ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ

Направление: 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение

образования лиц с нарушениями речи»

 

 

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 1

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

2. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 4

 4.         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

5. ПЕРЕЧЕНЬ образовательНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 4

6. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 4

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 4

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. .

 




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

       В процессе обучения исследовательским навыкам, , проектной и практической подготовки будущих магистров в области системы специального (дефектологического) образования лиц с нарушениями речи на данном этапе интеграционных процессов, обозначенных в Законе об образовании Российской Федерации важная роль принадлежит курсу «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа), из них 20 часов – аудиторная работа (6 часов – лекционные занятия, 14 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа магистрантов (52 часа). На заочной форме обучения имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа). Из них 8 часов – аудиторная нагрузка (2 часа – лекционные занятия, 6 часов – практических занятий), 60 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение II курса 3 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачётом в 3 семестре.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» тесно связан с дисциплинами «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с нарушениями речи», «Инновационные технологии диагностики и коррекции речевых нарушений», «Современные проблемы логопедии как науки», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения специфики психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в системе отечественной и зарубежной специальной педагогики. Для освоения дисциплины магистрантам необходимы знания основных моделей оказания помощи детям раннего возраста и тенденций развития системы ранней помощи в нашей стране и за рубежом в рамках инклюзивных и интеграционных процессов. Магистрантам необходимы навыки анализа теоретических источников и интернет-ресурсов, владения иностранными языками и навыками моделирования процессов.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины. При изучении дисциплины магистранты знакомятся с теоретическими и практическими обобщениями специфики оказания ранней предупреждающей помощи детям с отклонениями в овладении речью и их семьям Благодаря этому курсу у магистрантов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о оказания психолого-педагогической коррекционно-предупреждаюшей помощи детям раннего возраста и их семьям. Это позволит им понимать возможности процессов абилитации и компенсации в младенчестве и раннем возрасте, а значит в перспективе достраивать недостающее звено интеграции – систему выявления и оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в овладении речью а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы.

1.4. Цели дисциплины:

Формирование у магистантов необходимых представлений о теоретико-методологических основах системы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ, ее истории, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития в младенчестве и раннем возрасте, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития и умения моделировать и реализовывать психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

Задачи дисциплины:

- Формирование у магистрантов знаний сущности основных линий развития в раннем возрасте, сензитивных периодов и возможностей, абилитации, компенсации и коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях в овладении речью различного генеза и характера:

- Формирование у магистрантов умений определять нарушенный хлж психоречевого развития ребёнка раннего возраста и моделировать коррекицонно-предупреждающее воздействие в рамках психолого-педагогического сопровождения;

- Овладение магистрантами умениями достраивать недостающее звено в системе интеграции лиц с ОВЗ – психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с различными вариантами нарушенного развития.

 

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

 
знать уметь

владеть

1.

ПК-2

Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ

З.1 – методологические основы логопедии раннего возраста; З.2 – специфику структуры отклонений в овладении речью детьми раннего возраста и возможные дальнейшие нарушения вторичного социального порядка У.1 определять основные принципы проектирования коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте; У.2 – на основе глубокой диагностики психоречевого развития ребёнка раннего возраста проектировать его индивидуальную программу абилитации или компенсации с привлечением ближайшего социального окружения  

В.1 – навыками моделирования процессов генеза различных компонентов психоречевого развития ребёнка раннего возраста;

В.2 – навыками выявления прогностически значимых признаков отклонений в развитии ребёнка раннего возраста, навыками консультирования семей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с отклоняющимися вариантами развития различного генеза и характера

2.

ПК-13

готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях

З.3 – основные этапы, параметры и показатели мониторинга психоречевого развития детей раннего возраста; этапы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте У.3 – обследовать психоречевое развитие ребёнка раннего возраста; моделировать индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут

В.3 – навыками проектирования и реализации системы коррекционно-предупредительного воздействие в образовательных организациях

               

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел 1. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью          
1.1. Объект, предмет, цели и задачи логопедии раннего возраста 2     4 6
1.2. Моделирование процесса психоречевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста 2   2 2 6
2 Раздел 2. Выявление отклоняющихся типов развития в раннем возрасте          
2.1. Мониторинг коммуникативно-когнитивных процессов 2   2 6 12
2.2. Коммуникативно-речевой профиль ребёнка как основа индивидуализации психолого-педагогического сопровождения     2 10 12
2.3. Дифференциальная диагностика в раннем возрасте     2 6 10
3. Раздел 3. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте          
3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия     2 8 10
3.2. Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте     2 10 14
3.3. Логопедическое заключение в раннем возрасте     2 6 2
  Всего 6   14 52 72

