Тема 1. Основной круг философских проблем. Структура философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                 

 

КАЗАКОВА В.А., КАРИМОВ А.Р., САФИНА А.М.

ПРАКТИКУМ ПО

ФИЛОСОФИИ

(Методические рекомендации)

 

Казань

2018

 

УДК 101(091)(075.8)

ББК 87.3

 

Авторы:

В.А.Казакова, к.филос.н.;

А.Р. Каримов, к.филос.н., доц. каф. социальной философии К(П)ФУ;

А.М.Сафина, к. филос. н., доц. каф. истории и философии КГАСУ.

 

 

Практикум по философии: методические рекомендации. – Казань: КГАСУ, 2010. – 47.

 

 

Данный практикум по философии подготовлен в соответствии с Программой учебного базового курса «Философия», принятой на кафедре истории и философии КГАСУ, и предназначен для проведения семинарских занятий по философии.

 

© Коллектив авторов, 2018

© Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2018

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Курс философии в вузе предполагает освоение студентами истории и теории философии. В ходе изучения философии студенты знакомятся с процессом смены типов философствования и познания в истории человечества и на современном этапе, обусловленных спецификой мышления ярких представителей духовной культуры отдельных стран и особенностями цивилизации конкретных исторических эпох.

Целью изучения философии является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, освоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Основная задача философии: способствовать формированию философского мировоззрения и выработке критического отношения к различным концепциям, а также стимуляция креативности мышления.

Освоение курса философии должно содействовать:

- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Данный практикум подготовлен в соответствии с требованиями компетентностного подхода к образованию.

 

Тематика семинарских занятий:

Тема семинара Количество часов
Тема 1. Основной круг философских проблем. Структура философии. Методологические и аксиологические функции философии. 2
Тема 2. История философии. Античная философия, средневековая европейская философия 2
Тема 3. История философии. Философия Древнего Востока, отечественная философия 2
Тема 4.  История философии. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.  Немецкая классическая философия 2
Тема 5. Неклассическая философия 2
Тема 6. Онтология. Основные категории 2
Тема 7. Проблема сознания и познания в философии 2
Тема 8.  Аксиология и этика  
Тема 9. Социальная философия. Философия истории 2
Итого 18


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРАМ

Тема 1. Основной круг философских проблем. Структура философии.

Тема 2. История философии. Античная философия, средневековая европейская философия

 

Тема 3. История философии. Философия Древнего Востока, отечественная философия

Тема 4.  История философии. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.  Немецкая классическая философия

 

Тема 5. Неклассическая философия

 

Тема 6. Онтология. Основные категории

Синергетика

 

Прочитайте текст. В нем много терминов, которые почти не используются в обыденной речи. Как Вы считаете, что-то изменится, если эту терминологию будет понимать большинство людей? Аргументируйте ответ.

 

Белая:

Пользуясь справочными материалами, дайте определения следующим терминам: «синергетика», «нелинейный процесс», «хаос», «порядок», «точка бифуркации», «аттрактор», «странный аттрактор».

Сформулируйте основные законы движения мира с точки зрения механицизма

(в зеленую полоску: попробуйте изобразить процесс эволюции с точки зрения синергетики, обратите особое внимание на включение в схему «хаоса», «порядка», «точек бифуркации», «аттракторов»)

 

Синяя: (дома)

В каких ситуациях человеку приходится задуматься о соотношении Хаоса и Порядка в его жизни? Попробуйте применить категории синергетики к какой-либо ситуации (реальной или выдуманной).

 

Желтая:

Выделите сильные стороны взглядов сторонников механицизма и синергетики . На какие важные стороны окружающей реальность обращают наше внимание философы? Способствует ли принятие этих теории личностному росту?

 

Черная:

Каковы недостатки этих принципов? Какие стороны реальности в них не отражаются? Может ли принятие одной из этих точек зрения ограничить внутреннюю свободу человека?

