Активизация мотивов познавательной деятельности. Стимулирование учения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 «Стимулировать» в современном понимании - значит «подталкивать, побуждать человека к чему-либо».

Потребности, мотивы, стимулы – ягоды одного поля. Несом­ненно одно – стимулы опираются на потребности и мотивы, неотделимы от них.

Мотивация побуждает учащегося «выкладываться». В результате при про­чих равных условиях (таких, как способности, состояние здо­ровья, уровень подготовленности) различная степень мотива­ции обусловливает различную успеваемость учащихся.

Методы стимулирования: опора на желания, интересы и склонности, поощрение желания добиться признания, признание достоинств, использование намерений, одобрение успехов, демонстрация последствий совершаемых поступков, сделать неинтересную работу привлекательной, иногда говорить «надо», дать шанс, обращение к самолюбию, доказательство достижений, осторожная поддержка соперничества, похвала, критика-сопереживание, поддержка, одобрение, создание хорошей репутации,

Очень часто, когда мы пытаемся объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых или почти одинаковых условиях, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно объяснить именно этим.

Что же такое способности?

 Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно.

В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Например, дошкольник включается в многообразные виды деятельности - игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того, чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью.

Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 234.