Тема 1.4 Сущность процессов обучения и воспитания
План:
Понятие и особенности обучения и воспитания. Содержание обучения и воспитания.
Принципы обучения и воспитания
Формы, методы и средства обучения и воспитания, специфика их применения с детьми дошкольного возраста
Особенности обучения в разных возрастных группах детского сада
Понятие мотивации и способностей, условия их развития в процессе обучения и воспитания
Основы развивающего обучения
Дифференциация и индивидуализация обучения
8. Средства контроля и оценки качества образования
Содержание:
Понятие и особенности обучения и воспитания. Содержание обучения и воспитания.
Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта накопленного обществом подрастающему поколению.
Признаки процесса обучения:
§ двусторонний характер;
§ совместная деятельность учителей и учащихся;
§ руководство со стороны учителя;
§ специальная планомерная организация и управление;
§ целостность и единство;
§ соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
§ управление развитием и воспитанием учащихся.
Цели обучения — организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества.
Субъект обучения — центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения.
Под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Вся совокупность учебной информации определяется социальным заказом системе образования со стороны личности, общества и государства и адаптируется, приспосабливается к условиям данной образовательной системы.
Основными документами, определяющими содержание обучения в современных образовательных системах, являются стандарты, учебные планы, программы и учебники.
Основу обучения составляют знания, умения, навыки.
§ Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
§ Умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
§ Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и понимание своего места в нем.
Содержание специального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.
При определении содержания обучения обращается внимание на выполнение следующих основных требований, предъявляемых к этому важнейшему компоненту процесса обучения:
1. дидактическая обработка учебного материала, его адаптация, приспособление к условиям обучения, реальному бюджету времени. Это требование предполагает тщательный учет тех существенных различий, которые всегда имеются между той или иной наукой и соответствующим учебным предметом.
Учебная дисциплина отличается от конкретной науки, как совокупностью понятий, так и самой логикой изложения. Наука превращается в учебный предмет только при условии ее синтеза, слияния с дидактикой;
2. психологизация содержания обучения предполагает, что при отборе учебной информации для ее эффективного усвоения обязательно нужно учитывать психологические особенности обучаемых, их возрастные характеристики и уровень подготовки.
Но при этом как дидактическая, так и психологическая обработка материала науки ни в коем случае не должна осуществляться в ущерб его объективности, научности, с чем и связана одна из главных трудностей разработки содержания обучения;
3.обеспечение связи теории с практикой, обучения с воспитанием предполагает, что даже при определении содержания теоретических дисциплин, таких, как математика, философия и др., не следует отвлекаться от реальной действительности. Даже отвлеченная, абстрактная теория в учебном процессе по возможности должна сочетаться с формированием умений, навыков, приобретением творческого опыта, способности правильно оценивать действительность;
4. содержание обучения должно соответствовать поставленным перед системой образования социальным целям развития человека, общества и государства, которые диктуются характером данной цивилизации, культуры, уровнем развития науки.
Результаты обучения – это знания, умения и навыки.
Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принятой в обществе системы ценностей.
В отличие от обучения, связанного с развитием познавательных процессов, способностей, приобретением знаний, формированием умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям, к самому себе.
Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими, отличающими их друг от друга, – результаты этих процессов.
Результаты воспитания – свойства и качества личности, формы ее социального поведения.
При этом воспитание, так или иначе, включает в себя элементы обучения.
Прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, взрослый рассказывает ему о них и о необходимости их придерживаться, т. е. передает ребенку знания об этих нормах. Затем, отслеживая соблюдение этих норм ребенком, напоминая ему о них и подавая пример собственным поведением, он помогает ребенку выработать навыки поведения.
В процессе воспитания можно выделить следующие этапы:
1) формирование у воспитанников потребности в выработке того или иного качества;
2) овладение воспитанниками знаниями о личностных качествах;
3) формирование умений, навыков и привычек поведения.
Все эти этапы могут быть реализованы только при систематическом включении воспитанников в различные формы и виды активной деятельности.
Процесс воспитания является многофакторным. При его осуществлении приходится учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.
Очень часто получается, что в одних и тех же условиях результаты воспитательных воздействий могут сильно различаться. Это зависит в первую очередь от того, какой опыт к данному моменту был накоплен личностью воспитанника, какие особенности характера, установки, ценности уже были в нем заложены.
Еще одна особенность воспитания, отличающая его от обучения, состоит в том, что воспитание практически никогда не дает мгновенного эффекта. Между началом педагогического воздействия и устойчивым проявлением воспитанности может лежать длительный период, рассчитывать на быстрые успехи в деле воспитания нельзя.
Кроме того, воспитание в отличие от обучения обязательно должно быть непрерывным. Одно мероприятие, направленное на воспитание определенного качества, практически никогда не ведет к желаемому результату. Если процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось ребенком, а потом забылось.
В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие идеи.
1. Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня – разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – освоение человеком базисных основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания – "базисная культура" личности, т.е. культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.
2. Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.
3. Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности – человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания – культура жизненного самоопределения человека. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья.
4. Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша – высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства.
5. Добровольность. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности, как ребенка, так и учителя. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
6. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
Теоретический анализ подтверждает, что современный выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым правильно отреагировать на любой вызов жизни. Практически его следует готовить к выполнению трех главных ролей в жизни – гражданина, работника, семьянина.
Принципы обучения и воспитания
В педагогике выделяют принципы воспитания и принципы обучения.
Принципы воспитания – основополагающие идеи, воспитания человека; исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами для воспитателя.
