - | 4 | 2 | |||
3 | 14 | Социально-культурная деятельность как область общественной практики | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | ||
15 | Досуг и досуговая деятельность. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
16 | Народная художественная культура и творчество. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
17 | Социальная защита и реабилитация. | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | |||
4
| 18 | Человек как субъект cоциально-культурной деятельности | 5 | - | 1 | - | 4 | 1 | ||
19 | Семья как традиционный социально-культурный институт. | 6 | - | 1 | - | 5 | 1 | |||
20 | Социальные общности и творческие объединения. | 6 | - | 1 | - | 5 | 1 | |||
21 | Средства массовой информации | 9 | - | 1 | - | 8 | 1 | |||
22 | Отраслевые учреждения и организации | 11 | - | 1 | - | 10 | 1 | |||
23 | Современные тенденции развития социально-культурной деятельности. | 14 | - | 2 | - | 12 | 1 | |||
Экзамен | 72 |
| - |
| ||||||
Итого: | 216 | 16 | 16 | - | 112 | 24 | ||||
Лекционные занятия
Форма обучения очно-заочная
Модуль | Номер раздела | Содержание лекционных занятий |
1 | 1 | Объект и предмет курса. Цели, задачи. Междисциплинарные связи как фактор развития теории социально-культурной деятельности. Формирование понятийно-категориального аппарата теории социально- культурной деятельности. Источниковедческая и учебно-методическая база курса «Социально- культурная деятельность». |
2 | Основа воспитания и просвещения в догосударственный период. Древние славяне. Педагогические воззрения восточных славян. Социально-культурная деятельность на Руси в Х – ХIV вв. Формирование семьи как социального института. Х век. Принятие христианства на Руси и его роль в духовном развитии общества. Новые тенденции в педагогической мысли ХII в. Последствия золотоордынского ига в развитии русской системы воспитания. | |
3 | Просвещение в ХV –ХVIIвв. и духовная жизнь народа. Семья в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» ХVII века как свод житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни, как сумма признаков патриархальной культуры. Особенности проведения досуга различными сословиями населения России; традиционность и европейские новшества в культурно-досуговой сфере. Крестьянский досуг в России. Ориентация дворянства на западные образцы и формы досуга. Развитие европейских форм досуга в России. Влияние реформ Петра I на культурно-досуговую деятельность. Дворянские салоны, клубы. Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции. Деятельность Вольного экономического общества (с 1765г.) | |
4 | Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции в дворянский период освободительного движения. Особенности организации, форм, содержания, призрения в первой половине ХIХ в. «Закрытое» и «открытое» призрение. Начало женского образования в России. Влияние реформ 60-х гг. на экономическое и социально-культурное развитие общества, перестройка системы просвещения в стране после отмены крепостного права. Зарождение и развитие профессиональных союзов в России в года революции 1905–1907гг. Социально-политическая и культурно-просветительная деятельность союзов. Создание различных комитетов, обществ, попечительств (трезвости, грамотности, университетов, народных развлечений и гуляний и т.д.). Развитие легальных и подпольных рабочих и социал-демократических клубов. Особенности их культурно-просветительной, общественно - политической работы в конце 90-х и начале ХХ века. Революционные события в России в начале ХХ века и их влияние на культурно-просветительную и досуговую деятельность. | |
5 | Социальные проекты Временного правительства. Народные инициативы. Организация агитпропотделов в партийных органах в 1919г. Создание в 1920г. главполитпросвета как центра всей политико-просветительной и воспитательной работы в стране. Формирование системы партийного руководства через парткомы, парткомиссии, клубные, партийные фракции и т.д. Основные теоретические положения внешкольной, культурно-просветительной, политико-просветительной работы в трудах П.П.Блонского, А.А.Богданова, Б.О.Боровича, И.Гревса, Ф.Каптерева. Н.К.Крупской, В.И.Ленина, АВЛуначарского, АС.Макаренко, Е.Н.Медынского, В..Ф.Плетнева, М.А.Ростопчиной, М.Томского, Л.Троцкого, С.Т.Шацкого и др. Усиление борьбы за ликвидацию неграмотности в конце 20-х – начале 30-х гг. Культпоход, его задачи, этапы и результаты проведения. Библиотечный поход. Клубное строительство в 30-е гг., развитие сети библиотек, парков молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Передвижные формы культурно-просветительной работы. Последствия насильственной коллективизации. Милитаризация труда в СССР. Трудовые почины, развитие соревнования, ударничество. Политические, экологические, демографические, социальные, культурные последствия репрессии. Начало переселения народов и его последствия. | |
