Международно-правовое регулирование труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы, выносимые на обсуждение:

• Понятие международно-правового регулирования труда.

• Источники международно-правового регулирования труда.

• Основные права человека в области труда.

• Занятость и трудоустройство.

• Условия труда.

• Правовое регулирование охраны труда.

• Социальное сотрудничество организаций работников и работодателей.

• Мирные способы разрешения трудовых конфликтов.

• Международная организация труда.

5.7. Задания для самостоятельной работы

"3, 4 семестр"

№   Наименование темы   Задание для СРС   Количество часов   График выполнения   Форма аттестации  
  М 1   1 Общая часть Понятие трудового права, предмет и метод трудового права. Принципы трудового права. Дайте понятие и соотношение общественной и технической организации труда.   Роль труда в жизни общества.   Охарактеризуйте место трудового права в системе отраслей российского права. Сформулируйте основные тенденции развития российского трудового права на современном этапе. Социальная организация труда. Каково соотношение основных принципов трудового права с общеправовыми (общими) принципами права и межотраслевыми принципами.   В каких статьях Конституции Российской Федерации закреплены межотраслевые и отраслевые принципы в сфере труда. В каких статьях ТК РФ отражены основные принципы трудового права, его институтов? Дайте их общую характеристику.     8     КСП РФ РЗ  
2 Источники трудового права. Трудовое правоотношение. Какова юридическая сила источников трудового права и какое значение в этом качестве придается Конституции РФ.   В каких статьях Конституции РФ закреплены основные трудовые права и свободы человека в сфере труда. Назовите и охарактеризуйте их. Что такое локальные нормативные акты, какие акты вам известны, назовите их отличительные черты, порядок их принятия и определите их место в системе источников трудового права. Определите систему правоотношений трудового права и дайте ее понятие.   Охарактеризуйте основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.   Определите трудовой договор и сложные юридические (фактические) составы как основания возникновения трудовых правоотношений.   8   КСП РФ РЗ СИМТ
3 Субъекты трудового прав Социальное партнерство в сфере труда Раскройте понятие, признаки и назначение профессиональных союзов. Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов.   Охарактеризуйте права и гарантии прав профсоюзов   Характеристика права граждан на объединение в профсоюзы. Какие основные принципы социального партнерства Вам известны.    Кто является представителями работодателей и какие нормативные правовые акты определяют правовое положение представителей работодателей.   Раскройте понятие коллективного договора и его значение, определите его стороны и порядок заключения, каково содержание коллективного договора.   Раскройте понятие, определите стороны и выделите виды соглашений, каково содержание социально-партнерских соглашений и порядок их заключения.   Значение трудового партнерства для регулирования трудовых отношений. 8   КСП   СИМТ   РЗ   ПК
4 Правовые отношения в сфере наемного труда. Организационно-управленческие правоотношения. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров. Развитие законодательства, регулирующего отношения в сфере наемного труда. 8   КСП     КР
  ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ        
М 2     5 Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства. Охарактеризуйте основные направления политики российского государства в сфере содействия занятости и трудоустройства.   Приведите понятие трудоустройства и основные признаки его правовой организации в РФ.   Определите правовой статус зарегистрированного в органах государственной службы безработного.   Охарактеризуйте правоотношения, складывающиеся в процессе трудоустройства при участии органов государственной службы занятости, указывая на их субъектный состав, а также реализуемые в них права и обязанности. 10   КСП   ПП   РЗ    
6 Трудовой договор. Защита персональных данных работников Дайте понятие и определите значение трудового договора.   Раскройте его отличия от смежных гражданско-правовых договоров в области трудовой деятельности. Что понимается под переводом на другую работу, изменением трудового договора или перемещением.   Определите порядок изменения существенных условий трудового договора при изменении организационных или технологических условий труда.   Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. 4   КСП   РФ   РЗ    
7 Рабочее время. Время отдыха. В чем состоят различия между сокращенным и неполным рабочим временем.   Определите продолжительность ежедневной работы (смены).   Что такое совместительство, каковы его виды, процедура оформления, продолжительность рабочего времени.   Раскройте понятия ежедневного, еженедельного и суммированного учета рабочего времени. Правовое регулирование рабочего времени. По каким признакам можно классифицировать перерывы в течение рабочего дня.   В каких случаях допускается работа в выходные и нерабочие праздничные дни и как она компенсируется.   Каков порядок предоставления ежегодных оплачиваемых Отпусков.   Допускается ли разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части, отзыв из отпуска, замена отпуска денежной компенсацией.   10   КСП   ПК   ПЗ
  Итого за 3 семестр   56    
М 1   8 Заработная плата. Гарантийные и компенсационные выплаты Дайте понятие и определите признаки заработной платы.   Назовите государственные гарантии оплаты труда.   Определите формы и системы оплаты труда (сдельная, повременная и их разновидности). Как оплачивается труд в особых условиях и при отклонении от нормальных условий работы.    Укажите возможные случаи удержания из заработной платы. Конституционное право на вознаграждение за труд. Ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной платы. В каких случаях предоставляются гарантии и компенсации.   Какие расходы возмещаются работникам, направленным в служебную командировку.   Назовите расходы, которые подлежат возмещению при переезде работника на работу в другую местность. 10   КСП   Тестирование   РФ    
9 Охрана труда. Дисциплина труда. Управление охраной труда, планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Права и обязанности работников и работодателей, относящиеся к обеспечению охраны труда. Формы осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Понятие и общая характеристика дисциплины труда Меры поощрения за добросовестный труд. Правила внутреннего распорядка. Дисциплинарная ответственность: понятие, основные черты и ее виды.  Дисциплинарный проступок: общая характеристика.   10   КСП   ПЗ   Тест    
10 Подготовка и дополнительное профессиональное образование. Материальная ответственность сторон трудового договора. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Ученический договор Граждане, имеющие право на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации. В каких случаях работодатель несет материальную ответственность: перед работником; перед третьими лицами. Раскройте каждое основание материальной ответственности работодателя.   Дайте общую характеристику Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».   Что такое «моральный вред». Как осуществляется компенсация морального вреда работнику. Отличие материальной ответственности по трудовому праву от гражданско-правовой ответственности за причиненный ущерб 10   КСП   СИМТ   РЗ  
М 2 11 Особенности регулирования труда отдельных категорий работников   8   ПЗ
12 Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав работников. Органы и должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Полномочия профсоюзов по защите трудовых прав работников. Полномочия профсоюзов в правоприменении. Полномочия профсоюзов по контролю за соблюдением трудового законодательства. 8     СИМТ   РЗ    
13 Трудовые споры и особенности их разрешения. Дайте общую характеристику и определите причины трудовых споров.   Что такое индивидуальные трудовые споры, между кем они возникают, каков предмет (содержание) этих споров.   В каком порядке создается Комиссия по трудовым спорам (КТС), какие индивидуальные трудовые споры она рассматривает.    Что такое коллективные трудовые споры и каков порядок их разрешения. Причины возникновения трудовых споров. Их предупреждение 4   ПЗ   КР
21 Международно-правовое регулирование труда. Каково значение международно-правового регулирования труда.   Охарактеризуйте источники и принципы международно-правового регулирования труда.   Дайте общую характеристику конвенциям и рекомендациям МОТ о труде и предложите их классификацию.   Международно-правовые критерии прав человека в области труда. 4   РЗ   РФ
  Итого за 4 семестр   54    
  ИТОГО за год   110    

