Под формами воспитания понимается организационная сторона этого вида педагогической деятельности, раскрывающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.
Достаточно сложно осуществить классификацию форм воспитания. Однако их можно объединить в три группы по количественному критерию: фронтальных (массовых), групповых (коллективных) и индивидуальных форм воспитания.
Каждая из представленных групп включает в себя формы, имеющие как преимущества над другой, так и недостатки.
Например, телевизионные и радиопередачи, как формы фронтального воспитания, позволяют воздействовать на достаточно большое воспитательное поле, но не учитывают его возрастные, профессиональные, личностные и другие особенности, что снижает их педагогическую эффективность.
В то же время в индивидуальной беседе этот недостаток полностью устраняется, но проявляется другой – недостаточный охват воспитуемых педагогическим взаимодействием. Однако их право на существование обеспечивается целями, которые ставятся в той или иной воспитательной технологии. Нередко в воспитательной технологии реализуются формы, применяемые в обучении (например, лекция, рассказ, объяснение и др.). Это вполне правомерно. Их отличие состоит лишь в содержательном компоненте – в воспитании они направлены на формирование или развитие личностной сферы человека, а в обучении – преимущественно на формирование системы знаний, навыков и умений.
Методы воспитания - это совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств ) осуществления воспитательного взаимодействий.
Приемы воспитания - это конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе беседы) и обусловливаются целью их применения.
Различаются две группы методов воспитания: педагогические и психологические.
Педагогические (иногда - традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) человека.
Ю.К. Бабанским выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе:
- методы формирования и коррекции сознания личности (основаны на принципе единства сознания и поведения. Сознание определяет поведение и одновременно формируется в нем.). К ним относятся: убеждение, пример.
- методы организации деятельности (выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности.). Группа этих методов включает в себя педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации.
-методы стимулирования деятельности (отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение). К ним относятся: поощрение, критика, принуждение.
В то же время в практике опытных педагогов достаточно эффективным является применение методов воспитания другой видовой группы - психологической.
Как уже отмечалось, их действие направлено на подсознание воспитуемого.
Как показывает педагогический опыт наиболее эффективными из них является:
- метод невербального воздействия (средства: мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса),
-метод эмоционального воздействия ( средства : сопереживание, возмущение, поучение),
- метод рационального воздействия (основное средство - внушение).
Вместе с тем необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом использовании) воздействие педагога на рациональную сферу личности человека.
Выбор метода воспитания зависит от многих факторов: цель, возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Шаблон здесь противопоказан.
Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания. К ним относят различные предметы (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь) и др.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 240.