Конкурс «Открой своё сердце 2018»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Каждый имеет право!»
Разработчик проекта: учащаяся 8 класса, МОУ « СОШ № 21» Малева Виктория Сергеевна Руководитель проекта: Шпакова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания МОУ « СОШ № 21» |
Задачи проекта
1.Познакомить учащихся с основными документами по защите прав человека, активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.
2. Создать возможность для приобщения учащихся к ценностям сотрудничества с другими людьми; развивать коммуникативные навыки ребенка, стимулирования развития социальной уверенности.
3.Повысить уровень правовой культуры педагогов по обеспечению правовой защиты, в том числе путем воспитания и образования родительской общественности.
4.Формировать навыки ответственного поведения взрослых, снижающих вероятность жестокого обращения с детьми и детей, снижающих вероятность агрессивного поведения.
5. Создать необходимые материально-технических условия для реализации целей по повышению правосознания учащихся и формированию у учащихся правовой культуры и гражданственности;
Место реализации проекта: МОУ СОШ №21
Приоритетные направления проекта:
1.Обеспечение учащихся и родителей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой культуры.
2.Формирование у учащихся навыков социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
Методы проекта:
- интервьюирование;
-наблюдения;
-анкетирование;
- беседа;
-игры, викторины
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Ø повышение уровня знаний учащихся МОУ «СОШ№21» о правах ребенка, развития коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости.
Ø умение применять полученные знания в практической деятельности, творческих и развивающих играх; умение использовать эти знания в общении с другими детьми; проявлять способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей; умение оценивать себя и других.
Ø повышение уровня правовой культуры и защиты учащихся, в том числе путем воспитания и образования родительской общественности.
Материальное обеспечение проекта
№ п.п | Направления деятельности | Необходимые материально-технические ресурсы | Примерные финансовые затраты |
1 | Информационная и консультативная работа | Информационные стенды, наглядно-информационный материал ( памятки, буклеты и тд.) | 300 руб. |
2 | Воспитательно-образовательный процесс | Аудио, видео, мультимедийная техника | Имеется в школе |
Наглядно-демонстрационный материал, дидактические пособия | Имеется в школе | ||
3 | Приобретение канцелярских материалов | Бумага цветная, картон (белый и цветной), клей, фломастеры, карандаши, бумага белая (формат А-4.) | 500 руб |
Теоретическая и практическая значимость проекта состоит в
1.Работе с учащимися и родителями по ознакомлению с нормативно-правовой базой, повышению их правовой культуры
2. Формированию правового сознания учащихся: знакомство детей с их правами через включение материалов Конвенции.
II. Этапы работы над проектом:
Этап. Подготовка, обсуждение темы, выдвижение основополагающего вопроса и проблемных вопросов, а также постановка цели и задач.
Защита прав детей это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Выбор данной темы неслучаен. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. В нашей школе был проведен опрос по теме: «Ребенок и права». Ответы родителей и учащихся подтвердили наличие поверхностных представлений о правовой культуре и документах, обеспечивающих соблюдения прав ребенка. При этом все дети и родители единогласны в необходимости защищать права и достоинства детей в нашей стране. Эта деятельность должна осуществляться в тесном сотрудничестве школьного учреждения и семьи. Кроме того 85% учащихся и родителей изъявили желание повысить свой уровень знаний в этом вопросе. Анкета «Наказание и отношение к ним» показала, что родители наших учащихся допускают использование методов физического воздействия и психологического давления на ребенка (Приложение 1).
В ходе социологического опроса обучающихся и взрослых была выдвинута проблема: не все опрошенные владеют знаниями о правовой культуре и законах о правах. Реализация проекта проводилась в 4 этапа.
1 этап.- Организационный (январь 2018 г.) - Подготовка, обсуждение темы, выдвижение основополагающего вопроса и проблемных вопросов, а также постановка цели и задач.