КР – Контрольная работа

КСП – Контрольно-счетная палата

РФ - Реферат

РЗ – Решение задач

СИМТ – Система интерактивного мониторинга трудоустройства

ПК – Профессиональные компетенции

ПЗ – Практическое занятие

Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемого вопроса, приводит различные точки зрения, а также собственное понимание проблемы.

 

6. Организация и учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Методические указания для студентов

 

Ценность практических занятий как формы обучения заключается в том, что они предусматривают самостоятельное изучение студентами литературы и нормативных материалов по темам, предусмотренным программой по гражданскому процессуальному праву. При этом студенты имеют возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность мышления, способность отстаивать в споре свою позицию. Ведь без навыков участия в дискуссиях юрист будет чувствовать себя не вполне подготовленным к публичным выступлениям, к правовой работе. В основу практических занятий заложено, что будущий специалист должен приобрести во время учебы практические навыки применения норм гражданского процессуального законодательства к максимально приближенным к жизни ситуациям.

Практическое занятие должно представлять собой некое оптимальное сочетание решения задач с обсуждением теоретических вопросов. При этом главная роль отводится решению задач. На обсуждение теоретических положений необходимо выделить 15-20 минут, а остальное время должно использоваться для решения задач. Для более целесообразного проведения практического занятия рекомендуется чередовать обсуждение теоретического материала с решением практических ситуаций. Количество практических задач зависит от темы и сложности их решения, но обычно составляет 3-4 задачи.

Решение практических казусов студентами обязательно должно быть изложено в письменной форме в специальной тетради по гражданскому процессу. Решение должно быть полным и обоснованным как теоретическими положениями, так и правовыми нормами соответствующих нормативных правовых актов. На аудиторном занятии студенты излагают фабулу дела своими словами, не зачитывая текст. К обсуждению решения привлекаются как можно больше студентов из группы. Возможно, что в ходе совместного решения задачи будет предложен не один вариант ответа на нее. При этом важно, чтобы с помощью преподавателя в процессе повторного, более полного анализа законодательства студенты сообща пришли к единственному правильному решению. В заключении занятия преподавателем оценивается работа каждого студента с выставлением соответствующей оценки, оглашается задание к следующему практическому занятию.

Текущая самостоятельная работа, направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений.

Текущая самостоятельная работа может включать следующие виды работ:

- работа с текстами: учебниками, нормативными материалами, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами из Интернета, а также проработка конспектов лекций;

- участие в работе семинаров, студенческих научных конференций, олимпиад;

- написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем;

- тестовый самоконтроль текущих знаний;

- подготовка к зачетам и экзаменам непосредственно перед ними.

 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР).

           Творческая самостоятельная работа направлена на развитие интеллектуальной составляющей, развитие творческого мышления, формирование общекультурных и профессиональных компетенций и включает следующие виды работ:

           - поиск, анализ и структурирование информации;

           - изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

           - подготовка проектов документов;

           - реферат или эссе по предлагаемым темам.

 

Рекомендации по самостоятельной работе студентов

При изучении курса «Трудовое право» рекомендуется следующая последовательность обучения: вначале студентам необходимо ознакомиться с рабочей программой курса и методическими указаниями по его изучению; проработать учебный материал по учебникам и лекциям, затем следует обратиться к дополнительной юридической литературе и нормативным актам. Обязательным условием закрепления и углубления знаний является участие студентов в семинарах, подготовка контрольной работы, докладов, написание реферата, а также самостоятельное решение задач и тестов.

Знакомство с изучаемой дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта.

1. При написании конспекта необходимо максимально использовать «зрительную» память, чтобы конспект легко воспринимался зрительно. Рекомендуется выделять заголовки, отделять друг от друга вопросы, подчеркивать термины и определения.

2. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале.

3. Целесообразно не записывать каждое слово лектора, а вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать, используя

сокращения.

4. Можно создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. К примеру, нередко используются такие символы: «кодекс» – большая буква «К», «федеральный закон» – «ФЗ», слово Российская Федерация всегда обозначается буквами «РФ» или одной буквой «Р» и т.д. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.

5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

6. Необходимо прочитать лекцию перед семинарским занятием по соответствующей теме. Семинар – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований.

Преимущества семинара как формы обучения состоят в следующем:

- на семинаре студенты учатся выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать;

- имеется возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала, при этом студенты учатся оперировать необходимой в будущей работе терминологией;

- при подготовке к семинару студентам нередко удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;

- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы.

При подготовке к семинару основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.

Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему студентам также необходимо:

- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;

- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;

- проработать дополнительную литературу и источники;

- решить задачи и выполнить другие письменные задания.

Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Рекомендуется чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Студент, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные положения лекции намного легче.

Желательно прочитать материал несколько раз. При первом ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном прочтении целесообразно акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. При этом рекомендуется законспектировать неясные вопросы, чтобы задать их преподавателю.

Очень важным и более сложным видом самостоятельной работы является написание реферата (письменной работы на определенную тему).

Написание реферата соединяет в себе элементы учебно-поисковой и научно-исследовательской работы. При этом важно помнить, что реферат – это не простое изложение уже известного учебного материала, а попытка создания творческой научной работы с соответствующими обобщениями и выводами, носящими самостоятельный характер. Работа над рефератом начинается с определения темы. От этого во многом зависит успех дальнейшей работы. Студент имеет возможность выбрать одну из тем в перечне, составленном и утвержденном на заседании кафедры гражданского права и процесса. Если же выбранная студентом тема охватывает несколько таких вопросов, либо выходит за их рамки, то ее необходимо согласовать с преподавателем.