 

 

2.1. Тематическое планирование дисциплины

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» (заочная форма обучения)

 Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» имеет общий объём 2 ЗЕТ (72 часа), из них – аудиторная (8 часов: 2 часа – лекционные занятия, 6 часов – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (60 часов); 4 часа выделяется на итоговый контроль. Дисциплина изучается в течение IV семестра. Курс завершается зачётом в IV семестре.

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел 1. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью          
1.1. Объект, предмет, цели и задачи логопедии раннего возраста 1     4 5
1.2. Моделирование процесса психоречевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста     1 4 5
2 Раздел 2. Выявление отклоняющихся типов развития в раннем возрасте          
2.1. Мониторинг коммуникативно-когнитивных процессов 1     8 9
2.2. Коммуникативно-речевой профиль ребёнка как основа индивидуализации психолого-педагогического сопровождения     1 10 11
2.3. Дифференциальная диагностика в раннем возрасте     1 8 9
3. Раздел 3. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте          
3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия     1 8 9
3.2. Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте     1 10 11
3.3. Логопедическое заключение в раннем возрасте     1 8 9
  Всего 2   6 60 68

Промежуточный контроль: зачёт

4 часа

Итого

72 часа

 

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Практическое занятие 1.

Тема: 1.2. Моделирование процесса психоречевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Кол-во часов: 2.

План:

1. Понятие речевого развития в парадигме коррекционно-предупредительного воздействия.

2. Биологические и социальные предпосылки психоречевого развития ребёнка раннего возраста.

3. Психофизиологические процессы как основа для когнитивного становления ребёнка.

4. Коммуникативный аспект речевого развития.

5. Предъязыковые и языковые средства коммуникации ребёнка младенческого и раннего возраста.

6. Моделирование психоречевого развития ребёнка раннего возраста.

Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43].

Информационное обеспечение: Мультимедийные презентации, подготовленная магистрантами по вопросам плана практического занятия

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Мультимедийная презентация «Основные параметры диагностики коммуникативных и когнитивных процессов в раннем возрасте». – 5 баллов.

2. Эссе по результатам анализа работ А.Г. Рузской и М.И. Лисиной - 8 баллов.

 

1. Презентация к выступлению на практическом занятии - 2 балла.

2. Аналитический обзор теоретической литературы по теме «Онтогенез коммуникативных средств в раннем возрасте». – 3 балла

3. Доклад «Неречевые и речевые средства общения ребёнка раннего возраста» - 5 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ПК-2

Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ

З.1 – методологические основы логопедии раннего возраста

Мультимедийные презентации к практическим занятиям

Раздел 2. Выявление отклоняющихся типов развития в раннем возрасте

Требования к результатам освоения раздела: З.2., У.2., В.2.

Содержание раздела

Лекция 2.

Кол-во часов: 2.

План:

1. Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте.

2. Организация диагностики на третьем году жизни.

3. Изучаемые параметры.

4. Диагностические средства

Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].

Информационное обеспечение:

Мультимедийная презентация «Параметры диагностики психоречевого развития в раннем возрасте», 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»

Практическое занятие 2.

Тема: 2.1. Мониторинг коммуникативно-когнитивных процессов.

Кол-во часов: 4.

План:

1. Выявление отклонений речевого развития в раннем возрасте.

2. Организация обследования ребёнка раннего возраста.

3. Методы и приёмы диагностики речевого развития ребёнка раннего возраста.

4. Параметры диагностики и средства диагностики.

Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].

Информационное обеспечение: практическое обследование детей на базе ДОУ по диагностическим таблицам

 

Практическое занятие 3.

Кол-во часов: 2.

План:

1. Показатели отклоняющего типа развития речи в психофизиологических компонентах.

2. Показатели недоразвития речи в раннем возрасте в когнитивном и коммуникативном компонентах.

3. Недоразвитие языковых средств общения в раннем возрасте

Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].

Информационное обеспечение: 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», мультимедийная презентация «Коммуникативно-речевой профиль ребёнка раннего возраста»

 

Практическое занятие 4.