6 | Культурно-просветительная работа в Вооруженных силах СССР. Создание фронтовых, армейских Домов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных; походных клубов, библиотек, агитпоездов и др. Спасение культурных ценностей СССР. Основные направления культурно-просветительной работы в тылу; организация агитационно-пропагандистской, массово-политической, оборонно-массовой работы, проведение широкой справочной работы, участие культурно-просветительных учреждений в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий, помощь в развитии соцсоревнования. Культурно–просветительная и социальная работа в 1945 - 1955гг. (демографическая ситуация; положение семей погибших на войне, сирот, инвалидов, состояние жилищного фонда, учреждений образования, культуры). Деятельность культурно-просветительных учреждений по мобилизации народа на восстановление, дальнейшее развитие народного хозяйства и преодоление последствий войны. Возникновение общественной научно – просветительной организации – «общества по распространению политических и научных знаний», создание развитой сети этого общества в регионах страны. Народные праздники, гуляния и их значение в организации культурно- просветительной работы. Расширение системы подготовки и повышения квалификации кадров культурно-просветительных работников. Образование Министерства культуры СССР, министерств культуры союзных республик и органов управления учреждениями культуры на местах. Разоблачение культа личности и начало процесса демократизации культурно-просветительной работы. | |
7 | ХХ съезд КПСС и его значение для социально-культурной жизни общества, «оттепель» середины 50-х гг. Реабилитация репрессированных: ее политическое, нравственное, социально-культурное значение. Возрастание роли профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно – просветительной и социальной работе. Развитие досуговых форм деятельности. Нарастание негативных процессов в экономике, социальной мерах на рубеже 70 – 80-х гг. торможение процессов демократизации в обществе в т.ч. и в культурно – просветительной работе. Причины этого торможения. Развитие самодеятельного движения в стране. Развитие новых типов культурно-досуговых учреждений, Центров досуга эстетического развития детей и юношества, молодежных Культурных центров и др. Начало глубокой перестройки культурно-просветительной работы (демократизация) системы управления и деятельности, ориентация на социально-досуговую деятельность, на переосмысление принципов и функций культурно -просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма. Ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, изучение запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени. Начало осмысления необходимости подготовки педагогических кадров для СКС, первые исследования, их результаты. | |
8 | Международные, федеральные, местные формы, программы социально – культурной поддержки и развития. Влияние Закона о культуре РФ (ноябрь 1992 г) на социально – культурную жизнь общества. Приватизация; её последствия для деятельности учреждений культуры, досуга. Развитие коммерческих начал в социально – культурной, досуговой сферах. Возрастание роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. Особенности и проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, образования, социальной работы. Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения текущей и промежуточной аттестации
по учебной дисциплине
«Теория и история социально-культурной деятельности»
для направления подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность
профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности»
1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
1.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы очного обучения
Семестр Наименование дисциплины | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК-2 Готовность к использованию технологий социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания
1.2.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы заочного обучения
Семестр Наименование дисциплины | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК-2 Готовность к использованию технологий социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания | ||||||||||
Социология | + | |||||||||
Теория и история социально- культурной деятельности | + | + | + | + | ||||||
Педагогика досуга и рекреации | + | + | ||||||||
Методология и методика научного исследования в социально- культурной деятельности: введение в дипломное исследование | + | |||||||||
Технологические практикумы социально-культурной деятельности | + | + | ||||||||
Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ | + | + | + | + | + | + | ||||
Технологии менеджмента социально-культурной деятельности | + | + | + | + | + | |||||
Технологии культурно-досуговых программ | + | |||||||||
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности | + | |||||||||
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена | + | |||||||||
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре и процедуру защиты | + | |||||||||
Этапы формирования компетенций | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ОК-2
ПК-2
Реферат
Семестр
1. Педагогические воззрения восточных славян.
2. Формирование семьи у Восточных славян как социального института.
3. Последствие золотоордынского ига в развитии системы воспитания.
4. Развитие европейских форм досуга в первой четверти ХVIII в.
5. Реформы Петра I в области социального призрения.
6. Влияние Екатерины II на развитие социальной помощи населению.
7. Культурно – просветительная деятельность деятелей художественной культуры, науки, образования ХVIII в.
8. Социально – культурная деятельность фабрикантов, заводчиков, купцов.