Выделяют следующие принципы:
· гуманистическая направленность воспитания;
· целенаправленность и целесообразность воспитания;
· коллективность воспитания (воспитание в коллективе и через коллектив);
· единство разумной требовательности и уважительное отношение к личности;
· обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики;
· стимулирование воспитательной деятельности и проявление высокого уровня воспитанности;
· опора на положительное в человеке;
· деятельностный подход – воспитание в различных видах деятельности;
· центрация воспитания на развитие личности;
· индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанию;
· единство согласованности и преемственности воспитательных воздействий;
· единство воспитания, самовоспитания и перевоспитания;
· комплексный подход к воспитанию с учетом активного функционирования всех элементов процесса воспитания.
Принципы обучения – это исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи. В принципах обучения, или дидактических принципах, выражены требования закономерностей процесса обучения, его противоречий и логики.
Каждый принцип включает в себя правила, раскрывающие те отдельные стороны обучения, его конкретные стороны, но ни один принцип не может быть сведен к сумме тех или иных правил.
Некоторые общепринятые принципы обучения:
· связь обучения с жизнью;
· связь теории и практики;
· научности обучения;
· доступности и высокого уровня трудности обучения;
· систематичности;
· наглядности;
· прочности и действенности результатов;
· творческой активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли педагога;
· сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
· гуманный, воспитывающий и развивающий характер обучения.
Наглядные методы:
- наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира. Виды: кратковременные, длительные, повторные и сравнительные. Проводятся на занятиях, экскурсиях, но следует использовать любую ситуацию.
Дидактические требования к организации и проведению:
- объект должен быть интересен для детей;
- правильно выбрано место и время, при которых дети могут увидеть характерные признаки объекта;
- целевая установка перед началом наблюдения;
- сопровождение точным конкретным словом;
- полученные знания использовать в различной деятельности.
- демонстрация наглядных пособий: рассматривание картин (виды: дидактические, репродукции, книжная графика, предметные); видео и диафильмов, слайдов, муляжей, схем и др.
Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов и явлений; можно все внимательно рассмотреть, выделить основные признаки, что невозможно сделать при простом наблюдении. В результате происходит расширение и уточнение представлений об окружающем мире.
Дидактический материал по ознакомлению с окружающим (специально сконструированные предметы для решения дидактических задач) - это раздаточный материал, которым может пользоваться каждый ребенок индивидуально для упражнений в счете, различении величины, цвета, формы и пр.
Наглядные приемы (основаны на подражании):
- показ способов действий - т.е. способов работы, последовательности ее выполнения. Используется на физкультурных занятиях, изодеятельности, музыкальной деятельности и пр. Показ должен быть точным, четким и сопровождаться словом, поясняющим действие.
- показ образца (рисунка, аппликация, поделка из конструктора и пр.) используется в изодеятельности, музыкальной деятельности, трудовой и пр. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.
2. Словесные методы: объяснение (пояснение); рассказ; беседа; чтение художественной литературы.
Эти методы позволяют в кратчайший срок передавать информацию детям, ставить перед ними задачу, указывать пути ее решения. Сочетаются со всеми другими методами обучения.
- объяснение (пояснение) - используется в начале и по ходу занятия. Часто сопровождает показ, наблюдение и пр.
Требования: четкость, доступность, эмоциональность.
- рассказ педагога - позволяет в доступной форме излагать учебный материал, наиболее эмоциональный метод; дает возможность непринужденно общаться с детьми, используя в зависимости от реакции детей жесты, мимику и пр.
Требования к рассказу:
- должна четко прослеживаться главная мысль,
- не перегружен деталями,
- содержание динамично и опирается на личный детский опыт.
Перед рассказом педагог ставит учебно-познавательную задачу, а в процессе него интонацией и вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
- беседа - основной словесный метод обучения. Но применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Является диалогическим методом. С помощью специально составленных вопросов, воспитатель активизирует познавательную деятельность детей: выявляет имеющиеся знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения, учит простым рассуждениям.
Практические методы:
а) упражнение - многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
б) опыты и экспериментирование - направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
в) моделирование - наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);
4.Игровые методы - вызывают у детей положительный интерес и эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. (Е. А. Флерина).
1) Дидактическая игра - самый распространенный метод обучения.
Здесь решаются 2 задачи:
1) - закрепление и совершенствование знаний детей, 2- усвоение знаний разного содержания.
2) Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, оборудованием.
Игровые приемы: - внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий, загадывание загадок, введение элементов соревнования.
4. Особенности обучения в разных возрастных группах детского сада
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (воспитанников детского сада) направленный на овладение определённой суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.
Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.
В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.
Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведения до совершенства путём постоянных повторений.
Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретённые навыки. Умения определяются как знания в действии, как система приёмов, которую последовательно выполняет человек в каком – то виде деятельности для достижения результата.
Умения можно подразделить в соответствии с видами человеческой деятельности.
Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой. Дошкольники непосредственно основы наук не изучают.
Уровни развития ребенка
Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Л.С. Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: первый - зона актуального развития; второй - зона ближайшего развития.
Первый уровень характеризует собой уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого.
Второй уровень обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи.
Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.
Однако целью образования является перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее обучение использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы, находящиеся в стадии становления. В детском саду и в школе учат чему-то новому, продвигая ребенка в его развитии, давая ему возможность постараться сделать немножко больше, чем то, что ему и так легко дается.
Развивающее обучение всегда ориентируется на зону ближайшего развития ребенка, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка. То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно.
Л.С. Выготский сделал следующие выводы:
1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития;
2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.
И потому Л.С. Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка).
Свое дальнейшее развитие теория развивающего обучения получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование систем Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных. Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову.
Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятелъностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Тема 1.4 Сущность процессов обучения и воспитания
План:
Понятие и особенности обучения и воспитания. Содержание обучения и воспитания.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 256.