1. письменно дайте ответы на следующие шесть вопросов о философии:
1) Какая она? (какого цвета, вкуса, размера, формы, запаха и т.д.)
2) Какие ассоциации она вызывает?
3) На что она похожа, а на что точно не похожа?
4) Из каких частей она состоит?
5) Для чего ее можно использовать?
6) Какие она имеет положительные черты? Отрицательные?
2. прочитайте текст Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления» (приложение 1) и устно сформулируйте:
· что Вы можете сказать об этом тексте, если наденете белую шляпу?
· Что скажете, если наденете красную?
· Каков Ваш отзыв о нем в черной шляпе?
· В желтой?
· В зеленой?
· В синей?
3. Прочитайте текст о «картах мышления» (Приложение 2).
Составьте карту всех Ваших отзывов о тексте де Боно,
Подведение итогов.
В течении семестра мы будем работать, применяя метод шести шляп и карт мышления. Посмотрите на задание к следующему семинару. Вопросы к каждому вопросу сформулированы для каждой из шести шляп.
Работаем следующим образом: белую и синюю шляпы (два первых и последний пункты каждого вопроса) одевают на себя два человека, которые в паре готовят дома доклад (на пять – максимум семь минут) по вопросам для этих шляп. Они же подводят итоги и составляют карту мышления в заключение обсуждения этого вопроса.
Остальные шляпы распределяются во время семинара, и по результатам доклада высказывают свое мнение, соответственно той шляпе, которую они надели – из этих мнений и составляется карта.
Тема 2. История философии. Античная философия, средневековая европейская философия
Парменид и Гераклит: движение и покой
Белая:
В чем состоит суть философских учений, предлагаемых Парменидом и Гераклитом? Какие факты выступают подтверждением этих теорий, а какие являются опровержением? (для подтверждения теории Парменида рассмотрите апории Зенона Элейского)
(в зеленую полоску: попробуйте изобразить бытие согласно пониманию Парменида и Гераклита)
Синяя:
В связи с какими процессами в обществе (экономическими, культурными) проблема устойчивости бытия актуализировалась именно в 4 в. до н.э.?
Для чего человеку знать, подвижен мир или статичен? Каким образом этот спор решает современная философия? (см. главу «Движение» в разделе «Онтология»)
Желтая:
Выделите сильные стороны рассматриваемых концепций. На какие важные стороны окружающей реальности обращают наше внимание философы? Способствует ли принятие этих теории личностному росту?
Черная:
Каковы недостатки этих концепций? Какие стороны реальности в них не отражаются? Может ли принятие одной из этих точек зрения ограничить внутреннюю свободу человека?
Красная:
Представьте себя в вечно неподвижном мире Парменида. Как Вы себя чувствуете? Что Вам нравится, а что – нет? Какие мысли приходят в голову? Какой род занятий Вы выберете в этом мире? Хочется остаться там или нет?
Теперь представьте себя в изменяющемся, подвижном мире Гераклита. Как Вы себя чувствуете? Что Вам нравится, а что – нет? Какие мысли приходят в голову? Какой род занятий Вы выберете в этом мире? Хочется остаться там или нет?
Зеленая:
Что будет, если все люди на земле примут точку зрения Парменида? Если все станут последователями Гераклита? Как можно использовать эти две парадигмы для изменения индивидуальных настроений и общественных трансформаций? Какие проблемы можно решать, меняя точку зрения человека на процесс познания?
Синяя:
Составьте интеллектуальную карту по рассматриваемой проблеме.
Нужно ли человеку задумываться об устойчивости окружающего мира? Какая из рассмотренных концепций ближе современной культуре (для отдельного человека, для человечества)?
(в зеленую полоску: Что будет, если мы утратим уверенность относительно привычных качеств мира? В каких случаях такая рефлексия нужна, когда она мешает?)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 252.