Тема 2. Показатели качества и технология обработки масел
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2. Показатели качества и технология обработки масел

Лекция 1. Судовые моторные масла

 

1.1 Судовые моторные масла и их эксплуатационные свойства

1.2 Присадки к моторным маслам

1.3 Классификация моторных масел

1.4 Браковочные показатели судовых моторных масел

 

Присадки к моторным маслам

 

Для улучшения моторных свойств масел и обеспечения их эффективной работы в современных высокофорсированных двигателях в их базовую основу вводятся химические соединения - присадки. Вводимые присадки (до 25% по массе) влияют на физические свойства базовых масел и оказывают химический эффект.

По эксплуатационному действию присадки условно подразделяются на: антиокислительные (повышают антиокислительную устойчивость масел); щелочные и антикоррозионные (защищают металлические поверхности от коррозионного воздействия кислородо- и серусодержащих продуктов и влаги); моющее-диспергирующие (способствуют снижению отложений продуктов окисления на металлических поверхностях); присадки, улучшающие смазочные свойства масел (противоизносные, противозадирные и антифрикционные); депрессорные (понижают температуру застывания масел); вязкостные (улучшают вязкостно-температурные свойства масел); антипенные (предотвращают вспенивание масел).

Таблица 1.1 – Основные компоненты масел

Компоненты моторных масел Значение, %
Базовая основа 75
Детергенты 1 10…15
Детергенты 2 2…10
Дисперсанты 1…5
Антиоксиданты 1…2
Противоизносные 0,5…,1.5
Противокоррозионные 0,5…,1.5
Противопенные 0,5…1
Депрессанты 0,5

Детергенты - моющие присадки (уменьшают образование углеродистых осадков и окисленных смесей, а также предотвращают накопление загрязнений и смолистого налета на металлических поверхностях).

Дисперсанты (сохраняют в виде суспензии все твердые примеси, которые образуются в результате работы двигателя автомобиля: несгоревшие углеводороды, смолы, грязь, сажу и примеси, полученные в результате применения моющих присадок).

Антиоксиданты - антиокислительные присадки (устраняют или замедляют окисление масла путем взаимодействия с первичными продуктами реакции окисления образуя неактивные соединения).

Противоизносные присадки (образуют защитную пленку в результате прямого или опосредствованного контакта их активных ингредиентов с металлической поверхностью).

Противокоррозионные присадки (образуют защитную пленку, препятствующую образованию коррозии на металлических частях, возникающей путем комбинированного воздействия воды, кислорода и определенных окислов, образующихся в процессе окисления).

Противопенные присадки (масла могут пениться в результате: наличия моющих присадок, которые очищают двигатель, но способствуют образованию пены; конструкции системы смазки, вызывающей неравномерный поток смазки в результате смешивания воздуха и масла, что ведет к образованию пузырей).

 

Классификация моторных масел

 

Классификация моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 (Россия). Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла подразделяют на классы по вязкости и группы, зависящие от типа двигателя и его уровня форсирования.

Масла обозначаются следующим образом: М-12Г2, М-6з/10Г1, где буква масло моторное буква «М». Класс вязкости - цифра «12». Если масло всесезонное (зима/лето), то вводится двойное обозначение разделенное знаком дроби (6з/10). Буква «з» указывает на применение в масле загустителя. Буква «Г» обозначает эксплуатационные качества. Индекс «1» присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс «2» - дизельным маслам. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами (М-4з/8-В2Г1).

В таблице 1.2 представлены моторные масла по назначению и эксплуатационным свойствам.

Таблица 1.2 – Классификация моторных масел по области и условиям применения

Моторные масла

По эксплуатационным

Свойствам

Группа

По ГОСТ 17479.1-85

Класс по API А   SB Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели.

Б*

Б*1 SC Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников. Б*2 CA Малофорсированные дизели

В

В1 SD Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию отложений всех видов. В2 CB Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений.