2 этап. - Аналитический ( конец января- начало февраля 2018 г.) - Составление плана реализации проекта, разработка сценариев проведения классных часов, внеклассных мероприятий, создание презентаций.
3 этап. - Реализационный (февраль- март2018 г.)- Проведение мероприятий
4 этап - Заключительный (март2018 г.) - Размещение на школьном сайте информации о ходе реализации проекта, Подведение итогов проекта. Основные выводы. Перспективы
Планирование практической деятельности на 1 этапе- подбор, изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта; изучение и анализ научно-популярной и художественной литературы для детей; наблюдения, педагогические ситуации (естественные и специально моделируемые). Подбор иллюстраций, дидактических игр.
Начиная работу по изучению Конвенции о правах ребенка, мы провели предварительное анкетирование среди детей и родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 30 родителей нашей группы.
Выявлено:
40 % (12 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
43,3 % (13 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.
16,6 % (5 чел.) – знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, мы наметили следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.
2 этап. Составление плана реализации проекта, разработка сценариев проведения классных часов, внеклассных мероприятий, создание презентаций.
План реализации социального проекта
Этап | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственные |
Этап. Организационный
Этап. Аналитический
Этап
Заключительный
III. Реализация плана проекта:
Все проведенные мероприятия приводили к достижению таких целей как: способствовать у детей пониманию, что знания приносят человеку пользу, помочь детям прийти к выводу о необходимости получения знаний.
Учебный год
ЛИТЕРАТУРА
Локальные акты и документы:
Распоряжения, приказы по МОУ «СОШ №21»: устав школы и т.д.
2.Список литературы:
1. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: - 1995.
2. Березина В. Воспитание чудом // Педагогика + ТРИЗ / Под ред. Гина А.А. - М.: Вита-Пресс, 2001. Выпуск № 6. С. 54-63.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1985.
4. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, 2003.
5. Зверева 0-П- Семейная педагогика и домашнее воспитание - М; 2000.
6. Земская М. Семья и личность. - М.; Прогресс - 1984 - 80с.
7. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование России в документах и материалах. М., 2001. С. 230, 234, 239, 241-242.
9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.; Академия, 2000 - 252с.
10. Методика правового воспитания учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
11. Мордовец А.С., Магометов А.А., Силантьев Л.В., Чинчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 год.
12. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). - М.: «Прогресс», 1989, - 400с
13. Интернет-ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ключ к тесту
Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу — за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла. Подсчитайте очки.
Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.
Если в результате получилось от 10 до 20 очков, то отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить.
При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Перспективный план работы с детьми
по теме «Каждый имеет право!»
(5-6 класс)
Дата | Тема | Цель | Предварительная работа | Наименование форм работы |
Октябрь | Конвенция о правах ребенка | Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка (адаптированным содержанием), показать значимость документа для каждого ребенка. | Беседы: «Дети и взрослые. Что такое «обязанность», что такое «право"» | Беседа «Конвенция о правах ребенка» Игра «Знаешь ли ты?» Рассматривание тематических плакатов «Имею право!» |
Ноябрь | Имею право жить! Ст. 6 | Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие; государство заботится об охране жизни. | Чтение детям детской энциклопедии здоровья Р. Ротенберга «Расти здоровым» (глава «Чтобы не случилось беды»). Чтение: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Релаксация «Маленький зверек» Беседа «Имею право жить» Инсценировка отрывка «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Игра «Я один дома» Игра «Спасатели» |
