Белая:
Как видит процесс трансформации науки Кун? Раскройте смысл понятий: «научная революция», «нормальная наука», «парадигма».
Что понимает под «ростом научного знания» Лакатос? Раскройте смысл понятий: «исследовательская программа (ИП)», «жесткое ядро ИП», «защитный пояс гипотез».
(в зеленую полоску: изобразите процесс развития науки с точки зрения Куна и Лакатоса, обращая внимание на возможность одновременного существования противоречащих гипотез)
Синяя:
В связи с какими процессами в обществе (экономическими, культурными) проблема трансформации науки стали актуальными именно в 20 веке?
Как в системе высшего образования можно изучать науку, если она представляет собой множество конкурирующих гипотез? Сталкивались ли Вы с таким представлением науки?
Желтая:
Выделите сильные стороны рассматриваемых концепций. На какие важные стороны окружающей реальность обращают наше внимание философы?
Черная:
Каковы недостатки этих концепций? Какие стороны реальности в них не отражаются?
Красная:
Представьте себя в роли ученого в момент «научной революции». Как Вы себя чувствуете? Какие мысли приходят в голову? Хочется остаться там или нет?
Теперь представьте себя в период «нормальной науки». Как Вы себя чувствуете? Какие мысли приходят в голову? Хочется остаться там или нет?
Зеленая:
Представьте мир, где наука – это постепенное накопление объективных знаний и мир, в котором наука – набор сменяющихся парадигм. В каком мире у человека больше стимула к развитию? Как можно использовать эти парадигмы для изменения индивидуальных настроений и общественных трансформаций? Какие проблемы можно решать, меняя точку зрения людей на рассматриваемые проблемы?
Синяя:
Составьте интеллектуальную карту по рассматриваемой проблеме. Нужно ли человеку задумываться о том, как устроено научное сообщество? Какая из рассмотренных концепций ближе современной культуре (для отдельного человека, для человечества)?
(в зеленую полоску: Что происходит, когда мы задумываемся о том, что такое научное знание? В каких случаях такая рефлексия нужна, когда она мешает?)
Тема 8. Аксиология и этика
8.1. Концепции ценностей: утилитаризм, гедонизм, альтруизм, перфекционизм
Белая:
Что является ценностью для представителей утилитаризма, гедонизма, альтруизма, перфекционизма?
(в зеленую полоску: попробуйте изобразить отношение человека к миру в каждой из этих концепций)
Синяя: (дома)
Система ценностей – основной стимул человеческих поступков. Часто ли люди знают, что ими движет? В каких ситуациях приходится об этом задумываться?
Желтая:
Выделите сильные стороны рассматриваемых концепций. На какие важные стороны окружающей реальности обращают наше внимание философы? Способствует ли принятие этих теорий личностному росту?
Черная:
Каковы недостатки этих концепций? Какие стороны реальности в них не отражаются? Может ли принятие одной из этих точек зрения ограничить внутреннюю свободу человека?
Красная:
Представьте себя последовательно представителем каждой из четырех концепций. Как Вы себя чувствуете? Какие мысли приходят в голову? Какой род занятий Вы выберете в этом мире? Хочется остаться там или нет?
Зеленая:
Предположите, что будет, если все люди на земле примут концепцию утилитаризма? Гедонизма? Альтруизма? Перфекционизма? В каком мире у человека больше стимула к развитию? Как можно использовать эти парадигмы для изменения индивидуальных настроений и общественных трансформаций? Какие проблемы можно решать, меняя точку зрения людей на эти проблемы?
Синяя:
Составьте интеллектуальную карту по рассматриваемой проблеме. Нужно ли человеку задумываться о движущих силах его поступков? Какая из рассмотренных концепций ближе современной культуре (для отдельного человека, для человечества)?
(в зеленую полоску: Что происходит, когда мы задумываемся о том, что управляет нашим поведением? В каких случаях такая рефлексия нужна, когда она мешает?)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.