Г

Г1 SE Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии. Г2 CC Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений.

Д

Д1 SF Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г. Д2 CD Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Е

Е1 SG Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в более тяжелых условиях, чем для масла группы Д1. Е2 CF-4 Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в более тяжелых условиях, чем для масел группы Д2. Обладают лучшими противоизносными свойствами, отличаются повышенной диспергирующей способностью. Лубрикаторные системы смазки цилиндров, работающих на топливе с высоким содержанием серы.     SH,SJ,CG-4 Эти классы API не имеют аналогов в отечественной классификации

* - группы, исключенные из классификации.

 

По вязкости летние и зимние моторные масла делятся на 12 классов (3з, 4з, 5з, 6з, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24), а всесезонные загущенные – на 10 классов (3з/8, 4з/6, 4з/8, 4з/10, 5з/10, 5з/12, 5з/14, 6з/10, 6з/14, 6з/16).  Класс для летних и зимних масел указывает их вязкость (мм2/с) при 100 °С. Для всесезонных масел класс изображается дробью, в которой числитель условно обозначает вязкость масла при температуре минус 18 °С, а в знаменателе указывается вязкость при 100 °С.

Таблица 1.3 – Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85)

Класс вязкости

Класс по SAE

Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре

100 °С -18 °С, не более
5W ≥3,8 1250
10W ≥4,1 2600
15W ≥5,6 6000
20W ≥5,6 10400
6 20 5,6…7,0 -
8 20 7,0…9,3 -
10 30 9,3…11,5 -
12 30 11,5…12,5 -
14 40 12,5…14,5 -
16 40 14,5…16,3 -
20 50 16,3…21,9 -
24 60 21,9…26,1 -
3з/8 5W-20 7,0…9,3 1250
4з/6 10W-20 5,6…7,0 2600
4з/8 10W-20 7,0…9,3 2600
4з/10 10W-30 9,3…11,5 2600
5з/10 15W-30 9,3…11,5 6000
5з/12 15W-30 11,5…12,5 6000
5з/14 15W-40 12,5…14,5 6000
6з/10 20W-30 9,3…11,5 10400
6з/14 20W-40 12,5…14,5 10400
6з/16 20W-40 14,5…16,3 10400

 

Классификация зарубежных моторных масел (США). Масла для бензиновых и дизельных двигателей классифицируются в зависимости от содержания в них пакета присадок и определяемых ими моторных свойств по категориям в соответствии с требованиями Американского института нефти (API), разработанными совместно с Американским обществом автомобильных инженеров (SAE) и Американским обществом испытания материалов (ASTM).

Классификация моторных масел по уровню качества API (таблица 1.4) подразделяет моторные масла на две категории: «S» (Service) - масла для бензиновых двигателей и «C» (Commercial) - масла для дизелей. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию (SA, SB, SD, CA, CE, CF). Классы дизельных масел CD и CF подразделяются на масла для 2- и 4-тактных дизелей, обозначаемых дополнительной цифрой (CD II, CF-2, CF-4, CG-4). Универсальные масла обозначают классами обеих категорий (SF/CC, CG/CD, CF-4/SH).

Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу API, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел и типами используемых присадок.

Таблица 1.4 – Классификация моторных масел по API 2001 года

Класс API Область и условия применения

Класс SAE

Низкотемпературная вязкость

Методы обработки масел

 

Загрязнение масла. В процессе работы масла происходит изменение его эксплуатационных показателей вследствие загрязнения продуктами неполного сгорания топлива, окислительной полимеризации, срабатывания компонентов присадок, износа деталей. В масле возрастает содержание асфальтосмолистых веществ, которые могут привести к повышенному износу деталей и закупорке каналов масляной системы, увеличивается содержание воды, зольность, асфальтосмолистые и неорганические частицы, кислотность.