Однако выбор темы – это лишь начало большой и сложной работы. Важным этапом на этом пути является составление плана, т.е. определение тех вопросов, которые будут раскрыты в процессе написания реферата. После выбора темы и первоначального ознакомления с общей и специальной литературой студент с помощью преподавателя, ведущего практические занятия, составляет ориентировочный план, который призван обеспечить дальнейшую целенаправленную работу над темой.

При составлении первоначального развернутого плана и определении примерной структуры будущей работы важно придерживаться общепринятой структуры любой научной работы.

При разработке темы важную роль играет введение – начальная часть реферата. В нем в сжатом виде раскрываются следующие вопросы:

- обосновывается актуальность избранной темы, ее теоретическая и практическая значимость и место среди других проблем;

- характеризуется нормативно-правовая база, на основе которой раскрывается тема;

- дается анализ работ, написанных по данной теме;

- определяется круг вопросов, которые будут рассмотрены в основной части;

- формулируются задачи и обосновывается структура работы.

В основной части реферата следует выделить не более двух-трех главных вопросов. При раскрытии их содержания необходимо обратить внимание на сохранение логической связи между ними и последовательность перехода от одного вопроса к другому.

В период работы над основной частью особое значение уделяется отбору, осмыслению и обобщению фактического материала, выявлению основных тенденций изучаемых процессов и явлений, подкреплению их типичными примерами из юридической практики. Без использования источников и литературы нельзя написать работу, особенно такую, где речь идет о принципиальных положениях юриспруденции и где необходимы точные юридические формулировки. При этом важно руководствоваться правилом, что обильное цитирование и употребление нормативных правовых актов оставляет мало места для собственных размышлений автора работы. Недопустимо применение цитат без ссылок на источники. Там, где это целесообразно, можно сокращать цитату или давать ее в собственном изложении. Работа должна носить творческий характер, что предусматривает известную свободу в изложении материала, собственный анализ, обобщения, научную и юридическую оценку фактов.

Раскрытие каждого вопроса реферата должно заканчиваться краткими выводами, причем выводы предыдущего вопроса должны подводить к основному содержанию последующего, для того, чтобы укрепить связь всех вопросов между собой и обеспечить единство содержания всей письменной работы.

Завершающей частью реферата является небольшое по объему заключение, в котором необходимо:

- подвести итоги всей выполненной работы;

- кратко ответить на вопросы, сформулированные во введении;

- отметить элементы новизны;

- дать практические рекомендации по использованию материалов реферата в будущей деятельности.

Важно научиться излагать письменную работу своим языком, живо, образно, избегая трафаретов и шаблонов, не нарушая норм русского языка. При этом особое внимание необходимо обратить на соблюдение абзацев, выделяя наиболее важные положения работы.

Большое значение в процессе работы над рефератом должно быть уделено его оформлению. В верхней части первого, титульного, листа необходимо указать название учебного заведения, кафедры, где выполнена письменная работа. Далее необходимо указать тему работы, номер учебной группы, фамилию, имя, отчество студента и научного руководителя (преподавателя кафедры), а также год написания реферата.

На второй странице помещается план работы. Затем, начиная с третьей страницы, выделяется в виде подзаголовка наименование вопроса (параграфа) и раскрывается его содержание.

В конце реферата располагается список использованных автором при написании реферата источников и литературы, который оформляется в соответствии с общепринятыми правилами. При составлении данного списка необходимо помнить о том, что в него можно включить только те источники, которые непосредственно использовались при написании реферата.

Завершающим этапом работы над рефератом является его защита студентом – автором работы перед учебной группой. В процессе обсуждения реферата автор приобретает опыт творческого использования знаний по юридической проблематике, а также публичного выступления.

Наряду с оказанием помощи в написании реферата существенную роль в структуре самостоятельной работы студентов играют такие важные направления деятельности преподавателя, как:

- текущие консультации и контроль за освоением студентами теоретического содержания дисциплины (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);

- проверка преподавателем письменной работы (реферата) и организация ее защиты студентом;

- текущий контроль со стороны преподавателя за освоением учебного материала студентами, изучающими «Трудовое право» по индивидуальному плану и др.

Без такого тесного взаимодействия преподавателя и студента утрачивается цель и смысл учения, снижается его результат.

Для лучшего усвоения материала по изучаемому курсу студентам тесты разной сложности.

При работе с контрольными тестами следует учесть, что в гуманитарной области тест может показать усвоение лишь части материала, а способность мыслить, анализировать, доказывать, оперировать юридической терминологией остается за его пределами. Поэтому выполнение теста на «отлично» не гарантирует такую же оценку на устном экзамене.

Применение тестовой системы позволяет значительно увеличить объем самостоятельно изучаемого материала. Кроме этого, применение тестовой системы контроля знаний позволяет определять степень освоенности той или иной темы сразу после её прохождения. Вследствие этого повышаются успеваемость и результаты экзаменов.

Контроль за результатами работы осуществляется в виде ответов на вопросы для самоконтроля. Если в процессе самостоятельной работы возникают затруднения (непонимание отдельных положений дисциплины, трудности в решении задач и др.), студенту следует обратиться за консультацией на кафедру гражданского права и процесса или к преподавателю, ведущему занятия в соответствующей группе. Основные формы контроля знаний по окончании курса или его раздела – это коллоквиум, зачет и экзамен.

Коллоквиум – это вид занятия, на котором обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и другие работы обучающихся. Коллоквиум показывает степень готовности студента к зачету или экзамену, которые могут быть зачтены уже по результатам коллоквиума.

Зачёт – это форма проверки выполнения студентами знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики. Сдача всех зачетов, предусмотренных учебным планом на данный семестр, является обязательным условием для допуска студента к экзаменационной сессии.

Экзамен (от лат. examen – испытание) – форма итоговой проверки знаний студентов. Подготовка к коллоквиуму, зачету и экзамену основана на одних и тех же принципах. Однако наиболее ответственным является экзамен, поэтому подробно остановимся именно на нем.

Для подготовки к каждому семестровому экзамену дается 3-4 дня.

В течение этого времени можно только повторить и систематизировать изученный материал, но не выучить его.

Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение всего семестра.

2. Следует распределить экзаменационные вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Последний день перед экзаменом целесообразно использовать для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы.

4. Неплохой эффект дает «репетиция» экзамена.

5. Шпаргалки лишь отвлекают внимание и создают психологические препятствия для сдачи экзамена.

В целом рекомендации по организации самостоятельной работы – это результат преподавательского опыта, итог наблюдений и экспериментов. Все советы апробированы на практике, и соблюдение данных рекомендаций обязательно поможет получить гармоничное образование и стать специалистами в выбранной профессиональной области.

