АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. На каждом возрастном этапе жизни ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологические особенности. Поэтому знание клинической анатомии и физиологии детей различного возраста является основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки результатов. Кроме того, учет основных анатомо-физиологических особенностей позволяет определить конкретную организацию среды и режима жизни, вскармливания детей различных возрастных периодов.

Целью данного пособия является:

- овладением методами исследования детей, оценки функционального состояния различных органов и систем с целью диагностики отклонений от нормы, констатации функциональной недостаточности (декомпенсации) данной физиологической системы.

- способствовать развитию логического и клинического мышления, умения делать выводы, выделять главные и запоминать отличительные признаки заболевания.

 

Содержание

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА.. 3

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 6

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДКОЖНО-ЖИРОВОЙ КЛЕТЧАТКИ У ДЕТЕЙ.. 16

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 18

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ.. 20

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 21

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 24

СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОСТНОЙ СИСТЕМЫ... 26

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 29

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.. 36

ИММУННАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ.. 61

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ У ДЕТЕЙ.. 62

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.. 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 70

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

 

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

 

Поскольку ребенок постоянно растет, развивается и на каждом возрастном этапе жизни имеет свои анатомические, физиологические и психологические особенности, возникает потребность выделить в процессе человеческого онтогенеза ряд периодов развития.

1. Внутриутробный:

А)эмбриональный - 0-3 месяцев;

В)плацентарный - с 3 месяцев до рождения.

Новорожденности - 0-28 дней.

Грудной период - с 28 дней до 1 года.

Преддошкольный - 1-3 года.

Дошкольный возраст - 3-7 лет.

6.Школьный возраст:

а)младший школьный возраст - 7-11 лет;

б)старший школьный возраст - 12-18 лет.

Среди этапов онтогенеза обобщенно выделяют два: внутриутробное развитие и постнатальное, или собственно детство.

ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД

 

Характеризуется морфогенезом, который воплощает в себя органогенез различных систем организма, что проявляется значительными изменениями формы и строения органов при чрезвычайно интенсивном росте.

Внутриутробный период начинается от момента зачатия и длится до рождения ребенка, имея общую продолжительность в среднем 270 дней. Роды в срок - между 37-41 неделями гестации, преждевременные - до 37-й недели и после срока - после 41-й недели.

 

 

Органы чувств:

Зрение . К моментурождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к функционированию, зрительный нерв и сетчатка недостаточно развиты. Становление зрения идет постепенно. Новорожденный различает свет и темноту, на яркий свет реагирует сужением зрачка, морганием, отмечается светобоязнь. Хорошо выражен корниальный рефлекс. Анатомическое формирование глаз завершается к 12-14 годам, а периферическая чувствительность достигает максимума к 19-20 годам. Наиболее частыми изменениями, которые могут прогрессировать в пубертатном периоде, являются аномалии рефракции.

Слух. Наружное ухо морфологически хорошо развито, барабанная перепонка расположена горизонтально. Евстахиева труба короткая и широкая. Новорожденный слышит, реагирует на громкий звук плачем или вздрагиванием. С развитием ребенка слух постоянно совершенствуется.

Обоняние. Новорожденный ребенок реагирует на многие запахи изменением мимики, закрыванием глаз, криком.

 

Вкус. Вкусовые ощущения имеются к моменту рождения. Новорожденные дети различают горькое и сладкое, охотнее пьют подслащенную воду, чем кипяченую. Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого и в частности они захватывают весь язык, губы, твердое небо и щечные поверхности ротовой полости.

Осязание. Тактильная чувствительность плода и новорожденного существенно опережает по срокам своего возникновения все остальные органы чувств. У новорожденного терморецепция представлена в морфологически и функционально завершенном виде, а порог болевой чувствительности значительно выше, чем у более старших детей.

 

Изменение цвета кожи:

Бледность- при анемии, кровотечении, патологии почек (гломерулонефрит), интоксикации.

Желтушность(истеричность) - при гемолитической анемии (лимонно­желтый цвет), паренхиматозной желтухе, механической желтухе (апельсиново- желтый цвет), каротиновой желтухе, развивающейся при частом употреблениипродуктов,содержащих красящие вещества (морковь, мандарины и др.).

Цианоз: тотальный - при дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности в стадии декомпенсации, врожденных пороках сердца синего типа; локальный (акроцианоз, цианоз носогубного треугольника) - при синдроме респираторных нарушений у новорожденных, пневмонии, аспирации инородного тела и др.

Гиперемия- при психическом нарушении, механическом раздражении, под воздействием высокой температуры, гипертермии, эритроцитозе.

Бронзовая - при Аддисоновой болезни.

Землисто-серый - при гнойно-септических заболеваниях и токсикозах.

Изменение чистоты кожи:

Кожные сыпи (синдром экзантем) отмечаются:

менингококковая инфекция, менингококкцемия- геморрагическая звездчатая сьпь;

корь - пятнисто-папулезная сыпь с тенденцией к слиянию, появляющаяся этапно с исходом в пигментацию;

краснуха - мёлкопапулезная сыпь без этапности и тенденции к слиянию;

скарлатина - мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне кожи, насыщенность естественных складок с исходом в шелушение;

ветряная оспа - ложный полиморфизм сыпи с динамикой элемента – пятно - палула-везикула -корочка;

Аллергические заболевания:

атопический дерматит, в раннем возрасте -Экзематозная форма:

гиперемия, инфильтрация, везикуляция, мокнутие, коркообразование, преимущественная локализация на лице; в старшем возрасте - лихеноидная форма: гиперемия, папулы, лихенификация, расчесы, инфильтрация; преимущественная локализация в локтевых подколенных сгибах);

крапивница - сыпь, зуд, расчесы;

синдром Стивенса - Джонсона и Лайела - тяжелые поражения кожи, слизистых с отслойкой эпидермиса, образование геморрагических пузырей;

системные заболевания соединительной ткани:

· ревматизм - анулярная эритема, ревматические

· системная красная волчанка - бабочка на щеках;

· субсепсис Вислера-Фанкони - полиморфные экзантемы;

болезни крови:

· лейкоз - геморрагическая сыпь (экхимозы);

· геморрагическийваскулит - петехии, пурпура;

· идиопатическая тромбоцигопеническая пурпура - экхимозы на голенях;

· гипопластическая и апластическая анемия - геморрагическая сыпь.

 

Сосудистые звездочки - телеангиоэктазии: при хроническом гепатите, циррозе печени

Рубиновые кант (сосудистые аневризмы за счет гиперферментемии) - при хроническом панкреатите.

Снижение эластичности кожи: при эксикозе, гипотрофиях.