Скорость накопления механических загрязнений в системе смазывания зависит от объема системы, скорости поступления загрязнений и интенсивности очистки масла.

В современных маслах общее содержание механических примесей еще не определяет его влияния на изнашивание деталей из-за содержания в масле диспергирующих присадок, которые обволакивают частицы механических примесей и препятствуют их слипанию. Благодаря этому частицы имеют малые размеры и равномерно распределяются по объему масла. Это позволяет продлить срок службы масла при своевременной доливке свежего масла для компенсации отработавшей части присадки, и его эффективной очистке с использованием сепараторов и фильтров.

Различают способы включения агрегатов очистки в систему смазки:

- полнопоточный способ при пропускании всего потока масла через агрегат очистки;

- частично-поточный (байпасный) при прохождении части масла через агрегат очистки.

Сепарация. Основная работа центробежного сепаратора должна быть в режиме пурификации с включением в систему смазки параллельно основной масляной магистрали. При этом масло забирается из сточной циркуляционной цистерны и возвращается обратно в эту цистерну. Это позволяет осуществлять сепарацию независимо от работы дизеля в режимах периодического или непрерывного использования (в течение всего времени работы).

Отделение в сепараторе твердых и нерастворимых в масле частиц и воды происходит на основе разницы центробежных сил, приложенных к этим частицам и к маслу. Это различие будет тем выше, чем больше разница их плотностей. Эта разница увеличивается с повышением температуры масла, так как его плотность при этом снижается в большей степени, чем плотность загрязняющих примесей. Установлено, что температура масла перед сепаратором должна поддерживаться:

- 60…70 °С для масел без присадок;

- 80…90 °С для масел с присадками (недопустимо повышение температуры до возможного кипения воды, находящейся в сепараторе).

Вследствие того, что моющие масла образуют стойкие эмульсии, значительно затрудняется их очистка от попавшей в масло воды. Поэтому на основе эксплуатационного опыта сепарации смазочных масел с присадками в судовых условиях некоторые фирмы предлагают следующие рекомендации:

- сепарировать масло в режиме пурификации одновременно с работой двигателя, а после его остановки ещё 12 часов;

- производительность сепаратора устанавливать оптимальной (1/3 от максимальной);

- применять следующие температуры сепарирования:

- дизельных масел около 75 °С;

- турбинных масел около 65 °С;

- моющих масел около 80 °С;

- при сепарировании масел с присадками следует добавлять 1 % горячей воды с температурой на 5 °С выше температуры масла.

Не допустима промывка водой при пурификации масел, содержащих щелочные присадки.

В судовых условиях оптимальную производительность определяют по скорости поступления удаляемых загрязнений (сажа, карбоны, карбиды и др.) в шлам сепаратора.

Имеется мнение, что для достижения наиболее полной очистки все масло, находящееся в системе малооборотного двигателя, должно пропускаться через сепаратор 3 раза в день при производительности сепаратора не выше 40% от паспортной. Фирма МАН для тронковых двигателей рекомендует осуществлять пятикратную сепарацию с производительностью 20%.

Фирма «Альфа Лаваль» рекомендует два режима работы сепаратора в байпасной системе (параллельное включение сепаратора):

- сепаратор работает с максимальной производительностью в аварийных случаях, когда из-за неисправности силовой установки в масло начинает поступать большое количество воды;

- сепаратор работает с оптимальной производительностью, равной 1/3 от максимальной, при нормальных условиях работы для достижения наилучшей очистки масла.

Сепаратор-пурификатор снабжается гравитационным диском, правильный выбор которого имеет исключительно важное значение для определения границы раздела сред.

По прошествии времени сепарации периферия барабана сепаратора-пурификатора заполняется нерастворимыми продуктами – шламом, в варианте кларификатора шлам откладывается в смеси с водой. Если не принимать своевременные меры по разгрузке барабана, граница раздела смешается внутрь и эффективность сепарации существенно снижается. Обычно интервал между разгрузками задается в пределах 1…4 часа, а в новейших сепараторах устанавливается автоматически.