9. Коллекционирование и благотворительность как формы культурно – досуговой деятельности в ХIХ в.
10. Особенности содержания и организации политико-просветительной работы в условиях фронта и тыла во время ВОВ.
11. Реституция культурных ценностей. Проблемы, дигрессии, взгляды.
12. Культурно-просветительная работа и социальные процессы в 1956 –1990 гг.
Семестр
1. Ретроспективный анализ развития научных исследований по социально- культурной проблематике.
2. Принципы, функции, методы социально-культурной деятельности.
3. Проблемное поле социально-культурной деятельности. Сущность проблем как объективно фиксируемых фактов и явлений в социально-культурной среде.
4. Особенности, объем, перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества.
5. Учет социально-демографических, профессиональных и социально-психологических характеристик аудитории в практике применения форм социально-культурной деятельности.
6. Понятие о психологическом и педагогическом компонентах в социально-культурной деятельности. Теория и практика организации досуга.
7. Педагогика сотрудничества и сотворчества как исходная методологическая основа социально-культурной деятельности, ее методологический инструментарий.
8. Психологические условия и механизмы социально-культурной деятельности.
9. Методика изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых – участников социально-культурных процессов.
10. Педагогическая сущность социально-культурной деятельности.
11. Среда и факторы воспитания.
12. Социально-культурная деятельность как сфера обеспечения органического единства и взаимодействия целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов досуговых занятий в условиях свободного времени.
Семестр
1. Досуг как сфера социально-культурной деятельности.
2. Современные проблемы досуга и пути их разрешения.
3. Современные концепции досуга.
4. Виды и формы досуга.
5. Место досуга в системе элементов социально-культурной среды.
6. Понятие «народная художественная культура» и его социокультурные и этнокультурные истоки.
7. Соотношение понятия «социально-культурная деятельность» с понятием «фольклор», «народное искусство», «народное творчество».
8. Народная культура как форма исторической памяти и самосознания народа.
9. Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм.
10. Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества.
11. Сущность социальной защиты и реабилитации и их анализ как сферы социально-культурной деятельности.
12. Культурно-исторические корни социальной работы. Социальная поддержка как традиционный элемент общечеловеческой культуры.
13. Социальная защита и реабилитация как специфическая форма в социокультурной деятельности, основные сферы ее распространения в современном обществе.
14. Цели и задачи социокультурной реабилитации и их актуализация в современных условиях.
15. Человек как субъект социально-культурной деятельности.
16. Семья как традиционный социально-культурный институт. Роль и место семьи в социальных связях человека.
17. Типология современной семьи. Типичные социально-педагогические проблемы современной семьи.
18. Семья как объект и субъект социально-культурной деятельности, инструмент решения проблем рождаемости, планирования и сохранения стабильности семьи, ее социально-бытовых и социально-психологических проблем, проблем семейного воспитания.
19. Семейные клубы и любительские объединения как субъекты социально-культурной деятельности.
20. Понятие социальной группы. Малые и большие социальные группы.
21. Элита как социокультурная страта. Многозначность и многофункциональность явления «элиты» как современного социокультурного института.
22. Сущность, виды, основные направления, формы работы общественных движений. общественных фондов, общественных учреждений.
23. Характеристика средств массовой информации (телевидение, радио, печать, Интернет) как социального института.
24. Социально-культурные институты клубного типа. Социально-культурные комплексы и центры досуга. Парки и парковые учреждения и системы. Историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа. Санаторно-оздоровительные и курортные учреждения. Выставочные залы и комплексы. Театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения. Учреждения туризма и спорта.
25. Традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.
26. Международный обмен и сотрудничество в социально-культурной сфере.
Методические рекомендации по написанию реферата.
Реферат – письменный доклад по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты пишутся обычно стандартным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов вроде: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делаем следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т.п. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. У рефератов особая логичность подачи материала и изъяснения мысли, определенная объективность изложения материала. Объем реферата 15-20 стр.
Структура реферата: 1. Титульный лист. 2. Введение. 3. Основная часть. 4. Заключение. 5. Список литературы. 6. Приложения.
Введение к реферату – важнейшая его часть. Здесь необходимо обосновать актуальность выбранной темы; охарактеризовать степень проблемы; цель и задачи работы; выбранный метод (или методы) исследования и основные источники информации.