 

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Понятие трудового права. Предмет и метод трудового права. • Дайте понятие и соотношение общественной и технической организации труда. • Роль труда в жизни общества. • Охарактеризуйте место трудового права в системе отраслей российского права. • Сформулируйте основные тенденции развития российского трудового права на современном этапе. • Социальная организация труда.   Тема 2. Принципы трудового права. • Каково соотношение основных принципов трудового права с общеправовыми (общими) принципами права и межотраслевыми принципами. • В каких статьях Конституции Российской Федерации закреплены межотраслевые и отраслевые принципы в сфере труда. • В каких статьях ТК РФ отражены основные принципы трудового права, его институтов? Дайте их общую характеристику. • Проблема в определении принципов трудового права.   Тема 3. Источники трудового права. • Какова юридическая сила источников трудового права и какое значение в этом качестве придается Конституции РФ. • В каких статьях Конституции РФ закреплены основные трудовые права и свободы человека в сфере труда. Назовите и охарактеризуйте их. • Что такое локальные нормативные акты, какие акты вам известны, назовите их отличительные черты, порядок их принятия и определите их место в системе источников трудового права. • Как действует трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права по кругу лиц. • Значение судебной практики в регулировании социально-трудовых отношений Зосимова Н.О., работающая менеджером проекта в представительстве Burger AG в г. Москве – ЗАО «Бюргер АГ» (учредитель – немецкая фирма), в связи с беременностью попросила предоставить положенный ей по российскому трудовому законодательству отпуск по беременности и родам общей продолжительностью 140 календарных дней (20 недель) и выплатить соответствующее пособие за этот период. Работодатель сообщил Зосимовой Н.О., что отпуск будет ей предоставлен в соответствии с немецким законодательством о материнстве. Вопросы (обоснуйте свой ответ со ссылкой на нормы Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права): 1. Нормы какого законодательства распространяются на отношения между Зосимовой Н.О. и ее работодателем – ЗАО «Бюргер АГ»? 2. Правомерны ли действия работодателя?   Тема 5. Трудовое правоотношение. • Определите систему правоотношений трудового права и дайте ее понятие. • Охарактеризуйте основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений. • Определите трудовой договор и сложные юридические (фактические) составы как основания возникновения трудовых правоотношений. • Особенности трудового правоотношения. Его отличие от других правоотношений.   Тема 6. Социальное партнерство в сфере труда. • Какие основные принципы социального партнерства Вам известны. • Кто является представителями работодателей и какие нормативные правовые акты определяют правовое положение представителей работодателей. • Раскройте понятие коллективного договора и его значение, определите его стороны и порядок заключения, каково содержание коллективного договора. • Раскройте понятие, определите стороны и выделите виды соглашений, каково содержание социально-партнерских соглашений и порядок их заключения. • Значение трудового партнерства для регулирования трудовых отношений. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Тема 7. Правовое регулирование вопросов занятости и трудоустройства. • Охарактеризуйте основные направления политики российского государства в сфере содействия занятости и трудоустройства. • Приведите понятие трудоустройства и основные признаки его правовой организации в РФ. • Определите правовой статус зарегистрированного в органах государственной службы безработного. • Охарактеризуйте правоотношения, складывающиеся в процессе трудоустройства при участии органов государственной службы занятости, указывая на их субъектный состав, а также реализуемые в них права и обязанности.   Тема 8. Трудовой договор. • Дайте понятие и определите значение трудового договора. • Раскройте его отличия от смежных гражданско-правовых договоров в области трудовой деятельности. • Что понимается под переводом на другую работу, изменением трудового договора или перемещением. • Определите порядок изменения существенных условий трудового договора при изменении организационных или технологических условий труда. • Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. • ОАО «Красный пролетарий» дало объявление в газету «Работа всегда» о поиске кандидатуры для замещения вакансии бухгалтера-кассира в централизованную бухгалтерию. Требования: образование профильное, опыт работы по специальности желателен, работа связана с командировками. По объявлениям обратились следующие граждане: 1. Иванова О. П. – выпускница МЭСИ (специальность «Бухучет и аудит»), 21 год, беременна, опыт работы бухгалтером 3 месяца. 2. Сидорова Е.А. – выпускница средней школы, 17 лет, закончила курсы бухучета и аудита, опыта работы нет. 3. Петрова Ж.П. – среднее специальное образование (специальность «Бухучет и аудит»), 18 лет, опыта работы нет. Руководитель организации побеседовал со всеми кандидатками и дал указание кадровой службе принять на работу Петрову Ж.П. с испытательным сроком 2 месяца, остальным в приеме на работу отказать. Иванова О.П. и Сидорова Е.А. потребовали выдать им отказы в письменной форме. Вопросы (обоснуйте свой ответ со ссылкой на нормы трудового законодательства): 1. Правомерно ли требование руководителя ОАО «Красный пролетарий»? 2. Какие законно обоснованные отказы в приеме на работу можно в данном случае написать Ивановой О.П. и Сидоровой Е.А.? Тема 9. Рабочее время. • В чем состоят различия между сокращенным и неполным рабочим временем. • Определите продолжительность ежедневной работы (смены). • Что такое совместительство, каковы его виды, процедура оформления, продолжительность рабочего времени. • Раскройте понятия ежедневного, еженедельного и суммированного учета рабочего времени. • Правовое регулирование рабочего времени. • Лохматова К.Р. работала в должности оператора ЭВМ в ОАО «Цифровые базы данных». В связи с беременностью Лохматова К.Р. обратилась к работодателю с просьбой перевести ее на другую работу, на которой будет отсутствовать воздействие вредных производственных факторов (электромагнитное излучение от ЭВМ). Руководитель ОАО «Цифровые базы данных» отказал Лохматовой К.Р. в ее просьбе, мотивируя это тем, что в ОАО «Цифровые базы данных» на данный момент нет для нее подходящей работы. Учитывая это, трудовой договор с Лохматовой К.Р. был прекращен по п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Вопрос (обоснуйте свой ответ со ссылкой на нормы Трудового кодекса РФ): Правомерны ли действия работодателя? Тема 10. Время отдыха. • По каким признакам можно классифицировать перерывы в течение рабочего дня. • В каких случаях допускается работа в выходные и нерабочие праздничные дни и как она компенсируется. • Каков порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. • Допускается ли разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части, отзыв из отпуска, замена отпуска денежной компенсацией. • Кому и когда предоставляются отпуска без сохранения заработной платы.   Тема 11. Заработная плата. • Дайте понятие и определите признаки заработной платы. • Назовите государственные гарантии оплаты труда. • Определите формы и системы оплаты труда (сдельная, повременная и их разновидности). • Как оплачивается труд в особых условиях и при отклонении от нормальных условий работы. • Укажите возможные случаи удержания из заработной платы.
• Конституционное право на вознаграждение за труд. • Ответственность работодателя за несвоевременную выплату заработной платы.   Тема 12. Гарантийные и компенсационные выплаты. • В каких случаях предоставляются гарантии и компенсации. • Какие расходы возмещаются работникам, направленным в служебную командировку. • Назовите расходы, которые подлежат возмещению при переезде работника на работу в другую местность. • В чем заключаются гарантии и компенсации, предоставляемые работникам в случае сдачи крови и ее компонентов. • Имеет ли право работник на компенсацию за использование личного имущества при выполнении трудовых функций.
 