В общем случае эффективность работы сепараторов достигается:

- подбором гравитационного диска;

- выбором временных интервалов между очистками сепаратора.

- назначением температуры подогрева сепарируемого масла;

- установкой оптимальной производительности сепаратора.

Фильтрование. В системах смазки судовых дизелей применяют фильтры, различающиеся по тонкости отсева на фильтры грубой очистки (размер задерживаемых частиц не превышает 60…90 мкм.) и фильтры тонкой очистки (тонкость отсева не более 35…40 мкм). В зависимости от схемы включения и количества проходящего масла фильтры могут быть полнопоточными (в основном ФГО, реже ФТО) и частично-поточными (в основном ФТО, так как они обладают большим сопротивлением и вследствие этого меньшей пропускной способностью). Через частично-поточные фильтры проходит лишь часть потока масла (обычно не более 8…15%).

Следует отметить, что ФГО недостаточно глубоко очищают масло от нерастворимых примесей и абразивных продуктов, находящихся в современных маслах в мелкодисперсном состоянии. При использовании только ФГО по сравнению с тонкой очисткой масла в 2,5 раза ускоряется изнашивание деталей и в 1,6 раза загрязнение поршней углеродистыми отложениями. Современные дизели, имеющие более высокий уровень форсировки рабочего процесса и в связи с этим более напряженные условия работы ЦПГ и подшипниковых узлов, более чувствительны к качеству масла. Этим объясняется отмечаемый в последние годы переход к использованию полнопоточных ФТО вместо ФГО.

Фильтрующий комплекс состоит из одного главного или нескольких параллельно включенных фильтров. Часто к главному фильтру, обычно оборудованному автоматической очисткой, в качестве резервного байпасно подключается более простой и дешевый фильтр с ручной очисткой. В систему фильтрации масла двигателей, работающих на тяжелых топливах, последовательно с главным фильтром устанавливаются фильтры – индикаторы, задача которых задерживать опасные частицы, прорывающиеся через главный фильтр при повреждении его фильтрующих сеток, и сигнализировать об этом по мере своего загрязнения.

По принципу действия и конструкции фильтрующих материалов фильтры делят на следующие виды:

- щелевой, в котором поступившее под давлением масло очищается, проходя через щели, образуемые набором специальных пластин и прокладок;

- объемный (глубинный) у в котором масло в процессе очистки последовательно проходит через несколько слоев фильтрующего материала (фильтры с набивкой из войлока, хлопчатобумажных тканей, шлаковой ваты, бумажной массы и т. д.), а частицы удерживаются внутри, в каналах, фильтрующего элемента. Такой вид материала обеспечивает более тонкую фильтрацию, но требует замены при загрязнении и увеличении сопротивления на фильтре;

- поверхностный, в котором масло проходит через фильтрующий материал со сквозными порами (металлическая сетка, фильтровальные ткани и т. д.), а загрязняющие частицы задерживаются на поверхности фильтрующего элемента. Фильтры поверхностного типа позволяют применять автоматически осуществляемую самоочистку с использованием противотока. Это существенно снижает затраты времени и средства на эксплуатацию фильтров и объясняет их преимущественное применение на судах, особенно в дизельных установках, работающих на тяжелых топливах.

Промежуточное положение занимают целлюлозно-бумажные фильтроэлементы, совмещающие характерные признаки фильтров поверхностного и объемного типов. Для удаления из масла металлических частиц — продуктов износа двигателя применяют магнитные фильтры. Фирмой «Альфа Лаваль» разработана более совершенная конструкция фильтра, в котором непосредственно фильтр дополнен центрифугой, что по свидетельству фирмы обеспечивает вскрытие и техобслуживание фильтра не ранее сроков техобслуживания дизеля.