Декабрь | Жизнь дана на добрые дела Ст. 6, 37 | Закрепить представление детей о праве на жизнь. Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, вызвать желание совершать добрые поступки. | Чтение произведений В.Осеевой «Просто старушка». Рассказ об известных людях нашей страны. Беседа о хороших поступках и «волшебных» словах. | Дидактическая игра «Кто из героев нарушает право?» Беседа «Жизнь дана на добрые дела» Разыгрывание ситуаций по рассказу В.Осеевой «Просто старушка» Игра «Добрые дела» Игра «Я умею» Игра «Мешок плохих поступков» |
Январь | По-разному зовутся дети Ст. 7, 8 | Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека. | Познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом. Предложить детям узнать у родителей, что означают их имена и фамилии. Игры «Назови друга ласково», «Отгадай по голосу». | Отгадывание литературной загадки рассказ о праве на имя Беседа «Что означает твое имя?» Просмотр отрывка из мультфильма «Как Незнайка сочинял стихи» Игра «Найди себе пару». |
Февраль | Моя семья Ст. 5, 7 ,9 | Закрепить представление о родственных связях. Учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям. | Домашнее задание для родителей: рассказать ребенку о заслугах представителей старшего поколения семьи и о своей профессии. Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо». Чтение: Л. Васильева-Гангнус «Азбука вежливости». Рассматривание иллюстраций по теме «Семья» | Игра «Узнай символ» Игра «Дружная семья» Игра-пантомима «Помогаю взрослым» Упражнение-тренинг «Угощение» Игра «Настроение моих родных» Беседа «Как улучшить настроение себе и своим родным» |
Март | Без семьи нет счастья Ст. 5, 7, 9 | Закрепить представление детей о благополучной дружной семье. Дать представление о защите прав ребенка членами семьи и государством. | Лепка дымковских игрушек «Семья», персонажей потешки «Из-за леса, из-за гор» (коллективная работа детей). Совместная работа детей и родителей по составлению генеалогического древа | Игра-ассоциация «Мама, папа и я». Демонстрация детских работ «Генеалогическое древо» Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье. Беседа «Без семьи нет счастья» Фантазия на тему «Дети остались одни дома на несколько дней» |
Апрель | Мой дом — моя крепость! Ст.16 | Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития. | Рассказывание сказок детьми: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Рассматривание изображений различных архитектурных сооружений. Игра «Мы фантазеры». | Игра с мячом «Назови свой адрес» Игра «Кто имеет право жить в этом доме?» Игра-убеждение «Приглашение в гости» Прослушивание песен о доме. |
Перспективный план работы с детьми
по теме «Каждый имеет право!» ( 7класс)
Дата | Тема | Цель | Предварительная работа | Наименование форм работы |
Октябрь | Расти здоровым Ст. 3, 6, 24 | Развить представление о том, что здоровье — главная ценность человеческой жизни. Помочь детям осознать роль государства в охране и укреплении здоровья. Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены. | Знакомство детей с профессией врача, экскурсии в медицинский пункт детского сада, в поликлинику. | Игра «Неоконченные предложения» Знакомство детей с правом на охрану здоровья и медицинское обслуживание Упражнение на координацию речи с движениями «Учимся оказывать первую медицинскую помощь» Игра-импровизация «Вызов врача» |
Ноябрь | Грамоте учиться — всегда пригодится Ст. 28 | Показать значимость, необходимость в жизни каждого человека образования, повысить мотивацию обучения | Экскурсия. Разучивание с детьми стихов о школе. | Экскурсия. Разучивание с детьми стихов о школе. Беседа «Грамоте учиться — всегда пригодится» Дидактическая игра «Ступеньки образования» Рассказ о М. В.Ломоносове Игра «Отгадай загадки Буратино» |
Декабрь | Переписка двух людей — это их тайна Ст.16 | Объяснить, что дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную жизнь, в переписку; на защиту от клеветы и оговора. | Экскурсия на почту. Обучение детей правильно разговаривать по телефону. Рассматривание репродукции картины А.Лактионова «Письмо с фронта». Чтение повести А. Гайдара «Чук и Гек». | Игра «Живая почта» Беседа «Переписка двух людей — это их тайна» Знакомство с правом на тайну переписки Игра «Поможем любимым сказочным героям» |
Январь | Я самый-самый Ст. 8 | Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка, научить оценивать и ценить себя; дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть. | Чтение: Астрид Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» (глава «Красивый, умный и в меру упитанный»). | Игра «Узнай по описанию» Беседа «Я самый-самый» Упражнение «Я похож на тебя, но отличаюсь» «У нас в гостях Карлсон» Игра-инсценировка «Вредное колечко» Разговор о правилах общения |