Изменение влажности кожи:

· сухость - при аллергии, гиповитаминоза, эксикозе, вегето-сосудистой дистонии во симпаготоническому типу;

· повышенная влажность - при рахите, вегето-сосудистой дистонии по ваготоническому типу.

Изменение внешнего вида:

· Стрии (полосы растяжения на коже) - при гипоталамическом синдроме периода пубертата, ожирении;

· гирсутизм (избыточный рост волос у девочек по мужскому типу) - над верхней губой, на подбородке, на груди, по белой линии живота, на конечностях - при эндокринной патологии;

· гипертрихоз- избыточный рост волос в местах их обычной локализации - при эндокринной патологии;

· отсутствие аксилярного оволосения - при эндокринных заболеваниях.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ КОЖИ

Включает в себя осмотр и пальпацию.

ü Осмотр определяет:

а)    цвет кожи;

б)    чистоту кожи.

У здорового ребенка цвет кожных покровов бледно-розовый или смуглый.

При оценке чистоты кожи обращают внимание на высыпания (экзантемы) или другие патологические признаки (шелушение, рубцы, гиперпигментация и др.), их выраженность, локализацию и распространенность, а также на состояние сосудистой системы кожи - наличие сосудистых звездочек (телеангиоэктазии), гемангиом, выраженность и локализацию венозного рисунка.

При описании элементов экзантемы устанавливают время их появления, характер (пятно, папула, везикула и т.д), локализацию, размеры, количество, цвет кожи, на которой возникла сыпь.

Проводится осмотр придатков кожи - волос и ногтей.

При оценке волос учитывают равномерность их роста, избыточный рост (на конечностях, на спине и др.), внешний вид (в норме блестящие и ровные).

При осмотре ногтей оценивают равномерность поверхности и ровность края, цвет ногтевого ложа, околоногтевой валик.

ü При пальпации кожи оценивают:

а)    влажность;

б)    эластичность;

в)    температуру.

Влажность определяется поглаживанием кожи тыльной поверхностью кистей рук по симметричным участкам тела - груди, спине, конечностям, ладоням и стопам.

Эластичность определяется на тыльной поверхности кистей рук путем захвата кожи в складку' большим и указательным пальцами. При расправлении складки сразу после отнятия пальцев кожа считается эластичной. Постепенное расправление кожной складки свидетельствует о снижении эластичности кожи.

ü Пальпаторно, оценивается и температура кожи - общая и местная.

К дополнительным методам исследования кожи относят определение дермографизма. Для этого кончиком пальца или рукояткой молоточка проводят штрихи с небольшим нажимом на коже груди или живота с последующей оценкой ответных реакций - цвета кожи, выраженности, скорости появления и исчезновения дермографизма. Отмечают вид дермографизма (белый, красный), скорость его появления и исчезновения, размеры. В норме через некоторое время на месте раздражения появляется полоса розового цвета и держится несколько секунд. Розовый или красный дермографизм, сохраняющийся более длительно, отмечается при ваготонии, белый - при симпатикотонии, смешанный (красный с белым валиком по периферии) - при сосудистой дистонии.

СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ

 

Чрезмерное развитие подкожно-жирового слоя: паротрофия- у детей первого года жизни;ожирение - у детей старше 1 года.

Недостаточное развитие подкожно-жирового слоя: гипотрофия - у детей до 2-х лет;упадок питания - у детей старше 2-х лет.

Нарушение распределения подкожно-жировой ткани отмечается при: синдроме Иценко-Кушинга;приеме кортикостероидов;выравненных отеках.

Снижение тургора мягких тканей отмечается при: эксикозе;гипотрофии.

Склерема - уплотнение подкожно-жировой клетчатки на отдельных участках.;

Склеродема - уплотнения и отечность подкожно-жировой клетчатки на отдельных участках.

Отеки отмечаются при:

-почечной патологии (на лице, по утрам, мобильные, теплые);

-сердечной патологии (на ногах, по вечерам, застойные, холодные);

-аллергических реакциях (отек Квинке - плотный, не оставляет ямочки);

-экссудативнойэнтеропатии (синдром мальабсорбции);

-белководефицитныханемиях.

Год - эпифиз лучевой кости;

2-7 лет - сколько лет ребенку , столько костей запястья;

8 лет - эпифиз локтевой кости;

9 лет - шиловидный отросток эпифиза;

Формирование скелета у детей и подростков - очень динамичный процесс, требующий достаточного количества пластического материала и совершенной системы регуляции метаболизма костной ткани.

Функциональные особенности:

Дыхательный объем или глубина дыхания у детей меньше, чем у взрослых, и составляет в состоянии спокойного сна у недоношенных - 20 см3, к концу 1-го года - 80 см3, к 5 годам -150 см3, к 14-15 годам - 300-400 см3.

Частота дыхания у детей больше и составляет:

у новорожденных - 40-60 дыхательных движений в минуту в 1 год - 30 в 5 лет- 25

в 10 лет - 20  

в 14-15 лет - 16-18

У новорожденного на одно дыхательное движение приходится 2,5- 3 удара пульса, у детей в конце 1-го года и более старшем возрасте - 3 - 4 удара, у взрослых - 4-5.

Выделения из носа:

· гнойные - при менингококковых назофарингитах, бактериальных ринитах;

· кровянистые - при дифтерии носа, полипах, гриппе, врожденном сифилисе.

Изменение голоса:

грубый низкий голос - при микседеме (гипотиреозе);

гнусавый оттенок - при хронических ринитах, аденоидах, заглоточном абсцессе, парезе небных занавесок (дифтерия зева);

осипший голос указывает на поражение гортани и отмечается при стенозирующем ларинготрахеите (ложном крупе), дифтерии гортани,

Кашель:

сухой (без Мокроты)- при назофарингитах, фарингитах, трахеитах, в начальном периоде бронхита;

влажный - при бронхитах (в периоде разрешения), бронхиолитах, бронхиальной астме (вязкая тягучая мокрота), острой пневмонии, муковисцидозе, хронической пневмонии, туберкулезе легких;

грубый, лающий - при поражении гортани: ларингит, стенозирующий ларинготрахеит, дифтерия гортани;

спастический-при коклюше, представляет собой серию коротких кашлевых выдохов, прерывающихся звучным свистящим вдохом (реприз);

битональный - имеющий грубый основной тон и музыкальный второй тон, встречается при раздражении кашлевой зоны бифуркации трахеи увеличенными лимфоузлами или опухолями средостения (туберкулезный бронхаденит, лимфогрануломатоз, саркома, тимома), а также при инородном теле;

болезненный кашель - при плевритах, плевропневмонии.