 

Пластичные смазки

 

Назначение смазок. Основное назначение смазок - уменьшение износа поверхностей трения для продления срока службы деталей машин и механизмов. Смазки препятствуют проникновению к поверхностям трения агрессивных жидкостей, газов и паров, а также абразивных частиц (пыли. грязи и т.п.). Почти все смазки выполняют защитные функции, предотвращая коррозию металлических поверхностей. Основные условия и объекты применения смазок:

- открытые и негерметизированные и труднодоступные узлы трения;

- механизмы, расположенные под переменным углом к горизонту;

- узлы трения, где невозможна частая замена смазочного материала;

- переменный скоростной режим эксплуатации машин;

- вынужденный контакт узла трения или защищаемой поверхности с водой либо агрессивными средами;

- условия резко изменяющегося температурного режима;

- герметизация подвижных уплотнений, сальников и резьбовых соединений;

- длительная консервация машин, оборудования, приборов и металлических изделии;

- необходимость упростить конструкцию, уменьшить массу и размер смазываемых устройств.

Свойства смазок. Пластичные смазки представляют собой мазеобразные продукты и по общим свойствам находятся между жидкими маслами и твердыми смазочными материалами.

Вещество пластичных смазок состоит из структурного каркаса, образованного твердыми частицами загустителя (дисперсная фаза - 10…20%) и жидкого минерального или синтетического масла (дисперсионная среда - 80…90%), включенного в ячейки этого твердого каркаса. Основное свойство смазке придают загустители. Особенностью пластичных смазок является обратимость процесса разрушения структурного каркаса: под действием больших нагрузок каркас разрушается и смазка работает как жидкость; при снятии нагрузки каркас мгновенно восстанавливается и смазка вновь приобретает первоначальные свойства. Для каждой смазки существует определенная критическая нагрузка (предел прочности), при достижении которой смазка ведет себя как жидкость. Таким образом, вязкость пластичных смазок в отличие от вязкости жидких масел может изменяться при одной и той же температуре в довольно широких пределах и зависит от скорости перемещения ее слоев относительно друг друга. Температура плавления смазки характеризуется температурой каплепадения.

Классификация смазок. Смазки классифицируют по консистенции, составу и областям применения. По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые. Значение индекса класса консистенции смазки по ГОСТ 5346-78 приведено в таблице 3.4.

Таблица 3.4 – Значение индекса класса консистенции смазки по ГОСТ 5346-78

Пенетрация при 25°С Индекс класса консистенции Пенетрация при 25°С Индекс класса консистенции
400-430 00 175-205 4
355-385 0 130-160 5
310-340 1 85-115 6
265-295 2 ниже 70 7
220-250 3    

За рубежом широко используют международную классификацию, разработанную Национальным Институтом Смазок США (NLGI) по пенетрации (таблица 3.5). В соответствии с ней показатель пенетрации характеризует густоту смазки и выражается целым числом десятых долей миллиметра по шкале пенетрометра. Существует девять категорий - от 000 до 6:

- категория 2 представляет собой консистенцию, которая используется наиболее широко;

- категории 000 и 00 являются полужидкими смазками, использующимися в качестве альтернативы маслам в механизмах и централизованных системах смазки с малым сечением подающих каналов;

- 0 и 1 - категории для применения в главных централизованных системах смазки;

- категории 2 и 3 используются в основном для смазки подшипников;

- категории 4…6 представляют исключительно густые смазки и используются редко за исключением специальных случаев «блоков смазки».

Таблица 3.5 – Классификация смазок по NLGI

ISO 2137 Показатель пенетрации NLGI grade
Очень мягкие 445-475 400-430 000 00
Мягкие 355-385 310-340 0 1
Средней твердости 265-295 220-250 175-205 2 3 4
Твердые 130-160 85-115 5 6

По составу смазки разделяют на четыре группы: мыльные; неорганические, органические и углеводородные.К мыльным загустителям относятся соли натуральных или синтетических жирных кислот, из которых наиболее широко применяются кальциевые, литиевые, натриевые, бариевые, алюминиевые, цинковые и другие соли. К немыльным загустителям относятся твердые углеводороды – парафины, церезины, воски и подобные им продукты.

