Компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста». Основные методы обследования ребенка раннего возраста. Этапы обследования детей: логопедическое обследование; изучение когнитивного, языкового и психофизиологического компонентов коммуникативно - речевого развития; дифференциальная диагностика; определение типологии отклонений.
Комплексность выявления отклонений речевого развития на третьем году жизни. Логопедическое обследование. Сбор анамнестических данных.
Коммуникативно-речевой профиль ребёнка как основа индивидуализации психолого-педагогического сопровождения
Изучение когнитивной составляющей: состояние игры, речевой активности в игре, стимуляции речевого развития близким взрослым окружением, эмоционального реагирования ребенка. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в когнитивной составляющей.
Изучение языковой составляющей: ритмическая организация речевой продукции, интонация. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в языковой составляющей.
Изучение психофизиологической составляющей: двигательные основы артикуляции, фонематическое восприятие. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в психофизиологической составляющей.
Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте.
Анализ коммуникативно-речевого профиля ребёнка раннего возраста.
Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте
Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте. Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет. Характеристика когнитивных и коммуникативных процессов у детей с разными типами отклонений речевого развития
План лекций
План семинарских занятий
Лекция 2.
Тема: 2.1. Мониторинг коммуникативно-когнитивных процессов.
Кол-во часов: 2.
План:
1. Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте.
2. Организация диагностики на третьем году жизни.
3. Изучаемые параметры.
4. Диагностические средства
Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
Информационное обеспечение:
Мультимедийная презентация «Параметры диагностики психоречевого развития в раннем возрасте», 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
Практическое занятие 2.
Тема: 2.1. Мониторинг коммуникативно-когнитивных процессов.
Кол-во часов: 4.
План:
1. Выявление отклонений речевого развития в раннем возрасте.
2. Организация обследования ребёнка раннего возраста.
3. Методы и приёмы диагностики речевого развития ребёнка раннего возраста.
4. Параметры диагностики и средства диагностики.
Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
Информационное обеспечение: практическое обследование детей на базе ДОУ по диагностическим таблицам
Практическое занятие 3.
Тема: 2.2. Коммуникативно-речевой профиль ребёнка как основа индивидуализации психолого-педагогического сопровождения.
Кол-во часов: 2.
План:
1. Показатели отклоняющего типа развития речи в психофизиологических компонентах.
2. Показатели недоразвития речи в раннем возрасте в когнитивном и коммуникативном компонентах.
3. Недоразвитие языковых средств общения в раннем возрасте
Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].
Информационное обеспечение: 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», мультимедийная презентация «Коммуникативно-речевой профиль ребёнка раннего возраста»
Практическое занятие 4.
Тема: 2.3. Дифференциальная диагностика в раннем возрасте.
Кол-во часов: 4.
План:
1. Отклонения речевого развития в раннем возрасте как особая форма дизонтогенеза.
2. Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте.
3. Дифференциальная диагностика нормального речевого развития, задержки речевого развития и различных типов отклонений в овладении речью.
4. Логопедическое заключение в раннем возрасте.
Список литературы: [3, 5].
Информационное обеспечение: мультимедийные презентации «Дифференциальная диагностика речевого развития ребёнка раннего возраста», «Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте»; компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
1. Итоговый график «Коммуникативно-речевой профиль ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью» - 10 баллов.
2. Определение типа отклонения в овладении речью. – 5 баллов.
1. Мультимедийные презентации к практическим занятиям. – 2 балла
2. Видеозаписи обследования различных компонентов психоречевого развития ребёнка. – 5 баллов
3. Скриншоты результатов компьютерного обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 2 балла.
4. Составление списка интернет-ресурсов по проблеме обследования речи ребёнка раннего возраста. – 2 балла.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
ПК-2
Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ
З.2 – специфику структуры отклонений в овладении речью
детьми раннего возраста и возможные дальнейшие нарушения вторичного социального порядка
ПК-2
Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ
У.2 – на основе глубокой диагностики психоречевого развития ребёнка раннего возраста проектировать его индивидуальную программу абилитации или компенсации с привлечением ближайшего социального окружения
ПК-2
Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ
В.2 – навыками выявления прогностически значимых признаков отклонений в развитии ребёнка раннего возраста, навыками консультирования семей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с отклоняющимися вариантами развития различного генеза и характера
Раздел 3.Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте
Требования к результатам освоения раздела: З.3., У.3.,В.3.
Содержание раздела
Дата: 2018-12-21, просмотров: 642.