Тема 13. Охрана труда. • Управление охраной труда, планирование и финансирование мероприятий по охране труда. • Права и обязанности работников и работодателей, относящиеся к обеспечению охраны труда. • Формы осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. •  При обсуждении проекта коллективного договора в ОАО «Завод СтройМашДеталь» представитель работодателя предлагал предусмотреть еженедельную оплату труда (4 раза в месяц). Днем выплаты заработной платы должна была считаться каждая пятница недели, а при совпадении пятницы с нерабочим праздничным днем – ближайший предыдущий рабочий день. Однако представители работников усомнились в правомерности установлении такого порядка выплаты заработной платы и решили обратиться в адвокатское бюро за консультацией. Вопрос (обоснуйте свой ответ со ссылкой на нормы Трудового кодекса РФ): Правомерно ли установление такого графика выплаты заработной платы? Тема 14. Дисциплина труда. • Понятие и общая характеристика дисциплины труда • Меры поощрения за добросовестный труд. • Правила внутреннего распорядка. • Дисциплинарная ответственность: понятие, основные черты и ее виды. • Дисциплинарный проступок: общая характеристика.   Тема 15. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Ученический договор Граждане, имеющие право на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации.  
  Тема 16. Материальная ответственность сторон трудового договора. • В каких случаях работодатель несет материальную ответственность: перед работником; перед третьими лицами. Раскройте каждое основание материальной ответственности работодателя. • Дайте общую характеристику Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». • Что такое «моральный вред». Как осуществляется компенсация морального вреда работнику. • Какова материальная ответственность органов управления организации (Генерального директора; главного бухгалтера, членов Совета директоров): основания, условия, объем и порядок привлечения к ответственности • В каких случаях наступает полная материальная ответственность работника. • Отличие материальной ответственности по трудовому праву от гражданско-правовой ответственности за причиненный ущерб. • В магазине ООО «ТОРГАШ» по результатам проведенной в конце отчетного месяца инвентаризации выявлена недостача товаров народного потребления на общую сумму 10 000 рублей. Коллектив магазина состоит из трех работников: старший кассир (оклад в месяц 6 500 рублей), кассир (оклад в месяц 6000 рублей), продавец (оклад в месяц 5000 рублей). С коллективом магазина заключен договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности. За период инвентаризации (1 месяц) работники отработали: старший кассир (72 часа), кассир (120 часов), продавец (160 часов). Вопросы (обоснуйте свой ответ со ссылкой на нормы трудового законодательства): 1. В каком порядке будет взыскиваться с указанных работников причиненный ущерб? 2. В каком порядке распределяется причиненный ущерб между членами коллектива и в каком размере возмещается ущерб каждым из работников?
Тема 17. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. • Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав работников. • Органы и должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.   Тема 19. Трудовые споры и особенности их разрешения. • Дайте общую характеристику и определите причины трудовых споров. • Что такое индивидуальные трудовые споры, между кем они возникают, каков предмет (содержание) этих споров. • В каком порядке создается Комиссия по трудовым спорам (КТС), какие индивидуальные трудовые споры она рассматривает. • Что такое коллективные трудовые споры и каков порядок их разрешения. • Причины возникновения трудовых споров. Их предупреждение. • С экономистом Синькиной О.П. был расторгнут трудовой договор по собственному желанию. При окончательном расчете работодатель выплатил Синькиной О.П. только компенсацию за неиспользованный основной отпуск за текущий год работы. Считая сделанное работодателем начисление неправомерным Синькина О.П. обратилась в суд с просьбой о взыскании с работодателя также суммы компенсации за отпуск за предыдущий год работы, который она еще не отгуляла, а также за неиспользованный ей дополнительный отпуск, который ей полагается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка как специалисту, работающему на условиях ненормированного рабочего дня. Вопросы (обоснуйте свой ответ со ссылкой на нормы Трудового кодекса РФ): 1. Правомерны ли действия работодателя? 2. Подлежит ли удовлетворению требование Синькиной О.П.?   Тема 20. Международно-правовое регулирование труда. • Каково значение международно-правового регулирования труда. • Охарактеризуйте источники и принципы международно-правового регулирования труда. • Дайте общую характеристику конвенциям и рекомендациям МОТ о труде и предложите их классификацию. Международно-правовые критерии прав человека в области труда.  
Методические указания по подготовке и выполнению домашних контрольных работ Основные цели контрольной работы, заключаются: в практическом использовании студентами полученных знаний, обучении студентов правильно пользоваться критериями, умению правильно работать с источниками, в том числе с юридической литературой. Контрольная работа позволяет определить глубину усвоения студентами курса дисциплины и является формой отчётности. Контрольная работа может быть зачтена, в том случае, если студент, используя нижеприведённые методические указания, юридически грамотно выполнил работу. По объему контрольная работа должна составлять 5-6 страниц машинописного текста на листах формата А4 или может быть написана от руки. Поля составляют: левое – 3 см., правое – 1,5 см., верхнее – 2 см., нижнее – 1,5 см. Работа выполняется шрифтом TimesNewRoman, 14 кегль. Интервал – полуторный. Сноски оформляются вниз страницы, имеют сквозную нумерацию, оформляются шрифтом TimesNewRoman, кегль 12. Титульный лист контрольной работы оформляется по единому образцу. Все ответы на поставленные вопросы предполагают краткий, но полный, которые должны быть аргументирован ссылками на соответствующие пункты, части, статьи нормативно-правовых актов. В список литературы включаются все использованные автором в работе учебные пособия, научные статьи, нормативные правовые акты (с указанием полного названия, даты принятия, номера и источника официального опубликования). Источники перечисляются в следующей последовательности: на первом месте стоят нормативные акты по своей юридической силе, чем меньше юридическая сила нормативного акта, тем ниже он расположен в списке. За нормативными актами следует другая литература либо в алфавитном порядке, либо по годам издания. В последнем случае, чем старше издание, тем ниже оно расположено в списке. Каждому студенту предлагается индивидуальное задание для выполнения контрольной работы в соответствии с вариантом, номер которого определяется по начальной букве в его фамилии (например, студент Иванов выполняет задание по варианту № 2).  Вариант 1 – буквы с А по Д Вариант 2 – буквы с Е по К Вариант 3 – буквы с Л по П Вариант 4 – буквы с Р по Ф Вариант 5 – буквы с Х по Я Задачи Вариант 1 – буквы с А по Д 1. Слесарь Рогов принят в цех № 2 ОАО «Машиностроительный завод «Калибр» завода на основании трудового соглашения без указания срока его действия. Какой вид общественных отношений возник между Роговым и заводом? Распространяются ли на него нормы трудового права? 2. Группа строительных рабочих заключила с государственным унитарным предприятием «Прогресс» договор, согласно которому обязывалась в течение трех месяцев провести ремонтные и отделочные работы в одном из корпусов предприятия и сдать работу в готовом виде. После окончания срока договора и получения соответствующей оплаты рабочие потребовали компенсации за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени, а также компенсации за работу в выходные дни. Правомерно ли их требование? В каких правоотношениях с ГУП состояли рабочие? 3. Инженер по организации нормирования труда завода «Монолит» Залепухин был уволен по п. 1 ст. 81 ТК РФ ввиду того, что завод ликвидируется как государственное предприятие и передается в структуру родственного по профилю акционерного общества (ОАО). Может ли Залепухин обжаловать свое увольнение? Если может, то в какой орган? Литература - Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2015) - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.11.2015) - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.12.2015) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 27 декабря 2009 г.) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 27 декабря 2009 г.) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (в ред. от 19 июля 2009 г.)   Вариант 2 – буквы с Е по К 1.На стенде перед входом в организацию по обслуживанию железнодорожного транспорта повешено объявление о приглашении на работу мужчин, имеющих справку о состоянии здоровья и соглашающихся пройти профессиональный отбор. Определите свою позицию и поясните, соответствуют ли эти требования принципу свободы труда и запрещению дискриминации, раскройте их содержание. 2.За период времени более 8 месяцев учителям образовательного учреждения не выплачена заработная плата. Директор пояснил, что это связано с отсутствием средств, выделенных из местного бюджета не в полном объеме и истраченных на ремонт школы. Какие принципы, в том числе лежащие в основе трудовых прав работников на оплату труда, нарушены в данном случае? 3.