Кол-во часов: 4.

План:

1. Отклонения речевого развития в раннем возрасте как особая форма дизонтогенеза.

2. Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте.

3. Дифференциальная диагностика нормального речевого развития, задержки речевого развития и различных типов отклонений в овладении речью.

4. Логопедическое заключение в раннем возрасте.

Список литературы: [3, 5].

Информационное обеспечение: мультимедийные презентации «Дифференциальная диагностика речевого развития ребёнка раннего возраста», «Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте»; компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Итоговый график «Коммуникативно-речевой профиль ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью» - 10 баллов.

2. Определение типа отклонения в овладении речью. – 5 баллов.

1. Мультимедийные презентации к практическим занятиям. – 2 балла

2. Видеозаписи обследования различных компонентов психоречевого развития ребёнка. – 5 баллов

3. Скриншоты результатов компьютерного обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 2 балла.

4. Составление списка интернет-ресурсов по проблеме обследования речи ребёнка раннего возраста. – 2 балла.

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ПК-2

Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ

З.2 – специфику структуры отклонений в овладении речью

детьми раннего возраста и возможные дальнейшие нарушения вторичного социального порядка

Таблицы «Обследование психоречевого развития ребёнка раннего возраста»   Скринщот итогового графика обследования состояния психоречевого развития ребёнка раннего возраста

ПК-2

Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ

У.2 – на основе глубокой диагностики психоречевого развития ребёнка раннего возраста проектировать его индивидуальную программу абилитации или компенсации с привлечением ближайшего социального окружения

1. Дифференциальная диагностика коммуникативно-когнитивного развития ребёнка раннего возраста. 2. Индивидуальный коррекционно-воспитательный маршрут ребёнка раннего возраста

ПК-2

Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ

В.2 – навыками выявления прогностически значимых признаков отклонений в развитии ребёнка раннего возраста, навыками консультирования семей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с отклоняющимися вариантами развития различного генеза и характера

1. Контроль проведения обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью на базе МБДОУ 2. Рекомендации для специалистов и родителей по результатам обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Раздел 3.Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте

Требования к результатам освоения раздела: З.3., У.3.,В.3.

Содержание раздела

Практическое занятие 5.

Кол-во часов: 2.

План:

1. Методологические принципы психолого-педагогического сопровождения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.

2. Теоретические основы проектирования программы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.

3. Основные смысловые блоки психолого-педагогического сопровождения коррекционно-предупредительного воздействия.

4. Проектирование процесса коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития а раннем возрасте.

Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].

Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте», мультимедийная презентация «Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью в процессе коррекционно-предупредительного воздействия»

 

Практическое занятие 6.

Тема: 3.2. Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте.

Кол-во часов: 4.

План:

1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.

2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью.

3. Планирование фронтальных музыкально-логопедических и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

4. Специфика работы с родителями детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

5. Планирование работы с родителями.

6. Формы работы учителя-логопеда с семьёй ребёнка с отклонениями в овладении речью.

7. Консультационная работа с педагогами и другими специалистами.

Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].

Информационное обеспечение: Видеозаписи музыкально-логопедических занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью; видеозаписи, проведённых студентами фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью

 

Практическое занятие 7.

Тема: 3.3. Логопедическое заключение в раннем возрасте.

Кол-во часов: 2.

План:

1. Структура логопедического заключения в раннем возрасте.

2. Варианты логопедического заключения в раннем возрасте.

3. Логопедическое заключение как основа проектирования коррекционно-предупредительного воздействия.

Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].

Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Логопедическое заключение в раннем возрасте»

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

1. Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью в процессе коррекционно-предупредительного воздействия.  – 10 баллов.

2. Консультация для родителей. – 5 баллов.

3. Отзывы родителей о консультации. – 8 баллов.

1. Мультимедийные презентации консультаций для специалистов по вопросам психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – 3 балла.

2. Мультимедийные презентации консультаций для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. – 3 балла.

3. Ведение группы в социальных сетях по вопросам коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте – 5 баллов.