Характер мокроты:

гнойная - при бронхитах, пневмонии, абсцессах, бронхоэктатической болезни;

серозная- при вирусной инфекции, респираторных формах аллергии;

стекловидная, тягучая - при бронхиальной астме;

вязкая, трудноотходящая - при муковисцидозе;

ржавая-при крупозной пневмонии;

с прожилками крови - при туберкулезе.

Изменения миндалин:

при дифтерии зева - цианотичная гиперемия, отечные шаровидные миндалины, налеты грязно-серого цвета (плюс-ткань), трудно отделяемые, оставляющие кровоточащую поверхность, быстро распространяющиеся за пределы миндалин, слабая болезненность в зеве, симметричность поражения;

при ангинах: катаральной - гиперемия зева, отечность дужек разрыхление миндалин, отсутствие наложений. При фолликулярной ангине - на фоне гиперемии, разрыхленности и увеличения миндалин имеются гнойные фолликулы, выраженная болезненность.

При лакунарной ангине - миндалины гиперемированы, увеличены, разрыхлены, наложения захватывают лакуны и легко отделяются, резкая болезненность.

При невротической ангине - некротические наложения на миндалинах (минус ткань);

синдром ангины отмечается при скарлатине (яркий пылающий зев), инфекционном мононуклеозе (гнойные наложения), аденовирусной инфекции) герпетической инфекции, при лейкозах, гипопластических анемиях.

Нарушения дыхания.

тахипноэ - учащение дыхания более 10% от возрастной нормы. Отмечается при обширных поражениях дыхательной и сердечнососудистой системы, анемии, гипертермии, при болевых ощущения и других заболеваниях. У здоровых детей - при волнениях и физических упражнениях.

брадипноэ - урежения дыхания, указывающее на истощение дыхательного центра (кома, уремия, отравление, повышение внутричерепного давления, в терминальной стадии дыхательной недостаточности и др.) нарушение ритма дыхания:

дыхание Чейн-Стокса и Бита - характеризуются прерывистостью дыхательных движений. При 1-м типе глубина дыхания с каждым вдохом увеличивается, ритм ускоряется, достигнув максимума, дыхание замедляется, становится поверхностным, после некоторой паузы дыхание одышка.

экспираторная(затруднен выдох) - при обструкции нижних дыхательных путей: обструктивных бронхитах, бронхиальной астме;

инспираторная (затруднен вдох) - при обструкции верхних дыхательных путей (стеноз гортани, инородное тело гортани, эпиглотит, ларингоспазм);

смешанная (затруднен вдох и выдох) - при пневмонии, ателектазах,

бронхиолитах.         

Участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры:

втяжение межреберных мышц;

раздувание крыльев носа;

втяжение эпигастрия, яремной ямки.

Являются признаками дыхательной недостаточности, свидетельствующие о нарушении функции внешнего дыхания.

Деформации:

бочкообразная форма грудной клетки - при бронхиальной астме, муковисцидозе;

выбухание грудной клетки - при экссудативном плеврите;

западение - при хронической пневмонии.

отставание одной половины грудной клетки в акте дыхания от другой:

-при крупозной  пневмонии, стафилококковой деструкции легких, плевритах, тотальном ателектазе, хронической пневмонии.

 различная ширина межреберий:

сужение - при ателектазах легких;

расширение - при плевритах.

Изменение голосового дрожания:

усиление - связано с уплотнением легочной ткани - при пневмонии;

ослабление - при закупорке бронха (ателектаз легкого) и оттеснении бронхов от стенки грудной клетки (экссудат, пневмоторакс, опухоль плевры).

Изменение перкуторного звука над легкими:

укорочение перкуторного звука - при инфильтрации легких (пневмонии), кровоизлияниях в легочную ткань, при спадении легочной, ткани (ателектазах), при наличии полости, заполненной гноем (абсцесс), эхинококковой кисте, при заполнении плеврального пространства экссудатом (экссудативный плеврит), фибринозными спайками;

коробочный звук - громкий перкуторный звук с коробочным оттенком - при бронхиальной астме, эмфиземе легких;

тимпанический оттенок - при возникновении в легких, содержащих воздух, полостей: каверна, кисты, пневмоторакс, опухоли в стадии распада.

Изменение подвижности легочных краев:

уменьшение - при эмфиземе легких, сморщивании легочной ткани, наличии спаек между плевральными листками;

полное прекращение подвижности - при плеврите, гидротораксе, пневмотораксе, параличе диафрагмы.

Патологические типы дыхания:

ослабленное - выдох не слышен, отмечается при:

начальной или заключительной стадии воспалительного процесса в легких (пневмония);

сильном утолщении плевры (рассасывание экссудата) или наружных слоев грудной клетки (ожирение);

утрате легочной тканью эластичности, малой подвижности альвеолярных стенок;

скоплении в плевре жидкости (плеврите), воздуха (пневмотораксе);

отсутствии доступа воздуха в часть легкого в результате закупорки (инородное тело), образования ателектаза или сдавления бронха опухолью, значительном бронхоспазме (тяжелый приступ бронхиальной астмы);

общее ослабление дыхания с уменьшением поступления в альвеолы воздуха (выраженный стеноз гортани, парез дыхательной мускулатуры);

жесткое дыхание - вдох и выдох равны между собой. Обычно указывает на поражение мелких бронхов, встречается: при бронхите, бронхопневмонии, бронхиальной астме;

бронхиальное дыхание - выдох больше вдоха. Указывает на наличие воспалительной инфильтрации легочной ткани (долевая пневмония, туберкулезные инфильтративные процессы и др );

амфорическое дыхание имеет громкий дующий характер и выслушивается над воздушными полостями с гладкими стенками (каверна, вскрывшийся абсцесс).

Дыхательные шумы - хрипы, крепитация, шум трения плевры.

Различают сухие и влажные хрипы.

сухие хрипы могут быть свистящими и жужжащими.Свистящие хрипы отмечаются при сужении бронхов, особенно мелких (бронхиальная астма, начало бронхита, трахеобронхит).

Жужжащие хрипы образуются от колебания густой мокроты, особенно в крупных бронхах, дающих резонанс- при бронхите, бронхиальной астме. Вобразований сухих хрипов жидкость не играет большой роли. Они отличаются непостоянством и изменчивостью;

Влажные хрипы возникают при прохождении воздуха через жидкость. Взависимости от калибра бронха, где образуются хрипы, они бывают мелкопузырчатыми, среднепузырчатыми и крупнопузырчатыми.