Февраль | Мы — дети разных национальностей Ст. 2 | Через знакомство с правом воспитывать уважение к национальным культурам разных народов, к различным языкам, воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры. Способствовать развитию национальной толерантности. | Знакомство со сказками разных народов; знакомство с традициями и культурой разных национальностей. Слушание песен и стихов разных народов. Рассказы детей и родителей об обычаях и традициях их семей. | Чтение К.И. Чуковского «Вавилонская башня» Татарская народная игра «Продаем горшки» Викторина «Узнай героя» (по сказкам). Игра «Угадай мелодию» Игра «Звездный час» |
Март | Я — гражданин России Ст. 7 | Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. | Ознакомить детей с государственными символами нашей Родины. | Беседа «А что такое гражданин — Отечества достойный сын?» Чтение отрывка из книги А. Митяева «Сегодня праздник» Беседа «Я — гражданин России» |
Апрель | «Ваши права, дети» | Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям. | Беседа о правах Рассматривание альбома «Права ребенка в семье» | Игра-разминка «Все будет хорошо» Рисование автопортретов Игра «Волшебный сундучок» (обсуждение предметов, символизирующих права человека) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Цель:
1. Продолжать знакомство педагогов с Конвенцией о правах ребенка.
2. Закрепить знания по содержанию статей данного документа.
Ход:
Как известно, любая игра начинается с разминки. Сейчас я всем вам в качестве разминки предлагаю тест, который содержит вопросы по Конвенции о правах ребенка. Тест состоит из восьми вопросов, на каждый из которых даны три варианта ответов. Вам предстоит выбрать нужный. Каждый правильный ответ группа экспертов оценит в один балл, т.е. реально каждый член может принести своей команде 8 баллов. Я читаю вопрос, вы проставляете вариант ответа:
РАЗМИНКА
1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?
а) Ф.М.Достоевскому;
б) А.П.Чехову;
в) А.М.Горькому.
2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвен цию о правах ребенка?
а) в 1968 г.;
б) в 1982 г.;
в) в 1989 г.
3. Какие различия могут определить неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет;
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.
4. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?
а) педагог;
б) родители;
в) члены правительства.
5. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство.
6. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы:
а) которая не указана в официальных справочниках;
б) которая может мешать образованию и вредить здоровью;
в) которая не соответствует интересам и склонностям ребенка.
7. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовно го законодательства, должно способствовать развитию у ребенка:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости.
ХОД ИГРЫ
Условия игры таковы: каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:
1) Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть. Заодно мы увидим, как наши педагоги знают детскую художественную литературу.
2) Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению. Те статьи Конвенции, о которых мы будем сегодня говорить, лежат у вас на столах. Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие- либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции. Каждый правильный ответ — 1 балл. Если команда ошибается, за нее может ответить другая команда и заработать себе дополнительный балл.
1. «И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! — Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! - сказал его отец. — Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит он говорит правду.» (Г.Х. Андерсен» Новое платье короля»)
Статья 16 (зачитывают).
- Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей – это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.
3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?
- Ха-ха-ха! Что тебе замарашка делать в королевском дворце? (Ш.Перро «Золушка»)
Статья 31 - Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть. Повеселиться. Все дети мира очень любят играть веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры – это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры – это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию... И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.
4. - Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми».(А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)
Статья 19.
- Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.
5. «Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)
Статья 8.
— Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопо-ухие, «шустрики» и «копуши», веселые и плаксы... И если этим они отличаются от других — не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть! Я хочу
рассказать вам одну историю. Жил когда-то в стране Дании странный мальчик: длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах
путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что, все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком. Теперь его знает весь мир, и все дети мира любят его сказки. Его имя Ганс Христиан Андерсен. И сказку про гадкого утенка он написал, вспоминая свое детство. А он ведь был вовсе не плохой, этот гадкий утенок, просто он был не такой, как все.
6. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: «Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!» (р.н. сказка «Царевна-лягушка»)
Статья 16.
- Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: «С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!»
7. «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. - Иди, - говорит, — и без подснежников не возвращайся».(С. Маршак «Двенадцать месяцев»)
Статья 20.
- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.
8. — Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все равно съем!
— Выходи лучше сама! — сказала Лиса». (Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)
Статья 23.
- Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещали выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых — говорить и т.д.
9. — Рубите ей голову! — Крикнула Королева. — Пусть выносят приговор, а виновата она или нет — потом разберемся!» (Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)
Статья 40.
- Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.
10. Последний вопрос, Команда, ответившая первой, получит дополнительное очко.
«На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).
Статья 28.
- Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось как в сказке про золотой ключик!
Подводятся общие результаты игры.
- Независимо от того, чья команда набрала большее количество баллов, я думаю, все вы будете теперь лучше знать права ребенка, уважать, и защищать их, внедрять свои знания в практику работы с детьми и родителями
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Памятка для взрослых
Словарь терминов
Дети - особая социально - демографическая группа населения с возрастными границами от
рождения до 18 лет, имеющая свои специфические потребности, интересы и права; объект особой социальной заботы со стороны государства.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно: дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети - инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий (в т.ч.дети - беженцы и вынужденные переселенцы); дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в местах лишения свободы, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением.
Депривация детей (социальная) - лишение детей условий, необходимых для их полноценного физического и психического развития.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, лишением родительских прав или же признанием их недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях а также в случае отбывания родителями наказания в специальных учреждениях, содержания под стражей по подозрению и обвинению в совершении преступлений, равно как в случае уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов ив иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Дети - сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети с отклонениями в психическом развитии - дети имеющие нарушения развития, которые могут быть вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи).
Безнадзорный ребенок - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный ребенок - безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Вторичная профилактика безнадзорности - индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями группы риска по восстановлению семейных связей и осуществлению социального патронажа в ситуации, когда ребенок уже изъят из семьи.
Профилактика - система мер по устранению негативных явлений, а также причин, им способствующих.
Социальная защита детства - осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово - экономические, медицинские, социально - психолого - педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка. Педагогические аспекты социальной защиты заключаются в обеспечении социальной защищенности мира детства, удовлетворении потребностей и интересов каждого ребенка, содействии его социализации и оптимальной жизнедеятельности средствами образования.
Социальная помощь - система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальные службы для детей - организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медико - социальных, психолого - педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления , социальной реабилитации детей , находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.
Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей - совокупная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, включает в себя федеральный банк данных и региональные банки данных. Эти данные в виде анкет и фотографий детей передаются в банки данных соответствующих регионов органами опеки и попечительства. Как правило, региональные банки данных находятся в ведении органов образования областной (краевая, республиканская) администрации.
Девиантное развитие - отклоняющееся психическое развитие, приводящее к поступкам, противоречащим нормам морали или права, например, пьянству, половой распущенности, мошенничеству, воровству и др.
Депривация - лишение ребенка необходимых для нормального формирования личности родительской ласки, тепла, заботы, правильного воспитания и возможности удовлетворять свои эмоциональные, духовные, физические и материальные потребности.
Десоциализация - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; живущие в социально незащищенных семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых была нарушена в результате обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Дети, нуждающиеся в государственной защите - дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, объявлением их умершими, лишением или ограничением в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); дети родителей, находящихся в лечебных учреждениях, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находящихся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклоняющихся от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказывающихся взять своих детей из воспитательных, лечебных и др. учреждений.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Замещающая семья - не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание (кроме усыновления).