4. Видеоблог «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте» - 5 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ПК-13

готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях

З.3 – основные этапы, параметры и показатели мониторинга психоречевого развития детей раннего возраста; этапы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте

1. Методику мониторинга коммуникативно-когнитивного развития ребёнка раннего возраста. 2. Теоретические и методологические основы проектирования коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте

ПК-13

готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях

У.3 – обследовать психоречевое развитие ребёнка раннего возраста; моделировать индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут

1. Скриншот компьютерного мониторинга коммуникативно-речевого профиля ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью

ПК-13

готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях

В.3 – навыками проектирования и реализации системы коррекционно-предупредительного воздействие в образовательных организациях

2. Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью в процесс коррекционно-предупредительного воздействия
               

Максимальное количество баллов по дисциплине 105 (задания инвариантной части) + 60 (выступления на практических занятиях) = 165 баллов

 

 

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст]/ Е.В. Шереметьева.-Москва:Нац. кн. центр,2012

2. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – М.: НКЦ, 2013.

3. Инновационные подходы к организации логопедической помощи детям с нарушением речи [Электронный ресурс]: сборник аналитических и научно-методических материалов/ Л.Ф. Холоднова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 90 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26484.html.— ЭБС «IPRbooks»

 

Дополнительная литература

4. Винарская Е.Н. Возрастная фонетика: учеб. пособие для студентов / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

5. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003.- С. 190 – 238.

6. Шереметьева Е.В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития в раннем возрасте // Дефектология. – 2007. - №2 – С.77 – 85.

7. Шереметьева Е.В. Особенности двигательной основы артикуляционного праксиса у детей раннего возраста с отклоняющимся типом речевого развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. Серия 2. «Педагогика, психология и методика преподавания». – 2005. - № 15. – С. 37-41.

8. Шереметьева Е.В. Формирование естественной речевой среды ребёнка раннего возраста / Е.В. Шереметьева, С.С. Петрова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2015. - http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/723 .

9. Шереметьева, Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста [Текст]: учебно-прак- тическое пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Юж.- Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 106 с.. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1938

10. Шереметьева, Е.В. Понимание грамматики обращённой речи детьми раннего возраста с отклонениями в овладении ре- чью [Текст]: лекция. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2017. - 48 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/1937

 

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся

11. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - 2-е изд. – М.: Медицина, 1977.

12. Аркин А.Е. Ребенок в дошкольные годы / А.Е. Аркин; под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. – М.: «Просвещение», 1967.

13. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987.

14. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1983.

15. Гаркуша Ю.Ф. Диагностика и коррекция задержки речевого развития детей 2 – 2,5 лет // Ю.Ф. Гаркуша // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: «Прометей» МПГУ, 2005.

16. Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста /С.В. Гречаный, А.Г. Кощавцев, Б.Е. Микиртумов. – СПб., 2002.

17. Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи / О.Е. Громова // Дефектология. - 2003. - №6. – С 55-61.

18. Громова О.Е. Логопедической обследование детей 2 – 4 лет: Методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

19. Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях. (Автономная детская речь) / Р.Е. Левина. - М., 1936.

20. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986.

21.

22. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1990.

23. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 248 с.

24. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская /МГУ им. М. Ломоносова, Филол. фак. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

25. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М., 1986.

26. Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей 2 и 3 года жизни / Г.М. Лямина // Вопросы психологии. 1958. - № 6. – С. 119-130.

27. Лямина Г.М. Развитие речи детей раннего возраста / Г.М. Лямина. – М.: Айрис-Дидактика, 2005.

28. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 1974.

29. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992.

30. Наглядный материал для обследования детей:прил. к метод. пособию "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ ред. Е.А.Стребелева.-М.:Просвещение,2009.

31. Оценка физического и нервно-психичеcкого развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]:в помощь педагогу детского сада/[сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, [Н.Н.Бойнович]; С.-Петерб. гос. пед. ун- т им. А.И. Герцена.-Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008

32. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. – М., 1979.

33. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет / В.А. Петрова. - изд. 3-е, доп. – М.: «Просвещение», 1970.

34. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

35. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

36. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]:метод. пособие с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей"/ред. Е.А.Стребелева.-4-е изд.-М: Просвещение,2009  

37. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгард-Пупко. – М.: АПН РСФСР, 1963.

38. Стребелева Е.А. Методика проведения психолого-педагогического обследования // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграфсервис, 1998. – С. 98-99.

39. Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни/ Р.В. Тонкова-Ямпольская // Вопр. психол. - 1968. - № 3. - С.94 – 101.

40. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004.

41. Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей / Г.В. Чиркина // Проблемы младенче­ства. — М.: ИКП РАО, 1999. — С. 148-150.

42. Чиркина Г.В. Основные этапы нормального речевого развития ребенка / Г.В. Чиркина //Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – С.18 – 24.

43. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // «Известия АПН РСФСР». Вып. 13. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды института психологии. – М.- Л., 1948.

 

Шкалы оценивания

Порядка Наименования Отношения Интервалов Знать I II III распознание запоминание понимание

I : II : III : IV : V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I : II : III : IV : V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12: 20 : 28:36

Уметь IV применение Владеть V владение

 

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

 

1.    Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.    Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3.    Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

5.5  Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1.    Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

 

2.    Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

       Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

       Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике.

 

Первый этап

Студент получает положительную оценку, если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Типовые задания для проведения промежуточной формы контроля (первый этап).

1.Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

Компетенции Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения Коэффициент успешности Коэффициент сформиро-ванности компетенции  

ПК-13

готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях

Знать

Кy1=n/5;

 

Уком=(0,36* К y 1)+(0,28* К y 2)+(0,36* К y 3)

 
З.3 – основные этапы, параметры и показатели мониторинга психоречевого развития детей раннего возраста; этапы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте 1. Базовые понятия логопедии раннего возраста: «отклонения в овладении речью», «коррекционно-предупредительное воздействие», «коммуникативно-когнитивные процессы речевого развития раннего возраста» 2. Методику мониторинга коммуникативно-когнитивного развития ребёнка раннего возраста. 3. Теоретические и методологические основы проектирования коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте

Уметь

Кy2=n/6;

 

 
У.3 – обследовать психоречевое развитие ребёнка раннего возраста; моделировать индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут 1.  Скриншот компьютерного мониторинга коммуникативно-речевого профиля ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью (max - 3 балла) 2. Составить диагностический пакет для обследования ребёнка раннего возраста, включающий наглядно-дидактические материалы. (max - 3 балла) 3. Спроектировать коррекционно-предупредительное воздействие на основе мониторинга коммуникативно-когнитивных процессов психоречевого развития ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью. (max - 3 балла)  

Владеть

Кy3=n/3.

 

В.3 – навыками проектирования и реализации системы коррекционно-предупредительного воздействие в образовательных организациях 1. Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью в процесс коррекционно-предупредительного воздействия (max - 3 балла). 2. Провести обследование ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью, предоставить итоговый график обследования, определить тип отклонения в овладении речью. (max - 3 балла). 3. Видеозапись фронтального коррекционно-предупредительного занятия с детьми раннего возраста с ОВР. (max - 3 балла). 4. Видеозапись индивидуального коррекционно-предупредительного занятия с ребёнком раннего возраста с ОВР. (max - 3 балла). 5. Отзыв родителей о консультировании по результатам обследования. (max - 3 балла)  

 

Второй этап - зачёт

Вопросы к зачёту

1.  Логопедия раннего возраста как наука об изучении, выявлении, компенсации и предупреждении отклонений в овладении речью у детей с 1 до 3 лет.

2. Отклоняющиеся варианты речевого развития как объект изучения логопедии раннего возраста.

3. Коррекционно-предупредительное воздействие (предмет логопедии раннего возраста) как основной процесс компенсации нарушенного хода психоречевого развития.

4. Максимально возможная компенсация отклонений в овладении речью как цель логопедии раннего возраста.

5. Основные задачи логопедии раннего возраста.

6. Принципы и методы логопедии раннего возраста.

7. Основные средства превентивной логопедии.

8. Исторические сведения о становлении превентивной логопедии и её философские основы.

9. Развитие речи как становление языковых единиц и правил их сочетания в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем и как объект направленного воздействия.

10. Нейрофизиологический и нейропсихологический аспекты речевого онтогенеза.

11. Психофизиологическая основа речи и речевой деятельности.

12. Развитие мозговой организации речевых процессов «снизу вверх» (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн).

13. Онтогенез функциональной акустико-речевой системы.

14. Межполушарное взаимодействие в процессе речевого онтогенеза.

15. Фонематические компоненты речевого развития в раннем возрасте.

16. Двигательные основы артикуляции.

17. Свойства артикуляции, формирующиеся в процессе онтогенеза.