Крупнопузырчатые хрипы - единичные, прослушивается лопание пузырьков в отдельности. Процесс локализуется в крупных бронхах и встречается при бронхитах. Среднепузырчатые хрипы - прослушивается лопание 3-4 пузырьков одновременно и отмечается при локализации процесса в бронхах среднего калибра (бронхит, бронхиолит).

Мелкопузырчатые хрипы всегда множественные и свидетельствуют о поражении мельчайших бронхиол (бронхиолит, пневмония);

· крепитация образуется при разлипании терминальных отделов бронхиол, прослушивается только на высоте вдоха, после кашля не уменьшается. Встречается при пневмонии;

· шум трения плевры возникает при трении висцерального и париетального листков плевры. Лучше всего прослушивается в аксилярной зоне, после кашля не исчезает, при надавливании фонендоскопом на грудную клетку усиливается. Отмечается при воспалении плевры, когда она покрывается фибрином на ней образуются очаги инфильтрации, при образовании спаек плевры, поражении плевры опухолью, туберкулезе плевры.

Перкуссия грудной клетки

Сравнительная перкуссия легких проводится на симметричных участках грудной клетки. При этом необходимо обеспечить равномерное положение обеих половин грудной клетки. При перкуссии передней поверхности руки больного располагаются вдоль туловища, боковой поверхности - кладутся за голову, а. задней поверхности - скрещиваются на груди, а больной чуть наклоняется вперед. В норме над легкими определяется ясный легочный звук. У детей дошкольного возраста верхушки легких не выходят за ключицу, поэтому сравнительную перкуссию передней поверхности начинают с подключичной области.

Топографическая перкуссия включает в себя: высоту стояния верхушек легких; ширину полей Кренинга; границы между долями легких; нижний край легкого и его подвижность.

Определение высоты стояния верхушек легких проводится у детей школьного возраста. Высота стояния верхушек спереди - на 2-4 см вверх от середины ключицы, сзади определяется от spinascapulae по направлению костистом отростку VII шейного позвонка. При первом появлении укорочения перкуторного звука перкуссию прекращают.

При определении ширины полей Кренинга палец-плессиметр ставят на середину верхнего края трапециевидной мышцы и от этой точки проводят перкуссию поочередно по направлению к шее и плечу до притупления. Полученное расстояние между двумя точками - ширина полей Кренинга.

Определяются границы между долями легких: спереди слева располагается верхняя доля, справа - верхняя и средняя (границы IV ребро), сбоку справа определяются три доли, слева - две. Сзади расположены верхняя и нижняя доли, граница между которыми проходит по линии, проведенной по spinascapula и до ее пересечения с позвоночником.

Исследуют подвижность нижнего края легких. Для этого находят нижнюю границу посреднеаксилярной или заднеаксилярной линии. Затем больной, глубоко вдыхает и задерживает дыхание, и определяют стояние нижнего края легкого. После этого таким же образом определяют нижнюю границу легких на выходе, для чего просят больного выдохнуть и задержать дыхание. О подвижности нижнего края легких у детей раннего возраста можно судить во время плача или крика.

 

Нижние границы легких

Линии Справа Слева
Средняя ключичная VI ребро Нижняя граница левого легкого по среднеключичной линии отличается тем, что образует выемку для сердца и отходит от грудины на высоте IV ребра и круто спускается вниз
Средняя подключичная VIII ребро IX ребро
Лопаточная IX-X ребро X ребро  
Паравертебральная

На уровне остистого XI грудного позвонка

При аускультации легких определяют характер дыхания, оценивают патологические шумы. В норме у детей до 3-х лет дыхание пуэрильное, которое постепенно становятся везикулярным. К патологическим шумам относятся сухие и влажные хрипы, крепитация, шум трения плевры.

При выслушивании обращают особое внимание на подмышечные области (раннее появление бронхиального дыхания при сегментарных пневмониях), пространства по обеим сторонам позвоночника (паравертебральные пространства), между позвоночником и лопаткой (область корня легкого), подлопаточные области Дополнительные методы исследования

 Рентгенологические методы: рентгенография легких: в прямой и боковой проекции; рентгеноскопия; бронхоскопия, бронхография; томография;флюорография.

Инструментальные методы: риноскопия; прямая ларингоскопия; бронхоскопия;

биопсия.

Методы исследования функции внешнего дыхания: пикфлуометрия; спирография;

пневмотахометрия; оксигемография; проба Штанге (проба с задержкой дыхания на вдохе); проба Генче (проба с задержкой дыхания на выдохе); проба с физической нагрузкой.

Лабораторные методы:

Ø исследование мокроты (бактериологическое и микроскопическое); исследование плевральной жидкости (микроскопическое, содержание белка и бактериологическое);

Ø исследование кислотно-щелочного состояния по газам крови.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

 

Масса сердца относительно больше и составляет 0,8% по отношению к массе тела (у взрослых - 0,4%).

Толщина правого и левого желудочка одинакова у новорожденных и составляет 5 мм, затем стенка левого желудочка утолщается.

Гистологически; мышечные волокна более тонкие, слабо развита соединительная и эластическая ткань. Рост волокон миокарда достигает максимума у девушек к 14-16 годам, а юношей - на 2 года позднее. К 16 годам размеры сердца девушек достигают размеров сердца взрослого.

Сердце до 2-х лет расположено горизонтально. На протяжении первых 2- х лет жизни происходит перемещение сердца внутрь грудной клетки и к 3-4 годам принимает косое положение.

Хорошее кровоснабжение, поэтому у детей чаще отмечаются воспалительные заболевания сердца. Тип кровоснабжения до 2-х лет - рассыпной, от 2-х до 6 лет - смешанный, старше 6 лет - магистральный.

Кровеносные сосуды тонкостенные, слабо развита мышечная и эластическая ткань.

· Просвет артерий относительно шире. По ширине артерии и вены равны между собой. Вены растут быстрее артерий и к 16 годам становятся в 2 раза больше.

· Рост артерий и вен неравномерен росту сердца, поэтому у детей часто имеются шумы формирования сердца.

· Артериальное давление удетей низкое (широкие артерии, меньшая нагнетательная способность сердца) и рассчитывается по формуле:

90 + 2п (систолическое),

60 + п (диастолическое),
где п - число лет.

 

· Пульс у детей учащен (физиологическая тахикардия; лабилен. Часто отмечается дыхательная аритмия - учащение пульса на вдохе и урежение - на выдохе. Частота пульса:       

новорожденный - 140-160 ударов в минуту,

в 1 год - 120,:в 5 лет - 100,

в 14-15 лет - 60-84.

 

Формула расчета пульса:

До 5 лет - 100 + 5 (5 - п),

старше 5 лет 100 - 5 (п - 5), где п - число лет.