Кризисная социальная дезадаптация - деформация развития и расстройство поведения ребенка, находящегося в социально опасном положении, вызванные его безнадзорностью и социальной запущенностью. Характеризуется девиантным поведением ребенка, слабым уровнем образования и развития, разрушением социальных связей с семьей и др. Является следствием кризисного положения семьи, в которой родители дезадаптированы, являются алкоголиками или наркоманами, отрицательно влияют на ребенка, проявляют по отношению к нему жестокость.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в эту категорию включаются молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет - выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; они имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе на социальный патронаж.
Лишение родительских прав - законодательная мера, направленная на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, защиту их от жестокого обращения со стороны родителей, их вредного влияния (например, родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами) или уклонения от обязанностей по воспитанию. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Заявления в суд могут быть поданы государственными или общественными организациями, одним из родителей или опекуном (попечителем) ребенка, органами опеки и попечительства. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права фактического родства с ребенком, однако это не освобождает их от обязанности по его содержанию. Одновременно с вынесением судом решения о лишении родительских прав ставится вопрос об алиментах ребенку. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства.
Опека и попечительство - семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов (подробнее см. в статье "Формы семейного устройства").
Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя на условиях разграничения прав и обязанностей по защите его законных интересов между родителями (законными представителями), уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем.
Педагогически запущенный ребенок - психически нормальный и физически здоровый ребенок, имеющий отклонения поведенческого характера.
Первичная профилактика безнадзорности - мероприятия по общей профилактике и индивидуальная социально-психолого-педагогическая работа с детьми, семьями группы риска и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Осуществляется в следующих формах: психолого-медико-социальный патронаж семей и их детей в возрасте до трех лет; выявление и учет семей и детей старше трех лет, имеющих нарушения развития и поведения; коррекция начальной школьной дезадаптации и семейной девиации ребенка; оказание информационно-консультационной и педагогической помощи семьям с детьми старше трех лет; помощь социального работника в трудоустройстве родителей; оказание семьям материальной поддержки, выделение срочной и гуманитарной помощи.
План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, форма защиты прав ребенка, место его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и т.д. и сроки выполнения этих мер.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - предоставление детям на время пребывания в государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, жилья и медицинского обслуживания, или возмещение их полной стоимости. Обучающиеся в учреждениях среднего профессионального и высшего образования лица из числа детей-сирот имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до 23 лет или до окончания учебы в очных образовательных учреждениях.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основании договора о передаче ребенка, который заключается органами опеки и попечительства и приемными родителями.
Реабилитация - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма взрослых и детей, имеющих тяжелые заболевания, в том числе инвалидов.
Реадаптация - восстановление приспособительных возможностей человека к существующим в обществе нормам, к определенным социальным условиям.
Ресоциализация - восстановление утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности личности; происходит на основе реадаптации.
Родительские права и обязанности - определяются на основе записи о ребенке в органах ЗАГСа. Родители имеют право на воспитание ребенка до его совершеннолетия, и в то же время несут обязанности по его содержанию, воспитанию, обучению, развитию, защите его прав и интересов. Мать и отец имеют равные обязанности в отношении детей независимо от того, находятся они в браке или брак расторгнут. Если родители живут раздельно и не пришли к соглашению, с кем будет находиться ребенок, этот вопрос решает суд исходя из его интересов. Родитель, проживающий отдельно, обязан принимать участие в воспитании ребенка и вправе общаться с ним. Споры по вопросам воспитания разрешаются органами опеки и попечительства с участием родителей.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении - семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации - семьи неполные, многодетные, семьи с детьми-инвалидами, а также семьи, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, а также социально незащищенные семьи, где родители выполняют обязанности по воспитанию детей, но не могут их содержать, так как имеют низкие доходы, временно не работают или не могут работать по состоянию здоровья.
Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения.
Социальная реабилитация - восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций.
