Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный характер с воспитателем и другими детьми.
Формы организации обучения (занятия, экскурсии).
Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определённом режиме.
Занятия - основная форма организации обучения дошкольников. Для них определено программное содержание, отведено постоянное время в режиме дня, установлена определенная продолжительность.
Формы организации и проведения: Индивидуальная; Групповая (с подгруппой детей); Фронтальная (со всеми детьми).
Индивидуальная: преимущество заключается в том, что педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, темпа усвоения им материала и индивидуальных особенностей.
Отрицательные черты: эмоциональный дискомфорт ребенка, большие нервные затраты, позиция «меня обучают» часто сковывает активность, не формируется способность к самооценке, взаимооценке и сопереживанию.
Групповая: занятия проводятся с подгруппой детей не более 6 человек. Комплектование на основе общности интересов, личных симпатий, но с разным уровнем развития.
Технология проведения: 1) занятие проводится сразу со всеми подгруппами. Дети каждой подгруппы сидят компактно и автономно от другой подгруппы. Внутри подгруппы общаются. Тематика может быть обшей для всех подгрупп. Завершается занятие совместным анализом результатов выполнения задания каждой подгруппой детей.
Главная задача в педагогическом руководстве - обеспечить взаимодействие детей в каждой подгруппе с разным уровнем развития.
2) занятие с каждой подгруппой проводится поочередно (в группах раннего и младшего дошкольного возраста).
Фронтальная: занятия проводятся со всеми детьми.
По дидактическим задачам занятия делятся на 4 группы:
1) по усвоению новых знаний и умений;
2) по закреплению ранее приобретенных знаний и умений;
3) занятия творческого применения знаний и умений;
4) комплексные занятия, в процессе которых одновременно решаются несколько дидактических задач:
- систематизировать знания;
- уточнить умения,
- развитие творческих способностей.
По содержанию занятия могут быть интегрированными - т. е. объединять знания из нескольких областей (изодеятельности, музыки и пр.), которые объединяются на основе общей темы.
Структура занятия включает 3 части:
1-я часть - начало (организация детей);
2- я часть - ход занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков;
3- я часть - окончание, подведение итогов, оценка результатов. Чем детальнее оценка, тем больше она помогает ребенку видеть свои успехи, ошибки, осознавая их причины.
Требования к детям на занятиях должны соответствовать их возрастным возможностям.
Экскурсия - как форма обучения представляет собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.
Структурные части: 1) подготовительный этап включает:
- выбор темы,
- осмотр места предварительной беседы с детьми и т.д;
2) ход экскурсии - ведущий метод - наблюдение,
3) послеэкскурсионная работа - направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний. Приемы: оформление материалов, принесенных с экскурсии; использование художественных произведений; оформление альбомов с фото, рисунками; организация игр; обобщающие беседы. (С. А. Козлова).
Методы обучения детей дошкольного возраста - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Выбор методов обучения зависит от:
1) цели занятия и содержания учебного материала;
2) от возраста детей;
3) от степени подготовленности детей.
Наглядные методы:
- наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира. Виды: кратковременные, длительные, повторные и сравнительные. Проводятся на занятиях, экскурсиях, но следует использовать любую ситуацию.
Дидактические требования к организации и проведению:
- объект должен быть интересен для детей;
- правильно выбрано место и время, при которых дети могут увидеть характерные признаки объекта;
- целевая установка перед началом наблюдения;
- сопровождение точным конкретным словом;
- полученные знания использовать в различной деятельности.
- демонстрация наглядных пособий: рассматривание картин (виды: дидактические, репродукции, книжная графика, предметные); видео и диафильмов, слайдов, муляжей, схем и др.
Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов и явлений; можно все внимательно рассмотреть, выделить основные признаки, что невозможно сделать при простом наблюдении. В результате происходит расширение и уточнение представлений об окружающем мире.
Дидактический материал по ознакомлению с окружающим (специально сконструированные предметы для решения дидактических задач) - это раздаточный материал, которым может пользоваться каждый ребенок индивидуально для упражнений в счете, различении величины, цвета, формы и пр.
Наглядные приемы (основаны на подражании):
- показ способов действий - т.е. способов работы, последовательности ее выполнения. Используется на физкультурных занятиях, изодеятельности, музыкальной деятельности и пр. Показ должен быть точным, четким и сопровождаться словом, поясняющим действие.
- показ образца (рисунка, аппликация, поделка из конструктора и пр.) используется в изодеятельности, музыкальной деятельности, трудовой и пр. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.
2. Словесные методы: объяснение (пояснение); рассказ; беседа; чтение художественной литературы.
Эти методы позволяют в кратчайший срок передавать информацию детям, ставить перед ними задачу, указывать пути ее решения. Сочетаются со всеми другими методами обучения.
- объяснение (пояснение) - используется в начале и по ходу занятия. Часто сопровождает показ, наблюдение и пр.
Требования: четкость, доступность, эмоциональность.
- рассказ педагога - позволяет в доступной форме излагать учебный материал, наиболее эмоциональный метод; дает возможность непринужденно общаться с детьми, используя в зависимости от реакции детей жесты, мимику и пр.
Требования к рассказу:
- должна четко прослеживаться главная мысль,
- не перегружен деталями,
- содержание динамично и опирается на личный детский опыт.
Перед рассказом педагог ставит учебно-познавательную задачу, а в процессе него интонацией и вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.
- беседа - основной словесный метод обучения. Но применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Является диалогическим методом. С помощью специально составленных вопросов, воспитатель активизирует познавательную деятельность детей: выявляет имеющиеся знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения, учит простым рассуждениям.
Практические методы:
а) упражнение - многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;
б) опыты и экспериментирование - направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;
в) моделирование - наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);
4.Игровые методы - вызывают у детей положительный интерес и эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. (Е. А. Флерина).
1) Дидактическая игра - самый распространенный метод обучения.
Здесь решаются 2 задачи:
1) - закрепление и совершенствование знаний детей, 2- усвоение знаний разного содержания.
2) Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, оборудованием.
Игровые приемы: - внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий, загадывание загадок, введение элементов соревнования.
4. Особенности обучения в разных возрастных группах детского сада
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (воспитанников детского сада) направленный на овладение определённой суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.
Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.
В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.
Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведения до совершенства путём постоянных повторений.
Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретённые навыки. Умения определяются как знания в действии, как система приёмов, которую последовательно выполняет человек в каком – то виде деятельности для достижения результата.
Умения можно подразделить в соответствии с видами человеческой деятельности.
Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой. Дошкольники непосредственно основы наук не изучают.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.