Масла для воздушных компрессоров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основная задача масла в компрессорах состоит в уменьшении потерь на трение и износа трущихся поверхностей, отводе теплоты от пар трения и повышении уплотняющего действия поршневых колец и сальников. При выборе вязкости масла нужно иметь в виду, что высоковязкие масла отличаются слабой испаряемостью, но более склонны к окислению и образованию лаков и нагаров. Нагарообразование ухудшает работу поршневых колец, способствует износу деталей ЦПГ, прорыву сжимаемого воздуха в картер и забросу масла в камеру сжатия, что в свою очередь приводит к увеличению расхода масла и нагарообразованию не только на поршнях, но и на клапанах. Это влечет за собой потерю ими герметичности и снижению подачи воздуха компрессором.

Масла для воздушных компрессоров в рабочих условиях подвергаются воздействию температур до 250 °С и давлению до 20 МПа, поэтому они должны удовлетворять следующим требованиям: обладать достаточно высокой вязкостью при высоких температурах (от вязкости зависят смазывающие свойства и способность масла уплотнять зазоры); противостоять окислению в среде воздуха, сжимаемого до высоких давлений и температур (обладать высокой термоокислительной стабильностью); иметь высокие температуры вспышки и воспламенения; быть совместимыми с конструкционными и уплотняющими материалами.

Классификация масел. Согласно классификации масла разделяют на четыре группы:

1 – для компрессоров, работающих при умеренных режимах, сжимающих воздух и другие нерастворимые в масле газы при температуре нагнетания ниже 160 °С;

2 – то же, при температуре нагнетания ниже 180 °С;

3 – для компрессоров, работающих в тяжелых условиях при температуре нагнетания ниже 200 °С;

4 – для компрессоров высокого давления, работающих в особо тяжелых условиях при температуре нагнетания выше 200 °С.

В соответствии с классификацией масла маркируются следующим образом. Буква «К» означает принадлежность к компрессорным маслам. Группа масла указывается цифрой после «К», за исключением первой группы. Затем после дефиса следует цифра, соответствующая кинематической вязкости при 100°С.

Примеры обозначений: масло К-12 – компрессорное, относится к первой группе классификации, вязкостью 12 мм2/с при 100 °С; К4-20 – масло компрессорное, относится к четвертой группе классификации, вязкостью 20 мм2/с при 100°С.

Рекомендуемые сорта масел:

- компрессорное масло без присадок КС-19 (ГОСТ 9243-75), полученное из сернистых парафинистых нефтей методом селективной очистки. Обладает хорошей термической и химической стабильностью. Рекомендуется для поршневых, в том числе многоступенчатых и ротационных компрессоров и воздуходувок при температуре воздуха на выходе не более 180°С;

- компрессорное масло КС-19п (ТУ 38.4011055-97), полученное из сернистых парафинистых нефтей методом селективной очистки. Содержит антиокислительную присадку ионол. Предназначено для смазывания поршневых компрессоров среднего и высокого давления.

Другие масла общего назначения приведены в таблице 3.6.

Таблица 3.7 – Компрессорные масла общего назначения

Марка (ГОСТ; ТУ) Область применения
КС-19 (ГОСТ 9243-75) Предназначено для смазывания поршневых компрессоров среднего и высокого давления
К-19 (ГОСТ 1861-73) Предназначено для смазывания поршневых компрессоров среднего и высокого давления технологических установок, где требуются масла с низким содержанием серы
КС-19п (ТУ 38.4011055-97) Предназначено для смазывания поршневых компрессоров среднего и высокого давления. Содержит антиокислительную присадку ионол, что позволяет увеличить срок до замены масла
К2-24 (ТУ 38.401-58-43-92) Применяют для смазывания многоступенчатых поршневых компрессоров высокого давления, в том числе компрессоров воздухоразделительных установок
К4-20 (ТУ 38.101759-78) Предназначено для смазывания поршневых корабельных воздушных компрессоров высокого давления с единой системой смазки цилиндров и механизма движения
К3-20 (ТУ 38.401700-88) Предназначено для смазывания теплонапряженных поршневых компрессоров высокого давления
К3-10 (ТУ 38.401724-88) Предназначено для смазывания поршневых компрессоров с температурой нагнетания до 200°С, а также ротационных компрессоров
Кп-8с (ТУ 38.1011296-90) Для турбокомпрессоров и винтовых компрессоров, перекачивающих воздух, азот, аммиак и другие газы

 Следует учитывать, что маловязкие масла обладают высокой летучестью, поэтому при рабочих температурах 150…250 °С их легкие фракции испаряются и попадают в сжимаемый воздух. При концентрации паров масла в воздухе более 0,05 мг/м3 его необходимо очищать, иначе возможно образование взрывоопасной смеси. Улетучивание легких фракций из масла с течением времени приводит к утяжелению его состава и росту вязкости.