Социально запущенный ребенок - ребенок, находящийся в докриминальной стадии социальной дезадаптации, имеющий задержки в психическом и физическом развитии, несформированность мотивации к познанию, труду, определению жизненных перспектив, поведение которого характеризуется аффективной несдержанностью, драчливостью, мелким воровством, употреблением спиртного, хулиганством, бродяжничеством и др.
Социальное сиротство - часто используемый, но не закрепленный законодательно термин; социальный феномен, означающий большое число несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей при наличии таковых. К социальным сиротам относятся дети-отказники; подкидыши; дети родителей, лишенных родительских прав или признанных судом недееспособными (при наличии психических заболеваний); дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы или их местонахождение неизвестно.
Социальные службы по обслуживанию детей - организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждане, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально-бытовые, медико-социальные, психолого-педагогические, правовые услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей, обеспечением их занятости по достижении трудоспособного возраста.
Социальный патронаж - вид социально-профилактической работы, которую ведут учреждения социальной защиты населения, направленный на социализацию и адаптацию, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Стационарные учреждения социального обслуживания детей - дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты.
Уполномоченная служба (организация) по опеке и попечительству - служба, на которую возложена работа по опеке и попечительству, или которой по договору передана часть функций органов опеки и попечительства. Такие службы могут существовать в регионах, где на основе местного законодательства осуществляется патронатное воспитание. Уполномоченная служба обязана выполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) и планом по защите прав ребенка. Уполномоченными службами могут быть учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
Усыновление/удочерение - принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного - со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей, и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома); учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).
Благотворительность (филантропия)- оказание материальной, финансовой помощи нуждающимся и социально незащищенным людям или группам как отдельными лицами, так и организациями. Существует в двух формах: 1) милостыня - древнейшая форма гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств, имеет сугубо индивидуальный характер; 2) общественное призрение - выражается в предоставлении государством приюта, пропитания убогим и нищим. Возникло с началом появления христианства (строительство монастырей, церквей).
Бедность - категория, отражающая абсолютный (на основе прожиточного минимума) или относительный (как отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления) уровень удовлетворения минимальных жизненных стандартов. Выступает важнейшим социальным индикатором.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - нарушение поведения не обусловленное психическими заболеваниями.
Институты социализации - устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности и образцы повеления для исполнения тех или иных социальных ролей. Такие социальные институты, как государство, церковь, политические партии, семья, различные объединения и союзы, выполняя функцию трансляции социального опыта, выступают институтами социализации детей и взрослых. Наиболее значимыми институтами социализации детей и подростков являются семья, детский сад и школа. Дворовые компании или группы сверстников могут быть факторами социализации, но не являются ее институтами.
Органы опеки и попечительства - местные органы самоуправления, осуществляющие функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц, лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также недееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Патронат - межведомственная система профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основанная на раннем выявлении семейных проблем, реабилитации кровной семьи и обеспечении прав ребенка на воспитание в семье.
Патронатная семья - форма семейного воспитания ребенка - сироты, учрежденная детским домом.
Педагогическая поддержка - это создание педагогических условий, направленных на гармоничное развитие личности детей, оказавшихся в особом положении и испытывающих в связи с этим определенные затруднения.
Конвенция прав ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения между ребенком и взрослым на нравственно – правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
1924г. – в рамках лиги Нации принята Женевская декларация прав ребенка.
1948г. – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
1959г. – Декларация прав ребенка.
1989г. – Конвенция о правах ребенка.
1990г – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Результативность проекта «Каждый имеет право!» и знаний о правах по классам
Учебный год
Конкурс «Открой своё сердце 2018»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Каждый имеет право!»
Разработчик проекта: учащаяся 8 класса, МОУ « СОШ № 21» Малева Виктория Сергеевна Руководитель проекта: Шпакова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания МОУ « СОШ № 21» |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.