Безработная Карпова была направлена органом государственной службы занятости на работу в ОАО «Кондитерское предприятие “Летен”». Непосредственно перед заключением трудового договора необходимо было пройти медицинское освидетельствование. Органы государственной службы занятости потребовали представить результаты медицинского обследования в течение 10 дней. Указанное требование было выполнено Карповой. В свою очередь Карпова потребовала возмещения расходов на медицинское освидетельствование от службы занятости. Служба занятости отказалась возместить расходы, мотивируя такой отказ тем, что обязательства государственной службы занятости сводятся к трудоустройству и выплате пособий по безработице. Подобные же расходы служба занятости не должна возмещать. Правомерно ли решение службы занятости? Если нет, то в каком порядке оно может быть обжаловано? Охарактеризуйте основные направления деятельности органов государственной службы занятости? Литература -Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)- - - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2015) - Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения» (в ред. от 27 декабря 2009 г.) - Концепция действий на рынке труда на 2008—2010 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 г. № 1193-р. - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (в ред. от 8 августа 2009 г.) - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 2009 г.)   Вариант 3 – буквы с Л по П 1.В территориальный орган государственной службы занятости обратился инвалид Иевлев, в прошлом — монтажник. В результате заболевания, полученного на производстве, Иевлевым была утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии. До обращения в указанный орган занятости он не работал уже 3,5 года. В течение 10 дней с момента регистрации орган занятости предложил Иевлеву два варианта оплачиваемой работы, не соответствующей его профессии.от обоих вариантов Иевлев отказался, в результате чего он был снят с учета в государственной службе занятости. Иевлев обратился в суд о признании действий службы занятости незаконными, поскольку он считал, что ему обязаны были предложить пройти переподготовку. Какое решение примет суд? Назовите особенности трудоустройства инвалидов? 2.На предприятие для заключения трудового договора обратились следующие лица: подросток 15 лет, окончивший 8 классов общеобразовательной школы; офицер, уволенный в запас из рядов Вооруженных сил РФ; домохозяйка, ранее нигде не работавшая; выпускник высшего учебного заведения. Какие документы должен предоставить каждый из вышеуказанных лиц и в каких нормативных актах они названы? В течение какого срока должна быть оформлена трудовая книжка на впервые поступающих на работу и какое значение имеет трудовая книжка? В каких статьях ТК РФ и иных нормативных актах содержатся положения о трудовой книжке, какие сведения в нее вносятся, где она должна храниться? 3.Начальник юридической службы организации не завизировал проект приказа об увольнении инженера Титова по подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.за отсутствие на рабочем месте более 4 часов без уважительных причин. В заключении юридической службы было указано, что Титов все это время находился на территории организации и, с его слов, выполнял порученное ему задание. В связи с этим нет состава прогула согласно подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. (п. 39). Как Вы считаете, прав ли начальник юридической службы? Какое значение имеет указанное Постановление Пленума Верховного Суда РФ? Литература -Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) - Международный пакт 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» - Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» - Конвенция МОТ № 138 (1973 г.) «О минимальном возрасте для приема на работу» - Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998 г.) - Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (в ред. от 14 декабря 2006 г.) - Постановление Совета Министров РФ от 5 февраля 1993 г. № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения».   Вариант 4- с Р до Ф 1. При расследовании несчастного случая с рабочим транспортного цеха Д. Гореловым возникли разногласия между членами комиссии, созданной из представителей работодателя и профсоюзного органа, а также специалиста по охране труда. Представитель профсоюзного органа отказался подписать акт о результатах расследования и обратился в соответствующую государственную инспекцию труда для рассмотрения обстоятельств случившегося несчастного случая. Являются ли обязательными для работодателя выводы государственного инспектора труда? Может ли работодатель обжаловать решение государственного инспектора и куда ему следует обращаться? 2.Николаев работал в лаборатории сварки и дефектоскопии с 2008 г. В 2009 г. в аттестационном центре «Прометей» г. Санкт-Петербурга ему был присвоен более высокий квалификационный разряд и, согласно штатному расписанию, предоставлена должность инженера-рентгенолога. Николаев осуществляет просвечивание изделий на комбинате «Североникель», а также при аттестации сварщиков (просвечивание сварных швов в лаборатории), пользуясь переносным рентгеновским аппаратом. Являясь единственным работником в лаборатории по радиационному контролю, он полностью проводит процесс контроля, составляет необходимую документацию по дозовым нагрузкам, по радиационной безопасности территории. Относится ли выполняемая Николаевым работа к числу вредных и опасных? Имеет ли он право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день за работу во вредных и опасных условиях труда? Какие нормативные правовые акты регулируют эти вопросы? 3.Слесарь Рахмилович при обработке детали допустил по небрежности поломку станка. Приказом директора ему был объявлен строгий выговор, а бухгалтерия удержала из его заработной платы полную стоимость ремонта станка. Рахмилович, считая неправомерным применение одновременно двух мер воздействия за один и тот же поступок, обратился в комиссию по трудовым спорам. Кроме того, в заявлении Рахмилович указал, что станок был очень старый. Возможно ли одновременное привлечение к материальной ответственности работника и наложение на него дисциплинарного взыскания? Должен ли Рахмилович нести материальную ответственность? Литература -Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) - Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Вариант 5 – с Х до Я 1.На заседании КТС должно было рассматриваться заявление Веретянникова, но он заявил отвод председателю КТС. Он ссылался на то, что у них с председателем сложились неприязненные отношения, которые могут повлиять на решение трудового спора. Вправе ли работник заявлять отвод председателю или членам КТС? Как, по Вашему мнению, должны поступить члены КТС? 2.Начальник цеха в устной форме предложил рабочим двух производственных участков на 5 часов остаться после смены для производства срочных работ. Это поручение рабочие выполнили и обратились к директору организации с требованием оплатить им сверхурочную работу. Однако руководитель организации, ссылаясь на отсутствие письменного приказа, отказал им в оплате. Данный отказ был мотивирован тем, что рабочие не возражали поработать дополнительно. Следует ли данную работу считать сверхурочной? Были ли допущены нарушения трудового законодательства о сверхурочных работах? Должна ли быть компенсирована и в каком порядке указанная работа? 3.Работодателем был подготовлен приказ о введении в действие нового положения об оплате труда, в соответствии с которым у одних работников заработная плата повышалась, а у других снижалась. Профсоюзный комитет не согласился с действиями работодателя и отказался дать заключение по проекту данного юридического документа. Оцените действия профкома. Каковы дальнейшие действия работодателя? Дайте юридическую оценку положения об оплате труда. Литература - Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2015) -Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.11.2015) - Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» - Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 9 февраля 2009 г.) - Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (в ред. от 1 февраля 2005 г.)     Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине.    Некоторые темы или отдельные вопросы из разделов дисциплины «Трудовое право» выносятся на самостоятельное изучение. Результат работы может быть представлен в форме реферата или эссе по предлагаемым темам:   Темы докладов 1. Основные исторические закономерности правового регулирования труда. 2. Роль государства в истории правового регулирования труда. 3. Становление «социального государства» и его роль в развитии механизма правового регулирования общественного труда. 4. История правового регулирования труда в России (ХVIII - XIX вв.). 5. Правовое регулирование труда в России в период «военного коммунизма». 6. Механизм правового регулирования труда в современных условиях. 7. Проблемы правового регулирования рынка труда. 8. Сфера действия трудового права. 9. Трудовое право России в системе российского права: проблемы и перспективы развития. 10. Основания возникновения трудовых отношений. 11. Юридические факты в трудовом праве. 12. Соотношение частноправовых и публичных начал в регулировании социально- трудовых отношений. 13. Соотношение централизованного, локального и договорного регулирования социально-трудовых отношений. 14. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