Основная часть может состоять из двух, трех или более параграфов. Основная часть реферата структурируется по главам и параграфам (пунктам и подпунктам), количество и название которых определяются автором и руководителем. Подбор ее должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы. Основная часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение студента и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Обязательным являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Ссылки на источники могут быть по тексту работы постранично в нижней части страницы (фамилия автора, его инициалы, полное название работы, год издания и страницы, откуда взята ссылка) или в конце цитирования (номер литературного источника из списка литературы и страницы, откуда взята ссылка). Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.
Заключение – не больше 2 страниц. Оно не должно слово в слово повторять уже имеющийся текст, но содержать собственные выводы о проделанной работе, а может быть, и о перспективах дальнейшего исследования темы. Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, анализа степени выполнения поставленных во введении задач, указывается, что нового лично для себя студенты вынесли из работы над рефератом.
Список использованной литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных студентами в процессе написания реферата законов, учебников, справочников, энциклопедий, монографий, статей и т.п. литературных источников, интернет-источников. В нем указываются: фамилии автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации.
После списка литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.). Каждое приложение нумеруется и оформляется с новой страницы.
Мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования. В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов:
· монографические – рефераты, написанные на основе одного источника;
· обзорные – рефераты, созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования.
Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации
ТЕСТ
1. Ответьте, какое из предложенных ниже определений отражает содержание СКД:
а) СКД - это деятельность социальных субъектов, направленная на сохранение, трансляцию, освоение и развитие традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической культур (А.П.Марков);
б) СКД - это деятельность социокультурных институтов, по организационному объединению людей для удовлетворения их социокультурных потребностей или решения конкретных социокультурных задач (Т.К.Киселева, Ю.Д.Красильников);
в) СКД - это деятельность с “трудными” категориями граждан (наркоманы, токсикоманы, алкоголики, проститутки, бомжи и т.д.), для которых перцепция культуры может быть только комплексной и за счет участия в культурной деятельности различных социальных институтов общества (медицины, милиция, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство и т.д.).
2. Назовите автора, приведенной ниже, периодизации истории русской культуры - языческая Русь, Русь Киевская, Русь татарского периода, Россия Петровская, Россия имперская, Советская Россия, пост советская Россия):
а) Кондаков И.;
б) Лотман Ю.;
в) Бердяев В.
3. Кто был основателем первой русской библиотеки:
а) Петр 1,
б) Николай П,
в) Иван IV,
г) Ярослав Мудрый
4.Укажите при каких учреждениях были открыты в Московском государстве библиотеки:
а) светских учебных заведениях;
б) конфессиональных учреждениях;
в) правительственных учреждениях - приказах.
5.Назовите пути формирования музейных собраний России:
а) цивилизованный;
б) коллекционный;
в) пополнение княжеской казны (позднее казнохранилища);
г) естественный.
6. Первый публичный музей в России назывался:
а) Эрмитаж;
б) Третьяковская галерея;
в) Кунсткамера.
7. Каково общее название садов или “огородов”, расположенных на берегу р. Неглинки, в Немецкой слободе, у Мясницких ворот, в Китай городе (Москва, XVI - XVII вв.):
а) боярские;
б) аптекарские;
в) верховые.
8. Назовите город, в котором Петр 1 основал Летний сад:
а) Москва;
б) Вятка;
в) С-Петербург.
9. Назовите представителей каких сословий и социальных групп приглашались на Петровские ассамблеи:
а) студенчества;
б) дворянства;
в) высшее офицерство;
г) богатые купцы;
д) ученые.
10. Определите типовую организационную деятельность Российских клубов:
а) обеды (повседневные, праздничные, званые);
б) игры (карты, шашки, шахматы, бильярд и др.);
в) конференции;
г) чтение газет и журналов;
д) балы, маскарады;
е) кассы взаимопомощи.
11. Назовите источники, содержащие сведения о наличии школ в Древней Руси:
а) учебники;
б) летописи;
в) исторические повести;
г) мемуары.
12. Выделите особенность светских школ, возникших в результате реформ Петра 1:
а) сословность;
б) сочетание общего и специального школьного образования;
в) подготовка педагогов.
13. Определите задачу «Вольного» экономического общества в деле просвещения масс:
а) утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания;
б) распространение в российском обществе практических знаний в области сельского хозяйства, промышленности, торговли;
в) употребить с пользой свое свободное время и развивать культурно-просветительное начала среди местного населения.
14. По инициативе, какой социальной группы во второй половине Х1Х в. возникли воскресные школы:
а) крестьянства;
б) дворянства;
в) студенчества;
г) мещанства;
д) разночинцев.