 

 



Изменения красной крови:

Анемии:

1. железодефицитные - снижение содержания гемоглобина, эритроцитов, гипохромия (ЦП<0,85), уменьшение количества сывороточного железа в сыворотке крови, повышение железосвязывающей способности крови, анизоцитоз, пойкилоцитоз, ретикулоцитоз, микроцитоз;

2. белководефицитные - снижение содержания гемоглобина, эритроцитов, нормо- или гипохромия, гипопротеинемия, диспротеинемия, ретикулоцитоз;

3. витаминодефицитные (дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты) - уменьшение числа эритроцитов и гемоглобина, гиперхромия (ЦП>1,0), ретикулопения, мегалобластоз, тельца Жолли, кольца Кебота. У детей такая форма анемии встречается при глистной инвазии широким лентецом;

4. гемолитическая - снижение количества гемоглобина, Эритроцитов, ретикулоцитоз, повышение уровня непрямого билирубина в крови, снижение осмотической резистентности эритроцитов, макроцитоз.

Эритроцитоз - увеличение числа эритроцитов в периферической крови. Отмечается при всех видах гипоксии, обезвоживании, эритремии.

Изменение СОЭ:

увеличение - при воспалительном или иммунопатологическом процессе, опухолевых заболеваниях (лимфогранулематоз, лейкоз, лимфосаркома и др.);

снижение - при эритремии, гемоглобинопатиях, циррозе печени, анафилактическом шоке, недостаточности кровообращения.

Изменения со стороны белка

нейтрофильный лейкоцитоз - при гнойно-воспалительных и септических заболеваниях ; (сепсис, пневмония, гнойные менингиты, остеомиелит, аппендицит, пиелонефрит и др.) часто со сдвигом лейкоцитарной формулы влево.

высокий лейкоцитоз - при лейкемоидных реакциях и лейкозах;

лимфоцитарный лейкоцитоз - при коклюше, инфекционном мононуклеозе, бессимптомном инфекционном лимфоцитозе;

лейкопения - при вирусных инфекциях (ОРВИ, корь, вирусный гепатит, краснуха), аллергических реакциях, гипопластической анемии, иммунодефицитных состояниях;

эозинофилия - при гельмингозах, протозойных инфекциях (лямблиоз и др.), токсокарозе, аллергических заболеваниях;

лимфоцитоз - при вирусных инфекциях, коклюше, лимфатико- гипопластическом диатезе, туберкулезной интоксикации;

моноцитоз- при инфекционном мононуклеозе, туберкулезе, вирусных заболеваниях (краснуха, эпидемический паротит и др.);

лимфопения - при лихорадочных инфекционных заболеваниях, лимфогранулематозе, лимфосаркоматозе;

моноцитопения - при тяжелых септических заболеваниях, лейкозах.

Изменения стороны тромбоцитов:

тромбоцитоз - при полицитемии, а также после спленэктомии,

тромбоцитопения - при тромбоцитопенической пурпуре, лейкозах, апластической анемии.

Наличие в периферической крови властных клеток требует исключения лейкоза, для чего необходимо исследование костного мозга.

 

Диспептические явления.

Проявлениями желудочной диспепсии являются:

отрыжка кислым - при повышенной кислотности (хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки); отрыжка тухлым - при гастрите с пониженной кислотностью и стенозе привратника (за счет процессов гниения); отрыжка воздухом - аэрофагия (при нарушении техники кормления); отрыжка с примесью горечи указывает на забрасывание желчи в желудок (при билиарной патологии, дуоденогастральном рефлюксе);

изжога - при недостаточности карданиального отдела, язвенной болезни, гастрите с повышенной секрецией;

тошнота - при хроническом гастрите с пониженной секреторной функцией,билиарной патологии, глистных инвазиях, аппендиците, интоксикациях, кишечных инфекциях. Тошнота нередко предшествует рвоте;

рвота может быть: фонтаном - при пилеростенозе; с запахом ацетона - при сахарном диабете, кетоацидозе, центральная рвота (при нейроинфекциях) - обильная, не связанная с приемом пищи, без тошноты, и не приносящая облегчения.

Желудочная рвота обычно связана с едой и приносит облегчение, в рвотных массах имеются остатки непереваренной пищи, слизи. Кишечная рвота возникает при непроходимости кишечника - рвота многократная, упорная с каловым запахом, ей предшествуют схваткообразные боли в животе. Кровавая рвота - при эрозиях и язвах желудка, двенадцатиперстной кишки, рвотные массы имеют темно-коричневый цвет - “кофейная гуща”. Рвота полным ртом темной неизмененной кровью со сгустками при кровотечениях из варикозно расширенных вен пищевода при портальной гипертензии. Рвота при интоксикациях не связана с приемом пищи и возникает на высоте токсикоза.

 

I. Осмотр полости рта

Врач левой рукой охватывает и фиксирует голову ребенка, а правой, - шпателем отодвигает губы, затем щеки и осматривает слизистую оболочку полости рта, десен и языка. В норме слизистая оболочка полости рта красная и блестящая, без дефектов (афт, язв, налетов), язык влажный и чистый. При осмотре зева описывается характер гиперемии (яркая, цианотичная, разлитая, ограниченная), степень увеличения миндалин, их поверхность (гладкая, бугристая), наличие наложений. При оценке задней стенки глотки обращается внимание на характер гиперемии, лимфоидные фолликулы (наличие зернистости).

При осмотре живота в положении лежа определяют:

форму живота (в норме овальная);

· размеры живота - в норме передняя брюшная стенка не выходит за плоскость, которая является как бы продолжением грудной клетки;

· участие живота в акте дыхания;

· отечность брюшной стенки;

· видимую желудочную и кишечную перистальтику (в норме не определяется);

· выраженность венозной сети на животе;

· грыжевые выпячивания.

II. Пальпация живота проводится в положении больного на спине с согнутыми ногами. При этом следует наблюдать за выражением лица и реакцией ребенка на пальпацию.

При поверхностной пальпации определяют:

болезненность в различных отделах брюшной полости;степень напряжения мускулатуры брюшного пресса.

Пальпацию начинают с левой подвздошной области и проводят против часовой стрелки по кругу к правой подвздошной области. Необходимо выявитьналичие или отсутствие перитониального симптома Щеткина-Блюмберга.

Глубокая пальпация проводится в следующем порядке:

сигмовидная кишка,слепая кишка,

восходящая, нисходящая и поперечная ободочная кишка.

При пальпации кишечника определяется консистенция, подвижность,

эластичность, болезненность, урчание.

