Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта.
Расписание размещается во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, в которых предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Расписание обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения между остановочными пунктами и т.д.
Расписание движения должно разрабатываться с учётом необходимости обеспечить:
удовлетворение потребности населения в перевозках по каждому маршруту;
использование вместимости автобусов по установленным нормам;
минимальные затраты времени пассажира на поездки;
регулирование движения автобусов на всём протяжении маршрутов;
создание необходимых удобств в пути следования;
соблюдение режима и условий труда водителей и кондукторов, согласно трудовому законодательству;
эффективное использование автобусов.
Автотранспортная организация обязана составлять расписание движения автобуса в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Расписание движения при осуществлении всех видов автобусных перевозок (городских, пригородных, междугородных), должно составляться на основе нормативных скоростей движения на отдельных этапах маршрута при условии, что эти скорости соответствуют разрешенным правилами дорожного движения и дорожными знаками. Исходя из условий эксплуатации подвижного состава, максимальные скорости движения на маршрутах могут устанавливаться ниже предела установленного правилами дорожного движения.
Расписание движения автобусов для городских, пригородных, междугородных и внутрирайонных автобусных маршрутов предоставляется администрациям районов и городов, и утверждаются государственным заказчиком на пассажирские перевозки.
Расписание движения – это основной документ организации движения автобусов, регламентирующий: режим движения, их использование по времени, организацию труда водителей и кондукторов и основные эксплуатационные показатели.
Задачи работников службы эксплуатации заключается в том, чтобы расписания обеспечивали:
– минимальные затраты времени на ожидание и поездку пассажиров;
– высокую регулярность движения;
– максимальную скорость движения при полной безопасности;
– наибольшую эффективность использования автобусов;
– согласованность интервалов движения на сопряженных маршрутах и одинаковую скорость движения автобусов на совместных контрольных участках;
– нормальный режим труда работы водителей и кондукторов;
– увязку времени прохождения автобусов через соответствующие остановочные пункты, с режимом начала и окончания работы предприятий, организаций, учебных заведений, зрелищных представлений и др.
В целях наилучшего обслуживания пассажиров, повышения производительности подвижного состава и лучшего его использования маршрутное расписание разрабатывается в нескольких вариантах:
– будних, предвыходных и выходных дней;
– осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов.
Необходимость наличия различных вариантов расписания движения являются:
– непостоянство пассажиропотоков;
– изменения норм времени движения подвижного состава на маршруте;
– изменения количества подвижного состава, выпускаемого для работы на маршруте.
Каждому автобусу маршрута в расписании присваивается определённый номер выхода, т.е. номер графика по которому осуществляется последовательность выпуска автобуса на каждый маршрут.
Начало и окончание движения автобусов на каждом маршруте определяют по местным условиям, учитывая распределение спроса на перевозки.
Методика составления расписания движения носит в значительной степени формализованный характер. В процессе составления расписания движения используется в основном аналитические и частично графические методы.
Маршрутные расписания, разрабатываемые в табличной форме, содержат данные характеризующие трассу маршрута, дифференцированные нормы пробега по периодам суток, принятый режим труда водителей, тип и количество используемого подвижного состава, время начала и окончания движения на маршруте, длину и время нулевых пробегов и других требований.
Необходимое количество рейсов, интервал и частоту движения рассчитывают в соответствии с данными распределения пассажиропотоков отдельно для «часов пик» и других часов суток, особое внимание уделяется определению количества необходимых рейсов в «час пик», расчёт которых осуществляется с учётом нормального наполнения автобусов при соблюдении установленных нормативов качества обслуживания пассажиров.
Процесс разработки маршрутных расписаний состоит из двух этапов: подготовки и расчета исходных данных и составление расписаний.
К исходным данным относятся:
– уточнение пассажиропотоков по участкам и маршруту в целом;
– расстояние и время движения автобусов между остановочными пунктами, величины скоростей движения;
– установление нормативов времени рейса и оборота по периодам суток;
– выбор марки и расчет потребного количества автобусов, необходимого числа рейсов;
– определение величины максимально допустимых интервалов движения;
– распределение автобусов по маршрутам;
-определение целесообразного времени начала и окончания работы автобусов, скоординированного с режимом работы предприятий, организаций, учебных заведений и т.д.;
– определение пунктов начала и окончания движения автобусов по маршруту, протяженность нулевых рейсов, норм времени на пробег;
– выбор пунктов заправки автобусов топливом, определение норм времени на пробег и заправку;
– выбор форм организации труда водителей;
– определение места и продолжительности проведения обеденных перерывов не позднее 4-5 часов с начала смены;
– изучение расписания движения других видов транспорта на параллельных направлениях.
Существуют две формы маршрутных расписаний:
В табличной форме.
В графической форме.
Виды расписаний используемых на пассажирском автобусном транспорте следующие:
– рабочее (водительское) расписание – выдается каждому водителю перед выездом на линию, в которой указывается время отправления и прибытия в конечные пункты, количество рейсов, время и место обеденных перерывов, нарядное время, интервал движения и время отстоя и т.д.;
– станционное расписание – составляется для диспетчеров конечных и контрольных пунктов и служит для контроля над регулярностью движения;
– информационное расписание – вывешивается для сведения пассажиров на конечных и промежуточных пунктах маршрута, в автовокзалах и автостанциях;
– оперативное расписание – разрабатывается с помощью ЭВМ при изменении погодных условий (гололед, снегопад, туман и т.д.).
Расписание движения составляется на весенне-летний и осенне-зимний периоды года, а так же на будничные и воскресные дни недели.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 339.