18. Становление артикуляционного праксиса.

19. Суперсегментные компоненты речи и их онтогенез.

20. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста.

21. Компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста».

22. Основные методы обследования ребенка раннего возраста.

23. Этапы логопедического обследования детей раннего возраста.

24. Комплексность выявления отклонений речевого развития на третьем году жизни.

25. Изучение когнитивной составляющей психоречевого развития ребёнка раннего возраста.

26. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в когнитивной составляющей.

27. Изучение языковой составляющей речевого развития ребёнка раннего возраста.

28. Изучение психофизиологической составляющей речевого развития ребёнка раннего возраста.

29. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в психофизиологической составляющей.

30. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте.

31. Коммуникативно-речевой профиль как основа мониторинга коммуникативно-когнитивного развития ребёнка раннего возраста.

32. Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте.

33. Дифференциация нормального, задержанного речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет.

34. Характеристика когнитивных и коммуникативных процессов у детей с разными типами отклонений речевого развития.

35. Скриншот коммуникативно-речевого профиля обследованного ребёнка раннего возраста.

36. Понятие коррекционно-предупредительного воздействия.

37. Методологическая база превентивной логопедической коррекции.

38. Принципы раннего логопедического вмешательства.

39. Комплексность коррекционного воздействия.

40. Основные блоки направленной работы по коррекции и предупреждению отклонений речевого развития в раннем возрасте.

41. Команда специалистов-участников коррекционно-предупредительного воздействия.

42. Этапы и основные организационные формы реализации раннего вмешательства в клинико-логопедическом, музыкально-логопедическом, социально-педагогическом блоках. Организация активного участия семьи в раннем логопедическом воздействии

43. Структура логопедического заключения в раннем возрасте.

44. Варианты логопедического заключения в раннем возрасте.

45. Логопедическое заключение как основа проектирования коррекционно-предупредительного воздействия.

5.7  Примерные критерии оценивания знаний студентов на зачёте

зачтено -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
зачтено -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
зачтено -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов.
Не зачтено - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 9

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Практикум / лабораторная работа Методические указания по выполнению лабораторных работ (можно указать название брошюры и где находится) и др.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»

2. Учебный фильм «Прогностически значимые показатели отклонений речевого развития в раннем возрасте»

3. Мультимедийные презентации: «Принципы превентивной логопедии», «Модель психоречевого развития от первого крика до первой фразы», «Параметры диагностики психоречевого развития в раннем возрасте», «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте» «Логопедическое заключение в раннем возрасте».

 

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД ___ «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью»

утверждена «_17__»_мая_______2017___г.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
1          
2        
3          
4        
5    
6    
7          
        

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ОВЛАДЕНИИ РЕЧЬЮ

Направление: 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение

образования лиц с нарушениями речи»

 

 

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 1

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

2. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 4

 4.         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

5. ПЕРЕЧЕНЬ образовательНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 4

6. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 4

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 4

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. .

 




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

       В процессе обучения исследовательским навыкам, , проектной и практической подготовки будущих магистров в области системы специального (дефектологического) образования лиц с нарушениями речи на данном этапе интеграционных процессов, обозначенных в Законе об образовании Российской Федерации важная роль принадлежит курсу «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа), из них 20 часов – аудиторная работа (6 часов – лекционные занятия, 14 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа магистрантов (52 часа). На заочной форме обучения имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа). Из них 8 часов – аудиторная нагрузка (2 часа – лекционные занятия, 6 часов – практических занятий), 60 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение II курса 3 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачётом в 3 семестре.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» тесно связан с дисциплинами «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с нарушениями речи», «Инновационные технологии диагностики и коррекции речевых нарушений», «Современные проблемы логопедии как науки», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения специфики психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в системе отечественной и зарубежной специальной педагогики. Для освоения дисциплины магистрантам необходимы знания основных моделей оказания помощи детям раннего возраста и тенденций развития системы ранней помощи в нашей стране и за рубежом в рамках инклюзивных и интеграционных процессов. Магистрантам необходимы навыки анализа теоретических источников и интернет-ресурсов, владения иностранными языками и навыками моделирования процессов.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины. При изучении дисциплины магистранты знакомятся с теоретическими и практическими обобщениями специфики оказания ранней предупреждающей помощи детям с отклонениями в овладении речью и их семьям Благодаря этому курсу у магистрантов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о оказания психолого-педагогической коррекционно-предупреждаюшей помощи детям раннего возраста и их семьям. Это позволит им понимать возможности процессов абилитации и компенсации в младенчестве и раннем возрасте, а значит в перспективе достраивать недостающее звено интеграции – систему выявления и оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в овладении речью а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы.