При исследовании сигмовидной кишки пальцы располагаются в левой подвздошной области перпендикулярно ее длиннику, производя движение снаружи кнутри и снизу вверх. Пальцы перекатываются через кишку.

Слепую кишку прощупывают рукой в правой подвздошной области.. Методический прием аналогичен пальпации сигмовидной кишки.

Поперечную ободочную кишку прощупывают по обе стороны от срединной линии живота на 2-3 см выше или ниже пупка. Пальцы пальпирующей руки в брюшной полости наталкиваются на кишку и перекатываются через нее.

Пальпацию поджелудочной железы проводят по методу Грота. При этом сжатая в кулак правая рука накладывается под поясницу. Ноги согнуты в коленях. Пальцы исследующего проникают в брюшную полость между пупком и левым подреберьем (наружный край левой прямой мышцы живота в левом верхнем квадрате).

Пальпация проводится при расслаблении мышц живота (на выдохе) по направлению к позвоночному столбу. Поджелудочная железа может прощупываться в виде тяжа диаметром около 1 см, косо перекрывающего позвоночный столб.

Диагностическое значение имеют болевые точки и зоны поджелудочной железы на передней брюшной стенке:

· зона Шаффара - верхний правый угол, образованный двумя взаимно перпендикулярными линиями, проведенными через пупок, делится биссектрисой пополам. Здесь располагается тело поджелудочной железы;

· точка Дежардена находится на биссектрисе правого верхнего квадрата в нижней трети - болевая точка головки поджелудочной железы;

точка Мейо - Робсона находится на биссектрисе левого верхнего квадрата, не доходя на одну треть до края реберной дуги - болевая точка хвоста поджелудочной железы.

Пальпация печени:

 До 7-летнего возраста печень выступает из-под края реберной дуги по среднеключичной линии на 1-2 см. На высоте вдоха нижний край печени удается прощупать у детей и более старшего возраста, используется бимануальная пальпация. Сначала пальпируется правая, затем левая доля.

При этом оцениваются:

· размеры печени;

· консистенция (эластичная, плотная, мягкая);край печени (острый, закругленный);

· поверхность (гладкая, бугристая);подвижность и болезненность.

Желчный пузырь у детей не поддается пальпации. Существуют билиарные симптомы, указывающие на поражение желчного пузыря и желчных ходов:

· симптом Кера - болезненность при пальпации в проекции желчного пузыря (место пересечения наружного края правой прямой мышцы живота с реберной дутой);

· симптом Ортнера - при поколачивании ребром кисти по правому подреберью появляется боль в области желчного пузыря;

· симптом Мюсси - болезненность в области желчного пузыря при надавливании между ножками правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы;

· симптом Мерфи - больной сгибается под прямым утлом, исследующий погружает пальцы в область проекции желчного пузыря. В момент вдоха рука отрывается и больной испытывает резкую боль.

 Пальпация селезенки проводится на спине и правом боку. Левая рука исследователя фиксирует левое подреберье, а правой, начиная снизу, проводят пальпацию. При этом постепенно смещают пальцы снизу вверх, пытаясь определить нижний ее полюс. Если размеры селезенки несколько увеличены, то тогда больного просят вдохнуть. Определяют ее размеры и плотность.

Если селезенку не удается прощупать на спине, то тогда аналогичным, способом ее пальпируют в положении больного на правом боку.

 

 

При перкуссии определяют:

· размеры печени и селезенки;

наличие свободной жидкости в брюшной полости.

· определение размеров печени по Курлову проводится у детей старшего возраста. При этом определяют расстояние между верхней и нижней границей печени по правой среднеключичной линии, срединной линии и реберной дуге.

· при перкуссии селезенки определяют ее поперечный размер (по среднеподмышечной линии) и длинику (по X ребру). Перкуторные границы - по среднеаксилярной линии слева от IX до XI ребра.

· свободная жидкость в брюшной полости может быть обнаружена путем флюктуации и методом перкуссии.

Обследование органов пищеварения завершается осмотром анального - отверстия и испражнений.

Осмотр анального отверстия у детей раннего возраста проводится в положении на боку, а у детей старшего возраста - в коленно-локтевом положении. При этом выявляются: трещины заднего прохода, зияние ануса, снижение тонуса сфинктера, выпадение прямой кишки. Пальцевое исследование прямой кишки (ректальное) выявляет инвагинат, опухоль, стриктуру.

При визуальном осмотре испражнений оценивается консистенция стула, цвет и патологические примеси.

Эндоскопические методы:

- Фиброгастродуоденоскопия (ФГДС);

- Колонофиброскопия;

- Ректороманоскопия;

- Лапароскопия.

Морфологические методы диагностики:

прицельная биопсия слизистой оболочки желудка, двенадцатиперстной кишки и др.

Ультразвуковое исследование:

ü желудка;

ü паренхимы печени;

ü желчного пузыря с оценкой двигательной функции поджелудочной железы.

 

Рентгенологическое исследование:

· Рентгеноскопия  рентгенография желудочно-кишечного тракта;

· Ирригография;

· Холецисгография (оральная, внутривенная).     

Функциональные методы:

· Желудочное зондирование;

· Дуоденальное зондирование;

· Беззондовые методы (ацидотест, тест науропепсин).

Определение моторно - эвакуаторной функции желудка:

· Электрогастрография;

· Диагностика хеликобактерной инфекции;

· Биохимические методы диагностики («де-нол тест», «хелико-тест).

Микробиологические методы включают в себя идентификацию микроорганизма:

· Гистологическое исследование;

· Иммунологические методы;

· Серологические методы;

· Радионуклидные методы.

 

Болевой синдром:

а) боли абдоминальные, иногда иррадиирующие по ходу мочеточников, тупые или приступообразные, характерны для пиелонефрита;

б)боли в поясничной области, боковых отделах живота, внезапныережущего характера, возникают при почечной колике;

в)тупые боли и чувство тяжести в поясничной области характерны для гидронефроза, опухоли почек; .

г)боли в надлобковой области обусловлены заболеваниями мочевого пузыря (циститы, камни мочевого пузыря);

Отеки - возникающие по утрам, локализующиеся преимущественно на лице, но могут быть на конечностях, в поясничной области, брюшной полости и. повсеместно (анасарка). Отмечаются при гломерулонефрите, амилоидозе почек, нефротическом синдроме.

Артериальная гипертензия почечного происхождения имеет место при гломерулонефрите, врожденной гипоплазии, вторичном сморщивании почек, сужении крупных почечных сосу дов.