 

Красная:

Представьте себя в самоорганизующемся мире. Как Вы себя чувствуете? Что Вам нравится, а что – нет? Какие мысли приходят в голову? Какой род занятий Вы выберете в этом мире? Хочется остаться там или нет?

 

Зеленая:

Представьте, что люди уверены, что мир – механическая система. А если уверены, что мир подчиняется законам синергетики?

В каком мире у человека больше стимула к развитию? Как можно использовать эти две парадигмы для изменения индивидуальных настроений и общественных трансформаций? Какие проблемы можно решать, меняя точку зрения человека на процесс познания?

 

Синяя:

Составьте интеллектуальную карту по рассматриваемой проблеме.  Для чего нужно знание об отношении порядка и хаоса? Применяется ли в обыденной жизни (отдельного человека, человечества) знание синергетических законов?

(в зеленую полоску: Что происходит, когда мы начинаем анализировать мир в категориях «хаос/порядок»? В каких случаях такая рефлексия нужна, когда она мешает?)

 

Тема 8.  Аксиология и этика

 8.1.  Концепции ценностей: утилитаризм, гедонизм, альтруизм, перфекционизм

 

Белая:

Что является ценностью для представителей утилитаризма, гедонизма, альтруизма, перфекционизма?

(в зеленую полоску: попробуйте изобразить отношение человека к миру в каждой из этих концепций)

 

Синяя: (дома)

Система ценностей – основной стимул человеческих поступков. Часто ли люди знают, что ими движет? В каких ситуациях приходится об этом задумываться?

 

Желтая:

Выделите сильные стороны рассматриваемых концепций. На какие важные стороны окружающей реальности обращают наше внимание философы? Способствует ли принятие этих теорий личностному росту?

 

Черная:

Каковы недостатки этих концепций? Какие стороны реальности в них не отражаются? Может ли принятие одной из этих точек зрения ограничить внутреннюю свободу человека?

 

Красная:

Представьте себя последовательно представителем каждой из четырех концепций. Как Вы себя чувствуете? Какие мысли приходят в голову? Какой род занятий Вы выберете в этом мире? Хочется остаться там или нет?

 

Зеленая:

Предположите, что будет, если все люди на земле примут концепцию утилитаризма? Гедонизма? Альтруизма? Перфекционизма? В каком мире у человека больше стимула к развитию? Как можно использовать эти парадигмы для изменения индивидуальных настроений и общественных трансформаций? Какие проблемы можно решать, меняя точку зрения людей на эти проблемы?

 

Синяя:

Составьте интеллектуальную карту по рассматриваемой проблеме.  Нужно ли человеку задумываться о движущих силах его поступков? Какая из рассмотренных концепций ближе современной культуре (для отдельного человека, для человечества)?

(в зеленую полоску: Что происходит, когда мы задумываемся о том, что управляет нашим поведением? В каких случаях такая рефлексия нужна, когда она мешает?)

 

Приложение 1.

Эдвард де Боно

Шесть шляп мышления

 

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем. В этой круговерти скачущих мыслей нам так же сложно ориентироваться, как циркачу жонглировать мелькающими у него перед глазами разноцветными шарами и обручами. Но научиться и тому и другому – можно.

Усвоение простой идеи, которую я предлагаю вашему вниманию, позволит вам навести порядок в «кладовой своих мыслей», поможет «разложить их по полочкам» и предоставит возможность все делать размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности. Только так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии «чистейшей воды» от «голых» фактов и реальных планов на будущее. В умении выбрать нужный подход к делу и состоит предлагаемая мной идея шести «мыслеварительных» шляп.

Шесть мыслеварительных шляп позволят нам умело дирижировать оркестром своих мыслей, пока еще демонстрирующим неслаженную игру, дадут нам возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпу, мы сможем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. И наличие коллекции мыслеварительных шляп окажет нам при этом еще одну немаловажную помощь: при обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа «варить свои мысли», или попросту – думать. Так они получают возможность по‑иному взглянуть на обсуждаемую проблему.