Особый класс компрессорных масел составляют синтетические масла. В отличие от масел, приготовленных на нефтяной основе, они обладают значительно меньшей испаряемостью, более высоким индексом вязкости, сохраняют свои свойства при значительно более высоких температурах, практически не дают нагарных отложений и обладают в несколько раз более высоким сроком службы. Их единственный недостаток - более высокая стоимость.

Рекомендации по эксплуатации масел в турбокомпрессорах. Учитывая относительно небольшую массу находящегося в турбокомпрессоре масла, рекомендуется заменять его через 1000 ч. В случае же работы дизеля в основном на нагрузках около 70%, допускается смена через 1500 ч. Если проверка качества масла в лаборатории покажет, что вязкость его не изменилась и кислотное число не превышает 2 мг КОН/г, срок службы масла может быть продлен до 2000 ч.

В России турбинные масла выпускают как с присадками (ТП22, ТП30, ТП46), так и без присадок (Т30, Т46, Т57). Цифры в маркировке означают вязкость масла при 50 °С. Число деэмульсации масел ТП и Т не более 5 минут, температура вспышки не ниже 190…195 °С, температура застывания не выше минус 10 °С. Наиболее распространены масла:

- ТП22с (ТУ 38.101821-83) - предназначено для высокооборотных паровых турбин, а также центробежных и турбокомпрессоров в тех случаях, когда вязкость масла обеспечивает необходимые противоизносные свойства. Является наиболее распространенным турбинным маслом;

- ТП22Б (ТУ 38.401-58-48-92) - по сравнению с маслом ТП22с обладает усиленными антиокислительными свойствами, большим сроком службы, меньшей склонностью к осадкообразованию при работе в оборудовании;       

- ТП30 (ГОСТ 9972-74) - применяют для гидротурбин, некоторых турбо- и центробежных компрессоров;

- ТП46 (ГОСТ 9972-74) - для судовых паросиловых установок с тяжелонагруженными редукторами и вспомогательных механизмов.

Из зарубежных турбинных масел рекомендуется использовать масла: ВР Энергол ТНВ68 с ресурсом 1000 часов и синтетическое масло ТС-S68 с ресурсом 5000 часов, где цифра «68» означает вязкость 68 сСт при 40 °С.

Классификация вязкости индустриальных масел ISO 3448.

Классификация ISO 3448 состоит из 18 классов вязкости. Величина (2…1500) указывает кинематическую вязкость при 40°С в мм2/с (сСт). Допустимое колебание вязкости от номинальной ±10%. Номер после названия индустриального масла характеризует класс вязкости ISO VG продукта.

Таблица 3.8 – Классификация вязкости индустриальных масел ISO 3448

Класс вязкости по ISO

Cредняя вязкость

при 40 °С, мм2

Пределы кинематической вязкости мм2/с, при 40 °С

min max ISO VG 2 2,2 1,98 2,42 ISO VG 3 3,2 2,88 3,52 ISO VG 5 4,6 4,14 5,06 ISO VG 7 6,8 6,12 7,48 ISO VG 10 10 9 11 ISO VG 15 15 13,5 16,5 ISO VG 22 22 19,8 24,2 ISO VG 32 32 28,8 35,2 ISO VG 46 46 41,4 50,6 ISO VG 68 68 61,2 74,8 ISO VG 100 100 90 110 ISO VG 150 150 135 165 ISO VG 220 220 198 242 ISO VG 320 320 288 352 ISO VG 460 460 414 506 ISO VG 680 680 612 748 ISO VG 1000 1000 900 1100 ISO VG 1500 1500 1350 1650

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.