1.4. Цели дисциплины:

Формирование у магистантов необходимых представлений о теоретико-методологических основах системы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ, ее истории, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития в младенчестве и раннем возрасте, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития и умения моделировать и реализовывать психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

Задачи дисциплины:

- Формирование у магистрантов знаний сущности основных линий развития в раннем возрасте, сензитивных периодов и возможностей, абилитации, компенсации и коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях в овладении речью различного генеза и характера:

- Формирование у магистрантов умений определять нарушенный хлж психоречевого развития ребёнка раннего возраста и моделировать коррекицонно-предупреждающее воздействие в рамках психолого-педагогического сопровождения;

- Овладение магистрантами умениями достраивать недостающее звено в системе интеграции лиц с ОВЗ – психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с различными вариантами нарушенного развития.

 

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

 
знать уметь

владеть

1.

ПК-2

Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ

З.1 – методологические основы логопедии раннего возраста; З.2 – специфику структуры отклонений в овладении речью детьми раннего возраста и возможные дальнейшие нарушения вторичного социального порядка У.1 определять основные принципы проектирования коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте; У.2 – на основе глубокой диагностики психоречевого развития ребёнка раннего возраста проектировать его индивидуальную программу абилитации или компенсации с привлечением ближайшего социального окружения  

В.1 – навыками моделирования процессов генеза различных компонентов психоречевого развития ребёнка раннего возраста;

В.2 – навыками выявления прогностически значимых признаков отклонений в развитии ребёнка раннего возраста, навыками консультирования семей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с отклоняющимися вариантами развития различного генеза и характера

2.

ПК-13

готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях

З.3 – основные этапы, параметры и показатели мониторинга психоречевого развития детей раннего возраста; этапы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте У.3 – обследовать психоречевое развитие ребёнка раннего возраста; моделировать индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут

В.3 – навыками проектирования и реализации системы коррекционно-предупредительного воздействие в образовательных организациях

               

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел 1. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью          
1.1. Объект, предмет, цели и задачи логопедии раннего возраста 2     4 6
1.2. Моделирование процесса психоречевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста 2   2 2 6
2 Раздел 2. Выявление отклоняющихся типов развития в раннем возрасте          
2.1. Мониторинг коммуникативно-когнитивных процессов 2   2 6 12
2.2. Коммуникативно-речевой профиль ребёнка как основа индивидуализации психолого-педагогического сопровождения     2 10 12
2.3. Дифференциальная диагностика в раннем возрасте     2 6 10
3. Раздел 3. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте          
3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия     2 8 10
3.2. Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте     2 10 14
3.3. Логопедическое заключение в раннем возрасте     2 6 2
  Всего 6   14 52 72

 

 

2.1. Тематическое планирование дисциплины

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» (заочная форма обучения)

 Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» имеет общий объём 2 ЗЕТ (72 часа), из них – аудиторная (8 часов: 2 часа – лекционные занятия, 6 часов – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (60 часов); 4 часа выделяется на итоговый контроль. Дисциплина изучается в течение IV семестра. Курс завершается зачётом в IV семестре.

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел 1. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью          
1.1. Объект, предмет, цели и задачи логопедии раннего возраста 1     4 5
1.2. Моделирование процесса психоречевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста     1 4 5
2 Раздел 2. Выявление отклоняющихся типов развития в раннем возрасте          
2.1. Мониторинг коммуникативно-когнитивных процессов 1     8 9
2.2. Коммуникативно-речевой профиль ребёнка как основа индивидуализации психолого-педагогического сопровождения     1 10 11
2.3. Дифференциальная диагностика в раннем возрасте     1 8 9
3. Раздел 3. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте          
3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия     1 8 9
3.2. Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте     1 10 11
3.3. Логопедическое заключение в раннем возрасте     1 8 9
  Всего 2   6 60 68

Промежуточный контроль: зачёт

4 часа

Итого

72 часа

 

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Дата: 2018-12-21, просмотров: 398.