Раздела 1 Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Требования к результатам освоения Раздела: З.1., У.1., В.1.

Содержание раздела

Объект, предмет, цели и задачи логопедии раннего возраста

Логопедия раннего возраста как наука об изучении, выявлении, компенсации и предупреждении отклонений в овладении речью у детей с 1 до 3 лет. Отклоняющиеся варианты речевого развития как объект изучения логопедии раннего возраста. Коррекционно-предупредительное воздействие (предмет логопедии раннего возраста) как основной процесс компенсации нарушенного хода психоречевого развития. Максимально возможная компенсация отклонений в овладении речью как цель логопедии раннего возраста. Основные задачи логопедии раннего возраста. Принципы и методы логопедии раннего возраста. Основные средства превентивной логопедии. Исторические сведения о становлении превентивной логопедии и её философские основы.

Моделирование процесса психоречевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Развитие речи как становление языковых единиц и правил их сочетания в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем и как объект направленного воздействия.

Нейрофизиологический и нейропсихологический аспекты речевого онтогенеза. Психофизиологическая основа речи и речевой деятельности. Развитие мозговой организации речевых процессов «снизу вверх» (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн). Онтогенез функциональной акустико-речевой системы. Межполушарное взаимодействие в процессе речевого онтогенеза.

Фонематические компоненты речевого развития в раннем возрасте. Л.С. Выготский о восприятии звучащей речи. Этапы становления фонематического восприятия, выделенные Р.Е. Левиной. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте (Н.Х. Швачкин).

Двигательные основы артикуляции. Свойства артикуляции, формирующиеся в процессе онтогенеза. Становление артикуляционного праксиса.

Суперсегментные компоненты речи и их онтогенез. Интонация как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Генезис восприятия и воспроизведения интонационных средств. Усвоение ребенком ритма как звуковой организации речи при помощи чередования ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 1.

 Тема: 1.1. Объект, предмет, цели и задачи логопедии раннего возраста.

Кол-во часов: 2.

План:

1. История становления превентивной логопедии.

2. Философские основы логопедического воздействия в раннем возрасте.

3. Объект, предмет, цель и задачи логопедии раннего возраста.

4. Принципы превентивной логопедии.

5. Методы логопедии раннего возраста.

Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43].

Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Принципы превентивной логопедии»

 

Лекция 2.

 Тема: 1.2. Моделирование процесса психоречевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Кол-во часов: 2.

План:

1. Понятие речевого развития в парадигме коррекционно-предупредительного воздействия.

2. Биологические и социальные предпосылки психоречевого развития ребёнка раннего возраста.

3. Психофизиологические процессы как основа для когнитивного становления ребёнка.

4. Коммуникативный аспект речевого развития.

5. Предъязыковые и языковые средства коммуникации ребёнка младенческого и раннего возраста.

6. Модель психоречевого развития ребёнка раннего возраста.

Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43].

Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Модель психоречевого развития от первого крика до первой фразы»

Практическое занятие 1.

Тема: 1.2. Моделирование процесса психоречевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Кол-во часов: 2.

План:

1. Понятие речевого развития в парадигме коррекционно-предупредительного воздействия.

2. Биологические и социальные предпосылки психоречевого развития ребёнка раннего возраста.

3. Психофизиологические процессы как основа для когнитивного становления ребёнка.

4. Коммуникативный аспект речевого развития.

5. Предъязыковые и языковые средства коммуникации ребёнка младенческого и раннего возраста.

6. Моделирование психоречевого развития ребёнка раннего возраста.

Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43].

Информационное обеспечение: Мультимедийные презентации, подготовленная магистрантами по вопросам плана практического занятия

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Мультимедийная презентация «Основные параметры диагностики коммуникативных и когнитивных процессов в раннем возрасте». – 5 баллов.

2. Эссе по результатам анализа работ А.Г. Рузской и М.И. Лисиной - 8 баллов.

 

1. Презентация к выступлению на практическом занятии - 2 балла.

2. Аналитический обзор теоретической литературы по теме «Онтогенез коммуникативных средств в раннем возрасте». – 3 балла

3. Доклад «Неречевые и речевые средства общения ребёнка раннего возраста» - 5 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ПК-2

Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ

З.1 – методологические основы логопедии раннего возраста

Мультимедийные презентации к практическим занятиям

Раздел 2. Выявление отклоняющихся типов развития в раннем возрасте

Требования к результатам освоения раздела: З.2., У.2., В.2.

Содержание раздела

Дата: 2018-12-21, просмотров: 483.