На современном этапе реализуются следующие способы организации контроля качества учебного занятия и деятельности обучающихся в процессе получения ЗУН:
· балловая система оценки степени обученности обучающихся (переход на 8, 10, 25, 100-балловую системы);
· применение рейтингового контроля;
· идеи безотметочного обучения;
· внедрение системы зачетных единиц.
Рейтинговый контроль. Это индивидуальный числовой показатель учебной деятельности обучающихся по результатам обучения по предмету или модели предметов.
Тестовый контроль. Тестирование считают более объективным методом оценивания по сравнению с устным опросом или другими видами письменного опроса, так как он является более щадящим:
· в нем четко обозначены действия преподавателя и обучающегося во время его проведения;
· есть единые критерии и нормы оценок;
· наблюдается экономия времени педагога и обучающегося при проведении тестового зачета или экзамена;
· вероятность отрицательных эмоций по отношению к преподавателю и его предмету у него значительно ниже, поскольку обучающиеся не связывают свои неудачи с личностью экзаменатора;
· в условиях тестирования наблюдается более благоприятные физиологические характеристики, повышается степень внимания, а уровень эмоциональной тревожности ниже, чем при традиционном опросе.
Следует выделить особенности идеи безотметочного обучения.
При безотметочном обучении перед педагогом стоят несколько вопросов: что оценивать? Как оценивать? Каким образом оценивать? Отвечая на эти вопросы, педагог обращается к средствам оценивания, направленным не только на фиксацию знаний, умений и навыков обучаемых, но и на индивидуальные продвижения каждого учащегося. В качестве таких средств выступают:
· ранжирование по степени успеваемости;
· заполнение условных шкал, предлагающих фиксировать результаты выполненной работы по строго выделенному критерию;
· составление графиков, таблиц, «листов индивидуальных достижений», которые позволяют фиксировать результаты по множеству критериев;
· такие формы, как « Тетрадь открытий» и «Портфель достижений», фиксирующие творческие достижения учащихся.
«Тетрадь открытий» может представлять собой альбом с их авторскими записями. В ней три блока таких записей: записи-догадки – это вопросы, гипотезы, мнения, версии; записи-результаты – это письменные работы учащихся; записи-обобщения – это выводы.
«Портфель достижений» представляет собой подборку личных творческих работ учащихся: продукты их учебно-познавательной деятельности; работы, отражающие личный интерес учащегося; достижения в какой-либо области.
При отборе образцов работ четко выделяются вопросы:
· что считать хорошим показателем для конкретного учащегося?;
· какие качества свидетельствуют о развитии обучаемого и продемонстрированы в данной работе?
· как данный образец работы соотносится с другими образцами этого «Портфеля достижений»? Данная форма способствует гуманизации процесса обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и самостоятельности познавательного поиска, так как является личным достоянием учебных достижений обучаемого.
Введение безоценочной формы оценивания сказывается на системе «внутри школьного» контроля: изменяются правила ведения классных журналов; четко определяются система требований, средства, методы и формы оценивания; совместными усилиями преподавателей и обучаемых создаются «правила оценочной безопасности».
В настоящее время интенсивно внедряется портфолио.
В широком смысле слова «портфолио» - это способ фиксирования, накопления, оценки индивидуальных достижений обучаемого в определенный период его обучения.
Как форма оценивания портфолио позволяет решать важные педагогические задачи: поддержки высокой мотивации учения, поощрения познавательной активности учащихся; формирования у них умения учиться. Портфолио - форма комплексная, существует в виде трех составляющих:
Портфолио документов содержит документированные индивидуальные образовательные и творческие достижения учащихся.
Портфолио работ отражает результаты участия в научных конференциях, различных творческих конкурсах, учебных практиках и т.д.
Портфолио отзывов содержит оценку обучаемым своих достижений, планирование будущих образовательных результатов, отзывы о работе обучаемого со стороны преподавателей. Отзывы оформляются как рецензии, эссе, рекомендательные письма, заключения и т.д.
Для учащихся старших классов общеобразовательных школ, студентов колледжей портфолио является инструментом построения индивидуальной образовательной траектории, показателем индивидуальной учебной и творческой активности.
Перечисленные подходы к организации контроля ЗУН обучающихся отражают личностно ориентированный подход к организации контроля, который позволяет:
· реализовать главную цель обучения - обеспечение личностного роста учащегося, его самореализации по отношению к образовательным областям;
· в качестве объекта контроля рассматривать внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности обучающегося;
· как эталон использовать индивидуальные качества личности обучаемого, сопоставленные с образовательным стандартом;
· в качестве основного способа оценивание использовать сравнение достижений учащегося с начальным уровнем обучения;
· акцентировать внимание преподавателя на качестве усвоения обучающимся ЗУН и уровне его достижений, а не выявлять уровень знаний;
· акцентировать внимание обучающегося на роль контроля, который помогает ему выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям
В системе дошкольного образования для оценки достижений детьми планируемых результатов освоения Программы реализуется система мониторинга.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год. В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи, медицинский работник. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг включает в себя два компонента:
· мониторинг образовательного процесса;
· мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса
Он проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценивать степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга:
· наблюдение за ребенком в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении;
· анализ продуктов детской деятельности;
· специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка. Анализ карт развития позволяет оценивать эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.