15. Укажите формы просветительной деятельности Лиговского народного дома (СПБ.):
а) вечерне-воскресные классы;
б) лекции;
в) народные чтения;
г) курсы;
д) хоры.
16. Какие отделения имел Московский городской народный университет им. А.Л.Шанявского (1908 г.):
а) философское;
б) научно-популярное;
в) академическое;
г) математическое;
д) художественное.
17. Назовите основную форму помощи нуждающимся в Древней Руси и Московском государстве:
а) организация богаделен;
б) милостыня;
в) тяжкие принудительные работы.
18. Назовите меры Петра I , предпринимаемые для пресечения нищенства:
а) воспрещение нищенства;
б) запрещение раздачи милостыни;
в) общественное призрение поручалось церкви;
г) разбор и преследование нищих;
д) создание системы общественного призрения.
19. Определите цель общественного призрения:
а) обучение разным наукам и ремеслам;
б) разумное обеспечение нуждающимся и предупреждение нищеты;
в) мобилизовать общественные силы на борьбу с бескультурьем в быту.
20. Какие из перечисленных учреждений входили в “Ведомство учреждений императрицы Марии”:
а) приюты;
б) богадельни;
в) благотворительные фонды;
г) церкви.
21. Какую систему использовали декабристы в организованных ими школах:
а) Белль-ланкастерскую систему;
б) систему Локка;
в) систему Склифософского.
22. Назовите сословие Российской империи, на которое была направлена просветительная деятельность народников 70-х гг. Х1Х в.:
а) солдат;
б) крестьянство;
в) рабочих;
г) мещан.
23. Определите основную форму просветительной деятельности образовательных рабочих кружков, марксистских групп и студенческих кружков:
а) воскресные школы;
б) лекции;
в) кружковые занятия;
г) лектории.
24. Отметьте, какие социокультурные учреждения существовали при различных конфессиональных институтах:
а) библиотеки;
б) богадельни, приюты;
в) музеи;
г) консерватории;
д) школы.
25. Определите направления Советской власти в социокультурной сфере в период 1917-1941 гг.:
а) введение общего и обязательного бесплатного образования;
б) строительство Беломорского канала;
в) становление советской модели социальной помощи;
г) создание государственной сети культурно-просветительных учреждений.
26. Какие мероприятия, предпринимались Советским правительством по ликвидации неграмотности:
а) создание Всероссийской чрезвычайной комиссии;
б) открытие ликвидационных пунктов;
в) выступление артистов театра;
г) организация культпоходов.
27. Назовите учреждения, в которых готовили кадры для культурно-пропагандистской работы в первой трети ХХ века
а) советско-партийные школы;
б) институты народного просвещения;
в) Академия Коммунистического воспитания (Москва);
г) Коммунистический политико-просветительный институт им.Крупской (Петроград);
д) театральная Академия.
28. Определите условия организации СКД в годы Великой Отечественной войны:
а) в вооруженных силах;
б) на оккупированной территории;
в) в тылу.
29. Назовите формы культурно-пропагандистской работы в Вооруженных силах в 1941-1945 гг.:
а) листовки, газеты, витрины, плакаты;
б) групповые и индивидуальные беседы;
в) шефство над госпиталями;
г) театрально-концертные бригады;
д) строительство библиотек, клубов, домов культуры и т.п.
30. Какое общество, возникшее в 1947 г., ставило перед собой цель - содействовать дальнейшему укреплению советского социалистического государства, путем широкого распространения среди населения политических и научных знаний:
а) Общество по распространению политических и научных знаний;
б) Общество улучшения культурно-просветительной работы на селе;
в) Общество по ликвидации безграмотности среди населения.
31. Назовите новый вид клубного учреждения, появившийся в 1967-1968 гг.:
а) сельский клуб;
б) государственный сельский дом культуры;
в) любительский клуб.
32. В какой период советской власти среди задач культурно-просветительных учреждений была - “пропаганда морального кодекса строителей коммунизма”:
а) 1917 - 1941 гг.;
б) 1941 - 1945 гг.;
в) 1945 - 1955 гг.;
г) 1955 - 1991 гг.
Теория и история социально-культурной деятельности
На 216 часов, 6 зачетных единиц
для направления подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность
составлена в соответствии с ФГОС ВО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «11» августа 2016 г. № 995
профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности»
Форма обучения очно-заочная
Дата: 2018-12-21, просмотров: 321.