Мочевой синдром:

Количество мочи

олигурия - уменьшение суточного количества мочи. Ренальная олигурия может быть обусловлена вовлечением в патологический процесс: клубочков (различные варианты гломерулонефрита), тубулоинтерстиция(интерстициальный нефрит), сосудов почек (системные васкулиты, гемолитико- уремический синдром);

полиурия - увеличение диуреза в 2 раза по сравнению с нормой. Отмечается при сахарном диабете, ренальной форме несахарного диабета, почечной недостаточности канальцевого типа, развившейся на фоне пиелонефрита, интерстициального нефрита, ряда врожденных и наследственных заболеваний;

поллакиурия (частое и болезненное мочеиспускание) - при охлаждении, цистите, при раздражении уретры кристаллами солей;

Изменение цвета мочи

коричнево-красный (“мясные помои”) - при гломерулонефрите;

насыщенный (желто-коричневый) - при олигоурии;

очень светлый (как вода) - при полиурии;

цвет “пива с желтой пеной” - при большом содержании в ней желчных пигментов (вирусный гепатит, гемолитические желтухи);

темно-коричневый - при лихорадках, тяжелых инфекциях;

мутная моча (при наличии гноя) - при пиелонефрите;

со сгустками свежей крови - при острых воспалительных процессах в мочевом пузыре, опухолях почек;

Реакция мочи

стойко низкие значения pH мочи наблюдаются при ацидотическом сдвиге в обмене веществ (рахит в период разгара, острые заболевания, сопровождающиеся лихорадкой, сердечная, дыхательная и, почечная недостаточность, сахарный диабет и др.); .

нейтральная или щелочная реакция мочи встречается при рвоте, схождении отеков, инфекции мочевыводящих путей вследствие разложения бактериями мочевины с образованием аммиака, интерстициальном нефрите.

 

Изменения относительной плотности мочи

ИММУННАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ

 

ПАТОЛОГИЯ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ У ДЕТЕЙ

 

ОСОБЕННОСТИ ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА У ДЕТЕЙ:

1.  Ткани и органы детского организма содержат воды больше, чем взрослого.- По мере роста ребенка общее содержание воды уменьшается. Так, эмбрион содержит 90% жидкости от массы тела, новорожденный - 75,5%, ребенок в 5 лет - 70%, взрослый - 60%. Наиболее интенсивно теряют воду новорожденные (до 6%) в период физиологической убыли массы тела.

2. Потребность в воде у детей выше, чем у взрослого (30 мл/кг) и составляет: в 1 месяц жизни - 200 мл/кг; 6 месяцев 150 мл/кг; 1 год - 120 мл/кг; 3 года -110 мл/кг, 5 лет - 90 мл/кг, 10 лет - 70 мл/кг; 12 лет - 40 мл/кг.

3. Вода и электролиты выводятся из организма 3 путями: через почки, кишечник и путем испарения через легкие и кожу (перспирация).

4. Порог выносливости к водному голоданию у детей очень низкий. Тем не менее, считают, что для детей первых месяцев жизни, находящихся на естественном вскармливании, нет необходимости в дополнительном введении воды, но при искусственном вскармливании и в период введения прикорма очень важно соблюдать питьевой режим. Необходимость введения детям достаточного количества жидкости подтверждается тем, что прибавка массы тела у них осуществляется в значительной мере за счет воды (почти на 3/4).

Причины гипергидратации:

а)длительные заболевания почек;

б)проведение инфузионной терапии с обильным вливанием жидкости без учета их электролитного состава.

Водная интоксикация характеризуется гипонатриемией и хлорпенией и клинически проявляется головной болью, рвотой, вялостью, апатией. Может развиться внутричерепная гипертензия в виде отека мозга.

В регуляции водного баланса и кислотно-основного состояния большую роль играют натрий и калий.

БЕЛКОВЫЙ ОБМЕН У ДЕТЕЙ:

Самыми важными в биологическом отношении и наиболее сложными по химическому строению являются белки. Запасов белка в организме человека нет, а их синтез происходит в тканях из аминокислот, поступающих с белками пищи или образующихся в самом организме.

Функции белков:

1.Пластическая - участие в построении тканей и их самообновлении;

2.Строительная - входит в состав ферментов, гормонов, гемоглобина, антител;

3.Буферная - поддерживают постоянство среды в различных жидкостях;

4.Энергетическая - являются источником энергии;

5.Транспортная - участвуют в транспорте жиров, билирубина.

Особенности белкового обмена у детей:

Потребность в белке у детей, выше, чем у взрослых, и составляет в возрасте: до 2 мес. - 2,2 г/кг; 3-5 мес. - 2,6 г/кг; 6-12 мес. - 2,4 г/кг, 1-3 года - 4 г/кг; 4-6 лет - 3,0-3,5 г/кг;

 7-11 лет - 2,5-3,0 г/кг; 12-15 лет - 2,0-2,5 г/кг.

· Дети очень чувствительны как к дефициту белка, так и к белковым перегрузкам. При дефиците белка развивается гипотрофия, замедляется психомоторное и интеллектуальное развитие, нарушается ангителаобразование, снижается устойчивость к инфекциям, угнетается гемопоэз, снижается активность ферментов, выработка гормонов. При избытке белка возникает риск нарушения функции печени, почек, перенапряжение ферментных систем организма, появляются аллергические реакции.

Обмен белка включает в себя 4 фазы:

1 фаза - расщепление в желудочно-кишечном тракте;

2 фаза - резорбция или всасывание;

3 фаза - межуточный обмен;

4 фаза - выделение конечных продуктов обмена.

Переваривание белков пищи происходит в желудке и в кишечнике. Под влиянием ферментов (пепсин, трипсин, дипептидазы) белки расщепляются до аминокислот и резорбируются через слизистую оболочку кишечника.

ЖИРОВОЙ ОБМЕН У ДЕТЕЙ:

В организме жиры находятся в форме протоплазматического и резервного жира. Протоплазматический жир - это структурный компонент каждой клетки, на его долю приходится около 25% массы тела. Резервный жир составляет 10- 20% массы тела, располагается в подкожной клетчатке и жировых скоплениях вокруг жизненно важных органов.

Функции жиров:

Энергетическая- является источником энергии;

Пластическая - участвуют в построении важнейших структур организма и синтезе гормонов надпочечников;

Защитная - защищает организм от чрезмерной теплоотдачи;

Резервная - депонирует запасы метаболического топлива.

Функции углеводов:

Энергетическая - углеводы являются основным источником энергии;

Пластическая - входят в состав соединительной ткани, нуклеиновых кислот, биологически активных веществ (ферменты, гормоны), а также факторов крови, определяющих ее групповую принадлежность, и веществ, тормозящих свертывание крови (гепарин);

Резервуарная- являются резервуаром питательных веществ.

