Каковы особенности применения форм и методов обучения в дошкольном возрасте?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный характер с воспитателем и другими детьми.

Формы организации обучения (занятия, экскурсии).

Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определённом режиме.

Занятия - основная форма организации обучения дошкольников. Для них определено программное содержание, отведено постоянное время в режиме дня, установлена определенная продолжительность.

 Формы организации и проведения: Индивидуальная; Групповая (с подгруппой детей); Фронтальная (со всеми детьми).

Индивидуальная: преимущество заключается в том, что педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, темпа усвоения им материала и индивидуальных особенностей.

Отрицательные черты: эмоциональный дискомфорт ребенка, большие нервные затраты, позиция «меня обучают» часто сковывает активность, не формируется способность к самооценке, взаимооценке и сопереживанию.

Групповая: занятия проводятся с подгруппой детей не более 6 человек. Комплектование на основе общности интересов, личных симпатий, но с разным уровнем развития.

Технология проведения: 1) занятие проводится сразу со всеми подгруппами. Дети каждой подгруппы сидят компактно и автономно от другой подгруппы. Внутри подгруппы общаются. Тематика может быть обшей для всех подгрупп. Завершается занятие совместным анализом результатов выполнения задания каждой подгруппой детей.

Главная задача в педагогическом руководстве - обеспечить взаимодействие детей в каждой подгруппе с разным уровнем развития.

2) занятие с каждой подгруппой проводится поочередно (в группах раннего и младшего дошкольного возраста).

Фронтальная: занятия проводятся со всеми детьми.

 По дидактическим задачам занятия делятся на 4 группы:

1) по усвоению новых знаний и умений;

2) по закреплению ранее приобретенных знаний и умений;

3) занятия творческого применения знаний и умений;

4) комплексные занятия, в процессе которых одновременно решаются несколько дидактических задач:

- систематизировать знания;

 - уточнить умения,

- развитие творческих способностей.

По содержанию занятия могут быть интегрированными - т. е. объединять знания из нескольких областей (изодеятельности, музыки и пр.), которые объединяются на основе общей темы.

Структура занятия включает 3 части:

1-я часть - начало (организация детей);

2- я часть - ход занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков;

3- я часть - окончание, подведение итогов, оценка результатов. Чем детальнее оценка, тем больше она помогает ребенку видеть свои успехи, ошибки, осознавая их причины.

Требования к детям на занятиях должны соответствовать их возрастным возможностям.

Экскурсия - как форма обучения представляет собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

Структурные части: 1) подготовительный этап включает:

- выбор темы,

- осмотр места предварительной беседы с детьми и т.д;

2) ход экскурсии - ведущий метод - наблюдение,

3) послеэкскурсионная работа - направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний. Приемы: оформление материалов, принесенных с экскурсии; использование художественных произведений;  оформление альбомов с фото, рисунками; организация игр; обобщающие беседы. (С. А. Козлова).

Методы обучения детей дошкольного возраста - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Выбор методов обучения зависит от:

1) цели занятия и содержания учебного материала;

2) от возраста детей;

3) от степени подготовленности детей.

Наглядные методы:

- наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира. Виды: кратковременные, длительные, повторные и сравнительные. Проводятся на занятиях, экскурсиях, но следует использовать любую ситуацию.

Дидактические требования к организации и проведению:

 - объект должен быть интересен для детей;

- правильно выбрано место и время, при которых дети могут увидеть характерные признаки объекта;

 - целевая установка перед началом наблюдения;

 - сопровождение точным конкретным словом;

- полученные знания использовать в различной деятельности.

- демонстрация наглядных пособий: рассматривание картин (виды: дидактические, репродукции, книжная графика, предметные); видео и диафильмов, слайдов, муляжей, схем и др.

Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов и явлений; можно все внимательно рассмотреть, выделить основные признаки, что невозможно сделать при простом наблюдении. В результате происходит расширение и уточнение представлений об окружающем мире.

Дидактический материал по ознакомлению с окружающим (специально сконструированные предметы для решения дидактических задач) - это раздаточный материал, которым может пользоваться каждый ребенок индивидуально для упражнений в счете, различении величины, цвета, формы и пр.

 Наглядные приемы (основаны на подражании):

- показ способов действий - т.е. способов работы, последовательности ее выполнения. Используется на физкультурных занятиях, изодеятельности, музыкальной деятельности и пр. Показ должен быть точным, четким и сопровождаться словом, поясняющим действие.

- показ образца (рисунка, аппликация, поделка из конструктора и пр.) используется в изодеятельности, музыкальной деятельности, трудовой и пр. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.

 2. Словесные методы: объяснение (пояснение); рассказ; беседа; чтение художественной литературы.

Эти методы позволяют в кратчайший срок передавать информацию детям, ставить перед ними задачу, указывать пути ее решения. Сочетаются со всеми другими методами обучения.

- объяснение (пояснение) - используется в начале и по ходу занятия. Часто сопровождает показ, наблюдение и пр.

Требования: четкость, доступность, эмоциональность.

- рассказ педагога - позволяет в доступной форме излагать учебный материал, наиболее эмоциональный метод; дает возможность непринужденно общаться с детьми, используя в зависимости от реакции детей жесты, мимику и пр.

Требования к рассказу:

- должна четко прослеживаться главная мысль,

- не перегружен деталями,

- содержание динамично и опирается на личный детский опыт.

Перед рассказом педагог ставит учебно-познавательную задачу, а в процессе него интонацией и вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.

 - беседа - основной словесный метод обучения. Но применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Является диалогическим методом. С помощью специально составленных вопросов, воспитатель активизирует познавательную деятельность детей: выявляет имеющиеся знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведения, учит простым рассуждениям.

Практические методы:

а) упражнение - многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;

б) опыты и экспериментирование - направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;

в) моделирование - наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);

4.Игровые методы - вызывают у детей положительный интерес и эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче. (Е. А. Флерина).

 1) Дидактическая игра - самый распространенный метод обучения.

Здесь решаются 2 задачи:

1) - закрепление и совершенствование знаний детей, 2- усвоение знаний разного содержания.

2) Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, оборудованием.

Игровые приемы: - внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий, загадывание загадок, введение элементов соревнования.

 

4. Особенности обучения в разных возрастных группах детского сада

 

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (воспитанников детского сада) направленный на овладение определённой суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.

Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведения до совершенства путём постоянных повторений.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретённые навыки. Умения определяются как знания в действии, как система приёмов, которую последовательно выполняет человек в каком – то виде деятельности для достижения результата.

Умения можно подразделить в соответствии с видами человеческой деятельности.

Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой. Дошкольники непосредственно основы наук не изучают.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.