В зависимости от типа жидкой среды различают смазки на нефтяных и синтетических маслах. По области применения в соответствии с ГОСТ 23258-78 смазки разделяют на антифрикционные, консервационные, уплотнительные, канатные (таблица 3.5).

Таблица 3.6 – Классификация пластичных смазок по ГОСТ 23258-78

Подгруппа Области применения

Класс вязкости по ISO

Cредняя вязкость

при 40 °С, мм2

Пределы кинематической вязкости мм2/с, при 40 °С

min max
ISO VG 2 2,2 1,98 2,42
ISO VG 3 3,2 2,88 3,52
ISO VG 5 4,6 4,14 5,06
ISO VG 7 6,8 6,12 7,48
ISO VG 10 10 9 11
ISO VG 15 15 13,5 16,5
ISO VG 22 22 19,8 24,2
ISO VG 32 32 28,8 35,2
ISO VG 46 46 41,4 50,6
ISO VG 68 68 61,2 74,8
ISO VG 100 100 90 110
ISO VG 150 150 135 165
ISO VG 220 220 198 242
ISO VG 320 320 288 352
ISO VG 460 460 414 506
ISO VG 680 680 612 748
ISO VG 1000 1000 900 1100
ISO VG 1500 1500 1350 1650

 

Масла для гидроприводов

 

Гидравлические масла используют в качестве рабочей жидкости для передачи энергии в судовых гидросистемах, применяемых в рулевых машинах, электрогидравлических кранах, в люковых закрытиях, механизмах привода аппарелей, разворота лопастей гребного винта и др.

Современные рабочие жидкости (гидравлические масла), исходя из условий работы, должны обладать определенными характеристиками:

- иметь оптимальный уровень вязкости и хорошие вязкостно-температурные свойства в широком диапазоне температур, т.е. высокий индекс вязкости (ИВ);

- отличаться высоким антиокислительным потенциалом, а также термической и химической стабильностью, обеспечивающими длительную бессменную работу жидкости в гидросистеме;

- защищать детали гидропривода от коррозии;

- обладать хорошей фильтруемостью;

- иметь необходимые деаэрирующие, деэмульгирующие и антипенные свойства;

- предохранять детали гидросистемы от износа;

- быть совместимыми с материалами гидросистемы.

Для гидросистем палубных механизмов, работающих в зависимости от климатических условий в широком диапазоне температур, особо важное значение имеет индекс вязкости масла. Обычно гидравлические масла поставляются с ИВ < 100, но иногда требуются масла с ИВ = 150…200. Такие масла получают путем введения присадок - вязких полимеров, загущающих масло и придающих ему более пологую вязкостно-температурную характеристику.

Классификация масел. В соответствии с ГОСТ 17479.3-85 все гидравлические масла в зависимости от эксплуатационных свойств и состава (наличия соответствующих функциональных присадок) делят на группы А, Б и В, что соответствует международному стандарту ISO 3448.

Таблица 3.9 – Классификация масел по эксплуатационным свойствам

Группа

Характеристика масла

Область применения

ГОСТ ISO А HH Минеральные масла без присадок Малонагруженные гидросистемы с шестеренными или поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и максимальной температуре масла в объеме до 80 °С   Б HL Минеральные масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками Средненапряженные гидросистемы с различными насосами, работающими при давлениях до 2,5 МПа и температуре масла в объеме свыше 80 °С В HM Хорошо очищенные масла с антиокислительными, антикоррозионными и противоизносными присадками Гидросистемы, работающие при давлении свыше 25 МПа и температуре масла в объеме свыше 90 °С

В масла всех указанных групп могут быть введены загущающие (вязкостные) и антипенные присадки. Загущенные вязкостными полимерными присадками гидравлические масла соответствуют группе НV по ISO 6743/4. SHF – масла, обладающие еще более высокими вязкостно-температурными свойствами, их индекс вязкости лежит в пределах 170…209, а температура застывания -42…-48 °С.