15. Функции трудового права.

16. Принципы трудового права.

17. Реализация принципа запрета принудительного труда в российском трудовом законодательстве.

18. Запрещение дискриминации в сфере труда.

19. Отличие дифференциации в трудовом праве от дискриминации.

20. Реализация конституционных прав и свобод в сфере труда.

21. Сущность и юридическая природа прав работников.

22. Механизм реализации прав работников.

23. Право на труд и формы его реализации.

24. Личные неимущественные права работников.

25. Субъекты трудового права: понятие и виды.

26. Правовое положение иностранных граждан в сфере труда по законодательству Российской Федерации.

27. Организация управления трудом в акционерном обществе: правовые вопросы.

28. Социальное партнерство: правовое регулирование и проблемы его развития в России.

29. Коллективный договор: понятие и проблемы его заключения в современной России.

30. Участие работников в управлении организацией.

31. Трудовое законодательство России: понятие и проблемы его совершенствования.

32. Акты международно-правового регулирования труда как источник российского трудового права.

33. Роль актов судебной власти Российской Федерации в регулировании отношений в сфере труда.

34. Правовое регулирование труда за рубежом (страна по выбору студента).

35. Проблемы правового регулирования занятости населения в Российской Федерации.

36. Правовой статус безработного.

37. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя: анализ судебной практики.

38. Расторжение трудового договора в связи с сокращением численности штатов или организации, ликвидация организации (на материалах практического применения

законодательства)

39. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (по материалам практического применения законодательства)

40. Понятие и виды рабочего времени: тенденции развития правового регулирования.

41. Правовое регулирование времени отдыха: законодательство и практика его применения.

42. Правовое регулирование оплаты труда в Российской Федерации.

43. Проблемы материальной ответственности работодателя и работника в сфере

трудовых отношений.

44. Административная, уголовная и имущественная ответственность в сфере трудового права.

45. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

46. Правовое регулирование расследования и учета несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний.

47. Особенности правового регулирования труда лиц с пониженной трудоспособностью.

48. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

49. Коллективные трудовые споры: понятие, виды и порядок разрешения.

50. Право на забастовку: понятие, порядок организации и проведения.

51. Самозащита работниками трудовых прав как институт трудового права.

52. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

53. Защита трудовых прав работников организаций, находящихся в процедуре банкротства.

54. Правовые основы кадровой работы в организации.

55. Коллизии в трудовом праве.

 

Контроль самостоятельной работы.

          Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя.

        Самоконтроль базируется на ответственности студента и заинтересованности его в положительной оценке своего труда.

         Преподаватель осуществляет текущий и итоговый контроль.

          Цель текущего контроля – проверка эффективности усвоения учебного материала. Осуществляется путем выполнения небольших, на 5-10 минут, экспромпт-заданий на лекциях и выполнения контрольных проблемно-ориентированных заданий на практических занятиях.

         Цель итогового контроля – оценка качества подготовки студента по данной дисциплине. Осуществляется путем сдачи зачета или экзамена в устной форме или с использованием компьютера по специально разработанным вопросам.