Особенности углеводного обмена у детей:

· Расщепление крахмала начинается в полости рта, затем в желудке до мальтозы и изомальтозы. В первые дни и недели жизни амилаза в слюне практически отсутствует, и с 3-4 месяцев начинается ее секреция и резко возрастает слюноотделение.

· В целом углеводный обмен у детей характеризуется высокой интенсивностью. Повышенные энергетические затраты в связи с ростом и формированием детского организма определяют большие потребности его в углеводах, тем более, что их синтез из белков и жиров у детей сравнительно низкий. В раннем и дошкольном возрасте имеется склонность к гипогликемическим реакциям.

· О состоянии углеводного обмена судят по содержанию сахара в крови. В момент рождения уровень гликемии у ребенка соответствует таковому у его матери. Однако с первых часов жизни наблюдается падение содержания сахара, а к 5-6 дню его уровень повышается, но остается относительно ниже, чем у взрослых. Повышение сахара в крови у детей после первого года жизни идет волнообразно (1-я волна - к 6 годам, 2-я - к 12 годам), что совпадает с усилением их роста и более высокой концентрацией соматотропного гормона.



В. кефалогематома

Г. внутричерепное кровоизлияние

 

3. Что относится к проявлениям остеомаляции при рахите?

 

А. образование лобных и теменных бугров

Б. образование реберных четок

В. изменение метафизов трубчатых костей в виде «браслеток»

    Г. криниотабес

 

4.  Какие измененияаускультативной картины в легких характерны для приступа бронхиальной астмы? 

 

А. жесткое дыхание, проводные хрипы

Б. жесткое дыхание, разнокалиберные влажные хрипы

В. ослабленное дыхание, мелкопузырчатые влажные хрипы в нижних отделах

А. кандидоз полости рта

Б. герпетический стоматит

В. афтозный стоматит

Г. бактериальный стоматит

 

6. Какой этиологический фактор играет главную роль в развитии хронического гастрита у детей?

 

А. нарушения рационального питания

Б. отягощенная наследственность по заболеваниям желудочно-кишечного тракта

А. энтеробиоза

Б. описторхоза

В. аскаридоза

Г. трихоцефалеза

 

9. Какой показатель крови характерен для железодефицитной анемии?

 

А. повышение гематокрита

Б. снижение уровня сывороточного железа

В. повышение количества ретикулоцитов

Г. ускорение СОЭ

 

10. Какие элементы на коже характеризуют тромбоцитопеническую пурпуру у детей?

 

А. асимметричныепетехиально-пятнистые геморрагические элементы

Б. симметричные петехиально-пятнистые геморрагические элементы

В. асимметричные пятнисто-папулезные элементы

Г. симметричные пятнисто-папулезные элементы

 

 

11. Какое исследование имеет первостепенное значение в диагностике врожденных пороков сердца у детей?

 

А. общий анализ крови

Б. биохимический анализ крови

В. ультразвуковое исследование сердца

Г.велоэргометрия

 

12. Какая ткань преимущественно поражается при ревматической лихорадке у детей?

 

А. эпителиальная

Б. соединительная

В. мышечная

Г. нервная

 

 

13. Что из перечисленного включает в себя первичная профилактика ревматической лихорадки?

 

А. рациональное лечение первой атаки ревматизма

Б. круглогодичная бициллинопрофилактика

В. своевременное лечение стрептококковой инфекции

Г. своевременная диагностика приобретенных пороков сердца

 

14. Что является этиотропной терапией при остром пиелонефрите у детей?

 

А. антибактериальная терапия

Б. фитотерапия

В. физиотерапия

Г. витаминотерапия

 

 

15. Какие симптомы наиболее характерны для гриппа?

 

А. головная боль, боль в мышцах, костях,температура тела повышается до 400С

Б. головная боль, субфебрильная температура тела, грубый «лающий» кашель

В. головная боль, фебрильная температура тела, конъюнктивит

Г. умеренная головная боль, субфебрильная температура тела, ринорея.


 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Баранов А.А. Болезни детей раннего возраста / А.А. Баранов и др. - Руководство для врачей и студентов. – Иваново:, 2012. – 346 с.

2.Детские болезни //под ред. Л.А. Исаевой – М:, 2010. – с. 591.

3. Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней  А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – М:, 2009. – 430 с.

4. «Пропедевтика детских болезней». / Под ред. А.А. Баранова. – М:. 2012. – 336 с.

5. Пропедевтика детских болезней // Под редакцией Н.А. Геппе, Н.С.Подчерняевой. - Учебник. - изд. «ГЭОТАР-Медиа». – М:, 2008. 462 с.

 

Дополнительная литература:

1. Усов И.Н. Практические навыки педиатров / И.Н.Усов, М.В. Чичко, Я.Н. Астахова. – Высшая школа. - М:, 2010.

2. Кривошапкина Д.М.. Дефицит кальция / витамина D у детей старшего возраста: проблема, профилактика / Д.М. Кривошапкина, М.В. Ханды, Г.А. Пальшин, Н.П. Шабалов, Ю.Л. Скородок. - Учебное пособие. Изд. ЯГУ. – Якутск:, 2010. – 60 с.

3. Посиндромная диагностика в педиатрии: Пособие для врачей / Под редакцией А.А. Баранова. – М:, 2009. – 214 с.

4. Саввина Н.В. Стандарты индивидуальной оценки физического развития школьников РС(Я) / Н.В. Саввина. – Якутск:, 2011. - С. 35. Утверждено МЗ РС(Я).

 

 

Введение

Педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения. На каждом возрастном этапе жизни ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологические особенности. Поэтому знание клинической анатомии и физиологии детей различного возраста является основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки результатов. Кроме того, учет основных анатомо-физиологических особенностей позволяет определить конкретную организацию среды и режима жизни, вскармливания детей различных возрастных периодов.

Целью данного пособия является:

- овладением методами исследования детей, оценки функционального состояния различных органов и систем с целью диагностики отклонений от нормы, констатации функциональной недостаточности (декомпенсации) данной физиологической системы.

- способствовать развитию логического и клинического мышления, умения делать выводы, выделять главные и запоминать отличительные признаки заболевания.

 

Содержание

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА.. 3

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 6

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДКОЖНО-ЖИРОВОЙ КЛЕТЧАТКИ У ДЕТЕЙ.. 16

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 18

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ.. 20

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 21

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ 24

СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОСТНОЙ СИСТЕМЫ... 26

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 29

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.. 36

ИММУННАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ.. 61

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ У ДЕТЕЙ.. 62

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.. 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 70

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 392.