Надевание мыслеварительной шляпы призвано помочь нам обрести спокойное и бесстрастное состояние сознания, необходимое для любого типа мыслительной деятельности и являющееся чем‑то большим, нежели просто ответной реакцией на сложившуюся ситуацию.

 

Но все зависит от того, считаете ли вы, что каждый из нас способен мыслить самостоятельно, или склонны полагать, будто все мы обречены бездумно использовать шаблонное мышление, устоявшиеся образцы которого были оформлены «задолго до нас».

 

Когда печатают цветную фотографию, скажем, в журнале, или, как мы уже начали именовать документы, которые мы заполняем‑составлям‑печатаем, – карту, цвета на ее поверхность наносят поочередно: сначала – один, затем – второй, третий, и так далее – до тех пор, пока наша карта не обретет запланированное цветовое оформление. Этот момент постепенного изменения цветовой окраски безликой прежде поверхности имеет для нас с вами большое значение: именно так прежде бесцветная, серая мысль благодаря нашему сознательному на нее воздействию будет напитывать себя яркими, сочными – достойными нас с вами цветами.

Вот и каждой из шести наших мыслеверительных шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими лишь ей одной чертами и качествами. Иными словами, цветовое различие делает каждую мысле‑шляпу особенной, неповторимой – личностью! Общение же с Личностью, как известно, накладывает отпечаток и на того, кто с ней общается.

В «общении» с мысле‑шляпами дело обстоит точно так же. Именно на этом и строится мой расчет. Это и есть тот способ, благодаря которому мы с вами добьемся управления нашим вниманием. Таким образом, вопрос для нас заключается не только в том, чтобы надеть на себя мыслеварительную шляпу; не менее важно и то, какой расцветки шляпу мы собираемся надевать.

 

Первое достоинство шести шляп мышления заключается в том, что нам предоставляется реальная возможность сыграть чью‑то роль. Основная ограниченность нашего мышления, как это ни покажется парадоксальным, обусловлена обеспечением защиты нашего «Я» от всяческих «столкновений» с действительностью, что приводит нас в практической жизни ко множеству ошибок и заблуждений. Оберегая свою целостность, наш ум часто склонен принимать новое за «неправильное». Благодаря использованию шляп мышления перед нами открывается возможность обменяться мнениями о таких вещах, о которых мы не могли бы и позволить себе «помыслить вслух» без этого спасительного головного убора. Шляпа мышления сродни костюму паяца, надев который мы получаем право паясничать от души.

Второе достоинство мыслеварительных шляп заключается в том, что с их помощью мы обретаем возможность управлять своим вниманием. Если ваше мышление готово не просто реагировать на происходящее, а способно на нечто большее, тогда у вас должен быть способ переключить свое внимания с одного объекта на другой и при этом рассмотреть предмет с шести разных сторон.

Третье достоинство шляпы мышления в том, что перед нами открывается возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпе символика очень удобна для того, чтобы в соответствующей форме попросить кого‑нибудь (и себя в том числе) развернуть поток своих мыслей или направленность действий в другую сторону, а то и вовсе – «на 180 градусов влево». Вы можете попросить человека проявить уступчивость или, наоборот, посоветовать ему не идти у окружающих на поводу. Вы можете попросить его отнестись к делу творчески или, наоборот, отрешиться от бесплодных фантазий. Вы можете просто предложить ему высказать все, что у него «накипело».

 

Каждая из шести мыслеварительных шляп имеет свой цвет: белый, красный, черный, желтый, зеленый, синий. Цвет шляпы определяет ее название.

Прежде всего необходимо представить себе эти шляпы существующими реально. Для этого нужно использовать их расцветку. Как вы еще отличите одну шляпу от другой? Различие в форме запомнить трудно, цвет представить себе значительно легче.