По значению вязкости гидравлические масла делятся на 10 классов (при температуре 40 °С).

Таблица 3.10 – Класс вязкости гидравлических масел

Класс вязкости Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2
5 4,14…5,06
7 6,12…7,48
10 9,00…11,00
15 13,50…16,50
22 19,80…24,20
32 28,80…35,20
46 41,40…50,60
68 61,20…74,80
100 90,00…110,00
150 135,00…165,00

По вязкостным свойствам гидравлические масла условно делятся на следующие: маловязкие - классы вязкости с 5 по 15; средневязкие - классы вязкости 22 и 32; вязкие - классы вязкости с 46 по 150.

По ГОСТ 17479.3-85 обозначение гидравлических масел состоит из трех групп знаков: первая - буквы «МГ» (масло гидравлическое); вторая - цифры, соответствующие определенному классу вязкости при 40°С; третья - буквы, указывающие на определенный уровень эксплуатационных свойств, то есть принадлежность к определенной эксплуатационной группе.

Например, МГ-15-В. МГ – минеральное гидравлическое. 15 – класс вязкости (при температуре 40 °С вязкость в пределах 13,5…16,5 мм2/с). В – группа масла по эксплуатационным свойствам.

Подбор гидравлических масел. В общем случае при выборе вязкости масла исходят из требований завода-изготовителя гидропривода, обусловленных типом гидросистемы и насосов, длиной трубопроводов. Если масла, указанные в формуляре гидропривода, отсутствуют, следует руководствоваться рекомендациями, приведенными в таблице 3.10. Минимальная вязкость гидравлического масла определяется допустимым ее значением на всасывании у насоса.

Таблица 3.11 – Рекомендации к выбору масел

Основные узлы гидропривода

Оптимальный диапазон вязкости, мм2

Тип насоса Тип исполнительного органа
Аксиально-поршневой Поршневой (гидроцилиндр) 16…25
Радиально-поршневой Поршневой (гидроцилиндр) 20…30
Аксиально-поршневой Радиально-поршневой 20…30
Винтовой Поршневой (гидроцилиндр) 48…200
Шестеренный Поршневой (гидроцилиндр) 16…50
Лопастный Лопастный 30…50

Создаваемое на всасывании насоса разрежение, зависящее от вязкости масла и сопротивления всасывающей магистрали, для лопастных насосов не должно быть ниже 1,13 МПа, для шестеренных и винтовых - 0,06 МПа, для поршневых 0,04…0,02 МПа.

При замене масел следует руководствоваться их вязкостными характеристиками. Гидравлические масла, относящиеся к одному классу вязкости, считаются эквивалентными. Смешивать различные марки масел допускается только после проверки их на совместимость.

Рекомендуемые сорта масел:

- гидравлическое А с температурой вспышки не ниже 175°С и температурой застывания не выше -40°С. Масло А рекомендуется для гидросистем люковых закрытий, гидравлических кранов и рулевых машин, может использоваться в редукторах палубных механизмов;

- гидравлическое МГ-30 обладает несколько худшими индексом вязкости, антипенными и противоокислительными свойствами. Вязкость масла выше (27…33 мм2/с), температура застывания на 5 °С ниже; применяется как заменитель масла А.

Для гидросистем судов, эксплуатируемых в арктических условиях, рекомендуется менее вязкое (но не менее 10 мм2/с) высококачественное масло МГЕ10А с температурой застывания не выше  -70 °С.

 

Тема 2. Показатели качества и технология обработки масел

Дата: 2018-12-21, просмотров: 233.