Дхарма (санскр. "порядок", "уклад", "установление") – "сакральный порядок", идеальная парадигма социально-политического устройства. Важнейший термин индуистской традиции. Вся индийская цивилизация имеет общую сверх-цель – соответствие "дхарме". В более узком кастовом смысле, "дхарма" –ритуальная жизненная цель высшей касты, брахманов. Ритуальной целью кшатриев является "кама", "желание", а вайшьев – "артха", "предметы", "вещи". Политическое считается полноценным, когда "кама" кшатриев подчинена "дхарме", и с ней же согласуются действия вайшьев в материальном мире вещей ("артха").
Идеализм – одно из основных направлений в философии, сторонники которого признают исходным, первичным, субстанцией дух, идею, сознание. Две разновидности идеализма–объективный и субъективный: для первого характерно признание духовного первоначала, существующего вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение наличия реальности вне и независимо от сознания субъекта.
Идея (греч "idea") – философский термин, означающий "небесный прообраз" вещи, духовную матрицу, чьим телесным воплощением являются предметы и существа земной реальности.
Индуизм– древнейшая религия, одна из наиболее многочисленных по числу последователей. Основа индуизма –кастовая система и принадлежность к единой традиции, имеющей очень большое число вариаций. В рамках индуизма существует множество философских и религиозных систем, подчас фундаментально различающихся между собой. Основой индуизма является утверждение непрерывности между миром божественных начал (богов, абсолюта и т.д.) и земным миром, в том числе человеческим. Все индуисты почитают в качестве священных книг "Веды", а также большее количество комментаторской литературы, имеющей сложную иерархию. С точки зрения индуизма, к этой традиции нельзя примкнуть извне, так как необходимо родиться в одной из индуистских каст. Вне кастового принципа индуизм не может рассматриваться, так как священные доктрины и культы для разных каст существенно различаются между собой.
Историцизм – принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени, развитии. Отличительной чертой историцистcких концепций является видение истории как определенной целостности, обладающей имманентным смыслом, на базе которой нередко выдвигаются глобальные пророчества.
Казуистика – рассмотрение частных случаев в их связи с общими принципами. В обыденном представлении – ловкость, изворотливость в доказательстве сомнительных положений.
Конвенциализм – направление в философском истолковании науки, согласно которому в основе научного знания лежат конвенции (соглашения) между учеными.
Конвергенция (лат. "convergentia" - "совпадение", "слияние") – теория, в основе которой лежит идея о постепенном сглаживании различий между капиталистической и социалистической общественными системами. Возникла в 50-х годах XX века в связи с научно-технической революцией, ростом обобществления капиталистического производства.
Космогония (греч. "kosmoz", "порядок", "миропорядок", "вселенная", "космос" и "gonoz", "происхождение") – теории о происхождении и становлении Вселенной.
Креационизм (лат. "creatio", "творить", "создавать") – мировоззренческая концепция, согласно которой мир создан Богом из ничего.
Материализм – философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя. В соответствии с данным направлением материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное - вторичным (результатом, следствием).
Метафизика (в смысле антидиалектика) – философская методология, отрицающая появление нового качества в развитии природы, общества и мышления и заключающаяся в мысленном отрыве и абсолютизации отдельных сторон, моментов, элементов единого целого системы.
Метемпсихоз ("metemyucoz", греч. "meta", "через" и "yuch", "душа") – дословно "переселение душ".
Механицизм – односторонний принцип познания, основанный на признании доминирующей механической формы движения материи и сводящей все остальные формы к ней.
Микрокосм (греч. "mikro", "маленький" и "kosmoz", "мир") – "малый космос". В греческой и позднейшей герметической философии "человек" понимался как созданный по образу и подобию Вселенной.
Мировая душа – термин платоновской философии, означает духовную субстанцию, организующую миропорядок, источник небесных идей.
Наивный реализм – представление о том, что все характеристики внешнего мира, данные в обыденном опыте, исчерпывающе выражают объективную реальность.
Натурализм (лат. naturalis — естественный) – философское направление, согласно которому природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, а обращение к природе — основа решения всех философских проблем.
Нирвана (санскр. "никакое") – состояние полного освобождения от каких бы то ни было определений или ограничений; в буддизме высшая ступень совершенства, достигаемая по ту сторону круговорота рождений и смертей.
Номинализм (лат. "nomen", "имя") – направление средневековой схоластической философии (в ареале романо-германских народов), которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами, словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (это крайний или строгий, номинализм - И. Росцелин и другие), или чисто мыслительными образованиями, концептами, существующими в уме человека ("умеренный номинализм" - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в XI-XII веках, получил особое развитие в XIV-XV веках (У. Оккам и его школа).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 426.