Тем более что цвет каждой шляпы связан с ее назначением.

Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах.

Не надо никаких объяснений! Можете ли вы сыграть роль компьютера?

 

Красная шляпа. Красный цвет символизирует гнев, ярость и внутреннее напряжение. Вот и мы в красной шляпе будем отдавать себя во власть эмоций.

Долой всю беспристрастность и объективность факта!  

Даешь девиз: «Доказательств не требуется!»  

 

Черная шляпа. Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное – то, что страшится людских глаз.

Ничего у нас не получится. И не должно получиться!  

Бродячий символ пессимизма

Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Желтая шляпа полна оптимизма; под ней живет надежда и позитивное мышление.

Да здравствуем – несмотря ни на что!  

Искусство заставить идти все как надо.  

 

Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Больше всяческих точек зрения – новых и разных.  

Откуда веет ветер перемен.

 

Синяя шляпа. Синий цвет холодный; это – цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок.

Держать мысли в узде

Как рисовать?

Принципы рисования очень просты:

 

  1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.

 

  1. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

 

  1. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.

 

  1. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.

 

 

  1. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

 

  1. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

 


 

  1. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

 

А это пример такой карты:

http://www.mind-map.ru

 


Приложение 3.



Приложение 4. Схема психологической структуры личности (Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. с.16 -М.: Педагогика, 1970)

 

 

 


 

Бумага офсетная.

Печать – ризография.

Тираж 100 экз.

3 ус.печ.п.л. Заказ № 301.

«Первый печатный двор»

420111, г.Казань, ул.Университетская, 11/46


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                 

 

КАЗАКОВА В.А., КАРИМОВ А.Р., САФИНА А.М.

ПРАКТИКУМ ПО

ФИЛОСОФИИ

(Методические рекомендации)

 

Казань

2018

 

УДК 101(091)(075.8)

ББК 87.3

 

Авторы:

В.А.Казакова, к.филос.н.;

А.Р. Каримов, к.филос.н., доц. каф. социальной философии К(П)ФУ;

А.М.Сафина, к. филос. н., доц. каф. истории и философии КГАСУ.

 

 

Практикум по философии: методические рекомендации. – Казань: КГАСУ, 2010. – 47.

 

 

Данный практикум по философии подготовлен в соответствии с Программой учебного базового курса «Философия», принятой на кафедре истории и философии КГАСУ, и предназначен для проведения семинарских занятий по философии.

 

© Коллектив авторов, 2018

© Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2018

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Курс философии в вузе предполагает освоение студентами истории и теории философии. В ходе изучения философии студенты знакомятся с процессом смены типов философствования и познания в истории человечества и на современном этапе, обусловленных спецификой мышления ярких представителей духовной культуры отдельных стран и особенностями цивилизации конкретных исторических эпох.

Целью изучения философии является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, освоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Основная задача философии: способствовать формированию философского мировоззрения и выработке критического отношения к различным концепциям, а также стимуляция креативности мышления.

Освоение курса философии должно содействовать:

- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Данный практикум подготовлен в соответствии с требованиями компетентностного подхода к образованию.

 

Тематика семинарских занятий:

Тема семинара Количество часов
Тема 1. Основной круг философских проблем. Структура философии. Методологические и аксиологические функции философии. 2
Тема 2. История философии. Античная философия, средневековая европейская философия 2
Тема 3. История философии. Философия Древнего Востока, отечественная философия 2
Тема 4.  История философии. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.  Немецкая классическая философия 2
Тема 5. Неклассическая философия 2
Тема 6. Онтология. Основные категории 2
Тема 7. Проблема сознания и познания в философии 2
Тема 8.  Аксиология и этика  
Тема 9. Социальная философия. Философия истории 2
Итого 18


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРАМ

Тема 1. Основной круг философских проблем. Структура философии.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 285.