 

Примерные задания для контрольных работ

Контроль самостоятельной работы осуществляется в форме контрольной работы, включающей в себя решение задач, связанных с наиболее значимыми проблемами, возникающими в правоприменительном процессе международного частного права. Работа предлагается студентам перед сдачей зачета. Данная методика позволяет осуществить контроль за усвоением студентами теоретического материала, а также проверку практических навыков студентов при разрешении реальных правовых ситуаций.

Задача представляет собой казус (случай из судебной практики). Решение задач представляет собой ответ на вопрос (вопросы) сформулированный в ней. При этом следует указать конкретную норму, конкретного нормативного акта на основе которой вынесено решение. Условия задачи следует переписать и отвечая на вопрос показать всю логику решения (последовательность действий).

Задача 1

К родителям приехали на праздник дети и за столом заспорили, на кого из них распространяется трудовое законодательство. Отец – механик электростанции; мать работает в совхозе надомницей по пошиву мешков; сын Владимир – военнослужащий; дочь Мария работает продавцом в палатке своего мужа; дочь Катя – свободный художник, рисует и продает свои картины; дочь Лиза – домохозяйка.

На кого из них распространяется трудовое законодательство? Задачу необходимо решить со ссылками на статьи Трудового кодекса РФ.

Задача 2

В клубе фабрики к Новому году организовали елку для детей. Игрушки делали вечерами члены кружка, электропроводку для освещения сделал электромонтер фабрики в его рабочее время. Песни и пляски у елки организовывал массовик, приглашенный культработником клуба за определенную плату.

В каких отношениях с фабрикой по данной работе находились указанные лица?

Задачу необходимо решать со ссылками на статьи Трудового кодекса РФ.

Задача 3

На завод обратились с заявлением о приеме на работу: подросток 15 лет, окончивший 9 классов; военнослужащий, демобилизованный из вооруженных сил; молодой специалист, направленный на работу на должность инженера-технолога после окончания ВУЗа. Все они в качестве работников ранее не работали.

1. Какие документы должны представить эти лица при поступлении на работу?

2. Как оформляется прием на работу?

Задачу необходимо решать со ссылками на соответствующие статьи Трудового кодекса РФ.

Задача 4

Супруга инженера Попова обратилась к директору АО «Восход», где он работал, и просила о казать воздействие на ее мужа, который пропивает почти всю заработную плату. Директор распорядился заработную плату Попова выдавать ежемесячно не ему, а его супруге. Узнав об этом, Попов обратился в комиссию по трудовым спорам (КТС) с требованием отменить это распоряжение, т.к. в организации работает он, а не его супруга.

Может ли быть ограничена трудовая правоспособность работника при изложенных обстоятельствах? Как решить этот спор?

Задача 5

Инженер Капустин и экономист Иванова были предупреждены о предстоящей реорганизации предприятия, об их увольнении, т.к. нет возможности предоставить им новое место работы на том же предприятии. Инженер Капустин, считая, что увольнение в связи с сокращением штатов скомпрометирует его как специалиста, просил уволить его по собственному желанию. Экономист Иванова была уволена в связи с сокращением штатов.

Какими правами, льготами и компенсациями будут пользоваться указанные работники? Задачу необходимо решать со ссылками на соответствующие статьи Трудового кодекса РФ.

Задача 6

В результате неосторожных действий станочника Клочкова была выведена из строя автоматическая линия, на ремонт которой ушла вся рабочая неделя. На данной линии были заняты пять человек, которые оставались это время без работы.

Возможно ли возложение материальной ответственности наКлочком? Если да, то из каких сумм будет складываться его материальная ответственность?

1 марта 2005 г. у ООО «Крот» сменился собственник. 4 марта 2005 г. новая администрация издала приказ об увольнении руководителя предприятия, главного бухгалтера, помощника руководителя и начальника отдела кадров.

15 марта 2003 г. эти работники подали в суд иск о восстановлении на работе.

Каково ваше мнение относительно правомерности увольнения работников?

Задача 7

В организации при ее создании были приняты правила внутреннего трудового распорядка, в которых было указано, что организаций принимает работников только на условиях срочного трудового договора.

Соответствует ли это положение российскому трудовому законодательству?

Задача 8

18 февраля 2005 г. Годунова устроилась на работу главным бухгалтером в ЗАО «Колл». В трудовом договоре ей установлен испытательный срок шесть месяцев — до 18 августа 2005 г. Годунова с 1 по 8 апреля 2005 г. находилась на больничном, а с 3 по 11 мая брала отпуск без сохранения заработной платы.

Когда заканчивается испытательный срок у работницы?

Задача 9

Смирнова каждый год брала годовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней и одновременно отпуск без сохранения заработной платы на месяц. Руководитель ей оплачивал годовой отпуск из расчета 25 календарных дней, так как месяц работница вгод не работает и отпускные за этот месяц не положены.

Прав ли руководитель организации?

Задача 10

Работодатель, составляя график отпусков на 2006 год, в интересах производства не стал учитывать пожелания некоторых работников об отпуске в определенное время года, а также заявления работающего несовершеннолетнего в возрасте 17,5 лет о предоставлении ему отпуска в июле месяце.

Обязан ли работодатель учитывать пожелания каждого работника при составлении графика отпусков?

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Журналы: «Государство и право», «Журнал российского права», «Хозяйство и право», «Законодательство», «Трудовое право», «Трудовые споры», «Вопросы трудового права», «Справочник кадровика», «Управление персоналом» и др.

Другие информационные источники: Информационно-правовые системы «Гарант», «Консультант Плюс».

Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению учебных дисциплин.

Лекционные занятия по данной дисциплине проводятся с применением источников информации, представленных в данном учебно-методическом комплексе. На семинарских и практических занятиях используются задания настоящего РПД.

 

Средства (ФОС) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины

               Средства оценки текущей успеваемости и итоговой оценки студентов по дисциплине «Трудовое право» представляют собой комплект контролирующих материалов следующих видов:

          - мини-проблемная ситуационная задача, предлагаемая студентам на лекции, ориентированная на уровень аудитории;

          - вопросы к практическим занятиям, проверяющие знание теоретического материала;

          - контрольные задания, проверяющие степень усвоения теоретических и практических знаний на репродуктивном и продуктивном уровне (преподаватель может воспользоваться существующими практикумами или разработать такие задания самостоятельно);

          - тестовые задания на зачет по всем разделам дисциплины, в том числе изученным самостоятельно.

            Разработанные контролирующие материалы позволяют оценить степень усвоения теоретических и практических знаний, приобретенные умения и владение опытом на репродуктивном уровне, когнитивные умения на продуктивном уровне и способствуют формированию общекультурных и ожидаемых профессиональных компетенций студентов.

 

 

Контрольные вопросы

Дата: 2018-12-21, просмотров: 432.