Понятие коррекционно-предупредительного воздействия. Методологическая база превентивной логопедической коррекции. Принципы раннего логопедического вмешательства.
3.2 Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте
Комплексность коррекционного воздействия. Основные блоки направленной работы по коррекции и предупреждению отклонений речевого развития в раннем возрасте. Содержание клинико-логопедического, музыкально-логопедического и социально-педагогического блоков коррекционного воздействия на выделенные «узловые образования» (Р.Е. Левина) речевого развития в раннем возрасте.
Команда специалистов-участников коррекционно-предупредительного воздействия. Этапы и основные организационные формы реализации раннего вмешательства в клинико-логопедическом, музыкально-логопедическом, социально-педагогическом блоках. Организация активного участия семьи в раннем логопедическом воздействии
3.3. Логопедическое заключение в раннем возрасте
Структура логопедического заключения в раннем возрасте. Варианты логопедического заключения в раннем возрасте. Логопедическое заключение как основа проектирования коррекционно-предупредительного воздействия.
План семинарских занятий
Практическое занятие 5.
Тема: 3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия
Кол-во часов: 2.
План:
1. Методологические принципы психолого-педагогического сопровождения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.
2. Теоретические основы проектирования программы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.
3. Основные смысловые блоки психолого-педагогического сопровождения коррекционно-предупредительного воздействия.
4. Проектирование процесса коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития а раннем возрасте.
Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте», мультимедийная презентация «Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью в процессе коррекционно-предупредительного воздействия»
Практическое занятие 6.
Тема: 3.2. Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте.
Кол-во часов: 4.
План:
1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.
2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью.
3. Планирование фронтальных музыкально-логопедических и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
4. Специфика работы с родителями детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.
5. Планирование работы с родителями.
6. Формы работы учителя-логопеда с семьёй ребёнка с отклонениями в овладении речью.
7. Консультационная работа с педагогами и другими специалистами.
Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение: Видеозаписи музыкально-логопедических занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью; видеозаписи, проведённых студентами фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
Практическое занятие 7.
Тема: 3.3. Логопедическое заключение в раннем возрасте.
Кол-во часов: 2.
План:
1. Структура логопедического заключения в раннем возрасте.
2. Варианты логопедического заключения в раннем возрасте.
3. Логопедическое заключение как основа проектирования коррекционно-предупредительного воздействия.
Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].
Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Логопедическое заключение в раннем возрасте»
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
1. Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью в процессе коррекционно-предупредительного воздействия. – 10 баллов.
2. Консультация для родителей. – 5 баллов.
3. Отзывы родителей о консультации. – 8 баллов.
1. Мультимедийные презентации консультаций для специалистов по вопросам психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – 3 балла.
2. Мультимедийные презентации консультаций для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 3 балла.
3. Ведение группы в социальных сетях по вопросам коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте – 5 баллов.
4. Видеоблог «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте» - 5 баллов
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
ПК-13
готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях
З.3 – основные этапы, параметры и показатели мониторинга психоречевого развития детей раннего возраста; этапы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте
ПК-13
готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях
У.3 – обследовать психоречевое развитие ребёнка раннего возраста; моделировать индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут
ПК-13
готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях
В.3 – навыками проектирования и реализации системы коррекционно-предупредительного воздействие в образовательных организациях
Максимальное количество баллов по дисциплине 105 (задания инвариантной части) + 60 (выступления на практических занятиях) = 165 баллов
1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст]/ Е.В. Шереметьева.-Москва:Нац. кн. центр,2012
2. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – М.: НКЦ, 2013.
3. Инновационные подходы к организации логопедической помощи детям с нарушением речи [Электронный ресурс]: сборник аналитических и научно-методических материалов/ Л.Ф. Холоднова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 90 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26484.html.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература
4. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика: учеб. пособие для студентов / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
5. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.- С. 190 – 238.
6. Шереметьева Е.В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития в раннем возрасте // Дефектология. – 2007. - №2 – С.77 – 85.
7. Шереметьева Е.В. Особенности двигательной основы артикуляционного праксиса у детей раннего возраста с отклоняющимся типом речевого развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. Серия 2. «Педагогика, психология и методика преподавания». – 2005. - № 15. – С. 37-41.
8. Шереметьева Е.В. Формирование естественной речевой среды ребёнка раннего возраста / Е.В. Шереметьева, С.С. Петрова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2015. - http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/723 .
9. Шереметьева, Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста [Текст]: учебно-прак- тическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Юж.- Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 106 с.. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1938
10. Шереметьева, Е.В. Понимание грамматики обращённой речи детьми раннего возраста с отклонениями в овладении ре- чью [Текст]: лекция. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2017. - 48 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1937
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
11. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - 2-е изд. – М.: Медицина, 1977.
12. Аркин А.Е. Ребенок в дошкольные годы / А.Е. Аркин; под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. – М.: «Просвещение», 1967.
13. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987.
14. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1983.
15. Гаркуша Ю.Ф. Диагностика и коррекция задержки речевого развития детей 2 – 2,5 лет // Ю.Ф. Гаркуша // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: «Прометей» МПГУ, 2005.
16. Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста /С.В. Гречаный, А.Г. Кощавцев, Б.Е. Микиртумов. – СПб., 2002.
17. Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи / О.Е. Громова // Дефектология. - 2003. - №6. – С 55-61.
18. Громова О.Е. Логопедической обследование детей 2 – 4 лет: Методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
19. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях. (Автономная детская речь) / Р.Е. Левина. - М., 1936.
20. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986.
21.
22. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1990.
23. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 248 с.
24. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская /МГУ им. М. Ломоносова, Филол. фак. – М.: Изд-во МГУ, 1997.
25. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986.
26. Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей 2 и 3 года жизни / Г.М. Лямина // Вопросы психологии. 1958. - № 6. – С. 119-130.
27. Лямина Г.М. Развитие речи детей раннего возраста / Г.М. Лямина. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.
28. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 1974.
29. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992.
30. Наглядный материал для обследования детей:прил. к метод. пособию "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ ред. Е.А.Стребелева.-М.:Просвещение,2009.
31. Оценка физического и нервно-психичеcкого развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]:в помощь педагогу детского сада/[сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, [Н.Н.Бойнович]; С.-Петерб. гос. пед. ун- т им. А.И. Герцена.-Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008
32. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. – М., 1979.
33. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет / В.А. Петрова. - изд. 3-е, доп. – М.: «Просвещение», 1970.
34. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
35. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
36. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]:метод. пособие с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей"/ред. Е.А.Стребелева.-4-е изд.-М: Просвещение,2009
37. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгард-Пупко. – М.: АПН РСФСР, 1963.
38. Стребелева Е.А. Методика проведения психолого-педагогического обследования // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграфсервис, 1998. – С. 98-99.
39. Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни/ Р.В. Тонкова-Ямпольская // Вопр. психол. - 1968. - № 3. - С.94 – 101.
40. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.
41. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г.В. Чиркина // Проблемы младенчества. — М.: ИКП РАО, 1999. — С. 148-150.
42. Чиркина Г.В. Основные этапы нормального речевого развития ребенка / Г.В. Чиркина //Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – С.18 – 24.
43. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // «Известия АПН РСФСР». Вып. 13. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды института психологии. – М.- Л., 1948.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 545.